Оценка уровень биологического развития ребенка

Оценка уровень биологического развития ребенка thumbnail

Методы оценки состояния здоровья детей

Наиболее информативным методом оценки физического развития является комплексная схема оценки, позволяющая определить уровень биологического развития индивидуума и степень гармоничности его морфо-функционального статуса. Существующие формы регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья детей (ф. 026/у и ф. 112/у) отражают только морфологические показатели индивидуума (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Для получения более полной информации о физическом развитии необходимо заполнить Карту обследования ребенка (Приложение 1).

Имеющаяся в карте информация может являться основой для формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга.

Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме проводится в 2 этапа.

Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.

В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и “Филиппинский тест”.

В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.

Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а ее прибавка – по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год.

При определении общего количества постоянных зубовучитываются зубы всех степеней прорезывания – от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося зуба.

При проведении “Филиппинского теста” правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. “Филиппинский тест” считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Отношение окружности головы к длине тела – коэффициент ОГ/ДТ – определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Для установления степени полового созревания определяется:

у девочек – оволосение подмышечных впадин (Axillaris – Ax), оволосение лобка (Pubis – P), развитие грудной железы (Mammae – Ma), возраст наступления первой менструации (Menarhis – Me);

у мальчиков – оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка, мутация голоса (Vocalis – V), оволосение лица (Facialis – F), развитие кадыка (Larings – L).

Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям:

Развитие волос в подмышечной впадине:

Ax1 – единичные, короткие;

Ax2 – занимают центральный участок впадины, более густые;

Ax3 – расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся.

Развитие волос на лобке:

P1 – единичные, короткие;

P2 – занимают ограниченное пространство, более густые, длинные;

P3 – на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые;

P4 – расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота.

Развитие молочной железы:

Ma1 – сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается;

Ma2 – сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята;

Ma3 – сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве;

Ma4 – сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована.

Оволосение лица:

F1 – появление густого пушка над верхней губой;

F2 – появление отдельных жестких волос на лице;

F3 – наличие сформированных усов и бороды.

Развитие кадыка:

L1 – не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

L2 – выступает.

Мутация голоса:

V1 – ломающийся;

V2 – установившийся мужской.

В заключении составляется формула полового развития.

Примеры формулы полового развития:

Девочки Ax0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0 Ax3 P4 Ma3 Me 12 лет 5 мес. Ax3 P4 F2 L1 V1

Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом (Приложения 2, 3). Если показатели биологического развития ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному возрасту, если превышает его – как опережающее, и отстающее, если показатели ребенка ниже стандарта.

Источник

метки: Ребенок, Показатель, Задержка, Группа, Степень, Эпикризный, Нервно, Психический

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Биологический уровеньМорфофункциональное состояниеРост  Масса тела, окружность грудиФункциональные показатели
Соответствует возрасту    Гармоничноелюбой: средний, выше среднего, ниже среднего  М±1 бR и более за счёт развития мускулатуры  М + б и выше  
  Опережает возраст    Дисгармоничное    От М–1,1 бR до М–2 бR; от М+1,1 бR до М+2 бR за счёт повышенного жироотложенияОт М – 1,1 б до М – 2 б    
  Отстаёт от возраста  Резко дисгармоничноеОт М–2,1 бR и ниже; от М+2,1 бR и выше за счёт избыточного жироотложенияОт М – 2,1 б и ниже  
Общая задержка физического развитияРост низкий М-2,1 б  При любых Мт, объёмах груди

