Оценка развития ребенка перед школой

Оценка развития ребенка перед школой thumbnail

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

вопросы для дошкольников при поступлении в школу

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Источник

У детей 6 — 7 лет бывает разная степень готовности к школе. Определяется она в соответствии с уровнем психофизического развития. Именно из за этого  одни дети уже в 6 лет сидят за партой и усваивают информацию как и 7 летние, а другие в 7 не могут сосредоточиться на уроке. 

Оценка развития ребенка перед школойСпециалисты на основании определенных критериев определяют степень готовности ребенка к школе. Однако, основные показатели, которые свидетельствуют о психофизической зрелости можно определить родителям самостоятельно.  Так, далее приведен список вопросов, ответив на которые вы сможете самостоятельно определить стоит ли обратиться к врачам или можно безбоязненно отдавать ребенка на обучение в школу. 

Проверяем ребенка перед школой

  1. Выделять лишние геометрические фигуры.  Положите перед ребенком несколько геометрических фигур разной величины  (например, треугольников) и квадрат.  Ребенок должен выделить лишнюю фигуру.
  2. Ребенок должен уметь перерисовывать. Предложите ребенку перерисовать несколько слов. 
  3. Выбирать одинаковые фигуры и сортировать их по величине. Разложите перед ребенком несколько треугольников, квадратов, кругов, трапеций разной величины. Предложите ему рассортировать их по величине, по форме. 
  4. Знать какие звери где живут.
  5. Давать общее определение разрозненным предметам. Например, предложите дать определение одним словом: стул, шкаф, тумбочка, стул и т.п. или рубашка, платье, штаны, шляпа и т.д. 
  6. Давать правильные ответы на легкие логические вопросы: например, мама провожает бабушку — кто уезжает?  Кошка идет за мышкой — кто идет впереди? 
  7. Ребенок должен правильно выполнять задания: посмотреть налево, посмотреть в другую сторону; правой рукой возьмись за левое ухо; левой ногой наступить на правую и т.п.
  8. Отвечать на вопросы. Например, определи, что лишнее: зонт, галоши, туфли, капюшон; арбуз, самокат, банан, груша; кастрюля, сковородка, скалка, штаны. 

Все эти задания можно самостоятельно модернизировать, превратить в занимательную игру. 

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»2″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»1″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»1″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»1″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]

Как определить интеллектуальную готовность ребенка к школе?

Попросите ответить ребенка на несколько несложных вопросов:

  1. Сколько у тебя рук? Какая правая? Какая левая?
  2. Назови пальцы и покажи : большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик. 
  3. Какой день называется вчерашним, какой завтрашним?
  4. Назови дни недели и посчитай их.
  5. Назови времена года, чем они отличаются?
  6. Какие животные дают молоко?
  7. Назови свой адрес?
  8. В каком городе, стране ты живешь?
  9. Что получает человек от животных: лошади, собаки, коровы и т.д.

 Вот что говорят специалисты в отношении готовности ребенка к школьной жизни:

Критерии физического развития ребенка в 6 — 7 лет.

Перед тем, как приступить к обучению в школе детям необходимо пройти медицинский осмотр, на котором узкие специалисты проверят как функционируют органы ребенка. В основном на медицинской комиссии после детского сада необходимо пройти следующих специалистов, сделать тесты и сдать анализы:

  • стоматолог
  • психиатр
  • окулист
  • хирург
  • ортопед
  • гинеколог (для девочек)
  • ОАМ (общий анализ мочи)
  • ОАК (общий анализ крови) + на сахар
  • кал
  • Энтеробиоз (мазок)
  • ЭКГ
  • УЗИ органов брюшной полости

В возрасте 6 — 7 лет у детей выпадают зубы и начинают прорезаться коренные.  В соответствии с физическим состоянием ребенка необходимо правильно выбирать рюкзак, обувь, в которой он или она будет ходить в школе. 

Ребенок должен много гулять и общаться с другими детьми, и с ровесниками и с младшими. От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. 

Это интересно:

Прическа  для девочки в 1 касс

Выпускной в детском саду: сценарий

Чего боятся родители первоклассников?

Заключение

Конечно, родителям порой бывает сложно принять действительное положение дел.  Если становится понятно, что ребенок еще мал, не готов к школьной жизни, не стоит переживать. При медицинской диагностике выделяется рад критериев роста, веса, объема головы, и т.п., а также, умственного, физического и психического развития ребенка, готового к школе. Не стоит настаивать на начале обучения раньше его психофизиологической готовности. Следите за развитием своего ребенка заранее и ведите к специалистам, которые смогут откорректировать его состояние.   

Источник

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе.

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе. Это правильный подход ответственных и любящих родителей. Важно знать, готов ли малыш к новым испытаниям или некоторые знания и навыки необходимо срочно подтянуть.

Критерии готовности ребёнка к школе и их характеристика

Сегодня можно выделить несколько основных критериев готовности ребенка к школе:

Социально-психологический критерий 

В этом термине кроется наличие учебной мотивации у малыша. Хочет ли он получать знания? Готов ли к новой информации и походам в школе? Ваша задача, как родителя, объяснить малышу всю важность процесса обучения для его настоящего и будущего.

