Определение резервных возможностей развития ребенка
Методика
выявления резервных возможностей
и качества обучения
В основе данной методики лежит анкета, которая позволяет выявить рассогласование-разрыв между тем, как «реально» работает учитель, и тем, что он желал бы сделать, но этому препятствуют имеющиеся проблемы и барьеры. Цель предлагаемой методики – выявить «разрывы» и систематизировать их. Кроме того, в анкете даны вопросы, ответы на которые позволят получить много различной информации, если при обработке анкеты использовать корреляционный анализ, рейтинговую оценку значимости тех или иных ответов учителей.
Анкета для учителей на выявление резервных возможностей и качества обучения
Как распределяется ваше время?
пп
Формы организации занятий
% времени
% врем котор вы тратите на подготовку
реально
желательно
реально
желательно
1
Традиционные уроки
2
Иновационныеуроки
3
Игры
4
Лекции
5
Семинары
6
Конференции
7
Экскурсии
8
Самостоятельная классная работа учащихся
9
Домашняя работа учащихся
10
Компьютерные формы и тенологии обучения
2. Оцените по 9-балльной шкале для выявления рейтинга значимости те проблемы и барьеры, которые вы чаще всего испытываете при проведении инновационного урока и других новых форм и технологий обучения:
Нет необходимой методической литературы.
Не с кем посоветоваться, проконсультироваться.
Много времени уходит на подготовку.
Нет личной заинтересованности.
Нет должной поддержки и помощи администрации, методического объединения.
Мало что нового дают на курсах повышения квалификации.
Отсутствие знаний о дифференцированном и индивидуальном обучении.
Отсутствие знаний и умений для применения новых технологий обучения.
Большая затрата времени на изготовление дидактических материалов и наглядных пособий.
Избыток совещаний и заседаний.
Недостаточная учебно-материальная база.
Большая наполняемость класса.
Что еще?
3. Оцените по 9-балльной шкале факторы и условия, которые способствуют внедрению новых более совершенных технологий обучения:
Курсы повышения квалификации.
Работа методических объединений учителей.
Чтение педагогической и методической литературы.
Собственная инициатива и творчество.
Посещение открытых уроков коллег.
Помощь со стороны администрации школы.
Ориентация всего школьного коллектива на новые технологии.
Наличие дифференциации учащихся по уровням, потока.
Что еще?
4. Что такое инновационный урок?
Инновационный урок – форма обучения, на которой… (отметьте /да/, с каким утверждением вы согласны):
• Широко используются новые для учителя технологии обучения.
Гибко и вариативно используются разнообразные приемы,методы обучения, не характерные для традиционного урока.
Осуществляется внедрение чего-либо нового.
Широко используется аудио, видео и компьютерная техника.
Осуществляется внедрение новых средств диагностики и контроля.
Что еще?
5. Оцените по 9-балльной шкале, что, по вашему мнению, способствует эффективности урока?
Гибкая структура урока.
Тщательный отбор содержания учебного материала.
Четкое определение целей урока учителем.
Осознание целей урока учениками.
Увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся на уроке.
Поэтапный контроль за усвоением учащимися нового материала.
Создание проблемных ситуаций и их разрешение.
Культура педагогического общения учителя.
Методическое мастерство учителя.
Настрой и вдохновение учителя.
Опора на зону ближайшего развития ученика.
Усиление дифференциации и индивидуализации обучения.
Что еще?
6. Оцените по 9-балльной шкале, какая из теории оказывает большее влияние на эффективность урока?
Развивающего обучения.
Проблемного обучения.
Дифференцированного обучения.
Личностно-ориентированного обучения.
Модульного обучения.
Компьютерного обучения.
Опережающего обучения.
Концентрированного обучения.
Какие еще?
7. Какой процент времени на уроке вы отводите следующим формам организации обучения?
Формы организации обучения
Реально
Желательно бы
1. Фронтальные
2. Групповые
3. Парные
4. Индивидуальные
8. На какие критерии вы преимущественно опираетесь при
выборе формы организации обучения? Отметьте «да» или «нет».
Возраст и реальные возможности учащихся.
Степень трудности учебного материала.
