Оценка развития ребенка младшего дошкольного возраста

Фамилия, Имя ребенка _____________________________       Возраст: ____лет______мес

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно  из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.

Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно  – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка и наблюдается часто

I.

Поведение ребенка

1.

Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого

1

2

2.

С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.

1

2

3.

Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.

1

2

4.

Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.

1

2

II.

Темповые характеристики деятельности

Сумма по I гр:

5.

Заторможен,  медлителен, не успевает за другими детьми

1

2

6.

Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.

1

2

7.

На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.

1

2

8.

Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.

1

2

III.

Познавательное развитие

Сумма по II гр:

9.

Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)

1

2

10.

Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.

1

2

11.

Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками

1

2

12.

Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.

1

2

IY.

Речевое развитие

Сумма по III гр:

13.

Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками

1

2

14.

Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи

1

2

15.

Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».

1

2

16.

Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты

1

2

Сумма по IY гр:

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка, наблюдается часто

Y.

Развитие навыков самообслуживания и опрятности

17.

Навыки опрятности сформированы недостаточно

1

2

18.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно

1

2

19.

Не «вписывается» в режимные моменты группы

1

2

20.

При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.

1

2

YI.

Игра и общение со сверстниками и взрослыми

Сумма по Y гр:

21.

Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной

1

2

22.

Конфликтует с детьми, много дерется, злится

1

2

23.

Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры

1

2

24.

Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.

1

2

YII.

Эмоциональные особенности

Сумма по YI гр:

25.

Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».

1

2

26.

Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.

1

2

27.

Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм

1

            2

28.

Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым

1

2

YIII

Моторное развитие

Сумма по YII гр:

29.

Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий

1

2

30.

Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту

1

2

31.

Неуспешен на занятиях ручной деятельности.

1

2

32.

В основном все делает левой рукой

1

2

Сумма по YIII гр:

Дата __________________                          Воспитатель  ______________   ____________

Источник

ирина верещагина
Карта наблюдения и оценки развития детей младшего возраста

Система оценивания образовательных достижений

Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:

наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности;

карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития;

– анализ продуктов детской деятельности;

– в деятельности в режимных моментах.

Методами оценивания служат:

Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:

– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

– игровой деятельности;

– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);

– художественной деятельности

– физического развития.

Психологическая готовность к школе:

– методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;

– беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.

– Ранний возраст:

Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой.

Анализ продуктов детской деятельности.

Методика Т. С. Комаровой

Шкала индивидуального развития:

– методика «Лесенка» (В. Щур – выявление уровня развития самооценки);

– метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценкуобразовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства

организации воспитательно – образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н, средний (С, высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.

Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.

Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах

соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.

Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет

Ребенок ___ группа ___ пол ___

Воспитатель ___

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)

1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года I* II

1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:

– называет себя мальчиком или девочкой

– знает собственное имя, фамилию, имена родителей

– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

– делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

– проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

3.Выражает эмоции приемлемым способом:

– проявляет готовность ждать появления матери

– быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

– выражает чувства словами

4.Самообслуживание:

– умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

– умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

– умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

– умеет держать ложку в правой руке

5.Трудовые поручения:

– умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения (совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

– предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

6.Воспитание целостного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

– проявляет интерес к людям разных профессий

7.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– имеет представление о светофоре и его сигналах

– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

8.Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

9.Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр., имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.

– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

2. Познавательное развитие

1.Проявляет познавательный интерес:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2.Проявляет интерес к действиям с предметами:

– распознает основные формы предметов (шар, куб)

– различает и называет предметы ближайшего окружения

– подбирает несколько необходимых предметов для игры

3.Классифицирует по признакам:

– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

– подбирает предметы по цвету, форме, размеру

– различает предметы по цвету, форме, размеру

Всего (среднее значение)

3. Речевое развитие

1.Правильно реагирует на речевую информацию:

– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

– следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его

2.Активная речь:

– пользуется предложениями из трех и более слов

– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

3.Говорит понятно для слушателей:

– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

– активно общается со знакомыми людьми

– использует в речи разные виды предложений

4.Проявляет интерес к художественной литературе:

– легко охотно соглашается послушать чтение

– просит взрослого почитать или рассказать историю

– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

5. Проявляет самостоятельность в «литературной»деятельности:

– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

– правильно держит книгу, листает от начала до конца

– любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

6.Видит связь между устной и письменной речью:

– опознает символические обозначения, используемые в группе

– узнает написание своего имени

– имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

4. Художественно-эстетическое развитие

1. Проявляет интерес,испытывает удовольствие от слушания музыки:

– просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее

– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок

– подпевает отдельные слова и фразы

2.Сам пытается музицировать:

– способен узнавать знакомую мелодию, песню

– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано, может назвать и показать, что звучало

– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

3.Двигается под музыку:

– начинает движения с началом музыки

– двигается в соответствии с характером музыки

– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

– проявляет интерес к разным видам изодеятельности

– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут

– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

5.Воплощает идеи в реальность:

– называет, что нарисовал

– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т. д.

– умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

6.Проявляет воображение:

– выбирает разные цвета

– использует разные материалы, размер и цвет бумаги

– умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

1.Демонстрирует координированные движения:

– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

2.Удерживает равновесие:

– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого

– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

3.Использует координированные движения:

– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора

4. Соблюдает правила ежедневной гигиены,здорового образа жизни:

– самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки

– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

5.Знает некоторые части тела и их функции:

– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

– может показать эти части тела

6. Знает предметы,связанные с гигиеной:

– знает свой шкафчик

– знает свою кровать

– знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года

Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет

Ребенок ___ группа ___ пол ___

Воспитатель ___

Уровни показателей (баллы):): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)

Критерии развития 1-й год

(младшая группа) 2-й год

(средняя группа 3-й год (старшая группа) 4-й год (под

готови

тельная группа)

I* II I II I II I II

1. Социально-коммуникативное развитие

1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:

– называет себя мальчиком или девочкой

– воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх

– рассказывает о своей семье, о культуре и традициях

2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

– проявляет уважение к себе и другим

– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

– знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор

3.Выражает эмоции приемлемым способом:

– опознает и называет различные эмоции

– выражает чувства словами

– объясняет причины своих эмоций

4.Проявляет эмпатию к другим людям:

– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

– помогает другим в случае необходимости

-выражает понимание чувств вербально

5.Самоконтроль и взаимодействие:

– навыки игры сформированы соответственно возрасту

– присоединяется к игре по приглашению или просьбе

– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

6.Понимает и уважает различия между людьми:

– играет с ребенком другой культурной принадлежности

– интересуется различиями между собой и другими

– использует подходящие слова, обсуждая различия

7.Самообслуживание:

– умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

– может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

– бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

8.Ручной труд:

– проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

– делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т. д.

– принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала

9.Воспитание ценностного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

– ответственно выполняет трудовые поручения

– помогает сверстникам и взрослым при затруднении

10.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

– знает правила безопасного поведения в транспорте

11.Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

– знает и соблюдает правила общения с животными

– имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т. д.)

12. Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду,в быту:

– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

– знает и выполняет правила поведения на прогулке

– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

Всего (среднее значение):

2. Познавательное развитие

1.Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2.Планирует и ставит цель:

– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

– подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы

-выдвигает гипотезы и предложения

3.Классифицирует по признакам:

– классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т. д.

– подбирает группу объектов на основании функционального сходства

– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

4.Понимает количественные отношения:

– устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их

– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

– использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.

5.Понимает основные пространственные отношения:

– понимает слова, обозначающие положение или направления

– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

– решает различные пространственные головоломки (пазлы)

6.Обнаруживает наличие представлений о времени:

– знает слова, означающие время суток

– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т. д.

– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

3. Речевое развитие

1.Правильно реагирует на речевую информацию:

– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

– следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует

– задает уместные вопросы

2.Говорит понятно для слушателей:

– использует части речи согласно возрасту

– согласует слова в предложении

– говорит соответственно возрасту

3. Излагает историю,тот или иной текст в последовательности:

– рассказывает собственную историю

развивает предложения

4.Сосредоточенно слушает чтение вслух:

– легко и охотно соглашается послушать чтение

-просит взрослого почитать или рассказать историю

– высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги

5. Проявляет самостоятельность в «литературной»деятельности:

– часто посещает литературный центр

– правильно держит книгу, листает от начала до конца

– любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

6.Видит связь между устной и письменной речью:

– опознает символические обозначения, используемые в группе

– узнает написание своего имени

– диктует свои истории воспитателю

Всего (среднее значение)

4. Художественно-эстетическое развитие

1. Проявляет интерес,испытывает удовольствие от слушания музыки:

– просит включить и повторить песню, мелодию,

– узнает марш, вальс, колыбельную, песню

– слушает мелодию и песню

2.Сам пытается музицировать:

– использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности

– может назвать несколько музыкальных инструментов

– поет песню, напевает мелодию

3.Двигается под музыку:

– может использовать танец, выученный на музыкальном занятии

– придумывает движения, невеяные музыкой

– любит смотреть, как танцуют дети, взрослые

4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

– высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда

– тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали

– проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений

5.Воплощает идеи в реальность:

– рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства

– выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует

– рисует изображения, навеянные музыкой

6.Проявляет воображение:

– придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа

– использует схемы для реализации результата

– использует материалы оригинальным способом

7.Выражает свои идеи и чувства различными средствами:

– экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т. д.

– рисует картины после полученных впечатлений

– добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

1.Демонстрирует координированные движения:

– ловит мяч двумя руками

– бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия

– прыгает через скакалку (одним из способов)

2.Удерживает равновесие:

– стоит на одной ноге

– идет по узкой полосе

– проходит по низкому брусу

3.Использует координированные движения:

– проявляет способность координации глаз/рука

– застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки

– режет по линии

4. Соблюдает правила ежедневной гигиены,здорового образа жизни:

– моет руки, когда нужно, по мере необходимости

– заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища

– регулярно упражняется в движениях и отдыхе

5.Знает некоторые части тела и их функции:

– называет важнейшие части тела и их функции

– охраняет части тела и органы

– может описать характер физической боли или неудобства, их места

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года

Количественная обработка данных педагогической диагностики

Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы ___ в ___/___ учебном году

№ п/п Фамилия, имя ребенка Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно эстетическое развитие Физическое развитие Итого (среднее значение)

I II I II I II I II I II I II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итого по группе (среднее значение)

Источник