Описание кризисов развития ребенка по выготскому

Описание кризисов развития ребенка по выготскому thumbnail

 Л С Выготский о стадиях развития ребенка кризисы

 Возрастное развитие – сложный процесс, который приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития – социальная среда. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением приводит к возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание.  Существует внутренний планпереживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы.Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считают, что для гармоничного развития ребенка не должно быть места кризисам.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.Описание кризисов развития ребенка по выготскому

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца – 1 год)

кризис 1 года 

раннее детство (1—3 года) 

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3—7 лет) 

кризис 7 лет 

школьный возраст (7— 13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13—17 лет)

кризис 17 лет

Для успешного прохождения кризиса у ребенка, родителям необходимо проявлять терпение, принятие ребенка, овладеть техниками конструктивного общения, которые помогут выстроить общение на доверительных отношениях.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Îïèñàíèå îñíîâíûõ ïîíÿòèé òåîðèè êðèçèñà ó äåòåé ïî ó÷åíèÿì Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî. Õàðàêòåðèñòèêà íåîò÷åòëèâûõ ãðàíèö îòäåëÿþùèõ íà÷àëî è êîíåö êðèçèñà îò ñìåæíûõ âîçðàñòîâ ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ êàðòèíà êðèçèñà, åãî ïîëîæèòåëüíûå è íåãàòèâíûå ñòîðîíû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

13

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

3

Îïðåäåëåíèå êðèçèñà ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó

5

Ïîëîæèòåëüíîå è íåãàòèâíîå ñîäåðæàíèå êðèçèñà ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó

6

Çàêëþ÷åíèå

11

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

13

Ââåäåíèå

Ðàçâèòàÿ Âûãîòñêèì òåîðèÿ êðèçèñà íàóêè ïðåäñòàâëÿåò íå òîëüêî èñòîðè÷åñêèé èíòåðåñ. Îíà àêòóàëüíà è ïîíûíå â ïëàíå ðàçðàáîòêè ìàðêñèñòñêîãî ó÷åíèÿ î íàó÷íîì ïîçíàíèè êàê ñîöèàëüíî äåòåðìèíèðîâàííîì, äèàëåêòè÷åñêè ïðîòèâîðå÷èâîì ïðîöåññå ñ åãî ïèêàìè è ñïàäàìè, êðèçèñíûìè è ðåâîëþöèîííûìè ñèòóàöèÿìè.

Âîïðîñ î ïðèðîäå êðèçèñíûõ ñèòóàöèé è ïóòÿõ èõ ðàçðåøåíèÿ ïðèâëåêàåò â íàøè äíè è ìåòîäîëîãîâ íàóêè â ñòðàíàõ ìèðà. Øèðîêî èçâåñòíà, íàïðèìåð, òðàêòîâêà êðèçèñíûõ ÿâëåíèé â íàóêå àìåðèêàíñêèì èñòîðèêîì íàóêè Ò. Êóíîì.

Ïî Êóíó, êðèçèñ ðàçãîðàåòñÿ, êîãäà íàêàïëèâàþòñÿ ôàêòû-àíîìàëèè, íå ñîâìåñòèìûå ñ ãîñïîäñòâóþùåé ïàðàäèãìîé. Ðàçìûâàÿ åå, îíè ïîäãîòàâëèâàþò ðåâîëþöèþ â íàóêå.  êîíöå êîíöîâ, ïðåæíÿÿ ïàðàäèãìà ðóøèòñÿ, è íàó÷íîå ñîîáùåñòâî ñïëà÷èâàåòñÿ íà îñíîâå íîâîé ïàðàäèãìû.

Àíàëèçèðóÿ ðàçâèòèå ïñèõîëîãèè, Âûãîòñêèé âñêðûë èíûå äåòåðìèíàíòû êðèçèñíûõ ÿâëåíèé. Îí îòâåðã ïîçèòèâèñòñêîå ïðåäñòàâëåíèå î «÷èñòûõ» ôàêòàõ (çà êîòîðûì ñòîÿëà âåðñèÿ, áóäòî èñòî÷íèêîì ïîçíàíèÿ ñëóæàò ñåíñîðíûå äàííûå, à íå îòîáðàæàåìàÿ â ÷óâñòâåííîì îïûòå è ïîñòèãàåìàÿ ïîñðåäñòâîì ñîçíàíèÿ îáúåêòèâíàÿ ðåàëüíîñòü).

Âåäü íàó÷íîå èññëåäîâàíèå ìîæåò îïåðèðîâàòü òîëüêî òàêèìè ôàêòàìè, êîòîðûå ïðîøëè ïîíÿòèéíóþ îáðàáîòêó. Óæå íàçûâàÿ ïðåäìåò, ìû êëàññèôèöèðóåì åãî, âûäåëÿåì ñ ïîìîùüþ ñëîâà-îðóäèÿ â áåñêîíå÷íîì ìíîãîîáðàçèè ïðèçíàêîâ ñóùåñòâåííûå â îïðåäåëåííîì îòíîøåíèè. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.  6 ò. Ò. 1. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982

Ïîñêîëüêó æå «îáðàáàòûâàþùàÿ ñèëà» èñõîäèò îò ìûøëåíèÿ, ïîãðóæåííîãî â íåçàâèñèìûé îò íåãî îáúåêò, òî ïîíÿòèéíàÿ îáðàáîòêà ôàêòà íå ÷òî èíîå, êàê áîëåå àäåêâàòíàÿ, áîëåå ñîäåðæàòåëüíàÿ (÷åì íà äîïîíÿòèéíîì óðîâíå) ïîçíàâàòåëüíàÿ ðåêîíñòðóêöèÿ ýòîãî îáúåêòà.

Êðèçèñû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íåîáûêíîâåííî èíòåðåñíûé è ïðîòèâîðå÷èâûé îáúåêò ïñèõîëîãè÷åñêîãî àíàëèçà. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé ïèñàë, ÷òî åñëè áû êðèçèñû íå áûëè îáíàðóæåíû ýêñïåðèìåíòàëüíî, èõ, òåì íå ìåíåå, ñëåäîâàëî áû çàäàòü òåîðåòè÷åñêè. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.  6 ò. Ò. 1. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982.

Îñíîâàíèåì äëÿ òàêîãî ïîíèìàíèÿ ëîãèêè ðàçâèòèÿ ñëóæèò òåçèñ î òîì, ÷òî ðàçâèòèå ðåáåíêà åñòü äèàëåêòè÷åñêèé ïðîöåññ, â êîòîðîì ïåðåõîä îò îäíîé ñòàäèè ê äðóãîé ñîâåðøàåòñÿ ðåâîëþöèîííûì, à íå ýâîëþöèîííûì ïóòåì.

 ýòè ïåðèîäû â îòíîñèòåëüíî êîðîòêèé ïðîìåæóòîê âðåìåíè ïðîèñõîäÿò êàðäèíàëüíûå èçìåíåíèÿ â ðàçâèòèè ðåáåíêà, ïðè÷åì èçìåíåíèÿ íå ëàòåíòíûå, à îïðåäåëåííî çàìåòíûå îêðóæàþùèì, íàãëÿäíûå.

Îäíàêî â íàáëþäåíèè è ýêñïåðèìåíòå ìû âñÿêèé ðàç ñòàëêèâàåìñÿ ñ ñóãóáî èíäèâèäóàëüíûìè, ÷àñòíûìè ïðîÿâëåíèÿìè â ïîâåäåíèè ðåáåíêà. Íè îäèí àêò ïîâåäåíèÿ, âçÿòûé â ñâîåé îòäåëüíîñòè è áèîãðàôè÷åñêîé óíèêàëüíîñòè, íå ÿâëÿåòñÿ ðåïðåçåíòàòèâíûì äëÿ âîçðàñòíîãî êðèçèñà êàê ïîëíîãî àêòà ðàçâèòèÿ.

Èìåííî ýòà îñîáåííîñòü äèíàìèêè ðàçâèòèÿ â êðèçèñíûå ïåðèîäû äåëàåò íåäîñòàòî÷íûì èõ àíàëèç ëèøü íà îñíîâå èìåþùåéñÿ ñèìïòîìàòèêè.