Приложение 5

Показатели уровня биологического развития школьников

Возраст, летДлина тела см (М ± σ)Погодовые прибавки длины тела, смЧисло постоянных зубовСтепень развития вторичных половых признаков
Мальчики
М7 ± σ4 — 67 ± 3 
М8 ± σ4 — 612 ± 2 
М9 ± σ4 — 614 ± 2 
М10 ± σ4 — 618 ± 3 
М11 ± σ4 — 620 ± 4Ах0Р0
М12 ± σ4 — 624 ± 3Ах0Р0F0V1
М13 ± σ7 — 1027 ± 1Ax0P2V2L0
М14 ± σ7 — 10 Ax2P2V1,2F0,1L0,1
М15 ± σ4 – 7 Ax2P3V2F1L1,2
М16 ± σ3 – 4 Ax3P3V2F1L2
1 — 2 Ax3P4V2F2L2,3
Девочки
М7 ± σ4 — 59 ± 3 
М8 ± σ4 — 512 ± 3 
М9 ± σ4 — 515 ± 3 
М10 ± σ4 — 519 ± 3Ax0P0Ma0Mе0
М11 ± σ6 — 821 ± 3 Ax0,1P0,1MaMе0
М12 ± σ6 — 825 ± 3 Ax1,2P1,2Ma2Mе0,1
М13 ± σ4 — 8 Ax2,3P2,3Ma2,3Mе1,2
М14 ± σ2 – 4 Ax2,3P0Ma3Mе2,3
М15 ± σ1 – 2Ax3P3Ma3Mе3
1 – 2 Ax1P4Ma3,4Mе3
0 — 1Ax3P3Ma4Mе3
Читайте также:  Процесс развития ребенка согласно непрерывности процесса

Приложение 6

ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 5 группам развития, три которых – варианты нормального развития, а четвёртая — развитие, пограничное с нормой.

I ГРУППА – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

II ГРУППА – дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок (до 1 года – на 1 месяц; до 2 лет – на 3 месяца; до 3 лет – на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;

III ГРУППА – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часть – на 2 эпикризных срока);

IV ГРУППА – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;

V ГРУППА – дети с задержкой в развитии на 4 – 5 эпикризных срока.

СТЕПЕНИ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I СТЕПЕНЬ — по 1-2 показателям;

II СТЕПЕНЬ — по 3 — 4 показателям;

III СТЕПЕНЬ – по 5 — 7 показателям.

СХЕМА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:

— уровень его по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;

— соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребёнка данному возрасту с учётом групп развития и степенней задержки;

— оценка динамики развития ребёнка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

Приложение 7

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

Для определения резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Резистентность считается:

1) высокой — при кратности острых заболеваний 0 — 3 раза в год;

2) сниженной — при кратности острых заболеваний 4 — 7 раз в год;

3) резко сниженной — при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год;

Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

· 1 год жизни — 4 острых заболевания в год и более;

· 2 — 3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более;

· 4 года жизни — 5 – 6 острых заболеваний в год и более;

· 5 — 6 лет — 5 острых заболеваний в год и более;

· старше 6 лет — 3 острых заболеваний в год и более.

Приложение 8

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Нормальное распределение детей по группам развитияПограничное состояние
I группаII группаIII группаIV группаV группа
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие).

Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие).

Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие).

Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту)  

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:   I степень – на 1 – 2 линии;   II степень – на 3 – 4 линии;   III степень – на 5 – 7 линий.   Дети с нетипичным развитием (часть линий выше нормы, часть — ниже на 1 эпикризный срок.Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:   I степень – на 1 – 2 линии;   II степень – на 3 – 4 линии;   III степень – на 5 – 7 линий.   Дети с нетипичным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть — ниже на 2 эпикризных срока.    Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока    Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока

Дети I группы — обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.

Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.I

Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).

Приложение 9

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

I ГРУППА — здоровые дети

II ГРУППА — здоровые, но с наличием риска возникновения патологии

III, IV, V ГРУППЫ — больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и патологического процесса.

При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка следует учитывать критерии в качестве основополагающих:

— наличие или отсутствие хронической (или врождённой) патологии;

— функциональное состояние органов и систем;

— резистентность и активность организма;

— уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

I ГРУППА — контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а так­же детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначитель­ные единичные морфологические отклонения, не влияющие на состояние здоровья и не тре­бующие коррекции.

II ГРУППА — здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анам­нез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно бо­леющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с риском возникновения у них хронической патологии.

Основные показания, позволяющие отнести ребёнка ко II группе здоровья:

— отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни, токсикоз и другая патология беременности;

— неблагоприятный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;

— рахит I степени, выраженные остаточные явления рахита;

— гипотрофия II и II степеней;

— аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;

— пилороспазм без явлений гипотрофии;

— некоторые врождённые аномалии, не требующие оперативного вмешательства;

-. малые размеры большого родничка при рождении, дефекты осанки, упло­щённая стопа;

— функциональные изменения ССС, шумы функционального характера, тен­денция к уменьшению и увеличению артериального давления, изменения ритма и частоты пульса;

— гипертрофия аденоидов I — II степени, гипертрофия миндалин II степени, повторные заболевания бронхитами или пневмониями, частые острые респираторные вирусные инфекции;

— уменьшение НЬ в крови, тимомегалия;

— субкомпенсированная форма кариеса, пороки развития зубов, аномалии прикуса;

— отдельные невротические реакции, патологические привычки; задержка НПР, косноязычие;

— дисфункции ЖКТ: боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита;

— миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;

— вираж туберкулиновой пробы;

— состояние реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Читайте также:  Консультация для родителей сказка в воспитании и развитии ребенка

III ГРУППА — больные дети с наличием хронических заболеваний или врождённой пато­логии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркуррентными заболеваниями. Состояние компенсации определяется наличием функциональных отклонений только одной патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

IV ГРУППА — дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, тяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркуррентных заболеваний. Состояние субкомпенсации определяется наличием функциональных отклонений не только патологически изменённого органа, системы, но и других органов и систем.

V ГРУППА — дети, которые болеют тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого органа, системы, так и других органов и систем.

Приложение 10

СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКО­ЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

ГруппаПризнаки здоровьяПоказания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Здоровые детиГруппа I Без от- клоненияХроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организма**   Физическое и нервно-психическое развитиеОтсутствует*     Без отклонений     Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению — редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие. Нормальное, соответствует возрасту.
Группа II С функ- циональ- ными от- клонениями («группа риска»)    Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организм.**     Физическое и нервно-психическое раз- витиеОтсутствует     Наличие функциональных отклонений для детей первого года жизни — отягощенный, акушерский (токсикоз, др. патология беременности, осложнённое течение родов) и семейный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода, кариес зубов- субкомпенсированная форма, аномалии прикуса.   Заболеваемость — продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом — вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т.д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.
Дети больные с хрони­ческими заболе­ваниями и врож­дённы­ми по­роками развития    Группа III Состояние компен­сации  Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов     Резистентность и реактивность организма   Физическое и нервно-психическое раз- витиеНаличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа без клини­ческих проявлений функциональных отклонений других систем и органов. Кариес зубов — декомпенсированная форма. Заболеваемость — редкие, не тяжёлые по харак­теру течения обострения основного хроническо­го заболевания без выраженного нарушения об­щего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Группа IV Состояние субкомпен­сации  Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организма     Физическое и нервно-психическое раз- витиеНаличие хронической патологии, врождённых дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа и других органов и систем.     Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего со­стояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Дети больные с хрониче­скими за­болева­ниями и врождён­ными по­роками развитияГруппа V Состояние декомпенсацииХроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витиеНаличие тяжёлой хронической патологии или тяжёлого врождённого порока, предрешающего инвалидность ребёнка. Выраженные функциональные отклонения па­тологически изменённой системы, органа и дру­гих органов и систем.   Заболеваемость — частые и тяжёлые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное
      

