Определение коэффициента психического развития ребенка

Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет

Возраст

Факторы психического развития

1 г. 3 мес.

(15 мес.)

1.Произносит 20 и более слов

2.Выполняет два поручения

3.Держит карандаш и оставляет им след на бумаге

4. Держит ложку во время еды

5.Ставит один кубик на другой

6.Ходит сам, но часто падает

1 г. 6 мес.

(18 мес.)

1.Стремится связать 2 слова в предложение

2.Хочет делать все самостоятельно

3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4. Пробует самостоятельно есть

5.После наблюдения повторяет указанное действие с игрушкой

6.Ходит стабильно, редко падает

1 г. 9 мес.

(21 мес.)

1.Называет 5 изображений на рисунке

2.Ищет помощи у взрослых

3.Черкает карандашом в рамках листа

4.Самостоятельно ест

5.Бросает мяч в ящик

6.Пробует бегать

2 года

(24 мес.)

1.Задает первые вопросы

2.Общается с детьми

3.Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4.Регулирует отправление физиологических потребностей

5.Пробует ловить брошенный мяч

6.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

2 г. 6 мес.

(30 мес.)

1.Задает различные вопросы

2.Может связно рассказывать

3.Умеет чертить кривую замкнутую линию

4.Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.Растегивает 3 пуговицы

6.Бегает значительно лучше

3 года

(36 мес.)

1.Может связно рассказывать

2.В игре входит в роль

3.Рисует шар, яблоко и другие предметы

4.Сам раздевается и одевается

5.Ставит 10 кубиков один на другой

6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

Определение коэффициента психического развития

детей от 1 года до 3 лет (в баллах)

 С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал по шести основным показателям: речь, общение, культурно- гигиенические навыки, рисование, действия с предметами и моторика. С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все 6 показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или воспитателей, близко общающихся с ребенком просят отметить (обвести) те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. При обработки результатов выбирается максимальный возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты  покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам ( расстегивает 3 пуговицы), речи- 36 месяцам( может связно рассказывать), а общения 24 месяцам ( общается с детьми) и т.д.

 Результаты в месяцах  по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом, определяется ВПР- реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:

                                      КР= ВПР х 100%

                                                     КВ

 Где ВПР – реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям;

КВ. – календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;

КР – коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:

Высокое развитие………………………………………….110 – 120

Нормальное развитие………………………………………107 – 90

Слабое развитие…………………………………………….87 – 80

Критический уровень развития……………………………77 – 70

Дебильность…………………………………………………67 и ниже

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Психология рассматривает сознание человека в его неразрывной связи с деятельностью. Побуждаемая определенными мотивами, направленная на достижение заранее поставленных целей, деятельность человека разумна. В ней раскрываются все стороны человеческой личности. Важными показателями психического развития ребенка являются содержание, характер, способ и направленность его деятельности.

Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует выделить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показателями являются:

1.  Развитие познания и познавательной деятельности ребенка.

2.  Формирование системы личностных отношений к действительности и к самому себе.

3.  Овладение системой разнообразных практических и умственных  действий,  обеспечивающих  возможность   продуктивной
деятельности.

Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на разных ступенях ее развития.

Поскольку психика есть отражение действительности, ее развитие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные периоды своей жизни и как протекает самый процесс познания.

Развитие познавательной деятельности сказывается не только в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружающих его вещах, но и в изменении глубины познания. Знания приобретают все большую осмысленность, системность, подвижность и обоснованность. Даже хорошо знакомые ребенку с первых лет его жизни предметы отражаются им по-разному в разные моменты его жизни.

Процесс развития есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных, разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход к системным и осмысленным знаниям.

«Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распределен в ряды систем»,— писал И. М. Сеченов.

Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными способами отражения действительности. Он научается наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается сравнивать и группировать однородные вещи, рассуждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а затем  критически  проверять   их.

Значит, развитие познания обнаруживается не только в изменении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении детьми способами познавательной деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

К показателям психического развития ребенка относят:

— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);

— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.

И все-таки что это за факты?

ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ■ 71

Психологический факт — предмет психологического изучения.

Во-первых, это физические и умственные действияребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

Во-вторых, это речь ребенка,т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведениеребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);

характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);

— проявление качеств социальногоповедения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.

Источник

метки: Ребенок, Месяц, Психический, Возраст, Результат, Соответствовать, Оценка, Показатель

Оценка психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного возраста) по шести основным показателям:

— речь (А),

— общение (Б),

— культурно-гигиенические навыки (В),

— рисование (Г),

— действия с предметами (Д),

— моторика (Е).