Ñìåíà îäíîãî ñòàáèëüíîãî ïåðèîäà äðóãèì òðàäèöèîííî õàðàêòåðèçîâàëàñü êàê ïåðèîä òðóäíîâîñïèòóåìîñòè ðåáåíêà. Óæå ñàìà ïî ñåáå òàêàÿ ïîñòàíîâêà âîïðîñà, àêöåíòèðîâàíèå âíèìàíèÿ íà òðóäíîñòÿõ â âîñïèòàíèè ðåáåíêà óêàçûâàåò íà àáñîëþòèçàöèþ äåñòðóêòèâíîé ñîñòàâëÿþùåé êðèçèñà.

Òàê, Ë.È. Áîæîâè÷, ðàçâèâàÿ ïðèíöèïèàëüíûå ïîäõîäû êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé òåîðèè, ôîðìóëèðóåò ïîëîæåíèå, ñîãëàñíî êîòîðîìó ñâîåîáðàçèå ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ ïðèìåíèòåëüíî ê äåòÿì, íàõîäÿùèìñÿ â êðèòè÷åñêîì ïåðèîäå, ñîñòîèò â òîì, ÷òî âíóòðåííå îíè óæå ñîçðåëè äëÿ òîãî, ÷òîáû âêëþ÷èòüñÿ â íîâûå ôîðìû æèçíè, à âíåøíèå îáñòîÿòåëüñòâà ïðåïÿòñòâóþò ýòîìó, óäåðæèâàÿ ðåáåíêà â ñèñòåìå ïðåæíèõ âçàèìîîòíîøåíèé. Âîçðàñòíàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ./ Ïîä ðåä. Ì.Â. Ãàìåçî. Ì.: Ïðîñâåùåíèå. – 1984

êðèçèñ ðåáåíîê âîçðàñò âûãîòñêèé

Îïðåäåëåíèå êðèçèñà ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó

Êðèçèñ ðàçâèòèÿ — ýòî ñëåäóþùèé îñíîâíîé ýëåìåíò ìåõàíèçìà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ë. Ñ. Âûãîòñêèé ïîä êðèçèñîì ðàçâèòèÿ ïîíèìàë ñîñðåäîòî÷åíèå ðåçêèõ è êàïèòàëüíûõ ñäâèãîâ è ñìåùåíèé, èçìåíåíèé è ïåðåëîìîâ â ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Êðèçèñ — ýòî ïåðåëîìíûé ïóíêò â íîðìàëüíîì òå÷åíèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îí âîçíèêàåò òîãäà, «êîãäà âíóòðåííèé õîä äåòñêîãî ðàçâèòèÿ çàâåðøèë êàêîé-òî öèêë è ïåðåõîä ê ñëåäóþùåìó öèêëó áóäåò îáÿçàòåëüíî ïåðåëîìíûì…» Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.  6 ò. Ò. 1. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982. Ñ.384.

Êðèçèñ — ýòî öåïü âíóòðåííèõ èçìåíåíèé ðåáåíêà ïðè îòíîñèòåëüíî íåçíà÷èòåëüíûõ âíåøíèõ èçìåíåíèÿõ. Ñóùíîñòüþ êàæäîãî êðèçèñà, îòìå÷àë îí, ÿâëÿåòñÿ ïåðåñòðîéêà âíóòðåííåãî ïåðåæèâàíèÿ, îïðåäåëÿþùåãî îòíîøåíèå ðåáåíêà ê ñðåäå, èçìåíåíèå ïîòðåáíîñòåé è ïîáóæäåíèé, äâèæóùèõ åãî ïîâåäåíèåì.

Íà ýòî óêàçûâàëà è Ë.È. Áîæîâè÷, ñîãëàñíî ìíåíèþ, êîòîðîé ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ êðèçèñà ÿâëÿåòñÿ íåóäîâëåòâîðåíèå íîâûõ ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà (Áîæîâè÷ Ë. È., 1979). Ïðîòèâîðå÷èÿ, ñîñòàâëÿþùèå ñóòü êðèçèñà, ìîãóò ïðîòåêàòü â îñòðîé ôîðìå, ïîðîæäàÿ ñèëüíûå ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ, íàðóøåíèÿ â ïîâåäåíèè äåòåé, â èõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ âçðîñëûìè.

