Оценка развития ребенка старшего дошкольного возраста

Оценка развития ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Фамилия, Имя ребенка _____________________________       Возраст: ____лет______мес

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно  из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.

Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно  – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка и наблюдается часто

I.

Поведение ребенка

1.

Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого

1

2

2.

С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.

1

2

3.

Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.

1

2

4.

Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.

1

2

II.

Темповые характеристики деятельности

Сумма по I гр:

5.

Заторможен,  медлителен, не успевает за другими детьми

1

2

6.

Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.

1

2

7.

На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.

1

2

8.

Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.

1

2

III.

Познавательное развитие

Сумма по II гр:

9.

Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)

1

2

10.

Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.

1

2

11.

Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками

1

2

12.

Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.

1

2

IY.

Речевое развитие

Сумма по III гр:

13.

Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками

1

2

14.

Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи

1

2

15.

Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».

1

2

16.

Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты

1

2

Сумма по IY гр:

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка, наблюдается часто

Y.

Развитие навыков самообслуживания и опрятности

17.

Навыки опрятности сформированы недостаточно

1

2

18.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно

1

2

19.

Не «вписывается» в режимные моменты группы

1

2

20.

При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.

1

2

YI.

Игра и общение со сверстниками и взрослыми

Сумма по Y гр:

21.

Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной

1

2

22.

Конфликтует с детьми, много дерется, злится

1

2

23.

Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры

1

2

24.

Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.

1

2

YII.

Эмоциональные особенности

Сумма по YI гр:

25.

Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».

1

2

26.

Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.

1

2

27.

Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм

1

            2

28.

Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым

1

2

YIII

Моторное развитие

Сумма по YII гр:

29.

Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий

1

2

30.

Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту

1

2

31.

Неуспешен на занятиях ручной деятельности.

1

2

32.

В основном все делает левой рукой

1

2

Сумма по YIII гр:

Дата __________________                          Воспитатель  ______________   ____________

Источник

Старшие дошкольники

Вашему малышу 5 лет. Он переходит на новую ступень развития. Ребенок входит в старший дошкольный возраст. В этот возрастной период маленький человек готовится к поступлению в школу.

Кто они: старшие дошкольники?

Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 6-7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что растет роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, растет ее подвижность. Содержание и формы деятельности становятся разнообразнее и богаче.

В старшем дошкольном возрасте имеет приоритет сюжетно-ролевая игра. Она приобретает творческий характер, усложняются сюжеты игры. Появляются игры с правилами, игры-фантазии и режиссерские игры.

В играх-фантазиях ребенок внедряет образы своего воображения, придумывает сюжет, использует разные игровые модули, игрушки, материалы (природные, предметные, игровые). Такие игры способствуют творческому развитию старшего дошкольника.

Читайте также:  Что включает в себя карта развития ребенка

Игры с правилами помогают развивать у малыша внимание, память, подвижные и познавательные способности, систему знаний об окружающей среде и о самом себе. Ребенок учится контролировать свои и чужие действия, придерживаться общих правил игры для всех участников, адекватно реагировать на успех или неудачу.

Процветают индивидуальные и общие режиссерские игры с игрушками. На этом этапе роли начинают исполнять игрушки, а ребенок в этом случае играет роль «режиссера». Игры благоприятствуют развитию важных характеристик личности, а именно самостоятельности, ответственности, самообладания, креативности.

Характеристика психологического возраста

Старший дошкольный возраст отличается не только появлением новых видов игр, но и совершенствованием различных продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Для них необходимо владение конкретными способами действий и сенсорными примерами. Указанные виды деятельности способствуют формированию практических умений, художественного восприятия, эстетического отношения к окружающей жизни, развитию всевозможных способностей и личности в целом. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в жизни малыша главной является продуктивная деятельность вместе с игровой. Именно ей кроха отдает предпочтение в выборе определенного вида самостоятельных занятий, охотно занимается этой деятельностью в течение длительного времени.

В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы для будущей производственной работы. У ребенка появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.

Игра способствует зарождению основ учебной деятельности. Малыш начинает играть «в школу», относится к учебе как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник не заметно для себя осваивает учебные действия. У ребенка возникает желание и умение учиться, развивается готовность на протяжении не долгосрочного времени заниматься, то есть действовать в специально созданных, упорядоченных содержанием, формами организации и временем условиях.

В старшем дошкольном возрасте подвергается изменениям самосознание. У психологически здорового ребенка развивается элементарный образ «Я», формируется самоотношение и система представлений о себе (собственные достоинства и недостатки), строится самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Добавляются личностные качества и виды деятельности, которые ребенок способен оценить. Формируется элементарная жизненная перспектива. Маленький человек оценивает себя как представителя определенного пола, ориентируется на внутренние этические интонации как регулятор собственного поведения. Возникает оценка себя во времени и жизненном пространстве. Дошкольник начинает понимать обязанности и права, у него появляется четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка. Это является важным условием формирования личности и жизненной компетентности.

Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия. Она заключается в способности анализировать и осмысливать собственные действия, поступки, мотивы, мысли, соотносить их с ожиданиями авторитетных для нее других людей и моральными нормами. Рефлексия способствует становлению адекватного поведения дошкольника в разных социальных ситуациях. Совершенствуется возможность контролировать выполнение своих действий, развивается способность соотносить собственное поведение с идеальным образцом.

У ребенка складывается линия поведения, развивается способность удерживаться от импульсивности, подчинять действия и поступки не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости. Появляются мотивы одобрения, сочувствия, поддержки, самоутверждения, самолюбия.

Продолжается становление волевых действий. Проявляется целенаправленность в деятельности, ребенок начинает осознавать, ради чего выполняет определенное действие, то есть цель начинает соотноситься с мотивом. Растет регулировочная роль речи в ходе игровой, продуктивной, трудовой и учебной деятельности. Малыш становится более организованным, ему начинает нравиться преодолевать трудности, выполнять оптимальные возрасту задания.

Особое место в психологической характеристике детей старшего дошкольного возраста имеет становление чувственной сферы – эмоций и чувств. Главное в развитии: способность управлять эмоциями, изменение содержания и динамики чувств. Чувства становятся постояннее и серьезнее. Более зрелыми становятся формы моральных, эстетических и познавательных чувств. Старший дошкольник различает эмоциональные состояния за внешними проявлениями человека (мимикой, жестами, позами, интонацией), понятнее для него становятся базовые эмоции (радость, гнев, страдание). Ребенок адекватнее реагирует на разные жизненные события, выразительнее передает в ролях и изображениях человеческие переживания.

Социальная ситуация развития

На протяжении старшего дошкольного возраста существенно расширяется круг людей, с которыми общается ребенок. Предметом внимания становится мир социальных отношений взрослых людей, в который малыш пытается войти. Центром для ребенка и его ежедневного бытия является взрослый как носитель общественных функций и требований. У дошкольника возникает желание жить с людьми, контактировать с ними, пересекаться с проблемами взрослого мира. Но в условиях жизни это происходит опосредованно. Поэтому ребенок моделирует желаемые отношения в сюжетно-ролевой игре. По сравнению с предыдущим жизненным периодом меняется место дошкольника среди взрослых. У малыша появляется круг элементарных обязанностей, а общая с взрослым деятельность меняется на самостоятельное выполнение требований, указаний, просьб, поручений старших. Внедряются элементы систематического обучения.

Читайте также:  Диагностика отклонений в развитии ребенка пмпк

Образование «детского общества» – важная характеристика социальной ситуации развития ребенка.

Ведущий вид деятельности

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности старшего дошкольного возраста. На протяжении этого возрастного периода она усложняется. Ребята проигрывают разнообразные ситуации, которые связаны с человеческими отношениями, систему своих действий в данных ситуациях и систему следствий этих действий для себя и окружающих.

Усложняется и становится разнообразнее сюжет игры, как ее основной стержень, все больше приближаясь к реальному жизненному контексту. Структура сюжета совершенствуется за счет разных способов творческого построения. Взрослый помогает строить интересные, логические, приближенные к современной жизни игровые задумки. Ребенок старается передать смысл жизненных впечатлений.

Увеличивается способность к самоорганизации, планированию игровых действий, делегированию полномочий организатора игры наиболее компетентному участнику. С помощью игры старший дошкольник осознает, что любая деятельность требует от человека выполнения определенных обязательств и соблюдения правил.

В ходе сюжетно-ролевой игры появляется потребность в товарищах, сообщниках, без которых игра теряет смысл. Общаясь со сверстниками, кроха учится сотрудничать, подчиняться, руководить, разделять функции, поступать справедливо, чувствовать себя членом группы, отстаивать собственное достоинство. Развиваются два вида взаимоотношений – игровые и настоящие. Первые отражают отношения по сюжету и роли, а вторые являются взаимоотношениями партнеров, товарищей.

Как ведущий вид деятельности, игра выполняет важную роль в развитии психики и личности старшего дошкольника. В игре формируется произвольное внимание и память, развивается умственная деятельность, совершенствуется воображение, происходит дальнейшее социальное развитие, формируются чувства, волевая регуляция поведения. Интенсивно развивается речь дошкольника.

Возрастные новообразования

Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста включают в себя появление очертания детского мировоззрения. Также к возрастным новообразованиям относят:

  • Внутренние этические инстанции. У ребенка зарождается чувство совести. Он начинает распознавать хорошее и плохое.
  • Соподчинение мотивов. Малыш, прежде чем что-то делать, обдумывает свои действия.
  • Произвольное поведение. Появляется способность действовать целенаправленно, преодолевать трудности на пути к цели, элементарно контролировать и регулировать свою деятельность.
  • Творческое воображение. У детей проявляется творческая инициатива, склонность к фантазированию, желание отойти от шаблона и примера.
  • Личное сознание. Дошкольник стремится занять место в системе взаимоотношений с взрослыми.