Степень новизны учебного материала.
Объем учебного материала.
Рациональность расходования времени учеников и учителя.
Уровень развития личностных качеств учащихся, в том числе развитие их инициативы, самостоятельности.
Что еще?
9. Какие признаки с вашей точки зрения характеризуют понятие «педагогическая технология». Отметьте «да» или «нет».
Опора на концепцию, теорию.
Четкая формулировка целей обучения, воспитания, развития.
Усиление диагностических функций.
Системный подход.
Опора на аудио, видео и компьютерную технику.
Систематическое использование дидактических материалов (задач, упражнений).
Что еще?
10. Каков чаще всего коэффициент эффективности вашей педагогической деятельности с точки зрения применяемых умений?
Оцените по шкале от 1 до 100.
Виды педагогических умений
Реально
Потенциально
1. Проектировочные
2. Обучающие
3. Развивающие
4. Воспитывающие
5. Организационные
6. Коммуникативные
7. Диагностические
11. В каких конкурсах, олимпиадах в последний раз участвовали ваши ученики (Нужное подчеркнуть)?
В школьной.
В районной.
В городской.
В республиканской.
Во всероссийских.
В международных.
12. Как вы оцениваете уровень вашего профессионального самообразования, саморазвития (Нужное подчеркнуть)?
Самообразованием, саморазвитием я занимаюсь:
Много и систематически.
Периодически.
От случая к случаю.
Не занимаюсь.
13. Удовлетворены ли вы своей профессиональной деятельностью?
Да.
Скорее да.
Когда как.
Скорее нет.
Нет.
14. Общие сведения о себе: возраст, образование, педстаж, категория.
Источник
В статье показано, что исследование физического развития с определением уровня функциональных резервов позволяет значительно углубить информацию, как о морфофункциональном развитии организма ребенка, так и процессах формирования отклонений в ходе возрастного развития.
В инструкции покомплексной оценке состояния здоровья детей, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.12.2003 № 621, определены четыре базовых критерия состояния здоровья детей:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности [27].
Громбах С.М. и Сердюковская Г.Н. (1981) выделяют 5 признаков здоровья:
- уровень и гармоничность физического развития;
- резервные возможности основных физиологических систем;
- уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний или дефектов развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [31].
Таким образом, здоровье человека тесно связано с функциональным состоянием организма, определяемого как часть физического развития. Функциональное состояние организма характеризуется наличием резервов его основных систем. Возрастание резервных возможностей организма сопровождается согласованной работой механизмов функционирования отдельных органов и систем в интересах целостного организма. Поэтому мобилизация функциональных резервов является реакцией высокой физиологической значимости. При этом резервные возможности и степень их восполнения напрямую сопряжены с состоянием механизмов регуляции и их совершенством [12,19,40,44,45].
Концепции здоровья и болезни являются основополагающими категориями биологии и медицины. Состояния, пограничные между нормой и патологией, квалифицируются с использованием термина «донозологические состояния». Наиболее часто встречающиеся в популяции показатели считаются нормой, а человек, морфофункциональные характеристики которого соответствуют норме, считается здоровым. Эти воззрения являются основой, так называемого, биостатистического подхода к определению нормы, т.е. норма – это то, что присуще большинству популяции, наиболее типично для того или иного параметра. Биостатистический подход сформировался в начале ХХ века, в основном, благодаря трудам ученых Великобритании и Германии [10,32,38].
В профилактической медицине чаще используется иной подход – прагматически-релятивистский. Такой подход определяет норму как относительную категорию, а значит нормально не то, что стандартно, а то, что оптимально для данного индивида в настоящее время. Здоровым считается не тот, у кого все значения морфофункциональных констант соответствуют среднестатистическим по всей популяции, а тот, кто в случае необходимости может ими управлять [4,14,15,16,37].
Понятие нормы большинство исследователей склонны расценивать не как состояние, а как процесс. Норма, в конечном счете, представляет собой некоторую зону оптимального функционирования систем с подвижными границами, в которых сохраняются оптимальные связи со средой и согласованность всех функций организма [1,6,28,37].
Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определяется как морфофункциональные, возрастно-половые особенности растущего организма, формирующиеся под влиянием условий окружающей среды.
Изучение уровня функциональных резервов организма является составной частью в оценке здоровья. Изучая уровень функциональных резервов по характеру реакций организма после дозированных физических нагрузок, были выявлены динамически функционирующие показатели, характеризующиеся качественными оценками: отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные [25,26].
Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г. и др. (2010) характеризуют функциональные резервы организма детей и подростков в виде совокупности показателей физиологических функций, определяющих процессы созревания и характеризующих уровень активности функциональных систем организма с учетом особенностей жизнедеятельности и состояния работоспособности. При изучении функциональных резервов во взаимосвязи с работоспособностью, их следует определять как совокупность функций и качеств организма, несущих наибольшую нагрузку для обеспечения жизнедеятельности ребенка. Поэтому определение физического здоровья индивида проводится по данным реактивности физиологической системы организма с использованием различных физических нагрузок – функциональных проб, и составляющих, таким образом, функциональные резервы организма [39].
Для детей характерна морфофункциональная незавершенность уровней иерархии и высокий темп развития, обусловливающий как пластичность организма ребенка, так и его ранимость. Поэтому любые эколого-гигиенические, социальные влияния в этот период могут вызвать целый каскад обратимых или даже необратимых изменений в функциональных системах гомеостатического и поведенческого уровней. Развитие ребенка начинается с момента зачатия и реализует генетическую программу в конкретных условиях окружающей среды.
Функциональные резервы организма определяются биологической надежностью функциональных систем и всего организма. Надежность системы обеспечивается уровнем регулирования и таким соотношением элементов самого процесса, который обеспечивает оптимальное сочетание резервных возможностей и взаимозаменяемость звеньев, а также быстрое возвращение исходного состояния, достаточную лабильность и пластичность, гарантирующие адекватное приспособление [36,38].
Таким образом, функциональные резервы организма – динамический процесс изменений функциональных показателей ведущих систем организма, обусловленный эндогенными (или наследственными) и экзогенными (или средовыми) факторами. Наследственными являются различные особенности гемодинамических показателей, реактивности и т.д. К средовым относят социально-экономические, психологические, климато-географические и экологические факторы. Все они действуют в единстве, взаимообусловлены, однако решающее значение имеют социально-экономические факторы. Изменения условий жизни общества ведут к изменениям в функциональном состоянии ведущих систем организма людей [2,21,22,29,34,35,42,43].
В значительной степени уровень функциональных резервов организма человека определяется степенью его двигательной активности. Функциональные показатели лиц, занимающихся физическими нагрузками, намного выше, чем у лиц, не имеющих их. Резервные возможности организма огромны. Природой запрограммирована дублирующая функция органов и систем организма. Однако, несмотря на наличие большого запаса прочности, рассчитанного на сохранение жизни в экстремальных ситуациях, организация учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков указывает на использование установленных оптимальных нагрузок. Морфофункциональное развитие характеризуется адекватными изменениями в организме (морфологическими и функциональными), происходящими под влиянием факторов внешней среды [5,7,11,13,17,20,30,33,45].
Баевский Р.М. и Берсенева А.П. (1997) считают, что в новых сложных условиях, когда организму нужно адаптироваться, он приспосабливается к окружающей среде с помощью изменения качества работы определенных систем, расходуя при этом свои функциональные резервы. Способность организма мобилизировать свои физиологические резервы имеет высокую биологическую значимость [3,9].
Богомолова Е.С., Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г. и др. (2006) функциональное состояние организма определяют совокупностью показателей физиологических функций и психофизиологических особенностей, определяющихся уровнем активного функционирования систем организма, особенностями жизнедеятельности и состоянием работоспособности. Представление о функциональном состоянии не может быть создано на основании изучения одного или нескольких показателей, а требует интегральной оценки целого ряда функций организма [23,24].
В силу гетерохронности развития определенных функциональных систем в процессе онтогенеза по мере взросления детей происходит накопление и расширение адаптационных возможностей растущего организма. Гетерохронность созревания механизмов регуляции физиологических систем обеспечивает биологическую и социальную дееспособность детей на разных этапах развития и обучения. Эта особенность гетерохронии созревания функциональных систем и механизмов регуляции растущего организма служит основой возрастного нормирования.
