Оценка умственного развития ребенка 2 лет

Оценка умственного развития ребенка 2 лет thumbnail

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Оценка умственного развития ребенка 2 лет

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Оценка умственного развития ребенка 2 лет

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Оценка умственного развития ребенка 2 лет

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка показателями могут быть

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Оценка умственного развития ребенка 2 лет

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Оценка умственного развития ребенка 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Источник

Нарушение интеллекта у ребенка (задержка умственного развития)

Одним из наиболее часто встречающихся видов задержки развития является задержка умственного развития/неспособность к обучению, т.е. нарушение функциональной адаптации, возникающее из-за стойкого снижения уровня IQ<70. (Другие частые формы — это задержка речевого и языкового развития и возрастное нарушение координации; обе формы встречаются примерно у 5% детей в общей популяции).

Интеллектуальное развитие и умственное развитие часто используются как синонимы. Интеллект — «самая общая и глубокая характеристика познания, участвующая в мыслительном навыке любого» и «является квинтэссенцией функций высшего порядка в иерархии мыслительных навыков» (Butcher, 1970). Интеллект также является «объектом исследования тестов на интеллект — показателем состояния умственного развития» (Madge и Tizard, 1980).

Показатель IQ относительно стабилен: при проведении нескольких последовательных тестов в период от 2 до 18 лет колебания менее 30 баллов встречаются более чем в 90% случаев (Honzik et al., 1948), а в 80% колебания менее 15 баллов при повторном тестировании (Vernon, 1976). При проведении теста после 6 лет стабильность показателей со временем возрастает. До двух лет тесты оценки развития ребенка имеют прогностическую ценность только у детей с тяжелой задержкой умственного развития.

Выраженная стабильность показателей теста IQ на протяжении времени была показана в долговременном катамнестическом исследовании Dunedin (Moffitt et al,. 1993). Почти 800 детей проходили тест IQ в возрасте 7, 9,11 и 13 лет. Только у 13% колебания показателей теста превысили ожидаемые вследствие ошибок измерения. Однако даже в этой достаточно маленькой группе колебания показателей IQ были невелики и возвращались к прежнему уровню при последующем тестировании.

Когнитивное развитие протекает очень быстро в течение первых нескольких лет жизни и остается интенсивным на протяжении детства до наступления взрослого возраста. Затем развитие этих функций замедляется и (возможно, в начале взрослой жизни) большинство людей достигает уровня стабильности, выше которого их интеллектуальные способности не развиваются. У взрослых определяемый тестами уровень IQ в общей популяции подчиняется закону нормального распределения, и составляет, в среднем, 100 единиц. У детей уровень IQ можно описывать подобным же образом, но можно вычислить и показатель развития: интеллектуальный возраст делится на биологический возраст, полученное значение умножается на 100.

Таким образом, ребенок около восьми лет с уровнем IQ в 50 единиц, имеет уровень развития, соответствующий приблизительно 50% от нормального для его биологического возраста, т.е. уровень развития четырехлетнего ребенка.

Spearman (1927) выявил, что те, кто справляется с одной когнитивной задачей, обычно выполняют и другую. Он предположил участие «общего» фактора («g-фактора») или «ментальной энергии». Как будет продемонстрировано далее, дети с эмоциональными и поведенческими отклонениями очень часто имеют крайне неравномерный когнитивный профиль, что нельзя объяснить уровнем специфического «g-фактора».

В формировании индивидуального уровня IQ играют роль как генетические факторы, так и факторы окружающей среды, но степень их взаимного влияния еще не установлена. В настоящее время признается факт генетического предопределения уровня IQ. Совокупное влияние среды на развитие интеллекта индивидуума, вероятно, менее значимо, кроме случаев экстремальных ситуаций, как, например, предельная психологическая депривация и длительное голодание (Madge и Tizard, 1980).

В предшествующем обсуждении мы старались подчеркнуть, что задержка умственного развития не является ни заболеванием, ни расстройством или специфическим видом недееспособности, ни даже синдромом. Это общее определение для множества различных генетических, социальных и специфических медицинских состояний, связанных одним общим признаком — устойчивым уровнем IQ менее 80.

а) Классификация задержки умственного развития ребенка. Задержка умственного развития подразделяется в зависимости от уровня IQ; в настоящее время обычно выделяют два уровня: тяжелую задержку умственного развития, с уровнем IQ<50 единиц, и легкую задержку умственного развития, с уровнем 1Q 50-70 единиц. При «пограничном умственном развитии» уровень IQ составляет 71-84 единицы, многие дети из этой категории могут считаться «нормальными». В последние годы особое внимание уделялось социальному подходу в противоположность медицинскому. Некоторые авторы даже предположили, что все интеллектуальные нарушения в большей степени зависят от реакции общества на индивидуума, чем от биологического компонента.

Тем не менее, во многих ситуациях, когда у ребенка возникают трудности, полное обследование может выявить наличие биологического компонента, вызывающего эти трудности, хотя его проявления в большой степени зависят от терпимости и понимания со стороны окружающего сообщества. Следовательно, оценивая, в какой степени биологический компонент влияет на ребенка, необходимо учитывать его/ее окружение. Примером служит гиперактивный ребенок, для этого состояния не выявлено прочной связи с генетическим компонентом (Taylor, 2007).

