Одним из показателей развития ребенка является разница между тем

Одним из показателей развития ребенка является разница между тем thumbnail

Инструкция: Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Обработка и интерпретация результатов:

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

№ 1. Хочу идти в школу.

№ 2. Не хочу еще на год остаться в детском саду или дома.

№ 3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.).

№ 4. Люблю, когда мне читают книжки.

№ 5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

№ 8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 9. Хочу быть учеником.

№ 10. Пусть будет длиннее урок.

Методика 2. Изучение направленности на приобретение знаний.

Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Опросник:

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) да; б) нет.

4. Что для тебя учеба:

а) познание нового;

б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) да; б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да; б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

а) да; б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:

а) учиться; б) болеть.

12. Что для тебя важнее – отметки или знания:

а) отметки; б) знания.

Обработка результатов:

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику. О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы а) на вопросы 1-6, 8-11 и ответы б) на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Задачи и упражнения.

1. В приведенных отрывках описаны научные факты, характеризующие психическое развитие. О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в этих описаниях?

1) Одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослых, их указаний, поправок и т.д., и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности.

2) В различные возрастные периоды основные психические новообразования зависят главным образом от какого-то одного вида деятельности. В этом виде деятельности также возникают, формируются и перестраиваются многие психические процессы.

3) В последние годы дети, как показывают наблюдения и антропометрические исследования, растут и развиваются быстрее, чем несколько десятилетий назад. Почему?

4) Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – 15-17 лет.

2. Установите соответствие между терминами и определениями.

Термины:

1. Новообразования личности.

2. Развитие личности.

3. Социальная ситуация развития личности.

4. Ведущий вид деятельности.

5. Зона ближайшего развития.

6. Интериоризация.

7. Социальная позиция.

Определения:

а) Особое сочетание внутренних процессов развития и внешний условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику его психического развития.

Читайте также:  Участие родителей в развитии речи ребенка

б) Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.

в) Качественно новый тип строения личности.

г) Превращение интерпсихических отношений в интрапсихические.

д) То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых.

е) Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям.

ж) Процесс проявления биологических и социальных закономерностей.

Укажите правильный ответ.

1.Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) Наличие специальных знаний, навыков и умений.

б) Самостоятельность в умственной деятельности.

в) Желание быть школьником.

г) Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.

2. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:

а) Родителями.

б) Учителем.

в) Сверстниками.

3. В ряду новообразований личности младшего школьника можно выделить следующие потребности, которые характеризуются новым уровнем развития:

а) Потребность в движении.

б) Потребность в игре.

в) Учебно-познавательная потребность.

г) Потребность в общении.

д) Потребность в коллективной деятельности.

4. Заполнить пропущенные слова. Составьте по данной информации характеристику познавательной сферы младшего школьника.

1. Доминирует наглядно-образное и наглядно-действенное __________.

2. Непроизвольность и слабость произвольного, узкий объем, неустойчивость _____________.

3. У отдельных детей еще имеются дефекты____________.

4. Над словесно-логической преобладает образная, моторная, эмоциональная и механическая _____________.

5. __________ производят на основе некоторых признаков, часто несущественных.

6. Легче абстрагируются свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, что свидетельствует о слабом развитии _____________ мышления.

5. Всемирная конвенция “О правах ребенка” (1989) определяет детство возрастом от рождения человека до 18 лет. Согласны ли вы с такой периодизацией? Какие годы вы отвели бы детству? Почему?

Выбрать правильный ответ

1. Ведущий вид деятельности – это:

а) деятельность, которая развита лучше всего;

б) деятельность, которой человек отдает большую часть своего времени;

в) деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике человека и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход на новый этап развития;

г) нет правильных ответов.

2. Зона ближайшего развития предполагает:

а) самостоятельное выполнение заданий;

б) решение задач с помощью взрослых;

в) коллективное решение задач;

г) нет правильных ответов.

3. Сенситивный период для развития речи:

а) от 3-х до 7 лет;

б) от 1года до 5 лет;

в) от 1 года до 10 лет;

г) нет правильных ответов.

4. Сензитивные периоды— это:

а) это периоды наибольшей восприимчивости (открытости) ребенка для формирования определенных сторон психики (процессов и свойств).

б) это периоды в развитии ребенка, характеризующиеся сменой ведущей деятельности;

в) период усвоения ребенком норм и правил поведения, принятых в денном обществе;

г) нет правильных ответов.

5. Важное новообразование 1-го месяца жизни:

а) «комплекс оживления»

б) улыбка;

в) гуление;

г) нет правильных ответов.

