Описание развитие речи у ребенка
Елена Назаренко
Краткая характеристика развития речи детей от 0 до 7 лет
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, по мере развития ребенка. Для того, чтобы появились первые речевые действия, необходим определенный познавательный (когнитивный) багаж, который приобретается при включении коры мозга. Речь приобретается за счет работы в целом.
Развитие речи обычно проходит в 3 этапа:
1. Довербальный (доречевой, 0-6 месяцев.
2. Становление и развитие речи – переход ребенка к активной речи, 6-18 месяцев.
3. Развитие речевого (языкового) общения.
Особенности развития речи:
До 1 года (развитие понимания речи). С момента рождения ребенок еще не может говорить, но он уже слышит речь и пытается ориентироваться на него, то есть развивается ориентировочный рефлекс. Он начинает останавливать взгляд на лице говорящего, внимательно прислушивается к интонации речи, всматривается в мимику. Он реагирует не на слово, а на интонацию, силу и тембр голоса. Уже здесь развивается пассивная речь. Также на этом этапе необходимо наличие нормального состояния сенсорных систем – зрительного и слухового.
С 2-3 до 5-7 месяцев. На 2-3 месяце ребенок начинает гулить. Гуление проявляется в непроизвольном воспроизведении нараспев гласных звуков. В гулении преобладают звуки, напоминающие гласные А и У. Также у него появляются звуки, похожие на ГЬ и ХЬ. В независимости слышит ребенок или нет человеческую речь, он всё равно будет гулить. Это врожденный рефлекс.
С 6-8 до 12 месяцев. К 8 месяцу ребенок уже должен хорошо сформироваться лепет. Лепет – это уже не рефлекс, а первые попытки подражания речи людей, реализуемые с участием коры головного мозга. Лепет – это результат активности слуховой коры мозга. С 6 месяцев развивается фонематический слух. Лепет очень важен, он подготавливает речевой аппарат к последующим действиям. Ребенок произносит разные слоги “ма, ба, па”.
К 12 до 20 месяцев появляются первые слова “мама, папа, баба, дядя, бах”.
Звуки А, П, Б, М, К, Т ребенок произносит, но они ещё недостаточно устойчивы. К концу года ребёнок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки : гласные а, у, и, некоторые согласные м, п, б, н, т, д, к, г
С 1,5 лет до 2 лет. В этот период происходит усиленное развитие понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Мозговые клетки максимально готовы усвоить новые слова. Дети по подражанию умеют мычать, мяукать, гавкать, как животные. В этот период детям важно передать мысль, а само произношение звуков они еще не контролируют. Ребенок уже умеет менять интонацию при разговоре.
Ближе к 2-м годам ребенок произносит двусложные слова с неповторяющимися слогами “шея, ляпа, тетя”.
На 2-ом году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е; большинство согласных малыш ещё совсем не произносит или произносит неверно, заменяя их более простыми звуками в артикуляционном отношении. Ряд твёрдых согласных заменяет мягкими (дяй вместо дай, сянки вместо санки). Отсутствуют шипящие звуки, звуки л, рь, р.
2-3 года. Это период осмысленной речи, то есть главное слово, а не звуки.
В 2 года ребенок пытается произносить трехсложные слова ” синя (машина)”. К началу 3-го года формируется грамматический строй речи. Появляется связная контекстная речь – развернутая и грамматически оформленная.
К 3-м годам формируется умение правильно связывать слова. Рассказывает маленькие стишки, фразы, рифмовки, рассказики. Может рассказать, куда он ходил. Появляются местоимения”я, ты, мы, мне”. Формируется активная собственная речь. Перестановки и пропуски в сложных по структуре словах. В речи появляются некоторые простые союзы.
После 3-летнего возраста интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением.
В 4- 4,5 лет ребенок составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Использует сложные предлоги (куда, когда-то, после, вместо и т. д.). Полностью сформировано фонематическое восприятие (выделяет звуки из слов, делит слова на слоги, подбирает слова на заданную букву и т. д.).
С 4 до 5 лет исчезает смягченное произношение. В речи появляются наречия, причастия. Появляется самостоятельная речь, может пересказать сказку. Знает обобщающие слова (одежда, обувь, животные, птицы и т. д.).
После 5 лет (до 6 лет) совершенствуются все стороны речи: правильно составляет предложения, правильно говорит окончания слов, согласует без ошибок существительные с предлогами, прилагательными и другие части речи. Также с этого возраста должно быть правильное произношение всех звуков речи, в том числе и [р]. Словарный запас составляет до 3500 тысяч слов. Правильно определяет падежные окончания. Фразы развернутые. Может описать явления и предметы, описать картинки, что изображено, составить небольшой рассказик, рассказать сюжет мультфильма или сказки.
К 7-ми годам ребенок должен правильно и четко говорить все звуки речи, правильно составлять предложения, в которых преобладают существительные, глаголы, прилагательные, наречия, причастия, союзы. В этом возрасте дети могут из увиденного или услышанного сделать вывод, например, прослушав сказку. Описывает серии картинок или сам придумывает рассказ. Может читать.
С 7-лет ребенок овладевает чтением и письмом. Происходит дальнейшее развитие грамматической, лексической, звуковой сторон речи. Совершенствуется монологическая и диалогическая речь, фразовая речь. Бурно развивается мышление, внимание, память. Ребенок учится рассуждать.
Становление звуков речи в каждый возрастной период ребенка:
К 3-м годам:
[Б] [Б`]
[П] [П`]
[М] [М`]
[Т] [Т`]
[Н] [Н`]
[К] [К`]
[Г] [Г`]
[В] [В`]
[Ф] [Ф`]
К 4-м годам:
[С] [С`]
[З] [З`]
[Ц]
К 5-ти годам:
[Ш] [Ж]
[Щ] [Ч]
[Р] [Р`]
[Л] [Л`]
Источник
Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.
Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.
Причины задержки и нарушения речи
На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.
Родители не разговаривают с ребенком
С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.
Гиперопека родителей и лень ребенка
Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.
Индивидуальное развитие ребенка
Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.
Стрессы
К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.
Заболевания
Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.
Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.
Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.
Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?
Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:
- 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
- 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
- 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
- 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
- 1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
- 2 года 4 месяца – 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
- 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
- 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.
Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории – слабослышащие и глухие:
- При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
- У слабослышащих более благоприятный прогноз.
Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.
Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].
До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.
Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.
Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.
Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.
Развитие понимания речи
Методика “развития понимания речи” хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.
Специалисты делят речь на:
- Активную – то, что человек говорит.
- Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.
Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.
Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.
Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.
Развитие активной речи
Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.
Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:
- От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
- Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
- Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
- Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
- Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.
Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.
Читайте далее: развитие памяти у детей
Источник
Характеристика речевого развития детей.
Речевое развитие детей 2-3 лет
Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).
Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя вих речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.
2.2.Речевое развитие детей 3-4 лет
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.
Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).
Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.
Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.
Речевое развитие детей 4-5 лет
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
Звукопроизношение.Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».
Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни способен строить фразы, состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Речевое развитие детей 5-6 лет
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Дети способны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи.
Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок может не только определять позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливать точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи. Дети способны усваивать не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу – хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
2.5.Речевое развитие детей 6-7 лет
В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.
Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.
Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.
Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.
Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
Источник