Физическая нагрузка представляет собой универсальное тестовое средство, позволяющее оценить уровень функциональных возможностей организма, его запас скрытых резервов. Являясь эталоном, она измеряет энергетические резервы функционирования систем организма. При физической нагрузке происходит перестройка всей деятельности организма, проявляющаяся в соответствующих изменениях функционального состояния различных органов и систем. Многие исследователи указывают, что одно из первых мест в этой перестройке занимает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, которые под влиянием импульсов из ЦНС изменяют свою деятельность, приспосабливая ее к изменившимся условиям среды. Следовательно, функциональное состояние органов кровообращения и дыхания, в известной мере, отражает комплексную ответную реакцию всего организма на выполнение физической работы. При этом для обеспечения гомеостатического режима включаются механизмы регуляции и взаимодействия систем, осуществляющих ответную реакцию [1,3,4,8,18,41].
Таким образом, исследование физического развития с определением уровня функциональных резервов позволяет значительно углубить информацию как о морфофункциональном развитии организма человека, степени его дееспособности, так и процессах формирования отклонений в ходе возрастного развития. Охарактеризованные физиологические закономерности развивающегося детского организма несут значимость для анализа онтогенетического развития ребенка, для оценки функционального состояния ведущих систем организма в последующей организации адекватных режимов физических нагрузок (физическое воспитание, спот или лечебная физическая культура).
Источник
Презентация на тему: ” Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развитии. Выявление резервных возможностей детей. Создание условий для развития учащихся. Отслеживание.” — Транскрипт:
1
2
3
Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развитии. Выявление резервных возможностей детей. Создание условий для развития учащихся. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуальных коррекционных программ. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов. При положительной динамике в развитии – определение путей интеграции ребенка в классы. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка. Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развитии. Выявление резервных возможностей детей. Создание условий для развития учащихся. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуальных коррекционных программ. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов. При положительной динамике в развитии – определение путей интеграции ребенка в классы. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка.
4
Своевременно выявленные дети, имеющие отклонения в развитии. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты Апробированные рекомендации группы сопровождения родителям детей с ОВЗ. Индивидуальные образовательные маршруты. Положительная динамика развития детей с ОВЗ. Изменение вида инклюзии. Банк данных динамики развития детей с ОВЗ Скорректированный план коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ.
5
6
Участники образовательного процесса Консультации Педагогические советы Семинары Круглый стол Экспертная работа
7
8
9
Раннее выявление детей, имеющих отклонения в развитии. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты Разработка рекомендаций группы сопровождения родителям детей с ОВЗ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Положительная динамика развития детей с ОВЗ. Изменение вида инклюзии. Формирование банка данных динамики развития детей с ОВЗ Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ. Коррекционно-развивающая программа « Вверх по ступенькам », направленная на развитие познавательной сферы младших школьников с ЗПР. Программу разработала Грибенщикова Ксения Викторовна педагог-психолог 1 квалификационной категории. Год создания программы 2009
10
11
12
13
45% 40% 62% 28%28% Мышления Мелкой моторики Мелкой моторики Волевой сферы Волевой сферы 51 % Мотивации 55%
14
Коррекционно – развивающая программа « Мастерская чудес » направлена на развитие мелкой моторики руки у детей с легкой умственной отсталостью Социальный педагог: Паршакова С.В.
15
16
17
18
М.Р. Битянова, Т.В.Азарова «Работа психолога в начальной школе» 2-е издание М: Генезис, 2001г -Р.С.Немов «Психология» в 3 кн.-4-е изд. – М:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2001 – Кн3 – И.Ю.Гайтукаева, Е.М.Елизарова «Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения» Волгоград: Учитель, 2009г. -И.О.Перькова, Л.М.Сазанова «Интеллектуальный тренинг» Учебно- методическое пособие для учителей и родителей – СПб.:Речь,2002г. -Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – М.: Лист, с. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Фким, с. Беззубцева В. Г. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская.- М.: ГНОМ и Д, с. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО Дрофа, 2000.
19
Источник