Приложение 11

Источник

При обследовании детей и подростков особое внимание уделяется оценке биологического возраста. Это связано с тем, что биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает зрелость тканей, органов и систем организма, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Поэтому критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели. Литературные данные свидетельствуют о значительных различиях уровня и возрастной динамики показателей физического развития и функционального состояния организма у детей и подростков, что связывается с особенностями процесса биологического созревания (И. И. Бахрах с соавт., 1974; Г. П. Сальникова с соавт., 1974; Т. С. Тимакова,1976 и другие). Примерно в 50 % случаев биологический возраст детей и подростков не соответствует паспортному, то есть биологическое развитие протекает с опозданием или с опережением. Оценка степени биологического развития необходима для рационального построения физического воспитания школьников, так как у детей с разной степенью биологического созревания отмечается различный уровень работоспособности. Надо отметить, что ускорение процесса биологического созревания нельзя признать благоприятным вариантом индивидуального развития организма подростка, хотя в этом случае акселераты существенно опережают своих сверстников медиантов и ретардантов по многим морфофункциональным показателям. Как показывает практика, опережение физического развития, полового созревания зачастую сопровождается несовершенством регуляторного аппарата, относительным отставанием развития сердечно-сосудистой, дыхательной или каких-либо других систем, что делает организм более ранимым и менее приспособленным к значительным физическим нагрузкам. Уровень адаптивных резервов увеличивается не всегда параллельно с темпом полового созревания.

Существенные индивидуальные различия детей и подростков по уровню и темпам роста показателей физического развития, по степени биологической зрелости и морфофункциональной гармоничности обусловливают необходимость дифференцированного подхода при назначении физических нагрузок детям и подросткам одного календарного, но разного биологического возраста (Р. Н. Дорохов с соавт., 1973; В. А. Зубов, 1975 и другие).

Читайте также:  Программа развития способностей ребенка скачать бесплатно

В практической работе для определения биологического возраста часто используют морфологические показатели — зубную зрелость (прорезывание и смена зубов) и развитие вторичных половых признаков.

У мальчиков постоянные зубы прорезываются позднее, чем у девочек. Хорошие условия жизни способствуют более раннему появлению постоянных зубов. Причиной позднего прорезывания зубов могут явиться различные заболевания — рахит, туберкулез и др.

Зубная зрелость оценивается по зубной формуле, в которой учитывается порядок, сроки прорезывания и смены зубов. Это является одним из объективных показателей биологического возраста детей от 6 до 13 лет (табл. 2.1).

Таблица 2.7

Схема оценки биологического возраста по зубной формуле

Хронологический возраст (лет)

Пол

Число постоянных зубов

Замедленное

развитие

Соответствующее

развитие

Ускоренное

развитие

5,5

М

0—3

Более 3

Д

0—5

Более 4

6

М

1—5

Более 5

д

0—5

Более 6

6,5

м

0—2

3—8

Более 8

д

0—2

3—9

Более 9

7

м

Менее 5

5—10

Более 10

д

Менее 6

6—11

Более 11

7,5

м

Менее 8

8—11

Более 12

д

Менее 8

8—13

Более 13

В период полового созревания биологический возраст определяется и оценивается по выраженности вторичных половых признаков — по развитию волос в подмышечной впадине и на лобке, а у девочек, кроме того, по развитию молочных желез и возрасту настушления первой менструации (А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон, 1969). Таким образом, половая формула для мальчиков —Ах, Р, а для девочек—Ах, Р, Ма, Me:

  • Ах (Axillaris) — развитие волос в подмышечной впадине. Стадия развития: Ах0, Ахь Ахг, Ахъ.
  • Р (Pubis) — развитие волос на лобке. Стадия развития: Р0, Рг, Р2,

Р3, Р4.

  • Ма (Матае) — развитие молочных желез. Стадия развития: Ма,, Ма2, Ма3, Ма4.
  • Me (Merisis) — возраст наступления первой менструации (лет, месяцев).

