Одной из задач музыкального воспитания и развития ребенка второго года жизни является

Одной из задач музыкального воспитания и развития ребенка второго года жизни является thumbnail

Кристина Кузьмина
Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/

Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки.

Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом.

/Дьюлане Михайи. /

В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет.

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое—тихое, высокие — низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух.

Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни.

– услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;

– с интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;

– по показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;

– увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;

– запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр;

– при звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта, стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей. Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальнойобразовательной деятельности: песни или пляски, музыкальные игры и упражнения.

Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей: консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой; составлении музыкально-профессиональной фонотеки.

В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор. Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении. Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.

Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным,выполняется ряд условий:

– в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,

– каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание,

– повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.

В группе организован музыкальный уголок,который содержит:

Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)

Ударные (барабан, бубен, молоточки).

Духовые (различные дудочки, свистульки).

Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

Фонотека.

Песни, танцы для праздников, досугов.

Голоса природы.

Народные песенки, детские, колыбельные.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития:

«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться.

«Громко-тихо». Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот.Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».

«Угадай звук». Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них.Спросите: «Что это звучало?». Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей, когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке,порой это выражено эмоциональными реакциями такими как: радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке.

В группе проводиться музыкальноесопровождение режимных моментов: во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.

Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения, различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения.

На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

Источник

Комендатенко т в
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста

Влияние музыкального воспитания на развитие детей очень многообразно. Оно способствует эстетическому воспитанию ребенка, развивает музыкальную восприимчивость и музыкальные способности, обогащает его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями.

Содержание музыкального материала побуждает детейк разнообразным проявлениям активности: ритмический говорок, подпевание, пение, игра, пляска. Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

– развитию эмоций;

– развитию речи;

– развитию движений;

– обогащению самостоятельной игровой деятельности детей.

Основные задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста (младшая-средняя группы)состоят в следующем:

-доставить детям радость и побуждать их к активности,

-дать яркие музыкальные впечатления,

-прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность,

-развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности её звучания, учить узнавать музыкальные произведения и знакомые песни;

-побуждать детей к пению, исполнять знакомые песни в соответствии с характером музыки;

-развивать умение двигаться под музыку – в сюжетных играх, в упражнениях, в плясках.

Первая задача, доставить детям радость и активизировать их – одна из ведущих задач. Музыка доставляет радость малышам, и чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства.

Именно поэтому очень важна и вторая задача – дать детям яркие музыкальные впечатления: ведь музыка вызывает разнообразные положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа эстетического воспитания, способствующего гармоничному развитию ребенка.

Третья задача музыкального воспитания указывает, в каком направлении надо развивать связанные с музыкой эмоции и проявление музыкальной активности детей. Поэтому музыкальнаядеятельность в детском саду включает в себя разные направления: музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки, музыкальные игры, пляски и танцы, игра на детских музыкальных инструментах.

Пение является проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой, оно развивает певческие навыки, речь, память. Особенно нравится детям индивидуальное исполнение образных песен.

Музыкально-ритмические движения учат отражать общий характер музыки (например, оживленная плясовая музыка, полет птиц, прыжки зайца и т. п., развивают навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов, формируют навыки ориентировки в пространстве.

Слушание музыки развивает способность различать звуки по высоте (высокие – низкие, по динамике (громко – тихо, развивает музыкальную память. Слушание образных музыкальных произведений вызывает у детей сильный эмоциональный отклик и способствует формированию воображения.

Музыкальные игры способствуют развитию мимики и пантомимики, самостоятельности в детском творчестве.

В танцах и плясках дети совершенствуют навыки основных движений (ходьба, бег, кружение по одному и в парах, прямой галоп, учатся выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы.

Во время игры на детских музыкальных инструментах дети знакомятся с дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, деревянными ложками и учатся на них играть.

С помощью музыки у детей формируется способность эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, на произведения народного и мирового музыкального искусства.

Источник

Children playing with musical toys. Isolated on white background

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию
детей второго года жизни в условиях семьи

Вашему малышу пошёл второй год. Музыка день за днём входила в его жизнь, делала её более насыщенной и яркой.

• Формируем музыкальное восприятие : стараемся вызвать эмоциональный отклик на песню или инструментальную музыку, обращаем внимание ребёнка на различение звуков по высоте (высокие звуки – птичка летает; низкие звуки – медведь идёт).
• Побуждаем малыша к элементарному музыкальному воспроизведению : к подпеванию отдельных слогов, выполнению простых движений под текст песни в незатейливых танцах, играх (в паре с мамой и самостоятельно), к активному участию в играх под музыку.
• Напоминаем, что сначала ребёнок лишь слушает (воспринимает) музыку, а на этой основе в дальнейшем будет пытаться петь, танцевать. Родителям советуем как можно чаще слушать музыку с малышом. Пусть звучит та, от которой Вы сами получаете удовольствие. Эстетический вкус ребёнка в большой мере зависит от Вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы Ваш малыш слушал произведения истинного искусства.