С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка.

Первичные баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми. Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного ребенка должно стать предметом анализа.

При обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития.

Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.

Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:

КР=ВПР/КВ*100%

где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;

KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;

КР — коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:

110-120 — высокое развитие;

13 стр., 6031 слов

Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста

… нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Самый опасный и уязвимый возраст – от 6 до 12 месяцев. В это … чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются …

107-90—нормальное развитие;

87-80 — недостаточный уровень развития;

77-70 – критический уровень развития;

67 и ниже – возможно умственная отсталость.

Если по результатам экспертной оценки ребенок получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование.

Возрастная шкала оценки психического развития детей

Возраст (месяцы)Факторы психического развития
(1)1. Произносит 20 и более слов 2. Выполняет 2 поручения 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков один на другой 6. Ходит сам, но часто падает
(2)1. Стремится связать 2 слова в предложение 2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает
(3)1. Называет 5 изображений на рисунке 2. Ищет помощи у взрослых 3. Черкает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать
(4)1. Задает первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой
(5)1. Задает различные вопросы 2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше
(6)1. Может связно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)

Группа………………………………..ДОУ №………

Дата:…………..20….г.

Ребенок шифр или дата рожденияРечьОбщениеРисованиеКГНДействия с предметамиМоторикаКРСоответствие возрастной норме
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 
АПроизносит 20 и более словСтремится связать 2 слова в предложениеНазывает 5 изображений на рисункеЗадает первые вопросыЗадает различные вопросыМожет связно рассказывать
БВыполняет 2 порученияХочет сделать все самостоятельноИщет помощи у взрослыхОбщается с детьмиМожет связно рассказыватьВ игре входит в роль
ВДержит карандаш и оставляет им следы на бумагеЧеркает карандашом целенаправленно и старательноЧеркает карандашом в рамках листаЧеркает вертикальные и горизонтальные линииУмеет чертить кривую, замкнутую линиюРисует шар, яблоко и другие предметы
ГДержит ложку во время едыПробует самостоятельно естьСамостоятельно естРегулирует отправление физиологических потребностейРегулярно сообщает о физиологической потребностиСам раздевается и одевается
ДСтавит 5 кубиков один на другойПосле наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкойБросает мяч в ящикПробует ловить брошенный мячРасстегивает 3 пуговицыСтавит 10 кубиков один на другой
ЕХодит сам, но часто падаетХодит стабильно, редко падаетПробует бегатьПоднимается и спускается по лестнице с поддержкойБегает значительно лучшеПоднимается и спускается по ступенькам без опоры

БЛАНК экспертной оценки развития ребенка ……………………………………………………………

(имя, фамилия, дата рождения, дата заполнения)

Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав номер высказывания по каждому из пунктов (от А до Е)

Источник

К показателям психического развития ребенка от­носят:

– развитие познавательной сферы ребенка (воспри­ятие, внимание, память, воображение, мышление);

– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценно­стные ориентации, направленность и т. д.);

– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возмож­ность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это – психологический факт. Однако психологи­ческие факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допу­щенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кста­ти, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стре­лять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно со­брать, важно сформулировать цели и задачи такой рабо­ты. Собирая факты, следует учитывать их неоднознач­ность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жес­тикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на

Глава 1. Психология развития ребенка 53

что направлены, как подготовлены. Например, игруш­ка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упор­стве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья воз­ле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетичес­кий), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавлен­ная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное -грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешнос­ти (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выра­жаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ис­пользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, мало­разговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,

Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.

54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, раз­говорный – изысканный, вычурность конструкций пред­ложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внима­ние на то, как он воспроизводит мысль: легко, затруднен­но, связно, замедленно’.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

1) характер установления контакта ребенком: тороп­ливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;

2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);

4) на проявление качеств социального поведения: са­моуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое пре­восходство, неподчиняющийся, высокомерный, на­смешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешитель­ный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняю­щийся, стремящийся угодить, оказывающий содей­ствие, получающий радость от контакта, непосред­ственный, смешливый, шутливый, ласковый, до­верчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведе­ния ребенка2.

А теперь перейдем к характеристике методов изуче­ния этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведе­ния ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед на­блюдателем как целостная личность. Все, чтомы ви­дим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с ро­дителями, он получает представление о характере вза­имоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффектив­ным?

Первое и, может быть, главное условие – это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдатель­ность, вообще говоря, должна входить в реестр професси­онально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или гово­рить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Ва­шими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известны­ми Вам эталонами, а без этого трудно делать обосно­ванные выводы.

