Одаренный ребенок и развитие его творческих способностей

Одаренный ребенок и развитие его творческих способностей thumbnail

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

                     интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

                           самостоятельность как личностную черту,

                     вселить  в  них  радость  сотворчества,

                              то создавай  им такие условия, чтобы искорки

                      их мыслей образовывали царство мыслей,

           дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей.  Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об  увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и  окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети – главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.

             Понятие  «одаренность»  происходит от слова  «дар» и означает  особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».

             Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. 

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей. Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “не по зубам”; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное. 

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. 

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других “стандартных” решений. Общая одаренность выражается в более “быстром” обнаружении решения.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Признаки одарённости:

  •  одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
  • его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
  • одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
  •  они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
  •  интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
  •  они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
  • одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.

На современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

Этапы выявления  одаренных детей:

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей..

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности.
При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: 

  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.

Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом?

Особенности работы учителей с одарёнными детьми

 1. Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются , не достигнув высшего уровня . Свойство это проявляется весьма рано.

 2.Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём ,чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены , отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

 3. Нереалистические цели . Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности  достичь их они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

 4. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи ,они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим, они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как не приятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует  на  разного рода раздражители и стимулы.

 5. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 6. Нетерпимость – Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям , стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.

 7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием – Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они порой уступают последним в физическом развитии.

     Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка. Для развития творческих способностей ребёнка, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. 

          В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.

Для этого используются следующие формы:

 – подготовка презентаций;

 – создание и защита проектов по теме исследования;

 – организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;

       – предметные олимпиады;

       – интеллектуальные марафоны;

       – различные конкурсы и викторины;

       – словесные игры и забавы;

       – ролевые игры;

       – индивидуальные творческие задания;

       – классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

        – разноуровневые задания,

        – творческие задания;

        – консультирование по возникшей проблеме;

      Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса

 Как правило, у одаренных детей проявляются:

 – высокая продуктивность мышления;

 – легкость ассоциирования;

 – способность к прогнозированию;

 – высокая концентрация внимания.

 Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

            При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

 -стимулировать познавательные способности учащихся;

 -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

          Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

Работа с родителями одаренных детей реализуется  в четырех направлениях:

  • Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на: расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
  • Организация информационной среды для родителей:   классные  и общие родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам деткой одаренности  («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности»,  «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»). Оформляются  печатные консультации (буклеты, памятки, выпуск газеты “Детский городок”), оформляется страничка на интернет сайте «Развиваем способности детей» с разнообразными рубриками: «Поиграем вместе», “Разгадай ребус”, в классах оформлены уголки  для родителей «Маленький Почемучка»; «Разгадай-ка»,  периодически оформляются фотогаллереи талантов, выставки детских работ, ставших  победителями разнообразных  конкурсов и т.д.
  • Совместная практическая деятельность  ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).
  • Поддержка и поощрение родителей на уровне школы (на интернет сайте школы, класса, благодарности на общих родительских собраниях)

Тесты на определение одаренности

Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника

 к той или иной области деятельности

       Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

– Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

– Меняет ли он свои интересы, наклонности?

– Любит ли рисовать воображаемые предметы?

– Любит ли рисовать абстрактные картинки?

– Любит ли фантастические истории?

– Сочиняет ли рассказы или стихи?

– Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

– Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

– Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

– Боится ли темноты?

– Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

– Считал ли это слово понятным без разъяснений?

– Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

– Был ли удачен этот замысел?

– Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

– Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

– Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

– Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

– Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

– Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

– Любит ли читать книжки без иллюстраций?

– Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

– Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

 Шкала результатов:

   От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

   От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.

   От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

   От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

   Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

– Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

– Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

– Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

– Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

– Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

– Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

– Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

     35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы и ребенок еще может измениться.

Использованная литература

  1. Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009
  2. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей. К., 2004 г.
  3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на Дону, Феникс, 2007 г.
  4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  5.  Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  6.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  7.  Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  8.  Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

Источник

МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Доклад на тему:

«Развитие творческих способностей учащихся и работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

Подготовил учитель технологии

I квалификационной категории

Шишов Андрей Юрьевич

2018- 2019 уч.год

I. В чем актуальность темы?

В условиях социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности востребована как никогда прежде. Обществу нужна личность:

  • мыслящая не шаблонно;

  • умеющая искать новые пути решения предложенных задач;

  • умеющая находить выход из проблемной ситуации.

  • Целью организации работы с одаренными детьми является:создание благоприятных условий для развития одарённых детей в интересах личности, общества и государства, помощь одаренным учащимся в самораскрытии

Работа с одарёнными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей.

1 июня 2013 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2013 – 2018 годы». Глава 4 этого документа определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи.

В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одарёнными детьми, которая включает:

1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся.

2. Концепция модернизации образования. В ней отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Данный документ утвержден Приказом Президента РФ от 4 февраля 2012 года. В документе определяется стратегия развития системы поддержки талантливых детей.

Исходя из вышеназванных документов, можно сформулировать основные идеи работы с одарёнными детьми в школе:

1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.

2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.

3. Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.

4. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.

5.      Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.

Планомерная и систематическая реализация указанных целей и задач будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей.

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей – задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

II. Учитель должен понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов.

1. Это наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение.

2. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура и социальное окружение. Индивидуальность определяется семьей, в которой человек воспитывается. На индивидуальность оказывают сильное влияние детский сад, школа, общественные организации.

3. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка.

Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС подразумевает формированиеметапредметных умений, универсальных учебных действий. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

  • Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

– проблемно-развивающее обучение,

– проектно-исследовательская деятельность,

– игровые технологии (деловые игры и путешествия),

– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

– творческие и нестандартные задания.

Методы работы с одаренными учащимися на уроке.

  1. Проблемный метод.

  • Проблемное обучение – это творческий процесс с проблемной ситуацией и управления поиском решения проблемы.

На своих уроках использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

  1. Поисковый метод.

Поисковый метод один из активных методов обучения, который обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.

Выделяются 3 типа поисковой учебной деятельности:

– исследовательская;

– дискуссионная;

– и моделирующая.

  1. Эвристический метод.

Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового с опорой на личностные качества.

  1. Исследовательский метод.

Основные составляющие метода – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

5. Проектный метод – это такой способ обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы.

Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися. Главная задача учителя – помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул – побеждать. Хотя цена этих побед – долгая и трудная работа над собой.

  Так, например, при изучении темы в 8 классе «Основы проектирования» создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.

Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты и т.п.

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках технологии и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).

При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

6. Мозговой штурм, один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. В результате обучения методу мозгового штурма у школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.

Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог,  и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, даю задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой.

Учитель должен направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала.

IV. В Конвенциях о правах ребёнка есть такие слова «Детское время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для развития потенциала одарённых детей в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности.

Рассмотрим некоторые из них.

Творческая мастерская

Творческая мастерская для одаренных детей – это особая креативная среда, в которой каждый ребенок может ощутить радость созидания.

  • Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, учителя максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

  • Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

  • Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад.

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул – побеждать. Хотя цена этих побед – долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать учитель со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Источник