Оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка

Оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка thumbnail

Говоря о функциональных обязанностях учителя
– логопеда, можно выделить одну очень значимую и
не менее важную обязанность, чем все остальные.
Это – оформление необходимой документации по
установленной форме. Ее ведение является одним
из существенных показателей профессионализма.

Много времени отводит логопед написанию
логопедических заключений, характеристик,
представлений, оформлению речевых карт и должен
рационально использовать своё рабочее время.

Логопед общеобразовательных школ принимает
участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с
особенностями не только речевого развития, он
дает необходимые рекомендации для дальнейшего
успешного развития ребенка или направляет при
необходимости к врачу специалисту
(психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и
др.)

Чтобы не тратить дополнительного времени на
подбор необходимых фраз, специальных выражений,
формулировок в данных рекомендациях
предлагаются некоторые варианты готовых
ответов, которые упрощают заполнение документов,
сохраняя их содержательность и правильность. Это
помогает повысить свою компетентность в области
нормативно – правовых материалов, более
эффективно организовать свою работу.

В рекомендациях нет жесткой
последовательности. Они могут быть использованы
учителями – логопедами общеобразовательных и
коррекционных школ, логопедами детских
поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами
– новичками, психологами и студентами
дефектологических и психологических
факультетов.

Заполняя документ на ребенка, необходимо знать
содержание нормативных документов, касающихся
данного вопроса, помнить о возрастных и
индивидуальных особенностях ребенка,
основываться на его диагностические данные и
учитывать результаты речевого развития.

Автор этих методических рекомендаций надеется,
что они помогут учителям – логопедам в их
повседневном нелегком труде.

Рассматриваемый аспектВарианты ответов
Данные о ходе речевого развития
  • Речевое развитие по возрасту;
  • без особенностей;
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с
    задержкой;
  • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
  • поздно начал говорить;
  • до школы проводилась коррекция
    звукопроизношения в условиях поликлиники,
    детского сада;
  • ранее психомоторное развитие с задержкой;
  • фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность
артикуляционного аппарата
  • Анатомическое строение без аномалий;
  • не удерживает позу закрытого рта;
  • может достаточное время удерживать
    артикуляторное положение;
  • движение языка замедленные, с затруднениями;
  • основные движения языком, губами выполняет;
  • губы толстые, малоподвижные;
  • наблюдается замена движений и синкенезии;
  • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений
    достаточная;
  • кончик языка малоактивный;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное
    напряжение увеличивается;
  • прикус – прогения;
  • отмечается повышенная соливация;
  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
  • точность выполнения движений сохранна;
  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется
    наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
  • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное,
    короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
  • Движение рук неточное;
  • пробы Хеда выполняет выборочно;
  • с трудом овладевает навыками самообслуживания
    (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
  • навыками самообслуживания не владеет;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • произвольная моторика не сформирована;
  • ведущая рука – правая;
  • предпочитает работать левой рукой;
  • все движения выполняет правильно;
  • мышечный тонус повышен;
  • неправильно держит карандаш;
  • моторная неловкость при работе с пластилином;
  • испытывает трудности при овладении
    графическими навыками;
  • наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
  • Двигательно неловок, медлителен;
  • ограничен объем активных движений;
  • отстает в темпе, ритме, переключаемости
    движений;
  • испытывает трудности при имитации движений
    “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и
    т.д.;
  • мышцы быстро утомляются при функциональных
    нагрузках;
  • отмечаются трудности при выполнении упражнений
    на динамическую организацию движений;
  • замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
  • Речь окружающих понимает в пределах уровня
    интеллекта;
  • понимание речи затруднено;
  • выполняет задания по словесной инструкции;
  • нуждается в неоднократном повторении задания;
  • с опозданием реагирует на обращение учителя;
  • речь окружающих выполняет выборочно, с
    неточностями;
  • понимание речи связано с незнанием русского
    языка.
Звукопроизношение
  • Имеются недостатки произношения;
  • нарушено произношение звуков …;
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных
    (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но
    при увеличении речевой нагрузки наблюдается
    общая смазанность речи;
  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения
    характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
  • Фонематический слух недостаточно сформирован;
  • фонематический синтез сформирован, правильно
    производит слова из последовательно названных
    звуков;
  • фонематические представления сформированы,
    правильно придумывает слова на заданные звуки,
    отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • неправильно дифференцирует слова: бочка –
    почка, малина – Марина;
  • фонематическое восприятие, фонематический
    анализ и синтез в основном сформированы;
  • при выполнении более сложных форм
    фонематического анализа наблюдаются
    значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и
синтезом
  • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза
    недостаточно сформированы;
  • допускает ошибки при определении количества
    звуков в слове;
  • имеются затруднения в определении количества и
    последовательности звуков;
  • определение места звука в слове сформировано;
  • место звука по отношению к другим звукам
    определяет не всегда верно;
  • имеются затруднения при определении количества
    и последовательности звуков на более сложном
    речевом материале;
Воспроизведение слов сложного
звукового состава
  • Не удерживает полную слоговую структуру
    многосложных слов, особенно со стечением
    согласных;
  • количество слогов в многосложных словах
    определяет неправильно;
  • переставляет слоги местами;
  • слова сложного звукового состава воспроизводит
    правильно.
Темп,