Физическое развитие

В 5-7-летнем возрасте дети осознанно относятся к своему здоровью, начинает выбирать эталоны к подражанию. Благодаря этому становится актуальным формирование здорового способа жизни.
Двигательная активность старшего дошкольника высока и становится целенаправленнее.

У детей на данном этапе развития устанавливается присущая взрослому человеку координация движений разных мышечных групп. По окончанию этого возрастного периода становится выше общая физическая работоспособность и выносливость.

Советы любящим родителям

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста диктуют специфику их воспитания. Следующие советы психолога будут актуальны для родителей детей 5-7-летнего возраста.

Источник

Общая психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет и старший дошкольный возраст –  от 5 до 7 лет.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Это возраст игры, поскольку игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

В возрасте 5-7 лет, старшем дошкольном возрасте наблюдается интенсивное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дети в этом возрасте стремительно прибавляют в росте и весе, меняются пропорции тела.

Значительные изменения происходят в высшей нервной деятельности. Головной мозг шестилетних детей по своим характеристикам приближается в большой степени к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка от 5,5 до 7 лет указывает на то, что он готов к переходу на более высокую стадию возрастного формирования, допускающую наиболее усиленные умственные и физические нагрузки, сопряженные с регулярным школьным обучением.

Читайте также:  Как развивать ребенка в год и 1 месяц развитие

В психическом развитии детей старший дошкольный возраст играет значимую роль: новые психологические механизмы деятельности и поведения начинают формироваться в данный период жизни.

В социальной ситуации развития старших дошкольников появляются новые социальные контакты, а именно, отношения со сверстниками. Е.О. Смирнова отмечает, что в коммуникативном процессе в этом возрасте наблюдается большое количество действий и обращений. Дети в процессе общения друг с другом спорят, требуют, жалеют, обманывают, навязывают свою волю и др. Сильная эмоциональная насыщенность контактов связана с тем, что более привлекательным партнером по общению в этом возрасте становится сверстник.

Общество сверстников помогает ребенку старшего дошкольного возраста проявить свою индивидуальность, оригинальность. Свобода и раскованность, использование непредсказуемых, нестандартных средств – отличительная особенность общения детей до конца дошкольного возраста. При этом для каждого ребенка личное действие или высказывание важнее всего [26, c.107].

Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста считается постижение собственного социального «Я», развитие внутренней социальной позиции.

При переходе в подготовительную к школе группу у старших дошкольников изменяются психологические позиции: впервые они ощущают себя самыми старшими в детском саду детьми [26, c.75]. В этом возрасте дети в первый раз осознают расхождение между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их истинные способности и стремления. Возникает четко выраженное тяготение к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и осуществлять новую, значимую не только для него самого, но также и для других людей деятельность.

Как бы ребенок «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, утрачивает интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, в условиях всеобщего школьного обучения это проявляется в стремлении ребенка к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе – большие, а в детском садике – малыши»), а кроме того в стремлении исполнять те или иные поручения взрослых, брать на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление этого желания подготавливается всем ходом психического развития ребенка и завязывается на том уровне, когда он осознает себя не только как субъект действия, но и как субъект в системе человеческих отношений. Однако, если переход к новому социальному положению и новой деятельности вовремя не наступает, тогда у ребенка зарождается чувство неудовлетворенности.

В старшем дошкольном возрасте возникают зачатки рефлексии – способности подвергать анализу собственную деятельность и сопоставлять свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, оттого самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реальной. В неизвестной ситуации и непривычных видах деятельности самооценка у старших дошкольников, как правило, завышена [21, с.93], заниженная самооценка рассматривается, как отклонение в развитии личности.

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в дошкольном возрасте. Если говорить об индивидуальном опыте, то в этом случае имеется в виду общий итог интеллектуальных и практических действий, которые ребенок непосредственно делает в окружающем предметном мире.

Умственное развитие детей, также является важнейшим условием развития самосознания. Главным образом, это способность понимать факты собственной внутренней и внешней жизни, обобщать свои волнения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже располагает сравнительно богатым собственным опытом, имеет способность наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и собственные. В знакомых ситуациях и привычных видах деятельности оценки окружающих (детей или взрослых) воспринимаются старшим дошкольником только тогда, когда, они не противоречат его собственному опыту. Данная совокупность условий формирования самосознания свойственна не для каждого ребенка, по сути достигнувшего старшего дошкольного возраста, а только тем детям, чей общий уровень психического развития отвечает переходному периоду- кризису семи лет.

Очевидно, что старший дошкольный возраст – является сложным многогранным процессом развития детей, за период которого дошкольники проходят огромный путь в овладении социальным пространством с его концепцией нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и сверстниками. Дети осваивают принципы соответственного лояльного взаимодействия с людьми и в подходящих для себя условиях способны действовать в соответствии с данными принципами.

Источник