6. Ведущей деятельностью дошкольника является:

а) учеба;

б) труд;

в) игра;

г) общение.

7. Движение руки младшего школьника при начальном обучении письму обеспечивается:

а) зрительно-моторным образом;

б) слуховым образом;

в) тактильным чувством;

г) нет правильных ответов.

8. Шестилетних школьников отличает особый психологический склад, который характеризуется:

а) непроизвольностью психических процессов;

б) несформированностью вербально-логического мышления;

в) преобладание образной, моторной, эмоциональной и механической памяти;

г) все ответы верны.

9. Психологическими критериями возрастного развития являются:

а) особенности познавательных психических процессов;

б) сформированность качеств личности;

в) особенности роста;

г) все ответы верны.

10. Основные новообразования раннего детства:

а) овладение ходьбой;

б) освоение предметной деятельности;

в) развитие речи;

г) все ответы верны.

11. Период новорожденности:

а) период жизни ребенка от рождения до 1 г.;

б) охватывает 1-й мес. жизни младенца и подготавливает ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми;

в) стадия психического развития ребенка, охватывающая возрастот 1 г. до 3 лет;

г) нет правильных ответов.

12. Эффект госпитализма проявляется в …

а) особом психическом состоянии, появляющимся у ребенка вследствие его помещения в лечебное учреждение;

б) отказе ребенка общаться со взрослыми и другими детьми;

в) глубокой психической и физической отсталости, возникающей в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общениясо взрослыми;

г) все ответы верны.

13.Комплекс оживления – это:

а) характерные реакции ребенка на появление других детей;

б) ориентировочный рефлекс;

в) совокупность положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого);

г) нет правильных ответов

Читайте также:  Теории психического развития ребенка в психологии

14.Возрастные кризисы – это:

а) циклически повторяющиеся периоды в развитии ребенка;

б) периоды в развитии ребенка, вызванные назревшими противоречиями между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения;

в) периоды в развитии ребенка, сопровождающиеся изменениями в его психике;

г) нет правильных ответов.

15.Пренатальное развитие— это:

а) развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода.

б) период новорожденности;

в) период в развитии ребенка от рождения до 1 года;

г) нет правильных ответов.

Материалы для самостоятельной работы.

Темы рефератов:

1. Социальная ситуация развития и основные виды деятельности дошкольника.

2. Развитие творческой деятельности дошкольника.

3. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

4. Особенности обучения и воспитания младших школьников.

Контрольные вопросы.

1. Укажите особенности различных сенситивных периодов развития в жизни индивида.

2. В чем и каким образом проявляется кризис возрастного развития?

3. В чем психологическая сущность кризиса 3-х лет?

4. Раскройте изменения, которые произошли в познавательной деятельности младшего школьника.

5. Какие факторы определяют возрастные особенности младшего школьника?

6. Охарактеризуйте взаимоотношения младших школьников в коллективе.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Сензитивные
периоды развития
, согласно Б. Г.
Ананьеву, – это периоды повышенной
восприимчивости ребенка к внешним
воздействиям, особенно к воздействиям
процесса обучения и воспитания, т. е.
социального формирования интеллекта
и личности. Так, в два-три года дети
наиболее готовы к овладению речью, в
пять-семь лет – чтением; в пятилетнем
возрасте они особенно чувствительны к
восприятию фонематических конструкций.

В отечественной
психологии одним из первых определил
данное явление Л.С. Выготский. Он писал
о сензитивных периодах: «В этот период
влияния оказывают воздействие на весь
ход развития, вызывая в нем те или другие
глубокие изменения. В другие периоды
те же самые условия могут быть нейтральными
или даже оказывать обратное действие
на ход развития». Поскольку Л. С. Выготский
отождествлял сензитивность и оптимальный
срок обучения, он всячески подчеркивал
наличие границ сензитивности.

Н.С. Лейтес в
многосторонних исследованиях обосновал
положение о том, что ключом к раскрытию
возрастной одаренности являются
сензитивные периоды психического
развития. Он убедительно показал, в
частности, что сензитивным для умственного
развития человека является каждый из
периодов возрастного созревания.
Подтвердилась значимость дошкольного
и младшего школьного возрастов: ни
раньше, ни позже способности так быстро
и продуктивно не развиваются; именно в
эту пору жизни появляются вундеркинды;
одаренность в этом возрасте яркая и
массовая. Автор показывает, что
подростковый возраст имеет специфическую
сензитивность и вносит свой особый
вклад в становление интеллекта и
личности.

