Оценка уровня нервно психического развития ребенка
Оценка нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и одним из важнейших показателей здоровья. Однако часто она бывает поверхностной или вовсе отсутствует.
Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности.
При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка критерия НПР проводится врачом по следующим категориям.
1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации Печоры К.Л.)
2. Незначительные отклонения в НПР (2 группа развития).
3. Выраженные отклонения в НПР (3 -4 группы развития).
На первом году жизни определяются следующие показатели НПР.
1. Зрительные ориентировочные реакции
2. Слуховые ориентировочные реакции
3. Эмоции и социальные поведение
4. Движения общие
5. Подготовительные этапы развития активной речи
В этом возрасте угасают все безусловные рефлексы и формируются условные. Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще не устойчивая, малыш часто падает. У ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, знает название многих предметов, локализирует болевые раздражения, указывает части тела, помогает при одевании, есть самостоятельно ложкой, выполняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова. При обследовании выявляется задержка психо-речевого и моторного развития.
Ориентировочные показатели НПР детей 2 года жизни:
1. Развитие речи
А. понимаемая речь
Б. активная речь
2. Сенсорное развитие
3. Игра и действия с предметами
4. Движения
5. Навыки
Определение НПР ребенка 4-6 лет:
В этом возрасте ребенок обычно посещает детский коллектив. Начинает проявлять наклонности: к музыке, рисованию, конструированию и т.д. У ребенка сформированы навыки гигиены. Ребенок становится самостоятельным, сам себя обслуживает. Налажен контакт с ровесниками, ориентируется в окружающей среде. У детей встречаются пограничные состояния, невротические расстройства, негативизм, страхи, синдром дефицита внимания, неопрятность дизартрия, т.е. неврозы, неврозоподобные проявления, нарушения речи, аутизм.
Определение соответствия НПР календарному возрасту ребенка проводится по следующим показателям, отражающим особенности социальных контактов и развития определённых психических функций.
Мышление и речь – характеризируют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Моторное развитие – характеризует развитие движений ребенка, отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
Внимание и память – характеризируют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и восприятию информации (кратковременная и долговременная память).
Социальные контакты – характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей: способность к совместной деятельности с другими детьми.
Медсестрой или врачом общей практики определяются только отклонения в НПР, а диагноз – ставиться специалистом неврологом.
Для оценки показателя «Мышление и речь» врач имеет набор сюжетных картинок из книжек для детей старшего дошкольного возраста, которые предлагаются ребенку.
Оценку НПР школьников 7-8 лет осуществляют по следующим категориям:
1. Эмоционально-вегетативная сфера
При опросе–беседе отмечают настроение, наличие страхов, оценивают сон, аппетит, отмечают нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез), наличие вегето-диэнцефальных проявлений (головные боли, утомляемость).
2. Психомоторная сфера и поведение.
3. Интеллектуальное развитие.
Для данного периода характерно нарастание силы и динамики процессов высшей нервной деятельности, начало становления навыков письма, развития логики. В 7 лет дети идут в 1–ый класс, как правило, уже после года подготовки к обучению школе. Это нулевые классы или подготовительные группы в детском саду. Дети уже знают цифры, буквы, умеют читать и складывать однозначные цифры. У 80% детей, ранее наблюдавших с диагнозом энурез, он должен пройти, у некоторых появляются комплексы, чаще это аутизм (дети замыкаются в себе), становятся раздражительными, утомляются в школе во второй половине дня, появляется негативизм по отношению к школе, усталость, головные боли или же, наоборот, повышенная гиперактивность. Встречаются гипертензионный синдром, тики, заикание, энурез, неврозоподобные состояния. При осмотре отмечается успешность усвоения школьной программы.
Обследование детей в возрасте 9-10 лет
В этом возрасте дети уже адаптировались к школе, имеют друзей, привыкли к требованиям учителей, посещают различные кружки, занимаются художественной самодеятельностью, тренируются в спортивных клубах. Дети, которые ранее наблюдались неврологом, при повышенных нагрузках в школе (гимназические классы) начинают жаловаться на головные боли, головокружения, беспокойный сон, укачивание в транспорте, утомляемость во второй половине дня, снижение памяти. У них чаще всего бывает гипертензионный синдром, астено-невротический, неврозоподобные проявления, невроз навязчивых движений.
При осуществлении профилактических осмотров проводится оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений. Детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.
Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует о задержке психического развития.
Для оценки НПР школьников пре- и пубертатного возраста (11-15) определят следующие категории:
1. Эмоционально – вегетативная сфера (настроение, наличие страхов).
2. Сомато-вегетативные проявления (сон, аппетит).
3. Вегето-диэнцефальные проявления (наличие головных болей, утомляемость).
В этом возрасте появляются невротические расстройства: дети раздражительные, отмечаются конфликты в школе и дома, беспокойный сон. У них может быть вегето-сосудистая дистония, астенический синдром.
НПР подростков
Нормально развивающемуся подростку свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. В то же время, именно в пубертатном периоде, в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, его не удастся выработать и в последующем.
Для этого возраста характерны вегето-сосудистые дистонии по гипотоническому, гипертоническому, или смешанному типу.
Источник
Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.
Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз – зрительный анализаторАс – слуховой анализатор Э – эмоции Др – движения руки и действия с предметамиДо – движения общиеРп – речевое понимание Ра – речевая активностьН – навыкиС – сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | ||
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | ||
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | ||
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | ||
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | ||
Ра | Произносит отдельные звуки. | ||
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | ||
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | ||
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | ||
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | ||
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
Э | Комплекс “оживления” в ответ на игрушки. | ||
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | ||
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | ||
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. | |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | ||
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | ||
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | ||
Ра | Гулит. | ||
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | ||
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | ||
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | ||
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | ||
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | ||
Ра | Подолгу певуче гулит. | ||
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | ||
6 месяцев | Ас | По – разному реагирует на своё и чужое имя. | |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | ||
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | ||
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | ||
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | ||
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. | |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | ||
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | ||
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | ||
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | ||
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | ||
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | ||
ДР | С предметами действует по – разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | ||
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя – оборачивается на зов. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | ||
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | ||
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | ||
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | ||
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | ||
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
Ра | Произносит первые слова – обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | ||
Н | Умение и навыки закрепляются. | ||
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме – кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | ||
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | ||
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | ||
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | ||
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | ||
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | ||
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | ||
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | ||
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | ||
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику – кубик/. | |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | ||
До | Движения более координированные – перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | ||
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | ||
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | ||
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | ||
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | ||
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | ||
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | ||
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | ||
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | ||
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | ||
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | ||
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | ||
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | ||
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | ||
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | ||
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | ||
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | ||
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | ||
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | ||
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. | ||
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | ||
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. |
Оценка НПР детей раннего возраста.
Группы риска детей по нервно – психическому развитию:
Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
в) дети с дисгармоничным развитием – с опережением на разные эпикризные
сроки по одному или нескольким показателям.
П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
IV группа:
1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям,
2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
Категория: Будущим родителям.
Печать
E-mail
Источник