Определение коэффициента психического развития ребенка
Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет
Возраст | Факторы психического развития |
1 г. 3 мес. (15 мес.) | 1.Произносит 20 и более слов 2.Выполняет два поручения 3.Держит карандаш и оставляет им след на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5.Ставит один кубик на другой 6.Ходит сам, но часто падает |
1 г. 6 мес. (18 мес.) | 1.Стремится связать 2 слова в предложение 2.Хочет делать все самостоятельно 3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5.После наблюдения повторяет указанное действие с игрушкой 6.Ходит стабильно, редко падает |
1 г. 9 мес. (21 мес.) | 1.Называет 5 изображений на рисунке 2.Ищет помощи у взрослых 3.Черкает карандашом в рамках листа 4.Самостоятельно ест 5.Бросает мяч в ящик 6.Пробует бегать |
2 года (24 мес.) | 1.Задает первые вопросы 2.Общается с детьми 3.Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4.Регулирует отправление физиологических потребностей 5.Пробует ловить брошенный мяч 6.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
2 г. 6 мес. (30 мес.) | 1.Задает различные вопросы 2.Может связно рассказывать 3.Умеет чертить кривую замкнутую линию 4.Регулярно сообщает о физиологической потребности 5.Растегивает 3 пуговицы 6.Бегает значительно лучше |
3 года (36 мес.) | 1.Может связно рассказывать 2.В игре входит в роль 3.Рисует шар, яблоко и другие предметы 4.Сам раздевается и одевается 5.Ставит 10 кубиков один на другой 6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
Определение коэффициента психического развития
детей от 1 года до 3 лет (в баллах)
С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал по шести основным показателям: речь, общение, культурно- гигиенические навыки, рисование, действия с предметами и моторика. С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все 6 показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.
Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или воспитателей, близко общающихся с ребенком просят отметить (обвести) те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. При обработки результатов выбирается максимальный возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам ( расстегивает 3 пуговицы), речи- 36 месяцам( может связно рассказывать), а общения 24 месяцам ( общается с детьми) и т.д.
Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом, определяется ВПР- реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:
КР= ВПР х 100%
КВ
Где ВПР – реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям;
КВ. – календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;
КР – коэффициент психического развития.
Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:
Высокое развитие………………………………………….110 – 120
Нормальное развитие………………………………………107 – 90
Слабое развитие…………………………………………….87 – 80
Критический уровень развития……………………………77 – 70
Дебильность…………………………………………………67 и ниже
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Психология рассматривает сознание человека в его неразрывной связи с деятельностью. Побуждаемая определенными мотивами, направленная на достижение заранее поставленных целей, деятельность человека разумна. В ней раскрываются все стороны человеческой личности. Важными показателями психического развития ребенка являются содержание, характер, способ и направленность его деятельности.
Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует выделить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показателями являются:
1. Развитие познания и познавательной деятельности ребенка.
2. Формирование системы личностных отношений к действительности и к самому себе.
3. Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной
деятельности.
Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на разных ступенях ее развития.
Поскольку психика есть отражение действительности, ее развитие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные периоды своей жизни и как протекает самый процесс познания.
Развитие познавательной деятельности сказывается не только в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружающих его вещах, но и в изменении глубины познания. Знания приобретают все большую осмысленность, системность, подвижность и обоснованность. Даже хорошо знакомые ребенку с первых лет его жизни предметы отражаются им по-разному в разные моменты его жизни.
Процесс развития есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных, разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход к системным и осмысленным знаниям.
«Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распределен в ряды систем»,— писал И. М. Сеченов.
Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными способами отражения действительности. Он научается наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается сравнивать и группировать однородные вещи, рассуждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а затем критически проверять их.
Значит, развитие познания обнаруживается не только в изменении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении детьми способами познавательной деятельности.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
К показателям психического развития ребенка относят:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.
И все-таки что это за факты?
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ■ 71
Психологический факт — предмет психологического изучения.
Во-первых, это физические и умственные действияребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.
Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).
Во-вторых, это речь ребенка,т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведениеребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
— характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
— характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
— уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);
— проявление качеств социальногоповедения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
Источник
метки: Ребенок, Месяц, Психический, Возраст, Результат, Соответствовать, Оценка, Показатель
Оценка психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного возраста) по шести основным показателям:
— речь (А),
— общение (Б),
— культурно-гигиенические навыки (В),
— рисование (Г),
— действия с предметами (Д),
— моторика (Е).
С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.
Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка.
Первичные баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми. Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного ребенка должно стать предметом анализа.
При обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития.
Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.
Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:
КР=ВПР/КВ*100%
где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;
KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;
КР — коэффициент психического развития.
Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:
110-120 — высокое развитие;
13 стр., 6031 слов
Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста
… нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Самый опасный и уязвимый возраст – от 6 до 12 месяцев. В это … чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются …
107-90—нормальное развитие;
87-80 — недостаточный уровень развития;
77-70 – критический уровень развития;
67 и ниже – возможно умственная отсталость.
Если по результатам экспертной оценки ребенок получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование.
Возрастная шкала оценки психического развития детей
Возраст (месяцы) | Факторы психического развития |
(1) | 1. Произносит 20 и более слов 2. Выполняет 2 поручения 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков один на другой 6. Ходит сам, но часто падает |
(2) | 1. Стремится связать 2 слова в предложение 2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает |
(3) | 1. Называет 5 изображений на рисунке 2. Ищет помощи у взрослых 3. Черкает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать |
(4) | 1. Задает первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
(5) | 1. Задает различные вопросы 2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше |
(6) | 1. Может связно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)
Группа………………………………..ДОУ №………
Дата:…………..20….г.
Ребенок шифр или дата рождения | Речь | Общение | Рисование | КГН | Действия с предметами | Моторика | КР | Соответствие возрастной норме |
ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
А | Произносит 20 и более слов | Стремится связать 2 слова в предложение | Называет 5 изображений на рисунке | Задает первые вопросы | Задает различные вопросы | Может связно рассказывать |
Б | Выполняет 2 поручения | Хочет сделать все самостоятельно | Ищет помощи у взрослых | Общается с детьми | Может связно рассказывать | В игре входит в роль |
В | Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге | Черкает карандашом целенаправленно и старательно | Черкает карандашом в рамках листа | Черкает вертикальные и горизонтальные линии | Умеет чертить кривую, замкнутую линию | Рисует шар, яблоко и другие предметы |
Г | Держит ложку во время еды | Пробует самостоятельно есть | Самостоятельно ест | Регулирует отправление физиологических потребностей | Регулярно сообщает о физиологической потребности | Сам раздевается и одевается |
Д | Ставит 5 кубиков один на другой | После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой | Бросает мяч в ящик | Пробует ловить брошенный мяч | Расстегивает 3 пуговицы | Ставит 10 кубиков один на другой |
Е | Ходит сам, но часто падает | Ходит стабильно, редко падает | Пробует бегать | Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой | Бегает значительно лучше | Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
БЛАНК экспертной оценки развития ребенка ……………………………………………………………
(имя, фамилия, дата рождения, дата заполнения)
Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав номер высказывания по каждому из пунктов (от А до Е)
Источник
К показателям психического развития ребенка относят:
– развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это – психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.
И все-таки, что это за факты?
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на
Глава 1. Психология развития ребенка 53
что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.
Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное -грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.
Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,
‘ Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.
54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный – изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно’.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка2.
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, чтомы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Как сделать наблюдение максимально эффективным?
Первое и, может быть, главное условие – это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
Третье условие – это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность
56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) – составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
– физическое развитие;
– общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
– социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
– самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
– поведение ребенка.
Структура карточки – это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.
Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.
Глава 1. Психология развития ребёнка 57
2. Придерживайтесь своих наблюдений – не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
Можно рекомендовать родителям вести такие карточки наблюдения.
Таблица 4
Фрагмент карточки физического развития
Широкие физические движения | | |||
Дата: | 6.04.86. | 7.07.86. | 1.10.86. | 31.12.86. |
Возраст ребенка | 4мес. | 7мес. | Юмес. | 13мес. |
Ребенок может: | | | | |
– переворачиваться со | + | + | | |
спины на живот; | | | | |
– сидеть без поддержки | | + | + | |
короткое время; | | (долго) | | |
– бросать предметы; | | + | + | + |
– ползать на | | пытается | + | + |
четвереньках; | | | | |
– подниматься, держась | | | + | + |
за мебель; | | | | |
– приседать из | | | + | + |
положения стоя; | | | | |
– ходить с помощью | | | * | + |
взрослых; | | | | |
– ходить | | | | + |
самостоятельно. | | | | |
58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Таблица 5
Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.
Социальное развитие и игра | |||
Дата: | 5.02.86. | 25.05.86. | 20.08.86 |
| | ||
Возраст: | 2,6 | 2,9 | |
Реакция на трудности: | | | |
– быстро сдается; | | | |
– пытается преодолеть какое-то время; | + | + | |
– пытается преодолевать постоянно; | | | |
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания: | | | |
– непоседлив с самого издала; | + | | |
– концентрируется на 1-2 минуты; | | + | |
– концентрируется на 5 минут и более; | | | + |
В играх с деть ми; | | | |
– обычно включается в игру; | | | |
– обычно играет в одиночку, но возле других детей; | | | |
– держится в стороне от других детей. | + | + | + |
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:
семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-
Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.
Глава 1. Психология развития ребенка
симость, агрессия, интенсивность – экстенсивность и активность – пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
участие в домашней работе: ее содержание, систематичность исамостоятельность;
свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.
Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,
ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.
Другая группа методов изучения ребенка – это эк-
сперимент.
Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью
60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
тестов. Тест – это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
– возможность определения нормы развития;
– возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
– возможность одномоментного сбора большого материала;
– отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Итак, в этой главе мы определились в главном – концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка – социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности – психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого
Глава 1. Психология развития ребенка 61
нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.
Источник