Êðèçèñ ðàçâèòèÿ îçíà÷àåò íà÷àëî ïåðåõîäà îò îäíîãî ýòàïà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ê äðóãîìó. Îí âîçíèêàåò íà ñòûêå äâóõ âîçðàñòîâ è çíàìåíóåò ñîáîé çàâåðøåíèå ïðåäûäóùåãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà è íà÷àëî ñëåäóþùåãî.

Èñòî÷íèêîì âîçíèêíîâåíèÿ êðèçèñà âûñòóïàåò ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó âîçðàñòàþùèìè ôèçè÷åñêèìè è ïñèõè÷åñêèìè âîçìîæíîñòÿìè ðåáåíêà è ðàíåå ñëîæèâøèìèñÿ ôîðìàìè åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè è âèäàìè (ñïîñîáàìè) äåÿòåëüíîñòè. Êàæäûé èç íàñ âñòðå÷àëñÿ ñ ïðîÿâëåíèÿìè òàêèõ êðèçèñîâ.

Ïåðâûì â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå áûë îïèñàí êðèçèñ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ. Ïîçäíåå áûë îòêðûò êðèçèñ òðåõ ëåò. Åùå ïîçäíåå áûë èçó÷åí êðèçèñ ñåìè ëåò.

Íàðÿäó ñ íèìè âûäåëÿþò êðèçèñ íîâîðîæäåííîå è êðèçèñ îäíîãî ãîäà. Òàêèì îáðàçîì, ðåáåíîê îò ìîìåíòà ðîæäåíèÿ è äî ïåðèîäà þíîøåñòâà ïåðåæèâàåò ïÿòü êðèçèñíûõ ïåðèîäîâ.

Ïîëîæèòåëüíîå è íåãàòèâíîå ñîäåðæàíèå êðèçèñà ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó

Ëþáîé êðèçèñ èìååò äâå ñòîðîíû, êîòîðûå íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ðàñêðûâàÿ åãî ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîäåðæàíèå è çíà÷åíèå äëÿ ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ïåðâàÿ èç íèõ — ðàçðóøèòåëüíàÿ ñòîðîíà êðèçèñà. Äåòñêîå ðàçâèòèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïðîöåññû ñâåðòûâàíèÿ è îòìèðàíèÿ. Âîçíèêíîâåíèå íîâîãî íåïðåìåííî îçíà÷àåò îòìèðàíèå ñòàðîãî.

Ïðîöåññû îòìèðàíèÿ ñòàðîãî ñêîíöåíòðèðîâàíû ïðåèìóùåñòâåííî â êðèçèñíûõ âîçðàñòàõ. Íî íåãàòèâíàÿ ñòîðîíà êðèçèñà — ýòî îáðàòíàÿ, òåíåâàÿ ñòîðîíà ïîçèòèâíîé, êîíñòðóêòèâíîé ñòîðîíû.

«Çäåñü âñåãäà îñóùåñòâëÿþòñÿ è êîíñòðóêòèâíûå ïðîöåññû, ïðîèñõîäÿò ïîçèòèâíûå èçìåíåíèÿ, êîòîðûå ñîñòàâëÿþò ãëàâíûé ñìûñë êàæäîãî ïåðåëîìíîãî ïåðèîäà»,– ïîä÷åðêèâàåò Â. Â. Äàâûäîâ (Äàâûäîâ Â.Â., 1986, ñ. 76).

Êðèçèñ, ïî Âûãîòñêîìó, çàðîæäàåòñÿ íå ïðè ñòîëêíîâåíèÿõ íîâûõ ôàêòîâ ñ ãîñïîäñòâóþùåé ñòðóêòóðîé çíàíèé, à ïðè íàçðåâàíèè ïîðîæäàåìîé è ñòèìóëèðóåìîé ïðàêòèêîé ïîòðåáíîñòè â ïåðåõîäå îò ÷àñòíûõ òåîðåòè÷åñêèõ ñõåì ê áîëåå îáùèì, ââîäÿùèì ýòè ÷àñòíûå ñõåìû â êîíòåêñò, â êîòîðîì èõ ïîíÿòèÿ — ôàêòû îáíàðóæèâàþò ãëóáèííûé êàòåãîðèàëüíûé ñìûñë. Âîçðàñòíàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ./ Ïîä ðåä. Ì.Â. Ãàìåçî. Ì.: Ïðîñâåùåíèå. – 1984.

