Оценка развития ребенка в приемной семье
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Резанова Н.С.
Социальный педагог
Вельск, 2014
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;
– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального – педагогических воздействий;
– оценка эффективности действий специалистов службы.
Принципы проведения мониторинга:
1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.
2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.
3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.
4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.
5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.
Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения. В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:
Здоровье:
– физическое развитие ребенка;
– нервно-психическое развитие;
– заболеваемость хроническая;
– заболеваемость острая.
Образование:
– школьная мотивация;
– успеваемость;
– дополнительное образование;
– личностное развитие;
– психические процессы;
– самооценка;
– эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
– навыки самообслуживания;
– внешний вид и поведение в обществе;
– межличностные отношения;
– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
– соблюдение прав и обязанностей в семье:
– готовность к самостоятельной жизни.
Социальное окружение:
– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем
социуме;
– обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей
приемных детей;
– создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных
детей;
– степень эмоционального принятия детей в семье;
– возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или
родственниками;
– степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их
воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении
своих функциональных обязанностей.
Для сбора информации мы используем следующие методы:
– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,
высказываниями, общением с родителями;
– беседа. Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои функции);
– интервью;
– анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных
детей и замещающих родителей).
– акты обследования жилищно-бытовых условий.
– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,
психологического климата в семье.
– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;
– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);
– психологическое обследование с применением психологических инструментов
диагностики (тесты, опросники, проективные методики);
– медицинское обследование.
Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.
Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.
Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.
На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.
Организация консилиума позволяет решать ряд задач:
1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).
Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении определяются в зависимости от причин и характера неблагополучия:
– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;
– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.
– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.
– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.
– семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;
– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.
Дальнейшая работа службы строится при условии добровольного сотрудничество родителей и специалистов.
По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.
Это необходимо для того чтобы:
– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;
– проследить динамику развития ребенка;
-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;
– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.
Виды консилиума подразделяются на:
– плановый 3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)
– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)
Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.
Источник
Решая принять ребенка, оставшегося без родительского попечения, семья недооценивает важность психологической готовности родного ребенка к появлению нового брата или сестры. Родители сами проходят Школу приемных родителей, получают теоретические знания об особенностях детей-сирот, их психологических травмах, рисках, возможных трудностях. Родной ребенок просто ставится перед фактом. А подготовка необходима и ему. О том, как сделать для старшего ребенка процесс принятия в семью сироты мягче, рассказывают психологи столичных центров содействия семейному воспитанию.
«Ваш сын или дочка начнут понимать, что движет вами, когда однажды вы посмотрите с ними мультик про Мамонтенка, который искал свою маму. Либо рассматривая семейный фотоальбом, обратите их внимание на близкого родственника, который был усыновлен (если в вашей семье не скрывается данный факт) и расскажите его историю. Так постепенно вы начнете знакомить вашего кровного ребенка с темой детей-сирот. Это и будет первый шаг», — советует начальник отдела по работе с семьей ЦССВ «Центральный» Елена Корсакова.
ЭТО ВАЖНО УЧЕСТЬ
- Возраст родного и приемного ребенка. «Небольшая разница в возрасте поможет найти детям общий язык и интересы. Желательно чтобы родной ребенок был старше, это позволит ему быть включенным и заинтересованным в благоприятном прохождении периода адаптации, позволит детям правильно распределить роли в детской подсистеме. Ровесники будут воспринимать друг друга как конкуренты», — убеждена психолог ЦССВ «Берег надежды» Ирина Чугреева.
- Пол родного и приемного ребенка. Легче будет найти взаимопонимание однополым детям. Выбор пола приемного ребенка можно согласовать с родным. Ребенку решение родителей проще принять, когда он чувствует, что его мнение интересует их.