Выраженность этого эффекта в большой степени зависит от образовательной среды, в которую попадает ребенок. В демографических исследованиях, проводившихся в разных европейских странах (Whitmore et al., 1999), было показано, что дети с малыми расстройствами развития нервной системы, такими как неуклюжесть, гиперактивность, или легкой степенью задержки умственного развития, в школе чаще испытывают трудности с чтением и поведением. Эта связь в нормальной популяции прослеживается в 5-10% случаев, но следует подчеркнуть, что при одинаковых результатах проблемы подобного рода могут как присутствовать, так и отсутствовать. При наблюдении детей из пограничной группы и группы легкой задержки умственного развития с целью профилактики возникновения проблем — как образовательных, так и с поведением — которые могут появиться у ребенка в школе, необходимо учитывать такой фактор, как уязвимость.

Причины задержки умственного развития
Диаграмма этиологических факторов тяжелой задержки умственного развития.

б) Распространенность задержки умственного развития ребенка. Данные о распространенности, приведенные в этом разделе, касаются только исследований уровня IQ, и не охватывают все случаи нарушений развития нервной системы.

Легкая задержка умственного развития встречается чаще, чем тяжелая, но заявления о том, что она встречается в шесть раз чаще — например, в DSM-IV (Американская психиатрическая ассоциация, 1994) — имеют мало подтверждений в современной литературе.

По данным шведских исследований, явная задержка умственного развития встречается менее чем у 1% детей школьного возраста. Hadberg et al. (1981) выявили, что 0,7% детей в возрасте 10-13 лет в обследованном городском районе (Швеция) имеют уровень IQ<70 и нуждаются в дополнительной образовательной поддержке. Чуть меньше половины этих детей имеют тяжелую задержку умственного развития (IQ<50), у остальных была выявлена легкая степень умственного развития (IQ 50-70). Допускалось, что часть пограничных случаев осталась недиагностированной, и средний уровень IQ шведских детей по данным теста выше 100. При наблюдении в течение подросткового периода почти у 1% популяции была выявлена задержка умственного развития.

Легкая задержка умственного развития встречалась примерно в два раза чаще, чем тяжелая. Gillberg et al. (1983) выявили, что 1% всей популяции 7-8-летних детей по результатам теста имели IQ<73 и нуждались в специальном образовании. Они также выявили, что еще 1% детей этой возрастной группы имели уровень IQ около 73 единиц, без явного и устойчивого снижения; такие дети тоже требовали специального образования.

Эти показатели частоты встречаемости значительно ниже показателей, полученных в более ранних исследованиях, проведенных в Швеции и других западных странах. Одним из возможных тому объяснений может служить тот факт, что использовавшийся тест IQ был стандартизирован много лет назад, и по каким-то причинам в настоящее время исследователи получают «ложный высокий» результат. Одним из способствующих факторов могла быть и ранняя стимуляция, проводимая в яслях, детских садах и подобных учреждениях, которая может приводить к «транзиторно высокому» уровню IQ в раннем детстве. Это предположение подтверждается данными Hagberg et al. (1981), выявившими, что «новые» случаи задержки умственного развития выявляются даже во взрослом возрасте после уменьшения влияния ранней стимуляции.

Интересные данные получены при исследовании, проведенном в сельской местности в Швеции (Landgren et al. 1996), согласно которым легкая задержка умственного развития может быть выявлена у 1,5% всех 7-летних детей; эти данные полностью соответствуют как результатам более ранних исследований, так и результатам исследования, проведенного Fernell (1996) среди городского населения Швеции, который выявил частоту встречаемости в 12,8/1000. Полученные при этих исследованиях данные отчасти объяснимы более низким социально-экономическим статусом исследованных сообществ и тем фактом, что в настоящее время тестирование стало более приемлемым. В исследовании Fernell около 90% детей с легкой задержкой умственного развития имели симптомы задержки в дошкольные годы, в основном, двигательные нарушения, языковые/речевые расстройства и относительную неспособность выполнить определенные задачи.

Эти симптомы также встречаются у детей с СДВГ, расстройствами спектра аутизма, дефицитом внимания, двигательного контроля и перцепции, что должно учитываться при отборе скрининговых тестов на задержку развития.

Частота диагностированной тяжелой задержки умственного развития достигает 0,3-0,4% уже к возрасту трех лет, так как она обычно диагностируется в первые годы жизни. Этот уровень остается относительно стабильным на протяжении нескольких лет, и в итоге несколько снижается из-за повышенной смертности. Частота диагностированной легкой задержки умственного развития в первые годы жизни остается очень низкой, так как небольшие задержки развития выявить сложнее. Большинство случаев легкой задержки умственного развития диагностируется в возрасте 3-7 лет, но частота возрастает в течение школьного возраста, по крайней мере, если скрининговые тесты не проводились в молодом возрасте.