 ïåðèîä, êîãäà îáùàÿ ñõåìà åùå íå ñëîæèëàñü, íî âðåìÿ äëÿ ýòîãî óæå ñîçðåëî, íà åå ìåñòî, êàê ìû âèäåëè, óñòðåìëÿþòñÿ ÷àñòíûå êîíöåïöèè. Èõ ïðîòèâîáîðñòâîì îòìå÷åíà âíåøíÿÿ êàðòèíà êðèçèñà, êîòîðàÿ ïðåæäå âñåãî è áðîñàåòñÿ â ãëàçà.

Ïî Êóíó, ìåæäó ïàðàäèãìîé ñòàðîé è íîâîé íåò íè îáùíîñòè, íè ñâÿçè. Ìåæäó íèìè íå ìîæåò áûòü îòíîøåíèé âêëþ÷åíèÿ. Îäíà èñêëþ÷àåò äðóãóþ.

Ïîäõîä Âûãîòñêîãî ïîçâîëÿåò ïîíÿòü äèàëåêòèêó ýâîëþöèîííûõ (êóìóëÿòèâíûõ) è ðåâîëþöèîííûõ ìîìåíòîâ â ðàçâèòèè ïîçèòèâíîãî çíàíèÿ. Äëÿ ïîíèìàíèÿ ïðèðîäû è ñìûñëà êðèçèñà â íàóêå íåîáõîäèìî, ñîãëàñíî Âûãîòñêîìó, âûéòè çà ïðåäåëû âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó òåîðèÿìè è ôàêòàìè â äâèæåíèè íàó÷íîãî çíàíèÿ. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.  6 ò. Ò. 1. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982

Íå ñàìî ïî ñåáå ðàññîãëàñîâàíèå òåîðåòè÷åñêîãî è ýìïèðè÷åñêîãî ñòèìóëèðóåò è íàïðàâëÿåò ýòî äâèæåíèå. Ñèëû, äåéñòâóþùèå âíóòðè ñàìîé íàóêè, âûñòóïàþò íà óðîâíå ïðèêëàäíûõ èññëåäîâàíèé, íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàííûõ ñ ïðàêòèêîé — âîñïèòàòåëüíîé, ïðîìûøëåííîé, ìåäèöèíñêîé è ò. ä.

Èìåííî ïðàêòèêà òðåáóåò ïîñòðîåíèÿ òàêîé ìåòîäîëîãèè, áåç êîòîðîé ñàìî íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà ÷åëîâåêà íå ìîæåò áûòü ýôôåêòèâíûì.

Ïîä êðèçèñàìè, êàê èçâåñòíî, èìåþòñÿ â âèäó ïåðåõîäíûå ïåðèîäû îò îäíîãî ýòàïà äåòñêîãî ðàçâèòèÿ ê äðóãîìó. Êðèçèñû âîçíèêàþò íà ñòûêå äâóõ âîçðàñòîâ è çíàìåíóþò ñîáîé çàâåðøåíèå ïðåäûäóùåãî ýòàïà ðàçâèòèÿ è íà÷àëî ïîñëåäóþùåãî.

Êàæäîå ñèñòåìíîå íîâîîáðàçîâàíèå, âîçíèêàÿ â îòâåò íà ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà, âêëþ÷àåò àôôåêòèâíûé êîìïîíåíò è ïîòîìó íåñåò â ñåáå ïîáóäèòåëüíóþ ñèëó.

Èìåííî ïîýòîìó öåíòðàëüíîå äëÿ äàííîãî âîçðàñòà ñèñòåìíîå íîâîîáðàçîâàíèå, ÿâëÿþùååñÿ êàê áû îáîáùåííûì ðåçóëüòàòîì, èòîãîì âñåãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ñîîòâåòñòâóþùèé ïåðèîä, íå îñòàåòñÿ íåéòðàëüíûì ïî îòíîøåíèþ ê äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ, à ñòàíîâèòñÿ èñõîäíûì äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà ñëåäóþùåãî âîçðàñòà.

Ýòî è äàåò ïðàâî ðàññìàòðèâàòü êðèçèñû â êà÷åñòâå ïåðåëîìíûõ ýòàïîâ îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, àíàëèç êîòîðûõ ïîçâîëèò âñêðûòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ñóùíîñòü ýòîãî ïðîöåññà. Ëåîíòüåâ À.Í. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1972

 äåòñêîé ïñèõîëîãèè íàèáîëåå ÷àñòî óïîìèíàåòñÿ î òðåõ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäàõ: êðèçèñ 3, 7 è 12–16 ëåò, ïîñëåäíèé ÷àñòî îáîçíà÷àåòñÿ êàê êðèçèñ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà. Ë. Ñ. Âûãîòñêèé àíàëèçèðîâàë åùå êðèçèñ îäíîãî ãîäà, à ïîäðîñòêîâûé äåëèë íà äâå ôàçû: íåãàòèâíóþ (13—14 ëåò) è ïîçèòèâíóþ (15–17 ëåò) Âîçðàñòíàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ./ Ïîä ðåä. Ì.Â. Ãàìåçî. Ì.: Ïðîñâåùåíèå. – 1984..

Åñëè ðàññìàòðèâàòü ýòè êðèçèñû ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåðåìåí, íàñòóïàþùèõ â ïîâåäåíèè ðåáåíêà, òî âñå îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ íåêîòîðûìè îáùèìè ÷åðòàìè.

 êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû äåòè ñòàíîâÿòñÿ íåïîñëóøíûìè, êàïðèçíûìè, ðàçäðàæèòåëüíûìè: ÷àñòî âñòóïàþò â êîíôëèêò ñ îêðóæàþùèìè âçðîñëûìè, îñîáåííî ðîäèòåëÿìè è âîñïèòàòåëÿìè; ó íèõ âîçíèêàåò îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ðàíåå âûïîëíÿâøèìñÿ òðåáîâàíèÿì, äîõîäÿùèå äî óïðÿìñòâà è íåãàòèâèçìà.

Âñå ýòè îñîáåííîñòè äåòåé, ïåðåæèâàþùèõ êðèòè÷åñêèé ïåðèîä, ãîâîðÿò îá èõ ôðóñòðèðîâàííîñòè. Ôðóñòðàöèÿ æå, êàê èçâåñòíî, âîçíèêàåò â îòâåò íà äåðèâàöèþ êàêèõ-òî ñóùåñòâåííûõ äëÿ ÷åëîâåêà ïîòðåáíîñòåé.

Ïîýòîìó ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî íà ñòûêå äâóõ âîçðàñòîâ òàêóþ ðåàêöèþ äàþò äåòè, ó êîòîðûõ íå óäîâëåòâîðÿþòñÿ èëè äàæå àêòèâíî ïîäàâëÿþòñÿ òå íîâûå ïîòðåáíîñòè, êîòîðûå ïîÿâëÿþòñÿ â êîíöå êàæäîãî ýòàïà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âìåñòå ñ öåíòðàëüíûì, ò. å. ëè÷íîñòíûì, íîâîîáðàçîâàíèåì ñîîòâåòñòâóþùåãî âîçðàñòà. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.  6 ò. Ò. 1. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982

Êðèçèñû âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì äåïðèâàöèè òåõ ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà, êîòîðûå âîçíèêàþò ó íåãî ê êîíöó êàæäîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà âìåñòå ñ îñíîâíûì, ëè÷íîñòíûì íîâîîáðàçîâàíèåì.

Êàæäûé âîçðàñòíîé ýòàï õàðàêòåðèçóåòñÿ îñîáûì ïîëîæåíèåì ðåáåíêà â ñèñòåìå ïðèíÿòûõ â äàííîì îáùåñòâå îòíîøåíèé.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì æèçíü äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà çàïîëíåíà ñïåöèôè÷åñêèì ñîäåðæàíèåì: îñîáûìè âçàèìîîòíîøåíèÿìè ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè è îñîáîé, âåäóùåé äëÿ äàííîãî ýòàïà ðàçâèòèÿ äåÿòåëüíîñòüþ — èãðîé, ó÷åíèåì, òðóäîì.

Íà êàæäîì ýòàïå ñóùåñòâóåò òàêæå îïðåäåëåííàÿ ñèñòåìà ïðàâ, êîòîðûìè ïîëüçóåòñÿ ðåáåíîê, è îáÿçàííîñòåé, êîòîðûå îí äîëæåí âûïîëíÿòü.

Õàðàêòåð çàíèìàåìîãî ðåáåíêîì ïîëîæåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, îáúåêòèâíûìè íóæäàìè îáùåñòâà, ñ äðóãîé — ñóùåñòâóþùèìè â äàííîì îáùåñòâå ïðåäñòàâëåíèÿìè î âîçðàñòíûõ âîçìîæíîñòÿõ ðåáåíêà è î òîì, êàêèì îí äîëæåí áûòü.

Ýòè ïðåäñòàâëåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ ñòèõèéíî íà îñíîâå äëèòåëüíîãî èñòîðè÷åñêîãî îïûòà, è, õîòÿ óòâåðäèâøèåñÿ íà èõ îñíîâå ýòàïû äåòñêîé æèçíè íåñêîëüêî ðàçëè÷íû â îáùåñòâàõ ñ ðàçíîé êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêîé ôîðìàöèåé, â îñíîâíûõ ÷åðòàõ îíè ñõîäíû ìåæäó ñîáîé è ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîìó õîäó äåòñêîãî ðàçâèòèÿ. Âîçðàñòíàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ./ Ïîä ðåä. Ì.Â. Ãàìåçî. Ì.: Ïðîñâåùåíèå. – 1984.

Êàæäûé ðåáåíîê, íåçàâèñèìî îò îñîáåííîñòåé åãî èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ è ñòåïåíè ãîòîâíîñòè, äîñòèãíóâ îïðåäåëåííîãî âîçðàñòà, îêàçûâàåòñÿ ïîñòàâëåííûì â ñîîòâåòñòâóþùåå, ïðèíÿòîå â äàííîì îáùåñòâå ïîëîæåíèå è òåì ñàìûì ïîïàäàåò â ñèñòåìó îáúåêòèâíûõ óñëîâèé, îïðåäåëÿþùèõ õàðàêòåð åãî æèçíè è äåÿòåëüíîñòè íà äàííîì âîçðàñòíîì ýòàïå.

Ñîîòâåòñòâîâàòü ýòèì óñëîâèÿì äëÿ ðåáåíêà æèçíåííî âàæíî, òàê êàê òîëüêî ïðè ýòîì îí ìîæåò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ íà âûñîòå çàíèìàåìîãî ïîëîæåíèÿ è èñïûòûâàòü ýìîöèîíàëüíîå áëàãîïîëó÷èå.

Çàêëþ÷åíèå

Èòàê, ìû ìîæåì ñäåëàòü ñëåäóþùèå âûâîäû:

Âî-ïåðâûõ, äëÿ íåãî õàðàêòåðíà íåîò÷åòëèâîñòü ãðàíèö, îòäåëÿþùèõ íà÷àëî è êîíåö êðèçèñà îò ñìåæíûõ âîçðàñòîâ. Ïîýòîìó ðîäèòåëÿì, ïåäàãîãàì, âîñïèòàòåëÿì èëè âðà÷àì-ïåäèàòðàì âàæíî çíàòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ êàðòèíó êðèçèñà, à òàêæå èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà, íàêëàäûâàþùèå ñâîé îòïå÷àòîê íà ïðîòåêàíèå êðèçèñà.

Âî-âòîðûõ, ìû ñòàëêèâàåìñÿ ñ òðóäíîâîñïèòóåìîñòüþ äåòåé â ýòîò ìîìåíò âñëåäñòâèå òîãî, «÷òî èçìåíåíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ñèñòåìû, ïðèìåíÿåìîé ê ðåáåíêó, íå ïîñïåâàåò çà áûñòðûìè èçìåíåíèÿìè åãî ëè÷íîñòè» Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.  6 ò. Ò. 1. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982.