- Количество детей в семье. «Ребенок, у которого есть братья и сестры, умеет делить с ними внимание родителей, игрушки, пространство. Единственный же ребенок в семье, особенно если он выполняет роль „кумира“, будет испытывать негативные эмоции по поводу появления в семье конкурента в лице приемного ребенка. Поэтому на подготовку единственного ребенка в семье требуется больше времени и ресурсов для принятия им мысли о появлении в семье приемного ребенка», — считает специалист по работе с семьей ЦССВ «Берег надежды» Ольга Знамина.
- Стиль воспитания в семье. Независимо от принятого в семье стиля воспитания, подготовка родного ребенка к принятию приемного брата или сестры должна проводиться в позитивном ключе. Если поставить родного ребенка перед фактом (авторитарный стиль воспитания), не уделив достаточно времени психологической подготовке, в итоге можно получить конфликты. При доверительных отношениях родному ребенку будет легче принять факт появления нового члена семьи.
- Возрастные кризисы. Ребенок, находящийся в периоде возрастного кризиса, будет острее реагировать на изменения состава семьи. Наложение проявлений возрастного кризиса на процесс адаптации может пагубно сказаться на поведении и здоровье родного ребенка.
- Ближайшее социальное окружение, их отношение к приемным детям. Если бабушки, дедушки, тети, дяди настроены негативно в отношении приемных детей, то сложно ожидать позитивного отношения со стороны ребенка. Поэтому должна быть согласованность всех взрослых, включенных в воспитание детей.
- Мотив принятия ребенка. «Если родители хотят, чтобы приемный ребенок стал братиком или сестричкой родному, чтобы родной не рос эгоистом, или воспитать у родного ребенка эмпатию, то это может противоречить истинным потребностям родного ребенка и привести к отторжению мысли о принятии приемного ребенка в семью», — предупреждает Ирина Чугреева.
- Опасения и ожидания. Важно, готовя родного ребенка к столь решительным изменениям в семье, выяснить у него опасения и ожидания (каким он видит приемного ребенка, как изменится жизнь семьи). Родители должны ответить на все беспокоящие его вопросы, рассеять сомнения, помочь адекватно посмотреть на ситуацию.
- Темпераменты и личностные особенности детей. Для более легкого принятия родным ребенком приемного надо обращать внимание на схожесть и различие темпераментов, личностных особенностей. Для семьи, предпочитающей активный образ жизни, пассивный ребенок будет создавать неудобства. И наоборот, активный ребенок в семье, ведущей размеренный и спокойный образ жизни, будет доставлять дискомфорт родному ребенку и всем членам семьи.
Для каждого возраста — свои аргументы
«Исходя из возрастных особенностей детей, разговор с ними ведется по- разному. Если это дошкольники, то им будет нужна минимальная информация, но при этом говорить нужно предельно честно. Однако подробно рассказывать о том, с чем столкнулся приемный ребенок не нужно, так как маленькие дети сильно вовлекаются в эмоциональные переживания другого», — говорит Елена Корсакова.
Детям младшего школьного возраста дозированной информации будет мало. Здесь потребуется рассказ о том, как дети попадают в ЦССВ, как проходит их жизнь вне семьи. Хорошо вместе посмотреть фильмы — «Семья по-быстрому», «Брошенный кролик», «Звездочки на земле», «Золушка».
«В беседе с подростками необходимо более глубокое обсуждение темы. И здесь вам как родителю важно помнить, что вы говорите с тем, кто уже испытывает сильные эмоции, чувства, понимает их, но в силу возраста мало что может сделать на уровне помощи. Посмотрите кино — „Невидимая сторона“, „Евдокия“, „Мальчик на велосипеде“. Самое важное — всегда помнить, что ребенку любого возраста нужно время, чтобы осознать все то, что вы ему рассказываете, что он видит и слышит», — напоминает Елена Корсакова.