Частота встречаемости задержки умственного развития также зависит от культурных факторов, таких, как ранняя стимуляция, социальная депривация или толерантность (как в позитивном, так и в негативном смысле), а также доступности и обеспечения специальных образовательных служб.

Мальчики страдают задержкой умственного развития чаще, чем девочки. Соотношение мальчики/девоч-ки варьирует в пределах 1,3:1-1,9:1. Некоторые состояния задержки умственного развития значительно чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек (например, синдром ломкой Х-хромосомы и аутизм), хотя в других случаях (например, синдром Ретта) — наоборот.

Причины задержки умственного развития
Диаграмма этиологических факторов легкой задержки умственного развития.

в) Этиологические факторы тяжелой задержки умственного развития. В исследовании этиологических факторов тяжелой задержки умственного развития в Швеции Hagberg и Kyllerman (1983) выявили достоверные или высоковероятные причины более чем в 80% случаев (рис. 23.2). (Этот процент, без сомнения, вырос в последние годы, так как идентифицируется все больше и больше генетических причин задержки умственного развития. Расширяются и диагностические возможности в случае легкой задержки умственного развития.) Две трети причин имели пренатальное происхождение, и около одной шестой части—пери- и постнатальное.

Пренатальные факторы более чем в половине случаев были хромосомными (трисомия 21 хромосомы — наиболее частая причина). Еще в 20% случаев присутствовали множественные аномалии без хромосомной патологии. Пренатальные инфекции выявлены в 13% случаев, тогда как исключительно генетические расстройства без выявленных хромосомных нарушений составляли менее 10%. Перинатальные факторы — это в большинстве случаев фетальная депривация и асфиксия, реже — перинатальная инфекция ЦНС. Постнатальные факторы вариабельны, и их классификация затруднена. Из 18% случаев тяжелой задержки умственного развития неизвестной этиологии около четверти имели семейную заболеваемость.

В пригороде Стокгольма, где высок процент представителей неевропейских национальностей, изучались распространенность и фоновые факторы тяжелой задержки умственного развития (Fernell, 1998). Средняя распространенность тяжелой задержки умственного развития составила 4,5 на 1000 человек, 3,7 на 1000 и 5,9 на 1000 среди европейского и неевропейского населения соответственно. Большинство (66%) случаев имеет установленное пренатальное происхождение. Синдром Дауна являлся причиной в 20% случаев. В 10% пораженных семей было минимум два сиблинга с тяжелой задержкой умственного развития. Полученная в этом исследовании частота была выше, чем в предыдущих исследованиях, проведенных в Швеции. Многие случаи считаются связанными с генетическими факторами. Было выявлено, что родственные браки являются важным этиологическим фактором.

г) Этиологические факторы легкой задержки умственного развития ребенка. При диагностике легкой степени задержки умственного развития гораздо труднее выставить правильный этиологический диагноз. В исследовании Hagberg и Kyllerman (1983) точная или высоковероятная причина была определена менее чем в 45% случаев.

Более половины известных или вероятных причин имеет пренатальное происхождение. Однако диаграмма распространения значительно отличается от диаграммы распространения тяжелой задержки умственного развития. Фетальный алкогольный синдром был единственным наиболее частым фактором, вызвавшим треть случаев пренатальной этиологии. Идентифицированные хромосомные нарушения встречались гораздо реже, чем в группе тяжелой задержки умственного развития, но сравнительно часто присутствовали синдромы с множественными врожденными аномалиями. Перинатальные факторы встречались относительно часто, и почти все были связаны с фетальной депривацией и асфиксией.

Только 1 из 91 случая легкой задержки умственного развития, как оказалось, был вызван перинатальной инфекцией ЦНС. Постнатальные причины редко вызывали легкую задержку умственного развития. Из 55% случаев легкой задержки умственного развития неустановленной этиологии более чем половину составляли случаи семейной заболеваемости.

д) Расстройства ведущих функций у ребенка. Исполнительные функции позволяют правильно классифицировать явления и события и отсрочить удовлетворение потребностей. Ведущие функции и их нарушения имеются не только при определенных генетических синдромах, но также и у нормальных детей. Считается, что ведущие функции являются функцией лобной коры или лобных долей; они могут проявляться при очень простых действиях, например, при активации последовательной и синхронизированной системы спинномозговых рефлексов для последовательного и правильного движения ног при ходьбе. Поведенческие функции можно контролировать, но при повреждениях нервной системы или головного мозга они могут утрачиваться. Неясно, каковы ранние признаки исполнительных функций у младенцев и маленьких детей, но школьники, обычно, имеют развитые навыки в этой области.

Хорошо известно, что при многих синдромах спектра аутизма развивается недостаточность ведущих функций (Happe, 1994). Они также нарушаются при синдромах, включающих дефицит внимания (таких как СДВГ) и нарушения контроля движений (включая СНК).

– Также рекомендуем “Расстройства ведущих функций и социальной адаптации у ребенка”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 18.1.2019

Источник

Читайте также:  Плод ребенок развитие по месяцам