Одна из основных задач развития ребенка в период новорожденности это
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица – Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 –го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на 2 периода:
1) период новорожденности (от 4-х до 6-ти недель), кончается с появлением комплекса оживления;
2) период младенчества (от 6-ти недель до 1 года).
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кризисом новорожденности.
Причины кризиса новорожденности следующие:
— физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в другие условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, смена типа питания);
— психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов (дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные), которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Чем характеризуется психическое развитие ребенка в период новорожденности?
Младенец уже при рождении обладает инстинктами, позволяющими ему приспосабливаться к миру и быстро развиваться. Например, у новорожденного с рождения имеется много сложных движений как рефлекторных (возникающих сразу с первых часов жизни), так и развивающихся в процессе созревания организма.
При рождении у младенца имеются ощущения, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие.
Ребенок, которому от рождения всего 1-2 дня, обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус.
Младенец предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определять степень сладости. Также сразу после рождения начинает функционировать обоняние.
Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания.
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая реакция возникает на голос человека.
Зрительное сосредоточения появляется на 3-5 неделе, внешне появляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Примерно со 2-го месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на 3-4-м месяцах – формы предметов.
Зрительное и слуховое сосредоточение закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.
Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. А количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека. Но эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые.
С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут нервные волокна.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.
Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами. Из практически беспомощного существа ребенок превращается в маленького человека, относительно свободно и самостоятельного передвигающегося в пространстве.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног.
Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные движения рук становятся неотъемлемой частью мышления.
Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.
В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни ребенка обращается к малышу, что-то рассказывает, комментирует свои действия.
Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных).
Кроме этого, взрослый становится для ребенка наиболее привлекательным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях.
На 3-4-й неделе у ребенка можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, слегка вытягивает губы вперед, происходит глазной контакт.
Вслед за этим, на 4-5-й неделе ребенок пытается улыбнуться. Так появляется настоящая социальная улыбка или улыбка общения.
Таким образом, важнейшим психологическим новообразованием в период новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери или взрослого.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.
Эта бурная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления», она является показателем перехода к новому этапу развития – младенчеству.
Ирина Базан
Источник
Интересные статьи на сайте
Источник
Известно, что первым периодом в развитии ребенка называют период новорожденности, длящийся от момента рождения до одного месяца. В.Шекспир устами короля Лира так описал факт рождения человека:
«Родясь на свет, мы плачем -Грустно нам к комедии дурацкой приступаться».
Философы, как и поэты, большей частью тоже вкладывали пессимистический смысл в акт рождения. Однако присмотримся внимательно к жизни ребенка в начальный
ее период.
Новорожденный – естественное существо в полном и точном смысле этого слова. Поэтому в первый период жизни ребенка легче всего наблюдать натуральные формы
86 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
реакций’. Одним из важных показателей будущего развития младенца является наличие у него врожденных безусловных рефлексов. Педиатры прекрасно осведомлены о них и одна из первых задач – это уяснение их наличия и качества проявления. Большинство из них исчезают уже на первом году жизни, но некоторые остаются на всю жизнь. О каких рефлексах идет речь?
Рефлекс Бабинского. Пальца стопы младенца должны расходиться веерообразно, а стопа поворачиваться при проведении рукояткой молоточка вдоль наружного края стопы. Эта манипуляция знакома многим взрослым по приемам у невропатолога.
Рефлекс Бабкина. Ребенок поворачивает голову и открывает рот, когда ему надавливают на ладонь.
Хватательный рефлекс легко установить, если погладить ладонь новорожденного. Он может так сильно сжать ее в кулачок, что вы можете его приподнять, так что ребенок повиснет в воздухе. Не следует путать это, безусловно, рефлекторное хватание с актом хватания, который появится у младенца на 17-20 неделе жизни.
Рефлекс Моро. В ответ на громкий звук ребенок разводит в стороны руки и ноги и сводит их в исходное положение. Если вы осторожно подбросите ребенка на руках, то он произведет те же действия.
Поисковый рефлекс. При поглаживании щечки младенец поворачивает голову в сторону прикосновения. Таким образом, новорожденный, кстати, определяет местонахождение источника пищи.
Плавательный рефлекс. Многие родители возможно с удивлением наблюдают хорошо скоординированные плавательные движения у своего малыша, когда, поддерживая за животик и грудь помещают его в воду или кладут на живот в кровати.
Глава 2. Психическое развитие младенца 87
Рефлекс ходьбы. Не меньшее удивление вызывают движения новорожденного, напоминающие хорошо скоординированную ходьбу, если вы поддерживаете своего малыша под ручки при легком касании поверхности стола или пола голыми ножками.
Сосательный рефлекс. Он запускается сразу после поискового рефлекса, когда, определив местонахождение груди матери, ребенок начинает ее сосать. Некоторые новорожденные начинают это после того, как кормящая мать проведет грудью или соской вокруг рта.
Шейный тонический рефлекс. Его легко видеть, когда ребенок лежит на спине, голова повернута, как правило, в правую сторону, оба кулачка сжаты. При этом ручка и ножка на этой стороне тела выпрямлены, а на противоположной – сжаты, словно малыш приготовился фехтовать.
Рефлекс одергивания. Новорожденный отдергивает ногу при щекотании подошвы. Наличие или отсутствие этих и другие рефлексов – важный показатель нервно-психического развития младенца. По совокупности оценок проявления перечисленных рефлексов обычно судят об уровне психомоторного развития младенца.
В последнее время предпринимаются попытки сверхраннего прогнозирования развития детей, в том числе по характеристикам процесса родов. Установлено, что общий индекс психического развития включает 1″0 значимых физиологических показателей ^-окружность головы, индексы Апгар через 1 и 5 минут после родов, длина, вес и температура тела, длительность первого периода родов, общая длительность родов, длительность безводного промежутка, частота сердечных сокращений после родов”.
88 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Как отмечал Л.С.Выготский, главное своеобразие младенчества состоит в том, что ребенок отделяется от матери физически, но связан с ней физиологически и потому все последующее развитие обусловлено не только разверткой врожденных программ, но и содержанием взаимоотношений между ним и матерью. Наряду с этим он подчеркивал переходный или смешанный характер жизни ребенка в период новорожденности, поскольку он совмещает в себе черты утробной и внеутробной жизни’.
Как уже говорилось выше, долгие годы психологи, характеризуя психическую жизнь новорожденного, отмечали ее недифференцированный, нерасчлененный характер, как «сплав влечения, аффекта и ощущений». В то же время Л.С.Выготский подчеркивает, что было бы неверно представлять себе восприятие мира новорожденным как «хаос отрывочных, бессвязных отдельных ощущений: температурных, внутриорганических, слуховых, оптических, кожных и т.д.». Ссылаясь на известные ему исследования, он отмечает присущую новорожденному способность к структурированию, т.е. выделению фигуры и фона, образующую «исходный пункт дальнейшего развития сознания»2.
В свете современных данных, описанных выше, это замечание Л.С.Выготского оказывается весьма своевременным. Поэтому довольно трудно согласиться с тем, что психика младенца представляет собою абсолютно «недифференцированное, нерасчлененное» образование. Выявленные в последующих исследованиях дифференцированные врожденные перцептивные и моторные способности обеспечивают параллельное развитие перцептивной и моторной сфер, что, по-видимому, и является причиной и основанием столь стремительного психического развития младенца, когда лишь за один год жизни он совершает гигантский
шаг в своем развитии. В этих же исследованиях было показано, что внутри самой сенсорной системы отмечается слитность зрительной, слуховой и осязательной модальностей, а ее дальнейшее развитие идет по пути дифферен-цировки друг от друга.
Новорожденный это активное существо. Подтверждением этому является его способность к научению. Вместе с тем легко наблюдать, что новорожденный большую часть времени спит. Но спит он чутко, быстро просыпается, так же как и быстро засыпает вновь. Установлены шесть различных состояний новорожденного:
– глубокий сон, когда глаза закрыты, дыхание замедлено, а мышцы лица расслаблены;
– неглубокий сон. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Мышцы лица часто подрагивают во сне, что характерно для сна с быстрым движением глаз, когда человек видит сны (на нем мы остановимся ниже);
– состояние дремоты, характерное при засыпании и пробуждении младенца. Глаза малыша тускнеют, на них появляется характерная поволока, дыхание неритмично, движения замедлены;
– бодрствующее пассивное состояние. Дети, словно зачарованные, рассматривают различные предметы, двигая при этом головой и суча ручками и ножками;
– активность в состоянии бодрствования. Это состояние характеризуется значительной двигательной активностью ребенка, глаза открыты, дыхание нерегулярное;
– плач. Часть периода бодрствования ребенок плачет. Причины могут быть самые разнообразные, что и обусловливает продолжительность плача.
Итак, сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от общего времени новорожденный проводит во сне. Иногда бывает трудно отделить сон от бодрствования. Главной особенностью сна новорожденного является его полифазный
90 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______
характер, когда короткие периоды сна чередуются островками бодрствования.
Каково же значение сна новорожденного? С физиологической точки зрения сон новорожденного – это преимущественно так называемый парадоксальный сон. Его доля составляет 80% от всего сна. Кстати, у взрослого человека он составляет только 20%. С психологической точки зрения важно то, что именно в этот период человек видит сны. Было показано, что если испытуемых будили в этот период сна, то примерно в 80% случаев они говорили, что видели сны. Если же их будили в другие периоды сна, то на появление снов указывали лишь 7% испытуемых. Каковы же функции сна? По мнению З.Фрейда сон -это осуществление желания. По мнению К.Юнга функция сна состоит в восстановлении психологического баланса, целостного психологического равновесия посредством производства снов, т.е. речь идет о своеобразной компен-саторной функции сна. Вообще психоаналитики рассматривают сны в качестве своеобразных индикаторов бессознательного. Подобная логика объяснения функционального значения сна приводит нас к выводу о том, что содержание психической жизни новорожденного – это функционирование бессознательного. В связи с этим сон имеет большое значение как для настоящего, так и будущего психического развития ребенка.
Итак, сон – это одна сторона начавшейся психической жизни новорожденного; другой ее стороной является бодрствование. Это означает, что период бодрствования -это период активности ребенка и, прежде всего, как показано выше – перцептивной и моторной. На некоторых аспектах мы уже останавливались выше. Здесь коснемся только некоторых, собственно психологических, аспектов психомоторного развития новорожденного.
Одним из важных показателей психического развития новорожденного является появление реакции сосредо-
Глава 2. Психическое развитие младенца
точения. Прежде всего следует отметить два вида сосредоточения – пищевое и лабиринтное, которые отмечаются сразу после рождения: ребенок сосет соску и укачивается в люльке. Уже на 2-3 неделе он начинает сосать кулачок, а на 3-4 неделе появляется первый сочетательный рефлекс. Наряду с этими, филогенетически более древними реакциями, у новорожденного отмечаются слуховое и зрительное сосредоточение, основанием которых выступают его врожденные способности. Само слуховоесосредоточение появляется не ранее 9-го дня.
Что касается зрительного сосредоточение, то оно становится возможным за счет готовности таких механизмов восприятия как бинокулярный параллакс, параллакс движения и оптический градиент расширения.
Большой интерес представляет эмоциональная сфера новорожденного. Однако сегодня психологи не могут похвастать достижениями в ее изучении. Наши знания чрезвычайно скудны и в основном они касаются эмоциональной жизни младенца. Согласно данным психологов эмоциональная жизнь новорожденного носит в основном недифференцированный характер. По мнению К. Бриджес для новорожденного характерно состояние недифференцированного возбуждения, из которого в течение первого года жизни выделяются три группы эмоциональных состояний: собственно возбуждение, неудовольствие (дистресс) и удовольствие.
На первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта. Они проявляются в виде крика и плача. Эмоции в это время выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения ребенка. Но уже на втором месяце прерогатива переходит к положительным эмоциям – именно они побуждают ребенка к общению.
Характер и интенсивность проявления эмоций – один из важных показателей, который индивидуализирует психическую жизнь новорожденного. Ведь при первом взгляде
92 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
на новорожденных может показаться, что они мало чем отличаются друг от друга. Исследования, проведенные на 141 новорожденном позволили выяснить особенности проявления их темперамента. Было установлено, что 65% детей четко различаются между собой по типу темперамента – на «легких», «средних» и «тяжелых» – и только у 35% тип темперамента оказался смешанным.
Для новорожденных с «легким» темпераментом характерно, во-первых, регулярное проявление основных биологических функций – голода, сна, испражнений, во-вторых, положительное отношение к новым людям и ситуациям, в-третьих, быстрое привыкание к измененному распорядку дня, в-четвертых, преимущественно мягкое, покладистое настроение.
Новорожденных со «средним» темпераментом отличают несколько негативно окрашенные реакции на новых людей и ситуации, медленное привыкание к ним; они труднее осваиваются в новой для себя обстановке.
Новорожденным с «тяжелым» темпераментом присущи нерегулярное проявление биологических функций, негативное отношение к новым людям и ситуациям, а также неспособность быстро приспособиться к изменениям, равно как и бурное, негативно окрашенное настроение.
К факторам, обусловливающим тот или иной тип темперамента относят наследственность, эмоционально-психическое состояние матери до и после родов, способ и продолжительность родов, физическое состояние младенца, характер отношений между новорожденным и матерью после родов. Вообще, тип отношений между родителями и младенцем, как мы увидим позднее, один из важнейших факторов психического развития ребенка, становления его как личности. Следует иметь в виду, что на тип этих отношений влияют не только родители, но сами младенцы. Если ваш ребенок безостановочно кричит, то вряд ли это будет стимулировать ваше спокойное, ровное и постоянно до-
Глава 2. Психическое развитие младенца 93
брожелательное отношение к нему. Еще более чувствительны сами дети, тонко и чутко реагирующие на малейшие изменения в психоэмоциональном состоянии родителей. Это хорошо видят родители, когда их дети находятся в раннем или дошкольном возрасте. Но годовалый малыш или полугодовалый младенец реагирует еще более остро.
Итак, существенные стороны психической жизни новорожденного сводятся к следующему:
1) ее характеризует наличие бессознательного – важной стороны психической жизни, которая развивается под господствующим влиянием эмоций и влечений;
2) преобладают недифференцированные, нерасчлененные переживания, представляющие сплав влечений, аффектов и ощущений;
3) наличествует индивидуальная психическая жизнь;
4) идет активное становление восприятия – ведущего психического процесса в структуре всех других познавательных процессов. У ребенка развиты реакции сосредоточения, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде. По мнению Л.С.Выготского важнейшим продуктом психического развития новорожденного, т.е. так называемым психическим новообразованием, является индивидуальная психическая жизнь новорожденного”.
Источник