Ваши дети примут вашу позицию
Родителю очень важно отслеживать эмоциональное состояние собственных детей, их чувства, эмоции, как на начальном этапе поиска, так и после принятия ребенка из учреждения. Это, пожалуй, самый ответственный момент в процессе адаптации всех членов семьи, особенно детей, по обе стороны. Здесь необходимо совместно находить ответы на вопросы: «зачем это нашей семье?», «как мы будем существовать дальше?», «какие чувства и эмоции ты испытываешь?», «ты злишься?», «ты напуган?». Для родителя важно иметь открытую, поддерживающую позицию.
Двигаясь дальше, начинайте обсуждать новый уклад семьи, правила, традиции. Говорите об этом максимально подробно, будьте готовы много раз последовательно объяснять, с чем может столкнуться ваш ребенок с приходом в семью приемного. Все это безусловно повлияет на выработку новых правил и принципов, которые будут зависеть от того, какого возраста ребенок войдет в семью. Нельзя игнорировать болевые точки, быть непоследовательным в воспитании кровного и приемного ребенка.
«Кровные дети, как бы они сами ни относились к приемным, все равно займут позицию родителей. Если родитель настроен на то, что приемный ребенок будет жить в семье, то дети рано или поздно это примут. Если же родители колеблются или начинают вести себя неправильно по отношению к приемным детям, то и кровные дети это повторяют», — говорит психолог ЦССВ «Юнона» Диана Аветисян.
Основная задача для приемных родителей — снять напряжение и показать родным детям, что все под контролем, что с приходом нового члена семьи, семья не теряет, а приобретает новый важный жизненный опыт.
«Доброжелательные отношения в детской подсистеме возможны, только если потребности и интересы приемного ребенка не будут противоречить потребностям и интересам родного. Таким образом, желание сделать счастливым одного ребенка не должно обернуться несчастьем для другого», — убеждена Ольга Знамина.
Появление в семье приемного ребенка — это кризис, но помните, даже если вы следуете всем рекомендациям, конфликтов не избежать. Это нормально. А вот как они будут разрешаться, зависит только от вас. «Самое главное проявлять мудрость и терпение. Как бы сильно не было ваше желание принять в семью сироту, осуществлять задуманное необходимо при полной уверенности, что у вас гармоничные отношения и взаимопонимание с собственным ребенком», — советует Елена Корсакова.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Источник
1. Оценка социально-психологического благополучия приемных детей в замещающих семьях
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ
СЕМЬЯХ
Рабочие материалы Стрелковой Ольги
Сергеевны педагога-психолога социальнореабилитационного центра для
несовершеннолетних г. Ржев
2. Для оценки социально-психологического благополучия приемного ребенка в замещающей семье используются следующие формы и методы в
ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ:
1.ПАТРОНАЖ СЕМЬИ (ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ НА ДОМУ) С ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЕМЕЙНОГО МИКРОКЛИМАТА, ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, УСПЕВАЕМОСТИ
И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И Т.П.
2.НАБЛЮДЕНИЕ
3.БЕСЕДА И КОНСУЛЬТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ И
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ Н/Л, ОКАЗАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ (МЫ – ВМЕСТЕ, МЫ – РЯДОМ).
4.БЕСЕДА С РЕБЕНКОМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ, СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, СОЦ.
ОКРУЖЕНИЯ РЕБЕНКА, УВЛЕЧЕНИЙ, ДОСТИЖЕНИЙ, УСПЕВАЕМОСТИ И
ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ / ДОМА И Т.П.
5.ОПРОС СЕМЬИ «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ». РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ОПРОСА СЕМЬИ ПРИ ЕЕ ПОСЕЩЕНИИ НА ДОМУ С ЦЕЛЬЮ ПРОЯСНЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ.
3.
6.Анкета «Моя семья». Данная методика помогает определить
взаимоотношения в семье, наличие семейных традиций, причин
конфликтов между родителями и детьми. В ее основу положен опрос.
Обработка результатов исследования помогает выявить «проблемное
поле» семьи и оказать необходимую помощь.
7.Проективная методика «Рисунок семьи» применяется для
изучения внутрисемейных проблем, представлений приемных детей о
структуре семьи и особенностей переживаний детей по поводу их места
в семье.