Третье условие – это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность

56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

минимизирует возможности детального и обширного на­блюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффектив­ности наблюдения, желательна его элементарная органи­зация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) – составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребе­нок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уро­вень достижений. В разных карточках развития использу­ют следующие рубрики:

– физическое развитие;

– общение и развитие речи (к примеру, выразитель­ность речи, ее понимание и т.д.);

– социальное развитие и игра (под этой рубрикой от­мечаются с взрослыми и детьми; как ребенок иг­рает, его интересы и т.д.).

– самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туале­том и т.п.

– поведение ребенка.

Структура карточки – это перечень отдельных пун­ктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приво­дится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.

Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отве­чать за свои слова).

Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.

Глава 1. Психология развития ребёнка 57

2. Придерживайтесь своих наблюдений – не старай­тесь обобщать.

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. На­пример, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в дет­ский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успо­каивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Можно рекомендовать родителям вести такие кар­точки наблюдения.

Таблица 4

Фрагмент карточки физического развития

Широкие физические движения
 
 
 
Дата:
 
6.04.86.
 
7.07.86.
 
1.10.86.
 
31.12.86.
 
Возраст ребенка
 
4мес.
 
7мес.
 
Юмес.
 
13мес.
 
Ребенок может:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– переворачиваться со
 
+
 
+
 
 
 
 
 
спины на живот;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– сидеть без поддержки
 
 
 
+
 
+
 
 
 
короткое время;
 
 
 
(долго)
 
 
 
 
 
– бросать предметы;
 
 
 
+
 
+
 
+
 
– ползать на
 
 
 
пытается
 
+
 
+
 
четвереньках;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– подниматься, держась
 
 
 
 
 
+
 
+
 
за мебель;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– приседать из
 
 
 
 
 
+
 
+
 
положения стоя;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– ходить с помощью
 
 
 
 
 
*
 
+
 
взрослых;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– ходить
 
 
 
 
 
 
 
+
 
самостоятельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Таблица 5

Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.

Социальное развитие и игра
 
Дата:
 
5.02.86.
 
25.05.86.
 
20.08.86
 
 
 
 
 
Возраст:
 
2,6
 
2,9
 
 
Реакция на трудности:
 
 
 
 
 
 
 
– быстро сдается;
 
 
 
 
 
 
 
– пытается преодолеть какое-то время;
 
+
 
+
 
 
 
– пытается преодолевать постоянно;
 
 
 
 
 
 
 
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания:
 
 
 
 
 
 
 
– непоседлив с самого издала;
 
+
 
 
 
 
 
– концентрируется на 1-2 минуты;
 
 
 
+
 
 
 
– концентрируется на 5 минут и более;
 
 
 
 
 
+
 
В играх с деть ми;
 
 
 
 
 
 
 
– обычно включается в игру;
 
 
 
 
 
 
 
– обычно играет в одиночку, но возле других детей;
 
 
 
 
 
 
 
– держится в стороне от других детей.
 
+
 
+
 
+
 

Значимая информация может быть извлечена из бе­седы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мне­нию Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:

семья: ее члены и отношения между ними, терпи­мость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-

Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.

Глава 1. Психология развития ребенка

симость, агрессия, интенсивность – экстенсивность и ак­тивность – пассивность отношений, ревность, зависть, кон­фликт и т.д.;

родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;

участие в домашней работе: ее содержание, систе­матичность исамостоятельность;

свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;

самооценка: общая самооценка, внешний вид, спо­собности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;

школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уро­вень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:

статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учи­теля: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие кон­фликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,

ночные страхи.

Состояние здоровья: хронические заболевания, са­мооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психоло­гических особенностях. При этом следует дать оценку тем­перамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка – это эк-

сперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой фор­мой эксперимента может стать исследование с помощью

60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

тестов. Тест – это стандартизированное задание для опре­деления развития у ребенка различных психических про­цессов. К положительным сторонам тестирования обыч­но относят:

– возможность определения нормы развития;

– возможность проведения повторных, т.е. сравни­тельных испытаний;

– возможность одномоментного сбора большого ма­териала;

– отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными огра­ничениями. Детская и возрастная психология богата раз­нообразными тестовыми процедурами. Среди них нема­ло надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть толь­ко экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и раз­вернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном – кон­цептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психичес­кого развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка – социальная ситуация раз­вития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности – психологические но­вообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Ду­маю, что только так удастся понять все то множество эм­пирических данных, которыми так богата детская и под­ростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого

Глава 1. Психология развития ребенка 61

нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концеп­цией (идеей) психического развития ребенка, мы поста­раемся увидеть и проанализировать множество конкрет­ных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Источник