Оценка результатов обучения и развития личности ребенка в 1 классе

Харитонова  Ирина  Анатольевна,

учитель  начальных  классов, высшей  кв. категории

муниципального  бюджетного  образовательного  учреждения  муниципального  образования “Город  Архангельск” “Средняя  общеобразовательная  школа № 37”

Семинар

” Контрольно – оценочная  деятельность в  образовательном  процессе начальной  школы “

Слайд 1

 Формирование  контрольно-оценочной деятельности в 1 классе

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.

Слайд 2

На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

Этапы становления действий контроля и оценки

1 этап

2 этап

3 этап

переход от дошкольного к школьному образованию

совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества

рефлексивный –– переход от начальной школы к основной

1-й класс

2-й класс – первое полугодие 4-го класса

второе полугодие 4-го класса – 5-й класс

Контрольно-оценочная деятельность в 1 классе

Рассмотрим приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников в 1 классе.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

Слайд 3

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.

Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения:

  • выполнение самой работы,
  • выработка критериев,
  • оценка учащимися своей работы по заданным критериям,
  • проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,
  • соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,
  • обнаружение расхождений в оценке.

Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);

б) Рефлексивная оценка – это знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. Основой рефлексивной оценки являются две способности:

– способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;

– способность анализировать собственные действия.

Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

Слайд 4

Таким образом, основными педагогическими условиями разворачивания контрольно-оценочной деятельности младших школьников должны стать:

  1. безотметочная система оценочная как основа, с одной стороны, для изменения учебной мотивации школьников в сторону увеличения учебно-познавательной составляющей, с другой стороны, построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
  2. деятельностный подход в организации образовательного процесса. Контроль и оценка начальной школе могут рассматриваться только в контексте учебной (учебно-познавательной) деятельности школьников как особые действия, направленные на эффективное управление ею, как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию организации образовательного процесса и сопровождающими его до получения конечного результата в учебной деятельности;
  3. поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы учебных (проблемных) задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;
  4. ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться.

Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка, на каждом ее этапе.

Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т.п.). Системность же оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли движется при выполнении).

Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание критериев и создает базу для самооценивания детьми своего труда. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).

Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

Читайте также:  Развитие представлений ребенка о величине

2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;

3)оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;

4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;

5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;

6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные результаты, но и на метапредметные и личностные результаты, его познавательную активность;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Наиболее важным условием организации эффективной оценки достижений детей в условиях безотметочного обучения является эффективный выбор форм и способов оценивания.

Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание).

Слайд 5

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе.

В условиях безотметочного обучения главная задача – отследить продвижение ребенка в освоении необходимых знаний, умений и навыков.

По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью:

  •  «Волшебной линеечки» – на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. (Этот приём полезно освоить не только учителям начальной школы, но и учителям, работающим в 5 – 6 классах.) Его особую ценность представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а также то, что он способствует формированию адекватной самооценки.
  •  «Лесенка» –  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
  • «Светофор» –  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь. При чем на первых порах лучше использовать два цвета для создания ситуаций успеха.

Допускается словесное оценивание – устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо – «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. При оценивании устных и письменных работ ребенка необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так…»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

Уровень достижения конкретных предметных, метапредметных и личностных  результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений» («Лист индивидуальных достижений»), который полезно завести для каждого ребёнка. Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении планируемых результатов. Рассчитаны такие Листы на четверть.

Листы индивидуальных достижений дают учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют также осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяют традиционные отметки. Такая схема более трудоёмка, чем выставление отметок, но она и лучше отвечает стоящим задачам.

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока – она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, – как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.

Читайте также:  Как влияет планшет на развитие ребенка

Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать». Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию побуждает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически, в первую очередь, оцениваются индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

К концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях учащиеся могут:

  • сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
  • по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
  • предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
  • отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).

Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального образования. На последующих этапах начальной школы эта работа будет продолжаться и совершенствоваться, включаться в состав других действий.

ОПЕРАТИВНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ PROClass

Слайд 1

Я хочу рассказать об одном из интерактивных средств обучения, имеющемся в нашей школе. «Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass» – это интерактивная система тестирования, предназначенная для оперативной проверки знаний обучающихся. С её помощью проводится текущий, тематический и итоговый контроль знаний и мониторинг образовательных достижений обучающихся. Эта система может быть успешно использована в начальной, основной и старшей общеобразовательной школе, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Слайд 3

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass представлена программно-аппаратным комплексом, включающим в себя программное обеспечение, устанавливаемое на персональный компьютер, и комплектом оборудования, состоящим из приемника сигналов, беспроводных пультов (для ответа на вопросы педагога) и индивидуальных пронумерованных чипов (для удобства номер чипа обучающегося совпадает с его номером по списку в классном журнале). Всё оборудование хранится в удобном кейсе.

Слайд 4

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися при индивидуальной и групповой работе, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. После каждого блока изложенного учебного материала обучающиеся, отвечая на вопросы при помощи пультов, могут продемонстрировать свои знания и умения.

Программное обеспечение “Системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass” содержит наборы готовых тестов, составленных в соответствии с УМК «Школа России», но их легко адаптировать к тому УМК, по которому работает учитель.

Слайд 5

В ходе занятия я задаю вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, предлагаю варианты ответов, а учащиеся выбирают и отвечают простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени в виде диаграмм. Тест должен содержать 10 вопросов.

Слайд 9

По окончании занятия PROClass автоматически создает подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока.

Использовать систему PROClass возможно и во внеурочной деятельности. Так, в прошлом году с её помощью интересно прошла окружная литературная викторина для первоклассников.

Слайд 10

Успешные результаты использования системы, выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы PROClass. Дети с удовольствием выполняют задания, тогда как раньше многие перед контрольной работой или тестом переживали и волновались.

Источник

Татьяна Каравашкина
Личностные результаты учащегося в условиях безотметочного обучения (1 класс)

Сегодня мы говорим о личностных результатах ребёнка, т. е. о развитии личности.

Важно научить ребёнка начальным навыкам адаптации в быстро развивающимся и изменяющимся мире, принять и освоить социальную роль обучающегося, развить формирование личностного смысла учения.

Научить не создавая конфликтов выходить из спорных ситуаций, формировать установки к работе на результат, чтобы ученик осознавал смысл учения и понимал ответственность за будующий результат. Формировать у него адекватную самооценку.

Слайд – 1

Поэтому сейчас мы поговорим о формировании контрольно – оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения.

Значит мы должны научить детей оценивать себя и свои поступки, научить самооценке. Но нельзя путать отметку с оценкой.

Слайд – 2

Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого – чего – нибудь. Это есть сравнение результата с эталоном.

Читайте также:  Социальный анамнез развития ребенка в семье

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день, т. е. его эмоциональное состояние. Для этого они должны выбрать рисунок

Слайд – 3 (Смайлики)

С соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

-самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Необходимо отметить, что для самооценивания, особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например: красота, аккуратность выполнения работы)

Слайд – 4 (тетради)

(Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше)

– чтобы укрепить у ребенка уверенность в свои силы, учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. При обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

Слайд – 5

Лесенка успеха, (Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.)

– графики скорости чтения,

– листы успеха учащихся

учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Вводятся специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся специально направленное обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.

Слайд – 6

(символы(+ – согласен,? –предлагаю повторить материал, !- поработаем ещё раз вместе, – -испытывает затруднения в выполнении задания)

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Следующие способы оценивания:

Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо – «Умница!», «Молодец!», «Отлично, если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т. д.

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Слайд – Алгоритм

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки и исправлять ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классахк алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т. д.

Слайд – Портфолио

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т. д., а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

– показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

– показатели метапредметных результатов;

– показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик для использования и демонстрации личностных достижений, которые походят путь УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ.

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.Например:

• не скупиться на похвалу

. не ставь несколько задач

. начинай беседу без слова НЕ….

. найди в море неуспеха островок успешности

Анализируя результатыпроведенной работы делаем выводы:

Выводы:

– происходит реальное развитие оценочных умений + формирование личностного смысла учения.

– снижается уровень общей и учебной тревожности.

– система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

– у ребёнка сформирована адекватная самооценка.

Проблемы:

– Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся

– Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду, литературному чтению

– Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке, английскому языку

Источник