Еще один важный момент — умение ребенка взаимодействовать со своими будущими одноклассниками, сверстниками. Кроме этого, малыш должен слушаться учителя, выполнять его требования, контролировать свое поведение и уметь адекватно реагировать на замечания.

О социальной зрелости ребенка можно говорить, если он нормально общается с другими людьми, хорошо чувствует себя в группах, быстро подстраивается под их интересы. Ребенок должен уметь правильно играть свою новую роль школьника — это очень важно.

Что касается эмоциональной составляющей, то малыш должен обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости, научиться регулировать свое поведение, правильно реагировать на все происходящее вокруг (без излишней импульсивности).

Интеллектуальный критерий 

Ребенок должен уметь мыслить и логически излагать свою позицию, объединять предметы по определенным признакам и находить различия. Важно определить, умеет ли ребенок находить логические связи между явлениями и предметами.

Малыш должен уметь удерживать внимание на одном деле хотя бы 10–15 минут. Если даются инструкции, то важно понаблюдать, насколько внимательно он их слушает и выполняет.

Критерием интеллектуальной зрелости считается наличие у ребенка определенного объема знаний об окружающих его предметах, адекватного восприятия действительности. Проследите, насколько развиты у малыша познавательные процессы — мышление, память, внимание, речь, воображение и так далее. Должны быть на определенном уровне и предметно-специфические знания — речевая подготовка, представления о математике и так далее.

Психологический критерий 

  1. Должны быть хорошо развиты мелкие мышцы руки (владением карандашом и ножницами является обязательным). 
  2. Уделите внимание координации и пространственной ориентации. Очень важно, чтобы ребенок определял положения выше-ниже, слева-справа, вперед-назад и так далее. 
  3. Важный момент — координация в системе рука-глаз. Малыш должен с легкостью переносить увиденный простой узор на тетрадный лист.

Тесты для оценки готовности ребенка к школе

Чтобы выявить, насколько ваш малыш готов к школе, можно провести несколько простых тестов:

Оценка психосоциальной зрелости: 

Тест в свое время предложил Банков С. А. Суть метода очень проста. Ребенку задается группа вопросов, которые оцениваются в определенное количество баллов. Сами вопросы очень просты: «Сколько ты знаешь видов птиц?», «Хочешь ли в школу?», «Как ты действуешь, если вдруг ломаешь чужую вещь?» и так далее. Полученные баллы суммируются, и выдается результат — готов малыш к школе или нет. Более подробно по этому тесту можно почитать в сети.

Ориентационный тест: 

С его помощью можно определить уровень мышления малыша, его умение слушать и выполнять поручения. Тест имеет четыре основные части — рисунок мужской фигуры, копирование словосочетания, рисование точек и опросник:

  • рисунок мужской фигуры малыш выполняет так, как понимает. При этом взрослый в процесс не вмешивается. Если все части фигуры на месте, то дается 1 балл. Если не нарисованы три каких-либо элемента (к примеру, пальцы, волосы и шея), то 2 балла. Есть основные элементы (туловище, голова, шея и так далее), но нет остального — 3 балла. В случае если туловище различимо, но ноги и руки прорисованы плохо — 4 балла. Если же вообще сложно что-либо распознать на рисунке — 5 баллов;
  • копирование словосочетания — простое задание для малыша этого возраста. Необходимо показать ему какую-либо фразу, и дать задание ее переписать на чистом листе так, как малыш сумеет. Если образец получилось хорошо скопировать с явно различимой заглавной буквой — 1 балл. Образец скопирован разборчиво, но все буквы имеют одинаковый размер — 2 балла. В надписи нет части букв — 3 балла. Выпало несколько букв — 4 балла. Если каракули совсем не разборчивы, то 5 баллов;
  • на одном листе нарисованы точки. Необходимо дать задание малышу нарисовать рядом такие же. В образце обычно находится десять точек. В зависимости от успеха оценка также производится в диапазоне от 1 до 5 баллов.

Если по сумме трех заданий ваш малыш набрал 3–6 баллов, то он готов к школе, 7–12 баллов — его уровень подготовки находится на среднем уровне; 13–15 баллов — необходимо дополнительное обследование психического развития и интеллекта.

Конечно, данный тест далеко не единственный и дан лишь для примера. Проверку готовности ребенка к школе желательно проводить заблаговременно, чтобы была возможность подтянуть «хвосты».

Источник

Итак, выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.

Во-первых, это общее развитие

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

Стороны готовности к школе

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

  • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
  2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
  3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
  4. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и другим.
  5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т.д. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
  6. Уже сейчас постарайтесь постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
  7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы. Читайте, какие витамины нужны школьнику весной.
  8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т.п.
  9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т.д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
  10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
  11. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых, чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.
  12. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т.п. Будьте терпеливы к капризам вашего «нехочухи».
  13. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.
  14. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
  15. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
  16. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
  17. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
  18. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
  19. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  20. Постарайтесь, достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата или сес?