Определение уровня развития ребенка играми
Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.д. но во всех случаях воспитатель внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.
В такой игре и через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д.
Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.
Сюжетно – ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
Необходимость повышения культуры игры как формы организации интересной детской деятельности ставит передо мной, как воспитателя, сложные задачи, решать которые можно только при условии умения вести наблюдения за детскими играми и фиксировать их при учете воспитательной работы. Прежде всего, я уяснила для себя следующие вопросы, касающиеся непосредственно ролевых игр:
1. В какие игры дети любят играть и какова продолжительность этих игр?
2. Каков уровень взаимоотношений детей в игре? (Как они распределяют и выполняют роли, как помогают друг другу во время игры, умеют ли уступать, сдерживать себя, делиться с товарищами, проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу?)
3. Наблюдается ли творческий элемент в ролевых играх, существует ли «борьба мнений» в них, как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнением товарищей, с их интересами?
4. Как развивается сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется?
5. Намечают ли дети план игры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его развитие, планируют ли необходимое изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры?)
6. Какие дети в играх активные, а какие малоактивные?
Делая анализ игровой деятельности детей своей группы, намечаю задачи по развитию игры и вместе с этим по формированию личности ребенка.
Для рассмотрения данное проблемы я использовала образовательную программу «Развитие» (автор Л.А. Венгер), где очень хорошо представлены уровни развития сюжетно – ролевой игры. Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие дошкольника, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).
При разработке программы «Развитие» авторы учитывали положения Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского и т.д. о том, что по уровню развития игровой деятельности ребенка можно судить о развитии ребенка, в целом, и о степени соответствия его развития возрастным нормам.
Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношений в игре детей 6–7 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.
Терминологический словарь дает следующее определение понятия «формирование взаимоотношений» – это
A. формирование навыков взаимодействия
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)
Вторая подгруппа: дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья подгруппа: дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
Четвертая подгруппа: дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Так, во взаимодействии друг с другом дети подготовительной группы могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы.
B таких навыков построения и поддержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе.
Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.
Центральное место в дошкольном детстве в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими норм и правил.
У детей подготовительной группы повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе и этические, и отстаивают их перед ровесниками и взрослыми.
Так, программа «Развитие» определяет возрастные особенности игрового взаимодействия и общения детей друг с другом, в основе которых лежат обозначенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстниками в процессе игровой деятельности, что позволило мне, как воспитателю, более детально определить, обозначить задачи социально-нравственного развития детей моей группы и конечную, желаемую цель в данном направлении их воспитания, посредством игровой деятельности (в частности, использование сюжетно-ролевых игр).
Поведение и общение ребенка должно быть положительно направлено:
он должен уметь хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения,
владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного поведения и воспитания, в целом, (игры-драматизации, режиссерские, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д. – все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, считаю, сюжетно-ролевые игры.
Программа «Развитие» /автор Л.А. Венгер/ направлена на развитие умственных и творческих способностей ребенка-дошкольника.
Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников.
Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки – показатели уровня игры – представлены в таблице.
Низкий уровень | Сюжеты игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий. Не только не продуцируют новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых сфер). В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами. |
Средний уровень | Развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощренно, с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь – с партнерами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет В игре-придумывании со взрослым, вслед за ним может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями участников-сверстников Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию |
Высокий уровень | Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер; С одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия) Может быть инициатором игры-фантазирования со сверстниками. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры. Часто бывает инициатором игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли. С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий. |
Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны авторами программы «Развитие» в соответствии с пониманием закономерностей развития игровой деятельности и стратегии ее формирования, заложенными в программе «Развитие» и методических рекомендациях к ней.
Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов постоянных наблюдений за свободной самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплением оценки уровня сюжетной игры ребенка служило его поведение в совместной со взрослым игре-придумывании.
Оценку уровня игры необходимо осуществлять 3 раза в год:
В ОКТЯБРЕ, где оценивался уровень игры, руководствуясь выделенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой группы детей (с низким, средним, высоким уровнем) подбирала соответствующие приемы, способствующие дальнейшему продвижению и активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществление дифференцированного подхода к детям);
В ФЕВРАЛЕ, когда очередная оценка позволила определить успешность продвижения детей, скорректировать свою тактику, определить, кто из детей в большей мере нуждается во внимании;
В МАЕ осуществлялась итоговая оценка, которая является как характеристикой общего продвижения детей, так и свидетельством эффективности работы.
В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации сюжетной игры:
1. первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
2. второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей, на мой взгляд, является обеспечение соответствующих условий: игровой полифункциональный материал, игрушки, организация подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания и т.д.
Уверена в том, что для возникновения сюжетно-ролевой игры, предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать интерес к ней, помочь детям получить радость и удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей
Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладении социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решала задачу формирования у старших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании.
Таким образом, следуя методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников как одного из средств развития воспитания детей можно попробовать достичь изменения показателей уровня игровой деятельности , сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил, что очень важно для наших детей.
Литература.
1. Аникеева Н.П.. Воспитание игрой., М., 1987
2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., 1995
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998
4. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 1994
5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23
6.Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. – 1980 – №5
7.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 1990
9.Педагогическая диагностика по программе «Развитие», М., 2000
10.Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. Научный руководитель Венгер Л.А., М., 2000
11.Психология. Словарь. Политиздат, 1990
12.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н.Я., Подьяккова Н.Н., М., 1987
13.Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002
14.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ Под ред. М.А. Васильевой, М., 1990
15.Спиваковская АС. Игра – это серьезно. М., 1981
16.Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, №7
17.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999
18.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990
воспитатель
II квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад № 56»
Соловова С.А.
Источник