8.Методика «Семейная социограмма» Эйдемиллер Э.Г. Она
позволяет выявить положение ребенка в системе межличностных
семейных взаимотношений и характер коммуникаций в замещающей
семье – прямой или опосредованный. Ребенку дают бланк с
нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «На листе перед
вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей
семьи в форме кружков и подпишите их именами». Критерии, по
которым производится оценка результатов психодиагностики: 1.число
членов семьи, попавших в площадь круга; 2.величина кружков;
3.расположение кружков относительно друг друга; 4.дистанция между
ними.
4. 9. МАК (метафорические ассоциативные карты) – «Огонь, мерцающий в сосуде», «Тело чувств». 10. Опросник «Семейный микроклимат».
9.
МАК (МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ) – «ОГОНЬ,
МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ», «ТЕЛО ЧУВСТВ».
10.
ОПРОСНИК «СЕМЕЙНЫЙ МИКРОКЛИМАТ».
11.
ОПРОСНИК «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» (Е. ШАФЕР)
ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С
ДЕТЬМИ
12.
ОПРОСНИК «ПОЗИТИВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧУВСТВА» (Р.В.
ОВЧАРОВА) НАПРАВЛЕННЫЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
13.
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ» (М.
ЛЮШЕРА) ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ЧЛЕНОВ СЕМЬИ (С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ)
5.
Для глубокого изучения неблагополучия в семье, отклонений в поведении
ребенка, применяются следующие методики:
1. «Характерологические особенности личности» (Г. Айзенка)
2. «Акцентуация характера» (А. Личко)
3. Методика изучения особенностей самооценки и уровня притязаний
по Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
4. Опросник Спилбергера для прояснения уровня тревожности
5. Тест Томаса «Типы поведения в конфликте»
6. Тест-опросник «Агрессивность и враждебность» (А. Басса и А.
Дарки)
7. Опросник «Подростки о родителях» (Е. Шафер)
8. Опросник «Позитивные родительские чувства» (Р.В. Овчарова)
9. Опросник «Измерение родительских установок» (Т.В. Нещерет)
10. МАК (метафорические ассоциативные карты) – «Огонь,
мерцающий в сосуде», «Тело чувств», «Из сундука прошлого», «Кнуты и
пряники»
6. Признаки адаптации и дезадаптации ребенка в замещающей семье (Стандарт предоставления услуги «Сопровождение семей, принявших на
ПРИЗНАКИ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ
РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
(СТАНДАРТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ «СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,
ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» В Г. МОСКВА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.В.СЕМЬЯ
Физическое развитие
Проявления адаптации
Хорошее здоровье, меньше болеет,
снижается травматизация,
прибавка в весе, изменяется
состояние кожи, меняется запах,
растут новые волосы (обмен
веществ);
Хороший сон, исчезают ночные
страхи. Уходит энурез, энкопрез,
или отмечается положительная
динамика в их излечении.
Хороший аппетит, стабильность
аппетита
Проявление дезадаптации
Дефицит веса сохраняется,
постоянные болезни, травмы;
Плохой сон, напряженное
состояние даже во сне;
Ест с жадностью и беспокойством
либо плохой аппетит, с
недоверием относится к местной
еде.
7.
Психомоторное развитие
Проявления адаптации
Исчезновение стереотипных
действий либо быстрое
переключение с них;
Подвижность, активность;
Развитие в норме, либо
приближено к ней (дети начинают
вовремя ходить, развиты навыки
самообслуживания, сами едят и
одеваются);
Ловкость, спортивные движения;
Хорошо развита мелкая моторика
(рисование, игры с мелкими
предметами).
Проявления дезадаптации
Моторные стереотипные
аутостимуляторные действия
(раскачивание, сосание пальцев,
расцарапывание кожи и др.);
Нет других потребностей кроме
физических и биологических;
Дети младенческого возраста
долго не ходят, ползают;
Отсутствует чувство времени.
8.