Выраженность развития вторичных половых признаков оценивается следующим образом:

  • Ах0 — отсутствие волос; Ахг — единичные короткие волосы; Ах2 — густые длинные волосы в центральной части подмышечной впадины; Ах3 — густые волосы занимают всю подмышечную впадину;
  • • Р0 — волосы отсутствуют; Р] — единичные волосы в центральной части лобка; Р2 — волосы более густые и длинные в центральной части лобка; Р3 — густые и длинные волосы занимают треугольник лобка; Р4 — волосы занимают всю поверхность лобка, переходя на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку;
  • • Мах — сосок несколько поднимается над околососковым кружком; Ма2 — околососковый кружок возвышается, образуя конусовидное возвышение на ограниченном участке; Ма3 — грудь имеет форму уплощенного полушария, начинает формироваться сосок; Ма4 — зрелая грудь с хорошо выраженной пигментацией околососкового кружка и сформированным соском.

При несовпадении степени развития волос в подмышечной впадине и на лобке для оценки степени полового созревания у мальчиков надо ориентироваться на степень развития волос на лобке. При несовпадении у девочек степени развития молочных желез и возраста наступления первой менструации в первую очередь надо учитывать возраст начала менструации.

Стандарты для оценки биологического возраста по развитию вторичных половых признаков представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Стандарты полового созревания мальчиков

Формулы

Норма (лет и мес.)

Отставание (лет и мес.)

Опережение (лет и мес.)

Р j Ах0

От 11 и 9 до 13 и 3

После 13 и 3

До 11 и 9

?1 Л*!

От 11 и 11 до 13 и 5

После 13 и 5

До 11 и 4

Окончание табл. 2.2

Формулы

Норма (лет и мес.)

Отставание (лет и мес.)

Опережение (лет и мес.)

Р2Ах1

От 12 и 6 до 13 и 10

После 13 и 10

До 12 и 6

Р2Ах2

От 13 и 6 до 15 и 0

После 15 и 0

До 13 и 6

Р3Ах2

От 13 и 8 до 15 и 2

После 15 и 2

До 13 и 8

8.3 Ахз

От 14 и 4 до 16 и 4

После 16 и 4

До 14 и 4

Р4Ах3

От 15 и 1 до 16 и 5

После 16 и 5

До 15 и 1

Стандарты полового созревания девочек

Формулы

Норма (лет и мес.)

Отставание (лет и мес.)

Опережение (лет и мес.)

Р0Ах0Ма j

От9и5до11и1

После 11 и 1

Ранее 9 и 5

PI Axj Ма2

От 10 и 8 до 12 и 6

После 12 и 6

Ранее 10 и 8

Р j Ах0.| Ма2. з

От 11 и 0 до 12 и 6

После 12 и 6

Ранее 11 и 0

Р2 Ах2Ма2

От 10 и 8 до 12 и 6

После 12 и 6

Ранее 10 и 8

Р2Ах2 Ма3

От 11 и 1 до 12 и 7

После 12 и 7

Ранее 11 и 1

Р2Ах2 Ма3_4 Ме+

От 12 и 0 до 13 и 6

После 13 и 6

Ранее 12 и 0

Р2 Ах2 Ма3.4Ме+

От 13 и 0 до 14 и 6

После 14 и 6

Ранее 13 и 0

Р3 Ах2 Ма3.4Ме+

От 14 и 5 до 14 и 7

После 14 и 7

Ранее 14 и 5

Р3 Ах3 Ма3.4Ме+

От 14 и 6 до 16 и 0

После 16 и 0

Ранее 14 и 6

Для правильной оценки физического развития ребенка и подростка необходимо определить его календарный (паспортный) возраст.

Возрастные группы детей от 3 до 7 лет делятся с интервалом 6 месяцев. Таким образом, к каждой возрастной группе (3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5 и 6 лет) относятся дети, которым на момент обследования не меньше, чем на 3 месяца, и не больше, чем на 2 месяца 29 дней. Например, к группе 3-леток относятся дети от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев и 29 дней, а к группе 3,5-леток — дети от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев и 29 дней и т. д.

После 7 лет интервал возрастных групп составляет один год и, таким образом, отклонение в обе стороны составляет от минус 6 месяцев до плюс 5 месяцев 29 дней. Например, к группе 12-летних относятся дети, которым в день обследования от 11 лет 6 месяцев до 12 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Источник