Определение физического развития ребенка антропометрия

Определение физического развития ребенка антропометрия thumbnail

Физическое развитие ребенка обусловлено сложным комплексом наследственных и средовых факторов. Большинство нарушений в развитии дают о себе знать специфическими симптомами. Однако существуют заболевания, протекающие бессимптомно, и многие из них можно обнаружить лишь по нарушениям роста и пропорций тела. Для этой цели разработана унифицированная методика измерений – антропометрия. Антропометрия детей дает возможность на ранних стадиях выявить отклонения и предупредить серьезные нарушения в развитии.

Антропометрия – метод измерений физических пропорций и телосложения. Для оценки ребенка по этому методу используется комбинация показателей, которые можно условно разделить на основные и дополняющие.

Основные антропометрические показатели – это рост, вес, окружность головы и грудной клетки. Дополняющие – длина рук и ног, высота головы, пропорциональность телосложения. Антропометрия ребенка дает возможность оценивать как его актуальное развитие, так и динамику (при условии, что проводится регулярно), и сопоставлять полученные данные с нормой.

Ценность периодических измерений очевидна. Нарушение физического развития – важнейший признак неблагополучия ребенка и показатель для проведения углубленного обследования. Отклонения от нормы чаще всего связаны с другими аномалиями развития и влекут за собой не менее серьезные нарушения. Так, к примеру, недостаток массы тела негативно влияет на иммунитет ребенка в начале его жизни, поэтому у малорослых детей в первые 12 месяцев после рождения риск развития заболеваний вдвое выше, а риск смерти – выше вчетверо.

Периодичность проведения антропометрии для контроля за состоянием ребенка

В течение первого месяца жизни педиатр осматривает малыша каждую неделю, так как на этом этапе особенно важно выявлять все нарушения в развитии. Далее, если отклонений не обнаружено, антропометрия ребенка до года выполняется ежемесячно.

По достижении 12-месячного возраста организм стремительно идет в рост. В норме, на втором году жизни прибавка в весе составляет до 4 кг, в росте – до 15 см. Затем ежегодно малыш прибавляет по 2-3 кг. Конечно, эти показатели у разных детей будут отличаться – многое зависит от наследственности, от качества питания, от средовых факторов.

Алгоритм проведения антропометрии у детей нацелен, в первую очередь, на выявление грубых отклонений от нормы – сильного отставания в росте или весе, непропорциональности конечностей, чрезмерном наборе массы и т.д. Такие случаи требуют тщательного рассмотрения и консультаций специалистов: педиатра, эндокринолога, генетика. Особое внимание необходимо уделять весу. Слишком худые дети сильнее подвержены простудам, а чересчур полные – раннему развитию патологий сердца и сосудов.

На втором году жизни проведение антропометрии у детей выполняется раз в три месяца. Начиная с третьего года – раз в 6 месяцев, с четвертого и дальше – ежегодно.

Антропометрия в детском саду

Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут проходить антропометрию в ДОУ. Антропометрия детей в детском саду выполняется медработником, используются ростомеры, весы и измерительные ленты.

Процедура проводится в первой половине дня, до еды. На детях должен быть минимум одежды, в идеале – легкая маечка и трусы. На весы и под ростомер они встают босиком. Полученные результаты заносятся в таблицу.

Примерный шаблон антропометрии в детском саду – это табличка, содержащая следующие колонки:

  • фамилия и имя ребенка,
  • возраст,
  • группа,
  • рост,
  • вес,
  • окружность головы,
  • окружность груди,
  • длина рук,
  • длина ног,
  • дата проведения измерений.

Конкретные показатели, вносимые в таблицу, могут отличаться в разных детских садах. Полученные результаты сравниваются со средней нормой и заносятся в журнал антропометрии. Для ведения журнала удобно использовать программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет отслеживать данные физического развития детей в динамике. Кроме того, в программе разработано более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений.

Попробовать программу бесплатно можно здесь.

Алгоритм проведения анторопометрии в ДОУ

Рассмотрим более подробно измерение конкретных показателей.

1. Рост

Измеряется в положении стоя. Ребенок встает на площадку ростомера и выпрямляется, прислоняясь спиной к измерительной стойке. Медицинский работник ДОУ опускает на голову малыша горизонтальную подвижную планку, избегая сильного нажатия. Рост обязательно измерять в первой половине дня, поскольку ближе к вечеру тонус мышц снижается, дети устают, и их рост может незначительно уменьшаться.