Д.Б. Эльконин
обозначил младший подростковый возраст
как сензитивный период для перехода
учебной деятельности на более высокий
уровень развития.

И.П. Волков младший
школьный возраст описывает как сензитивный
период для развития творческих
способностей.

ГЛОССАРИЙ

  1. Акселерация

  2. Внеситуативно-личностное
    общение

  3. Внеситуативно-личностное
    общение

  4. Внеситуативно-познавательное
    общение

  5. Внеситуативно-познавательное
    общение

  6. Генотип

  7. Движущие силы
    психического развития

  8. Закономерности
    психического развития

  9. Зона ближайшего
    развития

  10. Инфантилизм.

  11. Метаморфозы
    развития

  12. Наследственность

  13. Неравномерность
    развития

  14. Психическая
    депривация

  15. Психическая
    депривация

  16. Психическая
    депривация

  17. Психологический
    инфантилизм

  18. Ретардация

  19. Сензитивный период
    развития

  20. Ситуативно-деловое
    общение

  21. Ситуативно-личностное
    общение

  22. Ситуативно-личностное
    общение

  23. Социальная среда

  24. Уровень актуального
    развития

  25. Учебная деятельность

  26. Фактор психического
    развития

  27. Физиологический
    инфантилизм

  28. Цикличность
    развития

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
(
выполняются в тетради для КСР)

  1. Выпишите в конспект
    определения понятий, которые указаны
    в глоссарии.

  2. Составьте схему,
    отражающую факторы психического
    развития. В схеме укажите теории
    психического развития, которые раскрывают
    значение каждого из указанных вами
    факторов психического развития.

  3. Заполните таблицу,
    отражающую движущие силы психического
    развития в форме противоречий.

Противоречия

Пример
проявления противоречия

Младенчество

Ранний
возраст

Дошкольный
возраст

1.

2.

3.

  1. Составьте схему,
    отражающую закономерности психического
    развития.

  2. Что представляет
    собой неравномерность психического
    развития?

  3. Заполните таблицу,
    характеризующую неравнометность
    психического развития.

Вид
неравномерности ПР

Причины

Последствия

Биологические

Социальные

1.

2

3

  1. Используя материалы
    в приложении А, заполните таблицу,
    которая отражает возрастную специфику
    психической депривации ребенка.

Возраст

Причины

В чем
проявляется

Последствия

Младенчество

Ранний
возраст

Дошкольный
возраст

  1. Заполните таблицу,
    отражающую значение деятельности в
    психическом развитии человека.

Вид

деятельности

Развитию
чего в психике человека способствует

Возраст,
в котором деятельность является
ведущей

Игровая

Учебная

Трудовая

Учебная

Общение

  1. Укажите, чем
    отличается ситуативно-личная форма
    общения от внеситуативно-личностной?

  2. Заполните таблицу

Форма
общения

(по
М.И. Лисиной)

Ее
значение для психического развития
ребенка

Возрастной
период

1.

2.

3.

4.

  1. Составьте схему,
    отражающую основные линии психического
    развития.

  2. Заполните таблицу,
    содержащую характеристику точек зрения
    ученых на соотношение обучения (О) и
    развития (Р).

Точка
зрения на соотношение О и Р

Основные
положения

Ученые

Особенности
организации обучения педагогами,
придерживающимися этой точки зрения

Читайте также:  Куда повести ребенка 3 лет для развития

Какой точки зрения
на соотношение обучения и развития
придерживаетесь вы? Обоснуйте свое
мнение.

  1. Составьте таблицу,
    характеризующую уровень актуального
    и зону ближайшего развития ребенка
    конкретного возраста.

Зона
ближайшего развития

Уровень
актуального развития

Как
это могут учитывать в процессе
воспитания и обучения детей учителя,
воспитатели и родители

Младенчество

Ранний
возраст

Дошкольный
возраст

Младший
школьный возраст

  1. Приведите не менее
    4 примеров сензитивных периодов
    психического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная и
    педагогическая психология / под ред.
    М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

  2. Выготский, Л.С.Проблемы возраста / Л.С. Выготский:
    Хрестоматия по детской психологии. –
    М., 1996.

  3. Выготский, Л.С.Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский.
    – М., 1984.

  4. Каменская, В.Г.
    Детская психология с элементами
    психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.:
    ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

  5. Коломинский, Я.
    Л.
    Психическое развитие детей в норме
    и патологии: психологическая диагностика,
    профилактика и коррекция / Я. Л.
    Коломинский, Панько. — СПб.: Питер, 2004.
    — 480 с.

  6. Кулагина, И.Ю.
    Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.
    – М., 1999.

  7. Мухина, В.С.Детская психология / В.С. Мухина. – М.,
    1985.

  8. Немов, Р.С.Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М., 1995.

  9. Обухова, Л.Ф.Детская психология: теории, факты,
    проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1995.

  10. Психология человека
    от рождения до смерти / под ред. А.А.
    Реана. – СПб., 2005

  11. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека / Е.Е.
    Сапогова. – М., 2001.

  12. Сорокоумова,
    Е.А.
    Возрастная психология. Краткий
    курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006.

  13. Чеховских,
    М.И.
    Психология
    / М.И. Чеховских. – Мн., 2003.

КОНТРОЛЬНЫЕ
ЗАДАНИЯ
(выполняются в тетради для
КСР)

  1. Соотнесите между
    собой психологические феномены,
    приведенные в правой колонке с описанием
    этих феноменов в левой колонке. То есть
    укажите, какой психологический феномен
    раскрывается в каждом из примеров.

Психологические

феномены

Примеры

Ведущий
вид

деятельности

  1. Одним
    из показателей развития ребенка
    является разница между тем, что он
    может сделать с помощью взрослого,
    его указаний, поправок, и тем, что
    доступно ему в самостоятельной
    деятельности

Сензитивный

период
развития

  1. В
    различные возрастные периоды основные
    психологические новообразования
    зависят от какого-то одного вида
    деятельности. В этом виде деятельности
    также возникают, формируются и
    перестраиваются многие психические
    процессы

Биологический
фактор развития

  1. В
    последние годы многие дети, как
    показывают наблюдения и анропологические
    исследования, растут и развиваются
    быстрее, чем несколько десятилетий
    назад

Акселерация

  1. Для
    развития речи наиболее благоприятным
    является период от 1 года до 5 лет, для
    формирования многих деятельностных
    навыков – младший школьный возраст,
    для формирования математического
    мышления – возраст 15-20 лет

Зона
ближайшего развития

  1. Дети,
    которые унаследовали гены хороших
    умственных способностей, станут
    высокоинтеллектуальными людьми даже
    без особого обучения. Дети, которым
    не посчастливилось в отношении генов,
    не смогут извлечь пользу даже из
    самого лучшего обучения

  1. Соотнесите
    пословицы с факторами психического
    развития, которые они раскрывают.

Пословицы

Фактор
психического развития

Яблоко
от яблоньки недалеко падает

1.Социальный

Сын
то мой, да ум у него свой

2.Биологический

Умел
дитя родить, умей научить

3.Активность
личности

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ

  1. Каждая сторона в
    психике ребенка имеет свой оптимальный
    период развития. Это закон:

  1. метаморфозы;

  2. оптимального
    развития;

  3. развития высших
    психических функций;

г) неравномерности
возрастного развития.

  1. Цикличность,
    неравномерность, «метаморфозы»,
    «сочетание процессов эволюции и
    инволюции» – это … психического
    развития, установленные Л.С.Выготским.

а) закономерности;

б) функции;

в) характеристики;

г) движущие силы.

  1. Реально имеющиеся
    у ребенка возможности, которые могут
    быть раскрыты и использованы для его
    развития при минимальной помощи или
    подсказке со стороны окружающих людей,
    называются:

а) зоной актуального
развития;

б) зоной ближайшего
развития;

в) зоной перспективного
развития.

6. … не относится
к факторам психического развития

а)
среда;

б) интеллект;

в) активность;

г) наследственность.

7. … деятельность
определяется основными изменениями в
личности и новообразованиями в
познавательной сфере ребенка на
определенном возрастном этапе

а)
игровая;

б)
учебная;

в)
социальная;

г)
ведущая.

  1. … определил, что
    в ведущей деятельности возникают
    элементы той деятельности, которая
    станет ведущей на следующем возрастном
    этапе

а) Б.Д. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.П. Слободчиков.

9. Личность
формируется обществом, биологические
особенности человека не оказывают на
этот процесс существенное влияние
согласно … подходу к психическому
развитию.

а) социогенетическому;

б) двухфакторному;

в) биогенетическому;

г) психогенетическому.

10. Основные изменения
школьного возраста (по Л.С. Выготскому)
– осознание и овладение психическими
процессами – обязаны своим происхождением:

а) развитию;

б) обучению;

в) воспитанию;

г) научению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник