Оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка
Говоря о функциональных обязанностях учителя
– логопеда, можно выделить одну очень значимую и
не менее важную обязанность, чем все остальные.
Это – оформление необходимой документации по
установленной форме. Ее ведение является одним
из существенных показателей профессионализма.
Много времени отводит логопед написанию
логопедических заключений, характеристик,
представлений, оформлению речевых карт и должен
рационально использовать своё рабочее время.
Логопед общеобразовательных школ принимает
участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с
особенностями не только речевого развития, он
дает необходимые рекомендации для дальнейшего
успешного развития ребенка или направляет при
необходимости к врачу специалисту
(психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и
др.)
Чтобы не тратить дополнительного времени на
подбор необходимых фраз, специальных выражений,
формулировок в данных рекомендациях
предлагаются некоторые варианты готовых
ответов, которые упрощают заполнение документов,
сохраняя их содержательность и правильность. Это
помогает повысить свою компетентность в области
нормативно – правовых материалов, более
эффективно организовать свою работу.
В рекомендациях нет жесткой
последовательности. Они могут быть использованы
учителями – логопедами общеобразовательных и
коррекционных школ, логопедами детских
поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами
– новичками, психологами и студентами
дефектологических и психологических
факультетов.
Заполняя документ на ребенка, необходимо знать
содержание нормативных документов, касающихся
данного вопроса, помнить о возрастных и
индивидуальных особенностях ребенка,
основываться на его диагностические данные и
учитывать результаты речевого развития.
Автор этих методических рекомендаций надеется,
что они помогут учителям – логопедам в их
повседневном нелегком труде.
Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития |
|
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата |
|
Состояние мелкой моторики |
|
Состояние общей моторики |
|
Понимание речи |
|
Звукопроизношение |
|
Фонематические процессы |
|
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом |
|
Воспроизведение слов сложного звукового состава |
|
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания |
|
Проявления заикания |
|
Словарный запас |
|
Грамматический строй |
|
Связная речь |
|
Письмо |
|
Чтение |
|
Координация и пространственная ориентировка |
|
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) |
|
Логопедическое заключение |
|
Основные причины трудностей усвоения учебного материала |
|
Результаты речевого развития |
|
Рекомендации |
|
Источник
Рассматриваемый аспект. Варианты ответов
Данные о ходе речевого развития
- Речевое развитие по возрасту;
- без особенностей;
- доречевое развитие с задержкой;
- раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
- в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
- поздно начал говорить;
- до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
- ранее психомоторное развитие с задержкой;
- фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
- Анатомическое строение без аномалий;
- не удерживает позу закрытого рта;
- может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
- движение языка замедленные, с затруднениями;
- основные движения языком, губами выполняет;
- губы толстые, малоподвижные;
- наблюдается замена движений и синкенезии;
- язык вялый, массивный, объем движений неполный;
- переключаемость движений нарушена;
- тонус нормальный, активность движений достаточная;
- кончик языка малоактивный;
- при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
- прикус – прогения;
- отмечается повышенная соливация;
- твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
- точность выполнения движений сохранна;
- зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
- мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
- Движение рук неточное;
- пробы Хеда выполняет выборочно;
- с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
- навыками самообслуживания не владеет;
- недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
- произвольная моторика не сформирована;
- ведущая рука – правая;
- предпочитает работать левой рукой;
- все движения выполняет правильно;
- мышечный тонус повышен;
- неправильно держит карандаш;
- моторная неловкость при работе с пластилином;
- испытывает трудности при овладении графическими навыками;
- наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
- Двигательно неловок, медлителен;
- ограничен объем активных движений;
- отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
- испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
- мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
- отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
- замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
- Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
- понимание речи затруднено;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- нуждается в неоднократном повторении задания;
- с опозданием реагирует на обращение учителя;
- речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
- понимание речи связано с незнанием русского языка.
Звукопроизношение
- Имеются недостатки произношения;
- нарушено произношение звуков …;
- дефектно произносит оппозиционные звуки;
- недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
- изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
- отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
- полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
- Фонематический слух недостаточно сформирован;
- фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
- фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
- затрудняется придумать слово на заданный звук;
- слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
- неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
- фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
- при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
- Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
- допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
- имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
- определение места звука в слове сформировано;
- место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
- имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
Воспроизведение слов сложного звукового состава
- Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
- количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
- переставляет слоги местами;
- слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Темп,
внятность речи,
характеристика голоса и дыхания
- Темп высказываний замедленный;
- речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
- звуки произносятся нечетко;
- голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
- дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
- темп и ритм речи в пределах нормы;
- словесное ударение употребляет правильно;
- интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
- Не заикается;
- иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
- наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
Словарный запас
- Объем словарного запаса соответствует возрасту;
- словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
- не всегда точно использует слова;
- испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
- в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
- не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
- часто использует слова не по назначению;
- допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
- страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Грамматический строй
- Недостаточно сформирован для данного возраста;
- в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
- допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
- имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
- неправильно употребляет предлоги, падежи;
- имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
- в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
- допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
- имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
- допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
- есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Связная речь
- Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
- в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
- неотчетливо произносит слова;
- оречевление затруднено;
- при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
- наблюдается высокий уровень речевого развития;
- опыт речевого общения беден;
- самостоятельно высказаться затрудняется;
- устная форма речи недостаточно сформирована.
- грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
Письмо
- Имеются многочисленные ошибки разного характера;
- испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
- при списывании наблюдаются единичные ошибки;
- при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
Чтение
- Способ чтения побуквенно – слоговой;
- чтение замедленное, послоговое, словами;
- понимание прочитанного с неточностями;
- чтение послоговое, простые слова читает целостно;
- делает запинки при чтении многосложных слов;
- чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
- не отвечает на вопросы по тексту;
- при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировка
- Нечеткая координация движений;
- затрудняется определить правую, левую сторону;
- зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;
- причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
- неправильно располагает написанное на листе бумаги;
- схема тела не сформирована;
- правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
- Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
- охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
- легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
- имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
- испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
- внимание неустойчивое, часто отвлекается;
- значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
- с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
- запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
- инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
Логопедическое заключение
- Показаний для занятий на логопункте нет;
- фонематическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
- нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
- недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- лексико-грамматическое недоразвитие;
- полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
- сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
- имеется нерезко выраженная дисграфия;
- аграмматическая дислексия и дисграфия;
- фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения учебного материала
- Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
- трудности адаптации в школьном учреждении;
- нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
- незрелость эмоционально – волевой сферы;
- педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
- гиперопека родителей;
- недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
- двигательная расторможенность, гиперактивность;
- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
- трудности начались со второго полугодия, после болезни;
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными терминами, понятиями;
- слабо развито словесно-логическое мышление;
- недостаточное развитие связной речи;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
- невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
- Динамика речевого развития незначительная;
- при положительной динамике развития выпущен из группы;
- рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
- динамики в развитии не наблюдается;
- логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
Рекомендации
- Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
- избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
- ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
- перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
- в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
- систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
- пополнение и уточнение имеющихся знаний;
- систематизация умения и навыков;
- рекомендуется консультация у специалистов…;
- во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
- рекомендован дополнительный отдых;
- уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
- посещение занятий с психологом и логопедом;
- устранение пробелов в имеющихся знаниях;
- довести до необходимого уровня учебную деятельность;
- стимулировать самооценку;
- создание возможности выбора…;
- повышение личной ответственности;
- создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
- оказание помощи в обретении веры в свои силы;
- рекомендован повторный курс обучения;
- проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
- восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
- ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
- для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
- единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для логопедического пункта
Речевая карта для работы с детьми на доршкольном логопедическом пункте. Приемущества этой карты полнота и скорость заполнения, что очень важно в условиях логопунка….
- Мне нравится
Источник