Êîíôëèêòû ñî âçðîñëûìè â ýòî âðåìÿ âîçíèêàþò ÷àùå, à âìåñòå ñ íèìè ïðèõîäÿò ìó÷èòåëüíûå è áîëåçíåííûå ïåðåæèâàíèÿ. Òðåõëåòíèé ðåáåíîê íà êàêîå-òî âðåìÿ ñòàíîâèòñÿ óïðÿìûì, êàïðèçíûì, ñòðîïòèâûì è ñâîåâîëüíûì. Ñåìèëåòíèé ðåáåíîê â ýòî âðåìÿ ñòàíîâèòñÿ íåóðàâíîâåøåííûì, íåñäåðæàííûì è êàïðèçíûì.

Ó òðèíàäöàòèëåòíèõ ïîäðîñòêîâ ïàäàåò ðàáîòîñïîñîáíîñòü, çàòóõàþò è íåðåäêî îòìèðàþò ïðåæíèå èíòåðåñû, à ïîâåäåíèå ïðèîáðåòàåò íåãàòèâíûé õàðàêòåð (Äàâûäîâ Â. Â., 1986).  öåëîì ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî ýòàï êðèçèñà âñåãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì òåìïà ïðîäâèæåíèÿ ðåáåíêà â õîäå îáó÷åíèÿ.

 òî æå âðåìÿ íóæíî èìåòü â âèäó, ÷òî õàðàêòåð ïðîòåêàíèÿ êðèçèñà â çíà÷èòåëüíîé ìåðå çàâèñèò îò êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèé. Åñëè ðîäèòåëè, âîñïèòàòåëè, ó÷èòåëÿ è äðóãèå çíà÷èìûå äëÿ ðåáåíêà ëþäè ñâîåâðåìåííî ó÷èòûâàþò ïðîèñõîäÿùèå â íåì èçìåíåíèÿ è â ñîîòâåòñòâèè ñ íèìè âûñòðàèâàþò ñâîå îòíîøåíèå, òî ïðîòåêàíèå êðèçèñà â çíà÷èòåëüíîé ìåðå ñìÿã÷àåòñÿ.

Êàê îòìå÷àë À. Í. Ëåîíòüåâ, «â äåéñòâèòåëüíîñòè êðèçèñû îòíþäü íå ÿâëÿþòñÿ íåèçáåæíûìè ñïóòíèêàìè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íåèçáåæíû íå êðèçèñû, à ïåðåëîìû, êà÷åñòâåííûå ñäâèãè â ðàçâèòèè. Íàîáîðîò, êðèçèñ — ýòî ñâèäåòåëüñòâî íå ñîâåðøèâøåãîñÿ ñâîåâðåìåííî ïåðåëîìà, ñäâèãà. Êðèçèñîâ âîâñå ìîæåò íå áûòü, åñëè ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ñêëàäûâàåòñÿ íå ñòèõèéíî, à ÿâëÿåòñÿ ðàçóìíî óïðàâëÿåìûì ïðîöåññîì — ïðîöåññîì âîñïèòàíèÿ» Ëåîíòüåâ À.Í. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1972.

Íàëè÷èå êðèçèñíûõ ïåðèîäîâ â ðàçâèòèè ðåáåíêà ïðåäïîëàãàåò ñóùåñòâîâàíèå ñòàáèëüíûõ ïåðèîäîâ. Åñëè äëÿ íèõ õàðàêòåðíî ïðîãðåññèâíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, òî ðàçâèòèå ñàìîãî êðèçèñà íîñèò íåãàòèâíûé, ðàçðóøèòåëüíûé õàðàêòåð. Ïðîèñõîäèò çàòóõàíèå ïðîãðåññèâíîãî õàðàêòåðà ðàçâèòèÿ. Íàâåðíîå, ïîòîìó Ë. Í. Òîëñòîé íàçûâàë ýòî âðåìÿ «ïóñòûíåé îäèíî÷åñòâà».

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Âîçðàñòíàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ./ Ïîä ðåä. Ì.Â. Ãàìåçî. Ì.: Ïðîñâåùåíèå. – 1984.

2. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.  6 ò. Ò. 1. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982.

3. Ëåîíòüåâ À.Í. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1972.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник