Определение уровня психического развития ребенка
К показателям психического развития ребенка относят:
– развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это – психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.
И все-таки, что это за факты?
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на
Глава 1. Психология развития ребенка 53
что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.
Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное -грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.
Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,
‘ Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.
54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный – изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно’.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка2.
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, чтомы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Как сделать наблюдение максимально эффективным?
Первое и, может быть, главное условие – это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
Третье условие – это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность
56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) – составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
– физическое развитие;
– общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
– социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
– самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
– поведение ребенка.
Структура карточки – это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.
Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.
Глава 1. Психология развития ребёнка 57
2. Придерживайтесь своих наблюдений – не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
Можно рекомендовать родителям вести такие карточки наблюдения.
Таблица 4
Фрагмент карточки физического развития
Широкие физические движения | | |||
Дата: | 6.04.86. | 7.07.86. | 1.10.86. | 31.12.86. |
Возраст ребенка | 4мес. | 7мес. | Юмес. | 13мес. |
Ребенок может: | | | | |
– переворачиваться со | + | + | | |
спины на живот; | | | | |
– сидеть без поддержки | | + | + | |
короткое время; | | (долго) | | |
– бросать предметы; | | + | + | + |
– ползать на | | пытается | + | + |
четвереньках; | | | | |
– подниматься, держась | | | + | + |
за мебель; | | | | |
– приседать из | | | + | + |
положения стоя; | | | | |
– ходить с помощью | | | * | + |
взрослых; | | | | |
– ходить | | | | + |
самостоятельно. | | | | |
58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Таблица 5
Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.
Социальное развитие и игра | |||
Дата: | 5.02.86. | 25.05.86. | 20.08.86 |
| | ||
Возраст: | 2,6 | 2,9 | |
Реакция на трудности: | | | |
– быстро сдается; | | | |
– пытается преодолеть какое-то время; | + | + | |
– пытается преодолевать постоянно; | | | |
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания: | | | |
– непоседлив с самого издала; | + | | |
– концентрируется на 1-2 минуты; | | + | |
– концентрируется на 5 минут и более; | | | + |
В играх с деть ми; | | | |
– обычно включается в игру; | | | |
– обычно играет в одиночку, но возле других детей; | | | |
– держится в стороне от других детей. | + | + | + |
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:
семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-
Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.
Глава 1. Психология развития ребенка
симость, агрессия, интенсивность – экстенсивность и активность – пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
участие в домашней работе: ее содержание, систематичность исамостоятельность;
свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.
Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,
ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.
Другая группа методов изучения ребенка – это эк-
сперимент.
Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью
60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
тестов. Тест – это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
– возможность определения нормы развития;
– возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
– возможность одномоментного сбора большого материала;
– отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Итак, в этой главе мы определились в главном – концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка – социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности – психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого
Глава 1. Психология развития ребенка 61
нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.
Источник
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (УПР)
Источник: Мясоед П.А. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников // Вопросы психологии, № 6, 1996
Цель: определение актуального уровня психического развития дошкольников.
Описание методики
Методика предназначена для проведения оперативной диагностики уровня психического развития больших групп дошкольников. В отличие от непосредственного тестирования, где объектом диагностики выступает ребенок, при опосредованном тестировании таким объектом является взрослый – носитель «образа ребенка». Это более или менее полное, вербализированное представление об уровне психического развития ребенка, которое неизбежно формируется у лиц, постоянно с ним общающихся. При этом, у родителей такой образ преимущественно пристрастный, а потому и часто неадекватный. Но уже у воспитателей ДОУ он в значительной мере объективен.
Методика состоит из 12 измерительных шкал уровня психического развития (УПР). Это – 1) ощущения (цветовые); 2) восприятие (зрительное); 3) запоминание; 4) мышление; 5) воображение; 6) внимание; 7) игра; 8) общение; 9) речь; 10) эмоции; 11) самостоятельность; 12) саморегуляция.
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому – 1, второму – 2 и т.д. С помощью этих шкал психолог, используя в качестве экспертов воспитателей ДОУ, имеет возможность получить первичные оценки уровня психического развития по каждому из 12 параметров.
Процедура обследования
При проведении обследования практическому психологу необходимо:
1) вместе с экспертом (воспитателем, хорошо знающим ребенка) получить первичную оценку УПР с помощью измерительных шкал, выставляя по каждой шкале соответствующую оценку (1,2,3,4 или 5) на бланке обследования;
2) получить абсолютную оценку (АО), путем суммирования всех оценок по 12 шкалам;
3) перевести полученную таким образом абсолютную оценку (АО) в относительную оценку (ОО), пользуясь формулой 1:
ОО = АО х 100 и разделить на МО,
где МО (максимальная суммарная оценка) для младшей группы равняется 36, для средней группы – 48, для старшей группы – 60;
4) далее, пользуясь таблицей 1, перевести полученную относительную оценку (ОО) в стандартную оценку (СО). Стандартная оценка будет соответствовать одному из трех уровней психического развития – низкому, среднему или высокому. Определить уровень психического развития (УПР).
Таблица 1
Возрастные группы | Стены и относительные оценки | ||||||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
3-4года | 18 – 31 | 32 – 34 | 35 – 40 | 41 – 54 | 55 – 69 | 70 – 77 | 78 – 94 | 95 – 99 | 100 |
4-5 лет | 43 – 51 | 52 – 56 | 57 – 61 | 62 – 68 | 69 – 77 | 78 – 87 | 88 – 95 | 96 – 99 | 100 |
5-6 лет | 45 – 61 | 62 – 65 | 66 – 71 | 72 – 75 | 76 – 82 | 83 – 89 | 90 – 94 | 95 – 98 | 99-100 |
Бланк обследования____________________________
ФИО | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | АО | ОО | СО |
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… | |||||||||||||||
…… |
Измерительные шкалы УПР
I. Ощущения 1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра 2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра 3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их 4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки 5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности | II. Восприятие 1. При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием 2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними 3. Отроит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное 4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы 5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому | III. Запоминание 1. Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме 2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме 3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы 4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании 5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
IV. Мышление 1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи 2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия 3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата 4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана 5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи | V. Воображение 1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции 2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство 3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них 4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть 5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях | VI. Внимание 1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес 2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения 5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей |
VII. Игра 1. Выполняет с игрушками ролевые действия 2. Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей 3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями 4. Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними 5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения | VIII. Общение 1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи 2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания 3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям 4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым 5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми | IX. Речь 1. Обозначает словами окружающие предметы и явления 2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации 3. Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты 4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий 5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию |
X. Эмоции 1. Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся 2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов 3. Обнаруживает сопереживание реальным людям 4. Проявляет симпатию-антипатию к сверстникам и взрослым 5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся | XI. Самостоятельность 1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях 3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности 4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях 5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях | XII. Саморегуляция 1. Действует под влиянием ситуативных эмоций 2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания 3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие 4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия 5. В ситуации выбора отдаст предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
Прикреплённые документы:
Источник