Ограничения движения в развитие ребенка
Дария Ульбекова
Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка
Статья на тему: «Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка»
Роль движений для психического и умственного развития чрезвычайно велика.
От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для раз-вития физиологических систем ребенка. У растущего организма восста-новление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность,позволяет дошкольнику:
– активно участвовать в занятиях;
– чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
– активно познавать окружающий мир;
– реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.
Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.
А. В. Запорожец писал, что особое значение для развития психики ребенка имеет овладение движениями рук — от самых примитивных и до наиболее сложных, так как именно руки реализуют намерения человека. Трудясь или просто манипулируя, он приобретает, проверяет и уточняет свои знания о мире. Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность, и сами по себе являются для него, по свидетельству многих специалистов, непрерывным источником радости, особенно на ранних ступенях онтогенеза, причем развитие кисти руки в этом процессе чрезвычайно важно для нормальной его психической де-ятельности. Появление комплекса оживления является первым ясным свидетельством общения ребенка со взрослым. На этой основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук, речь и эмоциональные реакции. Настоящая реакция хватания впервые проявляется лишь в 4-5 месяцев. Многие авторы, исследующие эту проблему, характеризуют хватание как сенсомоторную, а не предметную реакцию.
Развитие движений рук чрезвычайно важно для общего психи-ческого развития ребенка, так как позволяет ему перейти от чисто созерцательного, зрительного восприятия мира к активному, дей-ственному и потому неизмеримо более полному и точному его познанию. Движение пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие.
Известно, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который впоследствии позволит выполнять движения сознательно.
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имеющей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т. е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно,в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.
Таким образом, двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Это не только прогулки за пределами дошкольного учреждения, но и соревнования. «Кто быстрей?», «Кто сильней?», «Кто больше?», «Кто точней?». Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир. Задача родителей и, конечно, воспитателей – исподволь прививать любовь к ак-тивности, всячески ее поощрять, добиваться высокой культуры движений, т. е. координации, скорости, силы, выносливости.
Источник
Оксана Протасова
Обучение детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства (методические рекомендации для воспитателей)
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Двигательная активность дошкольников всё больше ограничивается созданными условиями:
– особенностями северного климата (сокращаются утренние и вечерние прогулки, редко проводятся занятия по физической культуре на свежем воздухе);
– замкнутым перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
– требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и др.);
– преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью и т. д);
– генетической наследственностью.
Но самая главная проблема – несмотря на то, что двигательные центры каждой группы оснащены спортивно-игровым оборудованием дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В помощь воспитателям разработаны «Методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства».
ХОДЬБА
Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь)
Методические рекомендации:
Следить за хорошей осанкой детей. При ходьбе давать детям ориентир, для того чтобы они не опускали голову.
Чаще использовать ходьбу на носках и с предметом на голове, для формирования ощущения правильной осанки.
Давать задания, в которых изменяются темп и направление движения при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями.
Чаще проводить упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, с преодолением препятствий.
Игры для самостоятельной деятельности:
– Гигантские шаги – перешагивание различными способами с коврика на коврик.
– Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.
– Веселые негритята – перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами.
Пособия и атрибуты: Коврики, мешочки с грузом, ортопедические дорожки.
БЕГ
Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление.
Методические рекомендации:
Обязательно контролировать осанку детей во время бега.
Обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринуждённость
движений.
Следить за тем, чтобы в беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног.
Недопустимо требовать сгибания рук в локтях и прижимания их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на дыхание и кровообращение.
Применять бег на короткие дистанции, чередуя его со спокойной ходьбой, при условии частого использования бега.
Игры для самостоятельной деятельности:
– Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.
– Займи свое место – перебегание по команде с коврика на коврик.
– Прогулка – ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке.
– Обезьянки – хождение руками и ногами по стенке (развитие координации)
Пособия и атрибуты: коврики, скакалки, дорожки, тихий тренажер
ПРЫЖКИ
Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координаций, глазомер, чувство равновесия.
Методические рекомендации:
Особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины.
Лучше организовать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении.
Широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подскоки, подпрыгивания).
Игры для самостоятельной деятельности:
– Достань ягодку – подпрыгивание, дотягивание до условной метки.
– Через кочку – перепрыгивание через мешочки с песком.
– С кочки на кочку – запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком.
Пособия и атрибуты: Тихий тренажер, мешочки с песком малые, мешочки с песком большие.