2. Вес

Алгоритм антропометрии детей предполагает использование напольных весов, имеющих погрешность не более 50 г. Показатель массы тела не настолько стабилен, как рост, поскольку даже в течение суток может меняться в пределах нескольких сотен граммов. Измерение веса обязательно выполняется натощак, чтобы отразить реальное состояние массы тела ребенка.

3. Гармоничность развития

Технология антропометрии ребенка в детском саду помогает, помимо прочего, определить пропорциональность тела. Для этой цели используется специальный индекс Пинье, отражающий соответствие пропорций роста, веса и окружности груди принятым нормам.

Формула выглядит следующим образом:

ИП = рост (см) – (вес (кг) + окружность груди (см))

Стандартные показатели у детей:

ВозрастМальчикиДевочки
3 года25,727,1
4 года31,131,0
5 лет34,234,7
6 лет36,137,0

Чем индекс Пинье меньше, тем крепче телосложение.

Как правильно провести антропометрию ребенка?

Основными условиями технически корректной антропометрии являются следующие:

  • применение унифицированной методики в работе со всеми детьми,
  • использование одних и тех же технических средств при обследовании каждого ребенка,
  • выполнение процедуры обследования в одно и то же время (желательно утром натощак).

Выполняя антропометрию, важно помнить, что критерии нормы, приводимые в пособиях, ни в коем случае не являются жесткими. Значения параметров тела индивидуальны, и диагностическое значение имеют только резкие расхождения – с учетом региона, среды, климата, а также известных сотруднику ДОУ генетических факторов развития того или иного ребенка. Поэтому при выявлении незначительных отклонений не стоит торопиться с выводами и принимать меры – лучше понаблюдать. А вот наличие значительных расхождений является поводом к углубленному обследованию малыша.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Похожие статьи:

  • Мониторинг развития ребенка в ДОУ по ФГОС
  • Охрана здоровья детей в ДОУ (методы оздоровления)
  • Кварцевание в детском саду по СанПиН
  • Вакцинация и прививки в детском саду

P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

Источник

Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)

 | 
18-03-2018, 18:53
 | 

Развитие ребенкаРазвитие ребенкаСроки контроля методом антропометрии

Одним из главных показателей состояния здоровья у детей является уровень физического развития, который показывает соответствие или какое-либо отклонение в их развитии и здоровье.

Контроль физического развития ребенка методом плановой антропометрии должен проводиться систематически, в строго установленные сроки. Такой контроль, как правило, проводят у врача или в детских дошкольных учреждениях. Антропометрическое обследование ребенка раннего и дошкольного возраста включает полную программу процедур обследования: измерение массы тела и роста, окружности головы (для ребенка первого года жизни) и грудной клетки, состояние осанки, степень жировых отложений и другие показатели.

Ребенку в возрасте до 1 года антропометрию нужно проводить 1 раз в месяц, в день его рождения (+/- 1-2 дня); в возрасте с 1 года до 2 лет – 1 раз в 3 месяца (в сроки, соответствующие дате его рождения: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года; в дате проведения обследования допускаются отклонения в пределах 5 дней). Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет проходит антропометрическое обследование 1 раз в 6 месяцев; от 3 до 7 лет – 1 раз в год (также в сроки, соответствующие дате рождения: в 4 года, 5, 6 и 7 лет; с допустимыми отклонениями в пределах до 7 дней).

Кроме вышеуказанных сроков, контроль физического развития, например, за весом ребенка, проводится чаще (в возрасте от 2 до 6 месяцев – 1 раз в 10 дней; от 6 до 12 месяцев – 1 раз в 15 дней; от 1 года до 3 лет – 1 раз в месяц; от 3 лет и старше – 1 раз в 3 месяца). Такая периодичность измерения массы тела позволяет обнаружить начало возможного отставания в наборе веса, причиной которого может быть недостаточное питание или неправильный рацион (особенно у ребенка раннего возраста), или, наоборот, чрезмерное увеличение массы тела по причине чрезмерного потребления пищи или неправильно подобранного рациона.

Проведение антропометрического обследования физического состояния детей раннего и дошкольного возраста должно соответствовать единой унифицированной методике измерений, которая основана на следующих правилах:

1. Измерение и взвешивание ребенка должно проводиться утром, натощак, или после дневного сна (тоже натощак) в одно и то же время.

2. Перед проведением измерений нужно убедиться, что все инструменты исправны и их показатели соответствуют истинным.

3. С целью измерения роста ребенка рекомендуется применять два вита ростомеров: детский деревянный горизонтальный ростомер (для измерения роста ребенка возрастом до 2-х лет), так как в раннем возрасте рост измеряется в горизонтальном положении (измерение должны проводить 2 человека); и вертикальный ростомер для измерения роста ребенка старше 2-х лет с приставной или откидной скамейкой, устанавливаемой на высоте 25 см от уровня площадки ростомера. При этом нужно следить за тем, чтобы во время измерения роста пятки, ягодицы и лопатки ребенка должны касаться ростомера (в независимости от его положения: горизонтального или вертикального), руки вытянуты вдоль туловища, а голова откинута назад таким образом, чтобы козелок уха находился на одной горизонтальной линии с углом глаза.

Измерение роста ребенка первого и второго года жизни (горизонтальный ростомер)

Измерение роста ребенка первого и второго года жизни (горизонтальный ростомер)

Измерение роста ребенка возрастом старше 2-х лет (вертикальный ростомер)

Измерение роста ребенка возрастом старше 2-х лет (вертикальный ростомер)

4. Для измерения массы тела также используют вида весов: чашечные весы (детские) для взвешивания ребенка возрастом до 2 лет (такие весы позволяют фиксировать колебания массы тела до 10 г; максимальная нагрузка таких весов до 25 кг) и медицинские весы. Взвешивать ребенка рекомендуется в утренние часы натощак. Перед взвешиванием ребенка раздевают или оставляют в трусиках и легкой распашонке.

Взвешивание ребенка первого и второго года жизни

Взвешивание ребенка первого и второго года жизни

Взвешивание ребенка старше 2-х лет

Взвешивание ребенка старше 2-х лет

5. Измерение окружности головы проводят путем наложения сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, спереди – над бровями. Ребенка первого года жизни во время измерения должен держать на руках помощник.

Измерение окружности головы

Измерение окружности головы

6. Окружность грудной клетки измеряют путем наложения сантиметровой ленты сзади под нижними углами лопаток, спереди – по нижнему краю околососкового кружка. Ребенку возрастом до 3-х лет окружность грудной клетки измеряют в горизонтальном положении.

02

Измерение окружности грудной клетки

Принципы оценки физического развития ребенка

Объективная оценка или заключение о состоянии физического развития ребенка производится путем сравнения данных, полученных путем антропометрических измерений, со средними показателями физического развития – центильными рядами, местными стандартами.

Оценочные таблицы содержат средние показатели основных признаков физического развития у детей в соответствие с их возрастом (рост, вес, окружность головы и грудной клетки). Помимо средних показателей, в таблицах указаны предельно допустимые отклонения (+/- сигма) в стороны увеличения или снижения. При сравнении допустимых отклонений с индивидуальными показателями, определяется уровень физического развития и индивидуальные отклонения. Отметим, что общая характеристика физического развития ребенка дается только на основании совокупности признаков – невозможно объективно оценивать уровень физического развития на основании только какого-то одного признака (веса или роста, окружности головы или грудной клетки).

Для объективной оценки гармоничности развития ребенка нужно брать во внимание показатели веса, окружности головы и грудной клетки с показателями роста.

Если отношение роста и массы тела у ребенка больше установленной нормы, можно подозревать дисгармонию в физическом развитии. Обнаружение дисгармонии в физическом развитии ребенка помогает вовремя диагностировать более серьезные нарушения в состоянии здоровья (например, нарушения эндокринной системы, которые приводят к нарушению обмена веществ: ожирение (ферментопатия), что приводит к нарушению пищеварительной функции, или гипотрофия разной степени).

В детских дошкольных учреждениях обязательные антропометрические измерения проводит медицинский персонал. Итоговая оценка состояния физического развития ребенка проводится только врачом, который сопоставляет полученные данные обследования и делает соответствующее заключение.