Взаимодействие с окружающими
Проявления адаптации
С другими детьми в семье
демонстрирует дружбу и любовь,
присутствуют совместные игры,
предпочтение отдает сверстникам
или более старшим детям;
Активное взаимодействие с
животными;
Внимательно слушает родителей,
отвечает на улыбку, обращение,
реагирует на свое имя;
Подражание родителям (ходит за
матерью, старается делать то, что
делает она);
Желание расположить к себе
незнакомых людей, привлечь
внимание;
Рад визитам других
родственников, формируется
привязанность.
Проявления дезадаптации
Боится других детей;
Играет только с младшими
детьми;
Физическая агрессивность
(иногда от перевозбуждения
проявляет агрессию к другим
детям);
Плач, крик;
Предпочитает играть один;
Агрессия по отношению к
родителям.
9.
Социальное развитие
Проявления адаптации
Демонстрирует послушание;
Ходит в сад без слез;
Знает все правила и элементы
повседневной жизни;
Считается с запретами;
Соблюдает гигиенические нормы;
Соблюдает режим без особого
труда: правила и нормы придают
уверенность
Проявления дезадаптации
Непослушание;
Недовольство из-за требований
родителей;
Необходимы постоянные
напоминания о правилах
поведения с другими взрослыми
людьми;
Трудность в соблюдении правил и
норм, режима.
10.
Развитие речи и общения
Проявления адаптации
Ищет общения;
Легкость в общении;
Общение на вербальном и
невербальном уровнях;
Считывает эмоции других;
Хорошо понимает обращенную к
нему речь, понятно говорит;
Свободно передает свои
ощущения и желания;
Вербализация эмоционального
состояния (поток слов);
Рассуждения о событиях и
высказывание своих чувств по
этому поводу;
Расширение эмоциональных
реакций;
Меняется мимика, становится
более разнообразной, адекватной.
Проявления дезадаптации
Трудности в установлении
контактов и общения;
Замкнутость, любит быть один;
С трудом понимает речь
окружающих;
Небольшой словарный запас;
Не любит разговаривать с чужими
людьми;
Ребенку трудно выразить свои
эмоции.
11.
Игрушки, любимые занятия, обучение
Проявления адаптации
Активный интересный образ
жизни;
Интерес к игрушкам (в
соответствии с возрастом);
Самостоятельная игра с
игрушками;
Участие в игровой деятельности с
другими детьми;
Любознательность;
Резкий прирост когнитивной
активности;
Интерес к чтению.
Проявления дезадаптации
Гиперактивность;
Не умеет играть с игрушками;
Не может организовать игру
самостоятельно;
Не участвует в игровой
деятельности с другими детьми;
Не может сосредоточиться на
учебе, отсутствует желание;
Не проявляет интереса к новому.
12.
Ощущение защищенности, привязанности
к родителям
Проявления адаптации
Визуальный контакт;
Нуждается в ласке, готовность к
тактильным (телесным)
контактам (объятья);
Чувствует, что может получить
утешение;
Привязанность к родителям;
Отвечает на знаки внимания
родителей;
Грустит без родителей, радуется
их возращению;
Проявляет избирательность в
общении;
Любит разговоры перед сном;
Целует тех, кого любит;
Готовность остаться дома одному
или спокойно отпустить члена
семьи, к которому
сформировалась привязанность.
Проявления дезадаптации
Отсутствие зрительного контакта;
Неприятие и страх телесных
контактов;
Нарушение привязанности: все
равно к кому идти на руки и с кем
общаться;
Поверхностная привязанность к
родителям;
Невнимательность к матери;
Нет представлений о своем доме;
Трудно переживает отсутствие
близкого человека дома,
устраивает истерики,
присутствуют страхи;
Страх быть оставленным,
обеспокоенность, что увезут
обратно в детский дом,
Агрессия на приемных родителей
(возможно, как отражение
отношения родителей к ребенку).
П
13. Спасибо за внимание!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник