Онтогенез психомоторного и речевого развития ребенка

Онтогенез психомоторного и речевого развития ребенка thumbnail
  1. Период
    внутриутробного развития.
    Первые
    недели внут­риутробного
    развития — закладка органов и тканей,
    в том числе и
    нервной системы. Первая половина
    беременности — ведущее формирование
    спинного мозга. Начало шевеления плода.
    Вторая половина
    беременности — ведущее формирование
    головного моз­га. Готовность ствола
    мозга к моменту рождения. Первичные
    комплексные
    двигательные акты (сосание, глотание,
    чихание, дыха­ние,
    сердцебиение). Значение раздражений
    внешней среды для развития
    функциональных систем мозга.

  2. Первые
    три месяца постнатального развития.
    Сенсорные
    реакции:
    первоначальные слуховые и зрительные
    реакции. Двига­тельные
    реакции уменьшение флексорной гипертонии
    и увеличение объема
    движений. Формирование хватательного
    движения и зри­тельно-моторной
    координации. Речевые реакции: начало
    гуления. Психика:
    появление положительных эмоциональных
    реакций.

  3. От
    3 до 6 месяцев.
    Сенсорные
    реакции: развитие зритель­ных
    и слуховых ориентировок, фиксация взора
    на движущихся предметах.
    Двигательные функции: нормализация
    мышечного тонуса
    и развитие активных движений руками,
    переворачивание со
    спины на живот, начало ползания,
    совершенствование реакции
    захватывания,
    закрепление зрительно-моторной
    координации.

Речевые
реакции: гуление становится более
активным, про­тяжным,
эмоциональным.

Психика:
развитие комплекса оживления,
дифференцирован­ный
характер эмоциональных реакций, начало
манипуляций иг­рушками.

3.2.4.От
6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции:
устойчивый дифференцированный
характер восприятия зрительных и
слуховых
дифференцировок
(узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные
функции: формирование реакции равновесия,
активизация ползания, сидения и стояния.
Улучшение зритель­но-моторной
координации.

Речевые
реакции: эмоциональная окраска,
дифференцированность,
активизация лепета; жесты становятся
средством общения.

Психика:
улучшение контакта с окружающими,
активизация манипуляций
с предметами.

3.2.5. От
9 до 12 месяцев.
Сенсорные
реакции: дифференциа­ция
лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему
виду и запаху.

Двигательные
функции: совершенствование ползания
на чет­вереньках,
хождение с поддержкой, улучшение
зрительно моторных
функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции:
активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание
обращенной речи, активизация речевого
общения, манипулятивной деятельности
(игра со звучащими иг­рушками).

3.2.6.Второй
год жизни.
Сенсорные
реакции: совершенствова­ние
восприятия формы и пространства.

Двигательные
функции: развитие равновесия, устойчивый
ха­рактер
походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие:
расширение пассивного и активного
словаря (к концу второго года в активе
до 200 слов).

Психика:
активизация манипуляций с игрушками,
проявле­ние
интереса к детям, начало представления
о схеме тела.

3.2.7.Третий
год жизни.
Сенсорные
реакции: совершенствова­ние
реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование
предметами (карандашом,
кистью), игрушками (кубиком, мячом) и
другими предметами.

Речевое развитие:
формирование фразовой речи, увеличение
словаря до 1000 слов, активное общение с
окружающими.

Психика:
период активных форм общения на
наглядно-кон­кретном
уровне, установление причинно-следственных
связей. Развитие самосознания.
Дифференцированный характер эмоцио­нальных
реакций.

3.2.8.Дошкольный
возраст (с 3 до 7 лет).
Двигательные
функции:
совершенствование двигательных функций
в области
мелкой
моторики, координации движений.
Возможность вы­полнения
ритмических движений (прыгание на одной
или двух ногах).

Речевая
функция: дальнейшее развитие и усложнение
фразо­вой
речи, увеличение активного словаря,
формирование моноло­гической
речи. Значение социальной среды для
развития речи. Речь
и общение ребенка. Речь и регуляция
поведения.

Психика:
речь и мышление. Особенности внимания
и памяти, произвольное
и непроизвольное внимание. Ведущая
деятель­ность
— игровая. Формирование причинно-следственных
связей. Систематизация и обобщение
предметов, способов их употребле­ния.
Готовность детей к школе: запас общих
понятий, уровень речевого
развития, интерес к обучению, состояние
внимания и памяти,
отвлечения и обобщения, знания грамоты
и счетных операций.

3.2.9.Младший
школьный возраст (от 7
до
11
лет).
Двигатель­ные
фикции: совершенствование координации
движений, начало занятий
различными видами спорта.

Речевая
функция: развитие устной и письменной
речи, расши­рение
словарного запаса, совершенствование
фразовой речи. Речь и
интеллектуальное развитие школьников.

Психика:
развитие зрительного и слухового
внимания, па­мяти,
мышления. Формирование системы понятий,
интереса к
школьным и внешнекольным предметам,
серьезным играм в неучебное время.
Личностные особенности младших
школь­ников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ

  1. Составить
    таблицу развития ребенка на первом,
    втором, тре­тьем
    году жизни.

  2. Составить таблицу
    параметров готовности ребенка к школе.

  3. Рассмотреть
    основные разделы истории болезни, их
    значе­ние
    для выявления отклонений в развитии.

  4. Рассмотреть
    методы обследования детей с отклонениями
    в развитии
    (схема составления истории болезни и
    методы обследо­вания
    детей даются в приложении).

Читайте также:  Психологическая коррекция развития ребенка раннего возраста

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Раскрыть
    связь уровней нервной системы с этапами
    психо­моторного
    развития ребенка.

  2. Особенности
    развития сенсорных реакций ребенка
    первого года
    жизни.

  3. Онтогенез психомоторного и речевого развития ребенкаОсобенности
    развития моторных функций у детей
    первого
    года
    жизни. Сопоставление моторных функций
    с уровнями вклю­чения
    нервной системы.

  4. Психомоторное и
    речевое развитие детей второго года
    жизни.

  5. Особенности
    психомоторного и речевого развития
    ребенка третьего года жизни.

  6. Особенности
    психомоторного развития дошкольников
    и де­тей младшего школьного возраста.

  7. Объяснить
    критические периоды развития ребенка
    и их зна­чение
    для психомоторного и речевого развития.

  8. Значение
    экзогенных факторов для психомоторного
    разви­тия ребенка.

Источник

Онтогенез речевой и психомоторной деятельности

Знание основных этапов развития двигательных навыков, сенсорных функций психики и речи, позволяет ориентироваться в структуре развития ребенка в целом. Эти процессы развития происходят одновременно в тесной взаимосвязи друг с другом. При анализе речи ребенка необходимо учитывать степень развития всех остальных психофизиологических процессов, так как это дает полную картину для выбора правильной коррекции всех речевых и сопутствующих им неречевых симптомов.

В данной главе мы представим онтогенез речи и этапы развития психомоторной деятельности, которые проходят на тех же важных этапах становления речевой функции.

Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе. Соответственно физиологическим субстратом человеческих психических свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер).

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).

Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи. Развитие правильного звукопроизношения зависит от сохранности двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, слухового восприятия, от аналитико-синтетической деятельности мозга, которая определяет возможность постоянного сравнения своего произношения с правильным произношением. При недостаточности аналитико-синтетической деятельности мозга ребенок не сравнивает свое дефектное звукопроизношение с правильным, у него отсутствует самоконтроль за своей речью.[38]

Современные же модели обучения и воспитания не обеспечивают целостного воздействия на личность с целью ее гармоничного развития. Физическое, интеллектуальное, речевое развитие детей осуществляется изолированно, не сопрягаясь между собой при воздействии на психоэмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы детей.

Моторное развитие протекает в тесной связи с психомоторным. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем И.М Сеченова. Он первым отметил важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Это изменило и бытовавшее до этого представление об исполнительной функции двигательных центров коры, называвшихся психомоторными. Исследования И.П. Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики, как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения; в понимании двигательного аппарата, выполняющего гнозис и праксис всех анализаторных систем человека. [28]

В онтогенезе психомоторной деятельности выделяют три периода.

Таламопаллидарный период – это период от рождения до 6 месяцев. Для этого периода характерны беспорядочные, хаотичные, непроизвольные (так называемые массивные) движения в конечностях, мышечный тонус повышен, что выражено в том, что у ребенка согнуты все конечности, руки и ноги сильно прижаты к туловищу.

Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания: сосательный рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс (ребенок хватает предметы, прислоненные к его ладони).

К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы [9].

К концу этого периода дети начинают наблюдать за предметом, движущимся в горизонтальной плоскости, поворачивают голову к источнику звука. Крик сменяется плачем. Появляется улыбка, обращенная к другому человеку.

Читайте также:  Особенности развития сознания ребенка в дошкольном возрасте

В речевом онтогенезе в это же время появляется гуление, наблюдаются мимические реакции. К 2 3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление некоординированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.

Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.

Стриопаллидарные период – это период от 6 до 11 месяцев. У детей нормализуется двигательный тонус, появляются активные движения. Тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений. Это свидетельствует о наступлении нового этапа в развитии психомоторики — появления произвольных движений.

В возрасте около 4 месяцев дети могут успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки еще довольно неуклюжи. Но особенно важно то, что в этом возрасте рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Развивается зрительно-моторная координация осуществление двигательных действий под контролем зрения.

В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз. Это обеспечивает формирование единой глазодвигательной системы. Ребенок фиксирует взором предмет и прослеживает его движение во всех направлениях. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве. [61]

Первые элементарные манипуляции с предметами неточны и сопровождаются синкинезиями. На 5-м месяце ребенок может брать предмет двумя руками.

В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития. Игры с предметами у детей до 10 месяцев имеют манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д. [16].

В речевом развитии в этот период появляется лепет, который характеризуется произношением гласных, губно-губных и некоторых переднеязычных звуков. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с появлением ритмических движений ребенка.

Ребенок начинает слушать речь других, начинает понимать слова, обозначающие название предметов. Это важный период начального понимания обращенной речи.

Начиная с 10-12 месяцев, наступает новый качественный скачок в психомоторном развитии ребенка.

Развитие корковых функций – качественно новый период развития психомоторики.

Во-первых, к этому времени у него уже достаточно сформировано умение сохранять равновесие тела, вследствие чего ребенок начинает самостоятельно и без поддержки ходить.

Во-вторых, его игры с предметами приобретают функциональный характер: куклу укладывают спать и кормят, ложкой «кушают суп», машинку катают.

В-третьих движение рук контролируется зрением. Совершаются тонкие движения кисти рук и пальцев. Ребенок уже может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. [11]

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики.

К году накапливается значительный словарный запас в импрессивной речи. Ребенок поизносит слова, обозначающие предметы.

Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием произвольных движений и речи. Примерно до 3-летнего возраста моторные и речевые функции развиваются достаточно синхронно.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования.

В возрасте 2-3 лет тонкая моторика детей развита уже достаточно высоко. Они бросают мяч двумя руками, переливают воду из одной емкости в другую, рисуют каракули, самостоятельно одеваются и раздеваются, держат ложку в руках.

В дошкольном возрасте дети могут рисовать карандашом круги, овалы, «головоногов», рисуют карандашами, фломастерами, кисточками, строят замки из кубиков. Это свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и самоконтроля).

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.

Читайте также:  В чем суть социальной ситуации развития ребенка первого года жизни

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четыремпяти годам жизни.

В прежние годы предполагалось, что этапы в двигательном развитии детей отражают процесс созревания двигательной системы. В настоящее время все двигательное развитие ребенка рассматривается согласно теории динамических систем: двигательное развитие вовлекает множество отдельных навыков, которые организуются и через какое-то время реорганизуются, чтобы отвечать требованиям определенных задач.

Исследования показывают, что движение наиболее предпочитаемая детьми форма обучения. Например, такие пространственные понятия как высоко-низко, далеко-близко, лево-право и т.д. дети лучше усваивают, совершая соответствующие действия: высоко подпрыгнуть, низко наклониться, далеко бросить мячик и т.д.

Учение о движении основывается на концепции Павлова И.П. о динамической локализации функций мозга. Согласно этой концепции, локализация функций предполагает не фиксированные центры, а динамические системы, элементы которых сохраняют свою строгую дифференцированность, играя высоко специализированную роль в единой деятельности мозга. [11]

В работах А.Р. Лурии была показана роль отдельных областей мозговой коры в oсуществлении двигательных актoв. Пoстцентральные, чувствительные зoны кoры гoлoвного мoзга oбеспечивают кинестетическую, прoприоцептивную афферентацию двигательнoго акта, правильную адресацию двигательных импульсoв к мышечной периферии. Нижнетеменные области коры, теменно-затылочные отделы управляют пространственной организацией движения. Премoтoрные oтделы коры регулируют временную серийную организацию движений и действий. Лобные отделы обеспечивают психорегуляторную функцию двигательного акта (сличение реального движения с исходной задачей, словесная регуляция движений). [9]

Исследования Берштейна Н.А. показали, что двигательный акт oпределяется двигательнoй задачей, фoрмирующейся на разных урoвнях регуляции мoтoрики. Пoскoльку челoвек сoвершает движения, различающиеся пo степени прoизвoльнoсти, пo участию в двигательнoм акте речи, тo и степень управления этими движениями будет различна. Бернштейн Н.А. разрабoтал теoрию урoвневой oрганизации движений. Она позвoляет разлoжить слoжный двигательный акт на сoставные компoненты и выявить сoстoяние церебральных урoвней, их рoль в регуляции движений и действий [9].

Управление моторикой, осуществляемое на ранних ступенях онтогенеза исключительно путем непосредственной сигнализации, в дальнейшем начинает производиться при непрерывно возрастающем участии словесной системы. Она выступает как в виде словесных указаний и требований окружающих людей, так и в виде намерений самого ребенка, сформулированных с помощью внешней или внутренней речи. [9]

Значение речи в превращении двигательных функций из непроизвольных, неосознаваемых в произвольные, сознательно регулируемые, издавна отмечалось в научной литературе. Так, выдающийся отечественный анатом и педагог, основоположник современной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт еще в 80-х гг. XIX столетия настойчиво указывал на роль слова в формировании у ребенка умения сознательно управлять своими движениями.

Исследования М.М. Кольцовой и других позволили выявить некоторые особенности развития механизма второй сигнальной системы и уяснить основные этапы этого процесса в онтогенезе [31].

Исследователи указывали на связь речи и двигательных и речевых анализаторов, на связь произношения с характером движений. Существует корреляция между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат, с этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга» [31].

Исследования отечественных психологов, таких как Лебединский В.В. и Балашова И.Н., показывают, что от внутриутробного периода до 3 лет ведущая роль в психическом развитии ребенка принадлежит сенсорным системам. В этот период закладывается взаимосвязь сенсорной и моторной сфер, то есть организуются горизонтальные и вертикальные (опто-оральные, опто-мануальные) сенсомоторные связи.

Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи.[38]

Современные модели обучения и воспитания не обеспечивают целостного, интегративного воздействия на личность с целью ее гармоничного развития. Физическое и интеллектуальное развитие детей осуществляется локально, не сопрягаясь в достаточной степени между собой при воздействии на психоэмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы детей.

Источник