Источник

1. Формулы расчета антропологических данных у детей первого года жизни Длина тела.
Длина тела 6-месячного ребенка 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см.
Масса тела.
Масса тела в 6 месяцев 8200 г, на каждый месяц до 6 вычитается по 800, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400.
Окружность груди.
Окружность груди в 6 месяцев 45 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см.
Окружность головы.
Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц свыше вычитается 1,5 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см.
2. Формулы для расчета антропометрических данных у детей старше 1 года Длина тела (от 1 до 6 лет).
Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см, на каждый недостающий год вычитается по 6 см, на каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см.
Длина тела (свыше 6 лет).
Длина тела ребенка 6 лет равна 130 см, на каждый недостающий год вычитается по 7 см, на каждый год свыше 4 прибавляется по 5 см.
Масса тела (1- 12 лет).
Масса тела в 5 лет равна 19 кг, на каждый год до 5 лет отнимается 2 кг, на каждый год свыше 5 прибавляется 3 кг.
Масса тела (свыше 12 лет).
Определяется по формуле:
5 x n – 20 кг,
где n – возраст, лет.
Окружность груди.
У ребенка 10 лет окружность груди равна 63 см. На каждый год до 10 лет вычитается 1,5 см, на каждый свыше 10 добавляется по 3 см.
Окружность головы.
В 5 лет окружность головы равна 50 см, на каждый год до 5 лет вычитается по 1 см, на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.
3. Оценка методом индексов физического развития Метод основан на расчете индексов – числовых соотношений между отдельными антропометрическими признаками.
В настоящее время не используется для оценки биологической зрелости ребенка, а также состояния питания.
В качестве оценки состояния питания используется массо-ростовой индекс, индекс Чулицкой, индекс массы тела.
Оценка производится путем сравнения рассчитанного индекса для данного ребенка со среднестатистическим распределением индекса с учетом возраста и пола.
Индекс Чулицкой (индекс упитанности)
В настоящее время применяется у детей раннего возраста.
Вычисляется по формуле:
3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – длина тела.
При нормотрофии величина индекса составляет 20- 25.
Индекс массы тела (индекс Кестне II):
Применяется для оценки состояния питания детей старшего возраста. Вычисляется как отношение массы тела (в кг) к его длине, возведенной в квадрат.
Существуют таблицы, по которым и определяется степень отклонений: достаточное питание, “низкое” состояние питания, “высокое” состояние питания, очень высокое, “пограничное”.
4. Оценка параметрическим методом (сигнальный метод) Метод основан на расчете среднеарифметических показателей (М) и их среднеквадратных отклонений (сигма) в соответствующей возрастно-половой группе. При этом выделяются следующие оценочные категории:
1) средний уровень с колебаниями в пределах 1,5 сигма от М;
2) ниже среднего – от -1,5 сигма до -2 сигма;
3) низкий – от -2 сигма до -3 сигма;
4) очень низкий – более -3 сигма;
5) выше среднего – от +1,5 сигма до +2 сигма;
6) высокий – более +3 сигма.
При формулировании врачебного заключения помимо уровня развития признаков учитывается и их гармоничность, когда разница между сигнальными отклонениями не превышает 1 сигма. Данный метод очень часто применяется при подходе к диагностике нарушений роста.
5. Оценка антропометрических данных центильным методом Оценка проводится по таблицам центильного типа. Задача врача – определить по таблицам, в какой интервал попадают величины измерения, и вписать в медицинский документ ребенка. Этот метод считается более объективным и более распространенным. О гармоничности развития судят по результатам средних оценок, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Гармоничным развитием является развитие, если разность номеров центильных интервалов не превышает 1, если разность составляет 2, то развитие дисгармоничное, 3 и более – резко дисгармоничное. В некоторых случаях определяют соматотип по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. При сумме баллов до 10 ребенка относят к микросоматотипу, при сумме от 11 до 16 баллов – к макросоматотипу. Однократное антропометрическое исследование ребенка и соответствующая его оценка позволяют определить уровень и гармоничность физического состояния, характеризующее лишь состояние ребенка к определенной поло-возрастной группе. Качественная оценка роста возможна при анализе последовательных измерений ребенка в декретированные сроки: до 1 года – ежемесячно; от 1 года до 3 лет – ежеквартально; от 3 до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев; старше 7 лет – ежегодно. Наиболее информативным являются графики распределения типичных признаков для каждого конкретного ребенка. Если кривая графика проходит в одной зоне, говорят о стабильных темпах роста, если кривая графика перемещается в выше- или нижележащие зоны, говорят об ускоренных или замедленных темпах роста. Аналогично изложенному анализируются темпы массы тела, окружности головы, грудной клетки. 529 x 0,052 = 27,508.

Источник