МЕТАНИЕ, КАТАНИЕ, БРОСАНИЕ
Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Слабые мышцы плечевого пояса.
Методические рекомендации:
Особое внимание на правильный замах, т. к. это не только способствует приобретению и закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины.
Объяснять и показывать детям правильную позу при метании, обращая внимание на исходное положение.
Уточнять некоторые элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения).
Игры для самостоятельной деятельности:
– Урожай в «кладовочку» – забрасывание мешочков в короб.
– Попади в цель – метание мешочков в цветные ладошки.
– Хитрый мяч – прокатывание мяча из руки в руку различными способами.
Пособия и атрибуты: Мешочки с песком, мешочки с песком, тихий тренажер, мячи большие и малые, кольцеброс, кегли.
ЛАЗАНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, ПРОЛЕЗАНИЕ, ПОДЛЕЗАНИЕ
Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Страх высоты, слабо развитая координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов.
Методические рекомендации:
Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо.
Обращать внимание на то, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг).
Постепенное освоение перехода с пролета на пролет – приставной шаг.
При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника.
Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать
Игры для самостоятельной деятельности:
– Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.
– Достань ягодку – «лазание» по тихому тренажеру.
– Пройди по стенке – ходьба и лазание по тихому тренажеру.
– Котята – хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам.
– Паравозик – пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями.
Пособия и атрибуты: Скакалки, шнуры, тихий тренажер, ортопедическая дорожка, коврики, обручи.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ
Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются.
Методические рекомендации:
Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений.
Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.
Игры для самостоятельной деятельности:
– По мостику – хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок.
– Аисты – стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу.
Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки, мешочек с песком.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ
Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук.
Методические рекомендации:
Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах.
Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма – в зависимости от конкретных задач.
Игры для самостоятельной деятельности:
– Сажаем огород – игры с ортопедической дорожкой.
– Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.
Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, мешочек с песком.
Источник
Вопрос влияния различных видов двигательной активности на психическое развитие человека давно привлекал внимание и изучался учеными с целью целостного познания человека в единстве физического и умственного развития.
Физиолог И.М. Сеченов связывал двигательные функции человека с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал: «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
Биолог и педагог П.Ф.Лесгафт в психологических исследованиях доказал, что в процессе освоения физических упражнений ребенок учится не только управлять движениями, но и также учится анализировать возникающие ощущения и впечатления. Ученый рассматривал физические упражнения не только как средство физического, но и интеллектуального и нравственного развития человека. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны между собой в общем процессе развития личности с самого периода рождения ребенка.
Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина МП., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпов Ю.В., и др.).
В современной детской психологии используется такое понятие, как психомоторика, поясняющее как «объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями». Т.е. под психомоторикой понимается реализация психической деятельности через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в дошкольный период жизни.
Согласно данным науки психофизиологии двигательная активность с раннего возраста идет в параллели с развитием высших психических функций человека.
Движение является высокоэффективным возбудителем внимания, двигательными компонентами которого являются глазодвигательная активность. При осуществлении простейших действий с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.
В то же время сенсорные системы, в первую очередь, зрение, оказывают значительное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Навыки сосредоточение глаз на предмете и слежение за движущимися предметами развиваются раньше двигательной активности по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие двигательной сферы происходит с участие и контролем сенсорных систем. Осуществление двигательных функций является основой для развития представлений ребенка о времени и пространстве. Например, М.М. Кольцова отмечает, что представление порядка может возникнуть только на основании понимания последовательности действий, совершаемых ребенком.
В процессе онтогенетического развития головного мозга человека происходит усиление межполушарного взаимодействия, которое обусловлено ускорением процесса миелинизации нервных волокон мозолистого тела. У маленьких детей этому процессу содействует бимануальная координация, т.е. целенаправленные и сочетаемые движения двумя руками. А такое двигательное движение, как ползание, помимо стимуляции моторных зон коры головного мозга, также способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные движения перекрестных рук и ног (левая рука – правая нога), регулируемые противоположными полушариями мозга, способствуют развитию ассоциативных связей и создают условия для большего раскрытия потенциала мозга. При освоении данного движения у ребенка появляется потребность использовать одновременно оба глаза, и он начинает их сводить.
Ползание ребенка позволяет также развивать и тактильную чувствительность. Благодаря информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела человека относительно друг друга, у ребенка создается пространственное представление о своем теле, получившее название схемы тела. Именно на этапе ползания закладывается навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка.
Клинический психолог Е.С. Лебедева отмечает, что при недостаточно развитой координации движений, работы каждого полушария и межполушарного взаимодействия, у ребенка в школе возможны проблемы при письме: он пишет буквы в зеркальном отражении, имеет плохой подчерк и гряз в тетрадках. Таким образом, если пропустить данный этап физического развития, также будет пропущен важный этап развития мозга человека.
Проведенные исследования О.В.Фроловой на тему становления движений у нормальных детей и детей с аномальным развитием доказывают важность условий, в которых растет и развивает двигательную активность ребенок. Важными факторами для становления произвольных движений в дошкольном возрасте является игра и словесное сопровождение движения. Только в процессе игры движение может стать полноценным, а слово помогает упорядочить, сконструировать и организовать само движение. Авторы делают вывод о том, что для детей с аномальным развитием движение ведет за собой значительное расширение их возможностей, а также возникновение и развитие игры.
Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец считают, что личность развивается в процессе деятельности, а для ребенка ведущей деятельностью является игра. Игровая деятельность выражается в таких движениях, как манипуляция игрушками, во взаимодействии с окружающими взрослыми, детьми и предметами. Чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.
М.М.Кольцова, Е.А. Аркин и другие отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферами, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. Каждое исполненное движение, связанное с вставанием, ползанием, ходьбой и другие, вызывает у ребенка яркие эмоциональные реакции. В связи с эти потребность ребенка в двигательной активности рассматривается в качестве одной из основных и жизненно важных потребностей. При отсутствии необходимых условий для развития двигательной сферы у ребенка возникает эмоциональная вялость. М.М. Кольцова отмечает, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими, и которые сложно поддаются корректировке.
На развитие центральной нервной системы оказывают влияние афферентные импульсы от проприорецепторов, которые возникают при сокращении скелетных мышц. Например, на формирование моторной речи оказывают влияние движения пальцев рук: голосовые реакции детей 10-13 месяцев развиваются более совершенно при тренировке конкретных движений. При этом влияние проприоцептивных импульсов с мышц рук на созревание коры больших полушарий существенно только в детском возрасте, т.к. именно в данный период идет формирование речевой моторной зоны мозга.
В течение первых лет жизни ребенка формируется как понимание речи окружающих людей, так и собственная активная речь. При этом учеными, изучающими деятельность мозга и психику детей, выявлена взаимосвязь между развитием движения рук и речи.
В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев имеется при частичном недоразвитии моторики. А.В. Запорожец и др. ученые указывали, что произвольные движения формируются у ребенка при участии речи. Е.М. Мастюкова выявила корреляционную зависимость между динамикой развития моторики и речи у детей с церебральной патологией на всех этапах развития детей. По результатам электрофизиологическое исследование Т.П. Хризманом и М.И. Звонаревой было выявлено, что при выполнении ребенком ритмических движений пальцами значительно усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов мозга.
Исследования М.М.Кольцовой доказали, что пальцы рук имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга человека. Она отмечает, что речевая реакция напрямую зависит от тренированности пальцев. Эти данные также подтверждаются закономерностями, обнаруженными американским ученым В.Пенфилдом: каждый участок двигательной коры связан с определенной частью тела, и области двигательной коры больше по площади у тех частей тела, которые выполняют более разнообразные функции. В его Карте двигательных и сенсорных зон коры головного мозга человека видно, что наиболее обширными являются зоны, управляющие мышцами кисти рук и мимическими мышцами.
В случае же функциональных или органических нарушений в отделах речевого аппарата возникают различные трудности в моторной деятельности, которые в дошкольном периоде препятствуют процессу обучения речи, а в дальнейшем приводят к различным ее расстройствам.
Таким образом, рассмотрев вопрос влияния двигательной активности человека на развитие высших психических функций, можно сделать следующие выводы.
Многие исследования и мнения ученых подтверждают единство физического и умственного развития на базе формирования двигательной активности с раннего возраста. Выше было рассмотрено, каким образом двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. Важным моментом является своевременное освоение такого двигательного акта, как ползание, поскольку оно стимулирует развитие моторных зон коры головного мозга и способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Это, в свою очередь, закладывает навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка. Было также отмечено, что чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций ребенка.
Психолог Зульфия Габдрахманова
(с) Габдрахманова З. Ш.
Источник