внятность речи,

характеристика голоса и дыхания

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная,
    невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный,
    хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное,
    неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно;
  • интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
  • Не заикается;
  • иногда повторяет первый слог в словах, сложных
    по структуре или семантике;
  • наличие судорог (дыхательных, голосовых,
    артикуляционных);
Словарный запас
  • Объем словарного запаса соответствует
    возрасту;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно –
    бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов,
    синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные,
    глаголы, местоимения, реже – прилагательные,
    наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает
    многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по
    акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих
    понятий.
Грамматический строй
  • Недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические
    конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях
    простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе,
    аграмматизмы;
  • неправильно употребляет предлоги, падежи;
  • имеются ошибки при преобразовании имен
    существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных
    предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного
    и существительного в косвенных падежах (семь
    карандашов, на зелеными деревьев);
  • допускает ошибки в согласовании
    прилагательного и существительного среднего
    рода в именительном падеже, а также в косвенных
    падежах;
  • есть аграммматизмы при образовании
    прилагательных от существительных (сливочное
    варенье, волчачий хвост).
Связная речь
  • Наблюдается недостаточное развитие связной
    речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения
    смысловых звеньев, нарушение последовательности
    событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной
    конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2
    предложения вместо рассказа).
Письмо
  • Имеются многочисленные ошибки разного
    характера;
  • испытывает трудности при овладении письмом и
    чтением (т.к. имеется большое количество
    специфических – дисграфических ошибок на фоне
    большого количества разнообразных других);
  • при списывании наблюдаются единичные ошибки;
  • при письме под диктовку допускает большое
    количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др.,
    пропуски, добавления, пропуски предлогов,
    слитное написание слов).
Чтение
  • Способ чтения побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает
    целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск
    букв, слогов, усечение слова, наращивание,
    угадывание окончаний, смешение оптически
    сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • не отвечает на вопросы по тексту;
  • при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная
ориентировка
  • Нечеткая координация движений;
  • затрудняется определить правую, левую сторону;
  • зрительно – пространственные представления
    сформированы недостаточно;
  • причинно – следственные связи (отношения)
    выстраивает только с помощью взрослого;
  • неправильно располагает написанное на листе
    бумаги;
  • схема тела не сформирована;
  • правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая –
психолого – педагогическая характеристика)
  • Ошибки часто обусловлены невнимательностью,
    импульсивностью;
  • охотно принимается за выполнение заданий не
    дослушав объяснения;
  • легко заинтересовывается, но быстро охладевает
    к работе;
  • имеет стойкую неуспеваемость по основным
    предметам;
  • испытывает трудности при усвоении материала по
    русскому языку;
  • внимание неустойчивое, часто отвлекается;
  • значительно снижен объем кратковременной и
    долговременной памяти;
  • с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
  • запас знаний и представлений об окружающей
    действительности значительно снижен;
  • инструкции по выполнению задания требуется
    повторять неоднократно.
Логопедическое заключение
  • Показаний для занятий на логопункте нет;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • общее недоразвитие речи;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
  • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
  • недоразвитие фонематического слуха и
    фонематического восприятия;
  • лексико-грамматическое недоразвитие;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения,
    дислексия и дисграфия;
  • сложная форма дисграфии (акустическая
    дисграфия, дисграфия на почве нарушения
    языкового анализа и синтеза);
  • имеется нерезко выраженная дисграфия;
  • аграмматическая дислексия и дисграфия;
  • фонематическая дислексия, дисграфия на почве
    нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения
учебного материала
  • Нарушение работоспособности в связи с
    повышенной утомляемостью или вследствие
    соматической ослабленности;
  • трудности адаптации в школьном учреждении;
  • нарушение моторики в виде недостаточной
    координации движений;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • педагогическая запущенность вследствие
    неблагоприятных социальных условий ребенка;
  • гиперопека родителей;
  • недостатки внимания, эмоционально-волевой
    регуляции, самоконтроля;
  • двигательная расторможенность,
    гиперактивность;
  • ограниченный запас знаний и представлений об
    окружающем мире и т.д.;
  • трудности начались со второго полугодия, после
    болезни;
  • недостаточное понимание учебных заданий,
    указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными терминами,
    понятиями;
  • слабо развито словесно-логическое мышление;
  • недостаточное развитие связной речи;
  • трудности формирования учебных умений
    (планирование предстоящей работы; определение
    путей и средств достижения учебной цели;
    контролирование деятельности; умение работать в
    заданном темпе);
  • невротические и неврозоподобные состояния
    (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
  • Динамика речевого развития незначительная;
  • при положительной динамике развития выпущен из
    группы;
  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
  • динамики в развитии не наблюдается;
  • логопедические занятия посещал нерегулярно,
    материал усвоен выборочно, динамика развития
    ребенка незначительная.
Рекомендации
  • Диагностическое обследование ребенка и сбор
    данных;
  • избегать интеллектуальные и психологические
    нагрузки;
  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и
    постоянном контроле со стороны взрослых;
  • перед объяснением нового материала проводить
    пропедевтические упражнения;
  • в целях компенсации и выравнивания недостатков
    физического, психического и речевого развития,
    избегая перегрузок, рекомендуется повторный
    курс обучения (или обучение в специальной
    коррекционной школе);
  • систематизировать, расширять и уточнять
    имеющиеся учебные знания и сведения об
    окружающем мире;
  • пополнение и уточнение имеющихся знаний;
  • систематизация умения и навыков;
  • рекомендуется консультация у специалистов…;
  • во избежание “школьной неуспешности”
    рекомендовано посещение школы с 7 летнего
    возраста;
  • рекомендован дополнительный отдых;
  • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной
    нагрузки;
  • посещение занятий с психологом и логопедом;
  • устранение пробелов в имеющихся знаниях;
  • довести до необходимого уровня учебную
    деятельность;
  • стимулировать самооценку;
  • создание возможности выбора…;
  • повышение личной ответственности;
  • создание благоприятной обстановки в классе,
    дома и т. д.;
  • оказание помощи в обретении веры в свои силы;
  • рекомендован повторный курс обучения;
  • проведение дополнительного обследования с
    целью определения ребенка на дальнейшее
    обучение с учетом его уровня развития;
  • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
  • ребенку необходим поэтапный контроль и частая
    смена видов деятельности;
  • для развития мотивации желательно
    использование занимательного материала, видов и
    приемов заданий, вызывающих интерес учащихся,
    создание ситуации “успеха”;
  • единство требований к ребенку учителя,
    логопеда, психолога и родителей.
Читайте также:  Все о развитие и уход за ребенком в 2 месяца

Источник

Рассматриваемый аспект. Варианты ответов

Данные о ходе речевого развития

  • Речевое развитие по возрасту;
  • без особенностей;
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
  • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
  • поздно начал говорить;
  • до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
  • ранее психомоторное развитие с задержкой;
  • фразовая речь – с 3 лет.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

  • Анатомическое строение без аномалий;
  • не удерживает позу закрытого рта;
  • может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
  • движение языка замедленные, с затруднениями;
  • основные движения языком, губами выполняет;
  • губы толстые, малоподвижные;
  • наблюдается замена движений и синкенезии;
  • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений достаточная;
  • кончик языка малоактивный;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
  • прикус – прогения;
  • отмечается повышенная соливация;
  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
  • точность выполнения движений сохранна;
  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
  • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Состояние мелкой моторики