31339e9b-118e-4b96-ac40-44289cf8d099-w800-h800

Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребёнок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон и Ваш малышок слушает секунд 20-30. По окончании звучания Вы накрываете источник музыки, например платком, и говорите : «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит (возможно, подползает) и сдёргивает платок. Потом возвращается на своё место и ждёт, что Вы снова включите магнитофон. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом.

Какую музыку слушать ребёнку и на что Вам необходимо обращать внимание? Начинайте с приобщения его к слушанию весёлой мелодии (сыгранной на металлофоне, возможна и аудиозапись). Потом дайте послушать контрастную музыку : плясовую и колыбельную. Можно петь при умывании одну песенку, при одевании – другую, на прогулке – третью. Включая в жизнь ребёнка различные песенки, Вы помогаете ему расти весёлым и жизнерадостным. Можно дать малышу куклу и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать под неё куклу, — если он предварительно видел, как Вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз включите плясовую и покажите, как кукла пляшет под весёлую музыку. Делайте это не один и не два раза, а столько, сколько ребёнок будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет всё понятно, он сам будет играть с куклой так же как Вы ему показывали и непременно под ту же музыку.

Мало-помалу у ребёнка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений: предложите ему послушать, как танцует медведь (музыка звучит низко), как летает птичка (музыка звучит высоко), как лает большая собака (низко), как лает маленькая собачка-щенок (высоко).

На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Всё это не только побуждает ребёнка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, звукоподражанию, но и обогащает его новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Однако не советуем при слушании музыки показывать совершенно новые игрушки. Ребёнок в таком случае перестаёт слушать музыку, а рассматривает новинку. Поэтому в данной ситуации желательно использовать хорошо знакомые игрушки.

Как уже было сказано, Вы исполняете для своего малыша песни, доступные по содержанию, ярко контрастные по характеру. Лишь со временем Ваш малыш начнёт подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдёт не сразу. Одну и ту же песню необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и Вы не будете разочарованы!

Легче ребёнок осваивает несложные движения под музыку. В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Чаще танцуйте под музыку сами или вместе с ним. Кроха подражает Вам во всём. Учтите это! Все Ваши движения должны быть ему доступны, просты и красивы. Если у него что-то не получается – не беда! Главное сейчас, чтобы он делал это с удовольствием. Он уже может, слегка поворачиваясь, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать с вами в паре.

Первоначально инициатива принадлежит Вам. Постоянно танцуя с ребёнком, ждите, когда он сам начнёт танцевать. Теперь Вы уже выполняете движения как бы за ним и применяете показ в том случае, когда Ваш малышок затрудняется в их выборе. Желательно, чтобы дети исполняли несложные пляски под пение взрослого.
Например:

А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем (берутся за руки),
Ручками мы машем, машем, машем (машут руками),
Ножками мы топаем, топаем, топаем (топают ногами),
Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем (хлопают в ладошки).

Раз за разом даём понять крохе, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки: разводим руками – нет музыки. После небольшой паузы пляска возобновляется. Радость должна постоянно сопутствовать Вашему общению с ребёнком.
Большое значение в воспитании имеют совместные игры под мамино пение. Игровые действия всё чаще регулируются не только показом, но и словами, музыкой. По- прежнему нравятся малышу игры на коленях. Посадите его лицом к себе, держите за ручки, напевая «По кочкам, по кочкам…» и подбрасывая на коленях. Затем ноги слегка раздвигаете, и ребёнок чуть проваливается между коленей. Упасть Вы ему не даёте, крепко держите за руки. Есть и другие игры с подобным содержанием.

Желательно повторять игры «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Это, подчёркиваем, жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими.
Начинаем играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю (медленно приближаясь к ребёнку), его быстро догоню (топаете ногами, будто догоняете). Ребёнок убегает, а с возгласом «а-а-а» ловите его. Поверьте, это станет одной из любимых игр Вашего малыша.
Так, общаясь с крохой, Вы эмоционально вводите его в мир музыки, приобщаете к слушанию музыки, к азам пения, движению под музыку, не только показывая, но и словами побуждая ребёнка к действию.

По каким признакам можно судить о том, что музыкальное развитие Вашего малыша идёт успешно?

Ребёнок с интересом слушает пение (мамы, папы, старшей сестры и др.) и музыку, исполняемую на фортепиано, аккордеоне, в записи;
С большим удовольствием включается в пение взрослого, выполняет элементарные движения под музыку (по тексту песни) вслед за взрослым, пытается танцевать самостоятельно, осваивает хлопки, вращения кистями рук, топанье ножками, активно вступает в игру под пение, музыку.

И вот крохе уже полтора года.

Каковы же задачи музыкального воспитания и развития ребёнка от полутора до двух лет?

• Продолжаем формировать устойчивый интерес к музыке.
• Содействуем становлению основ музыкальности ребёнка: стараемся вызвать эмоциональный отклик на музыку; развиваем звуковысотное восприятие (умение различать звуки высокого и низкого регистров), тембровое восприятие (дифференциация тембра двух контрастных инструментов).
• Поощряем желание малыша участвовать в музыкальной исполнительской деятельности: подпевание слогов, слов, выполнение простых танцевальных игровых движений (в соответствии с текстом – топает, прыгает, хлопает), по показу и частично самостоятельно.
• Одобряем подражательные действия малыша, его активность.
Для решения этих задач используются не только уже названные ранее озвученные игрушки и музыкальные инструменты, но и настольный домашний театр, где разыгрываются маленькие «спектакли» по содержанию потешек, сказок, которые можно поставить с музыкальным сопровождением.

Каким образом следует решать задачи музыкального воспитания и развития?

Прежде всего, необходимо подумать о повседневном общении ребёнка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это были не одни лишь современные шлягеры. Чтобы ребёнок в подростковом возрасте был способен воспринимать сложную, серьёзную музыку, надо с первых месяцев жизни ребёнка уделять внимание классической музыке. Не обязательно при этом что-то делать специально. Например, ребёнок играет с игрушками на ковре, а Вы в это время включили прекрасную музыку П.Чайковского, пусть он впитывает её даже неосознанно. А если Вы любите слушать произведения Р.Шумана или Л.Бетховена, пусть и малыш слушает их чаще. Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек родителей.
Перед слушанием музыки ребёнок, как и ранее, усаживается на своё любимое место: это может быть диван, стульчик или даже коврик; важно, чтобы малыш приготовился слушать. Вы заинтересованно произносите: «Музыка!» и потом включаете магнитофон. К концу второго года кроха может слушать музыкальное произведение около минуты. После этого можно сделать паузу и спросить: «Ещё включить (сыграть)?

По-прежнему предлагайте малышу несложные задания: определить (может, с Вашей помощью) характер музыки и передать его в движениях с куклой («что куколка будет делать – спать или танцевать»). Давайте игровые задания на различение высоты музыкальных звуков (высокий – летает птичка, низкий – идёт мишка), тембра инструментов (отгадать, на чём Вы играли: на дудочке или на барабане), динамики музыкального звучания (громко – тихо).
Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями под музыку. Если у Вашего ребёнка развито умение слушать музыку, подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами. Один из любимых танцев малышей второго года жизни «Ай-да»

Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!
Наши ножки топотали,
Ножки весело плясали! Ай!

vocal

Сначала ребёнок раскачивается с ножки на ножку, держась за обе Ваши руки и напевая «Ай-да» (четыре раза), затем быстро топает («наши ножки топотали, ножки весело плясали»). «Ай!» — вместе с малышом прячете ручки за спинку. Удивляетесь: «А где же наши ручки?» Показываете друг другу руки ладошками вверх: «А вот они!» Затем всё повторяется сначала. Обычно маленькие дети исполняют эту пляску очень эмоционально. Они с большим удовольствием танцуют в паре со старшей сестрёнкой, с подружкой, которая пришла в гости. Танцуйте и Вы!

Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы берёте на себя роль ведущего. Например, в игре «Мишка, что ты долго спишь?» вместе с ребёнком идёте к Мишке, который спит на стульчике, поёте песенку. Мишка просыпается, рычит, ребёнок убегает от медведя-игрушки, которого Вы ведёте по полу. С удовольствием включается ребёнок в игру «Прятки»: под плясовую музыку малыш вместе с Вами пляшет, с окончанием музыки ребёнок приседает и закрывает глазки руками. Вы «ищете» малыша, приговаривая: «Я по комнате пойду, Сашу я сейчас найду! Я по комнате хожу, Сашу я не нахожу… Саша, где же ты?» Ребёнок встаёт, разводит ручки в стороны и говорит (возможно, с Вашей помощью): «А вот он я!»

Наиболее яркая форма музыкальной активности в данное время – подпевание. Однако, подпевает малыш пока ещё только отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуется подбирать специальный репертуар с повторяющимися, простыми по звуковому составу словами (например, «Машенька», «Паровоз», «Собачка»). Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно пропевая каждый звук. Ребёнок будет Вам подражать. Если песня звучит впервые, можно перед пением проговорить выразительно слова песни и затем исполнить её. Самое главное для Вас – заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с Вами и делал это с радостью.

Чаще используйте пение в течение дня. Знакомые бытовые песни можно дополнить песней для зарядки:

Мы зарядку делаем вместе с мамой.
Мы зарядку делаем вместе с папой.
Ручками мы хлопаем – хлоп, хлоп, хлоп.
Ножками мы топаем – топ, топ, топ.

CRW_5737

Чего может достигнуть двухлетний ребёнок в музыкальном развитии? Считайте, что Ваши усилия не пропали зря, если Ваш малыш:

Заинтересованно слушает музыку и эмоционально реагирует на неё;
Внимательно слушает песню (в исполнении мамы, папы и др.), а также мелодии песен, сыгранных на музыкальных инструментах, эмоционально откликается;
Различает звуки высокого и низкого регистра (медведь ходит – птичка летает), тембры колокольчика, дудочки, барабана;
Подпевает слоги и слова в знакомых песнях, в повторяющихся фразах;
Выполняет простые плясовые движения: хлопки, лёгкие приседания, притопы, кружение;
Начинает реагировать на начало и конец звучания музыки, исполнения танца.

Источник