  • Движение рук неточное;
  • пробы Хеда выполняет выборочно;
  • с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
  • навыками самообслуживания не владеет;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • произвольная моторика не сформирована;
  • ведущая рука – правая;
  • предпочитает работать левой рукой;
  • все движения выполняет правильно;
  • мышечный тонус повышен;
  • неправильно держит карандаш;
  • моторная неловкость при работе с пластилином;
  • испытывает трудности при овладении графическими навыками;
  • наблюдается замедленный темп письма;

Состояние общей моторики

  • Двигательно неловок, медлителен;
  • ограничен объем активных движений;
  • отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
  • испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
  • мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
  • отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
  • замен движений и синкенезий не наблюдается;
Читайте также:  Особенности развития ребенка в многодетной семье

Понимание речи

  • Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
  • понимание речи затруднено;
  • выполняет задания по словесной инструкции;
  • нуждается в неоднократном повторении задания;
  • с опозданием реагирует на обращение учителя;
  • речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
  • понимание речи связано с незнанием русского языка.

Звукопроизношение

  • Имеются недостатки произношения;
  • нарушено произношение звуков …;
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

Фонематические процессы

  • Фонематический слух недостаточно сформирован;
  • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
  • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
  • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
  • при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

  • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
  • допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
  • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
  • определение места звука в слове сформировано;
  • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
  • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

Воспроизведение слов сложного звукового состава

  • Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
  • количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
  • переставляет слоги местами;
  • слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Темп,

внятность речи,

характеристика голоса и дыхания

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно;
  • интонационная речь недостаточно выразительна.

Проявления заикания

  • Не заикается;
  • иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
  • наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

Словарный запас

  • Объем словарного запаса соответствует возрасту;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

Грамматический строй

  • Недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
  • неправильно употребляет предлоги, падежи;
  • имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
  • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
  • есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Читайте также:  Ведущие деятельности на разных этапах психического развития ребенка

Связная речь

  • Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

Письмо

  • Имеются многочисленные ошибки разного характера;
  • испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
  • при списывании наблюдаются единичные ошибки;
  • при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

Чтение

  • Способ чтения побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • не отвечает на вопросы по тексту;
  • при чтении слова произносит неотчетливо.

Координация и пространственная ориентировка

  • Нечеткая координация движений;
  • затрудняется определить правую, левую сторону;
  • зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;
  • причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
  • неправильно располагает написанное на листе бумаги;
  • схема тела не сформирована;
  • правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

  • Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
  • охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
  • легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
  • имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
  • испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
  • внимание неустойчивое, часто отвлекается;
  • значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
  • с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
  • запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
  • инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

Логопедическое заключение

  • Показаний для занятий на логопункте нет;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • общее недоразвитие речи;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
  • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
  • недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • лексико-грамматическое недоразвитие;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
  • сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
  • имеется нерезко выраженная дисграфия;
  • аграмматическая дислексия и дисграфия;
  • фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Основные причины трудностей усвоения учебного материала

  • Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
  • трудности адаптации в школьном учреждении;
  • нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
  • гиперопека родителей;
  • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
  • двигательная расторможенность, гиперактивность;
  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
  • трудности начались со второго полугодия, после болезни;
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными терминами, понятиями;
  • слабо развито словесно-логическое мышление;
  • недостаточное развитие связной речи;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
  • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

Результаты речевого развития

  • Динамика речевого развития незначительная;
  • при положительной динамике развития выпущен из группы;
  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
  • динамики в развитии не наблюдается;
  • логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

Рекомендации

  • Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
  • избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
  • перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
  • в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
  • систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
  • пополнение и уточнение имеющихся знаний;
  • систематизация умения и навыков;
  • рекомендуется консультация у специалистов…;
  • во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
  • рекомендован дополнительный отдых;
  • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
  • посещение занятий с психологом и логопедом;
  • устранение пробелов в имеющихся знаниях;
  • довести до необходимого уровня учебную деятельность;
  • стимулировать самооценку;
  • создание возможности выбора…;
  • повышение личной ответственности;
  • создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
  • оказание помощи в обретении веры в свои силы;
  • рекомендован повторный курс обучения;
  • проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
  • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
  • ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
  • для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
  • единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей

Оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для логопедического пункта

Речевая карта для работы с детьми на доршкольном логопедическом пункте. Приемущества этой карты полнота и скорость заполнения, что очень важно в условиях логопунка….

  • Мне нравится 

Источник