Оценка развития ребенка младшего дошкольного возраста
Фамилия, Имя ребенка _____________________________ Возраст: ____лет______мес
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка и наблюдается часто
I.
Поведение ребенка
1.
Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого
1
2
2.
С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.
1
2
3.
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
1
2
4.
Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.
1
2
II.
Темповые характеристики деятельности
Сумма по I гр:
5.
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми
1
2
6.
Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.
1
2
7.
На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.
1
2
8.
Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.
1
2
III.
Познавательное развитие
Сумма по II гр:
9.
Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)
1
2
10.
Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.
1
2
11.
Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками
1
2
12.
Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.
1
2
IY.
Речевое развитие
Сумма по III гр:
13.
Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками
1
2
14.
Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи
1
2
15.
Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».
1
2
16.
Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты
1
2
Сумма по IY гр:
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка, наблюдается часто
Y.
Развитие навыков самообслуживания и опрятности
17.
Навыки опрятности сформированы недостаточно
1
2
18.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно
1
2
19.
Не «вписывается» в режимные моменты группы
1
2
20.
При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.
1
2
YI.
Игра и общение со сверстниками и взрослыми
Сумма по Y гр:
21.
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной
1
2
22.
Конфликтует с детьми, много дерется, злится
1
2
23.
Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры
1
2
24.
Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.
1
2
YII.
Эмоциональные особенности
Сумма по YI гр:
25.
Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».
1
2
26.
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.
1
2
27.
Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм
1
2
28.
Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым
1
2
YIII
Моторное развитие
Сумма по YII гр:
29.
Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий
1
2
30.
Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту
1
2
31.
Неуспешен на занятиях ручной деятельности.
1
2
32.
В основном все делает левой рукой
1
2
Сумма по YIII гр:
Дата __________________ Воспитатель ______________ ____________
Источник
ирина верещагина
Карта наблюдения и оценки развития детей младшего возраста
Система оценивания образовательных достижений
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
– наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности;
– карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития;
– анализ продуктов детской деятельности;
– в деятельности в режимных моментах.
Методами оценивания служат:
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– игровой деятельности;
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– художественной деятельности
– физического развития.
Психологическая готовность к школе:
– методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
– беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
– Ранний возраст:
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
Методика Т. С. Комаровой
Шкала индивидуального развития:
– методика «Лесенка» (В. Щур – выявление уровня развития самооценки);
– метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценкуобразовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно – образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н, средний (С, высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет
Ребенок ___ группа ___ пол ___
Воспитатель ___
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)
1. Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года I* II
1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– знает собственное имя, фамилию, имена родителей
– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
– проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
3.Выражает эмоции приемлемым способом:
– проявляет готовность ждать появления матери
– быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
– выражает чувства словами
4.Самообслуживание:
– умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
– умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
– умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
– умеет держать ложку в правой руке
5.Трудовые поручения:
– умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения (совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
– предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
6.Воспитание целостного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– проявляет интерес к людям разных профессий
7.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– имеет представление о светофоре и его сигналах
– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
8.Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
9.Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр., имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1.Проявляет познавательный интерес:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2.Проявляет интерес к действиям с предметами:
– распознает основные формы предметов (шар, куб)
– различает и называет предметы ближайшего окружения
– подбирает несколько необходимых предметов для игры
3.Классифицирует по признакам:
– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
– подбирает предметы по цвету, форме, размеру
– различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1.Правильно реагирует на речевую информацию:
– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
2.Активная речь:
– пользуется предложениями из трех и более слов
– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
3.Говорит понятно для слушателей:
– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
– активно общается со знакомыми людьми
– использует в речи разные виды предложений
4.Проявляет интерес к художественной литературе:
– легко охотно соглашается послушать чтение
– просит взрослого почитать или рассказать историю
– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
5. Проявляет самостоятельность в «литературной»деятельности:
– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
– правильно держит книгу, листает от начала до конца
– любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
6.Видит связь между устной и письменной речью:
– опознает символические обозначения, используемые в группе
– узнает написание своего имени
– имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
4. Художественно-эстетическое развитие
1. Проявляет интерес,испытывает удовольствие от слушания музыки:
– просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
– подпевает отдельные слова и фразы
2.Сам пытается музицировать:
– способен узнавать знакомую мелодию, песню
– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано, может назвать и показать, что звучало
– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
3.Двигается под музыку:
– начинает движения с началом музыки
– двигается в соответствии с характером музыки
– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
– проявляет интерес к разным видам изодеятельности
– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
5.Воплощает идеи в реальность:
– называет, что нарисовал
– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т. д.
– умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
6.Проявляет воображение:
– выбирает разные цвета
– использует разные материалы, размер и цвет бумаги
– умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
1.Демонстрирует координированные движения:
– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
2.Удерживает равновесие:
– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
3.Использует координированные движения:
– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
4. Соблюдает правила ежедневной гигиены,здорового образа жизни:
– самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
5.Знает некоторые части тела и их функции:
– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
– может показать эти части тела
6. Знает предметы,связанные с гигиеной:
– знает свой шкафчик
– знает свою кровать
– знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года
Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет
Ребенок ___ группа ___ пол ___
Воспитатель ___
Уровни показателей (баллы):): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)
Критерии развития 1-й год
(младшая группа) 2-й год
(средняя группа 3-й год (старшая группа) 4-й год (под
готови
тельная группа)
I* II I II I II I II
1. Социально-коммуникативное развитие
1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
– рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– проявляет уважение к себе и другим
– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
– знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
3.Выражает эмоции приемлемым способом:
– опознает и называет различные эмоции
– выражает чувства словами
– объясняет причины своих эмоций
4.Проявляет эмпатию к другим людям:
– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
– помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
5.Самоконтроль и взаимодействие:
– навыки игры сформированы соответственно возрасту
– присоединяется к игре по приглашению или просьбе
– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
6.Понимает и уважает различия между людьми:
– играет с ребенком другой культурной принадлежности
– интересуется различиями между собой и другими
– использует подходящие слова, обсуждая различия
7.Самообслуживание:
– умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
– может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
– бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
8.Ручной труд:
– проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
– делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т. д.
– принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
9.Воспитание ценностного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– ответственно выполняет трудовые поручения
– помогает сверстникам и взрослым при затруднении
10.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
– знает правила безопасного поведения в транспорте
11.Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
– знает и соблюдает правила общения с животными
– имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т. д.)
12. Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду,в быту:
– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
– знает и выполняет правила поведения на прогулке
– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1.Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2.Планирует и ставит цель:
– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
– подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
3.Классифицирует по признакам:
– классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т. д.
– подбирает группу объектов на основании функционального сходства
– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
4.Понимает количественные отношения:
– устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их
– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало
– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы
– использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
5.Понимает основные пространственные отношения:
– понимает слова, обозначающие положение или направления
– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения
– решает различные пространственные головоломки (пазлы)
6.Обнаруживает наличие представлений о времени:
– знает слова, означающие время суток
– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т. д.
– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1.Правильно реагирует на речевую информацию:
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует
– задает уместные вопросы
2.Говорит понятно для слушателей:
– использует части речи согласно возрасту
– согласует слова в предложении
– говорит соответственно возрасту
3. Излагает историю,тот или иной текст в последовательности:
– рассказывает собственную историю
– развивает предложения
4.Сосредоточенно слушает чтение вслух:
– легко и охотно соглашается послушать чтение
-просит взрослого почитать или рассказать историю
– высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги
5. Проявляет самостоятельность в «литературной»деятельности:
– часто посещает литературный центр
– правильно держит книгу, листает от начала до конца
– любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
6.Видит связь между устной и письменной речью:
– опознает символические обозначения, используемые в группе
– узнает написание своего имени
– диктует свои истории воспитателю
Всего (среднее значение)
4. Художественно-эстетическое развитие
1. Проявляет интерес,испытывает удовольствие от слушания музыки:
– просит включить и повторить песню, мелодию,
– узнает марш, вальс, колыбельную, песню
– слушает мелодию и песню
2.Сам пытается музицировать:
– использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности
– может назвать несколько музыкальных инструментов
– поет песню, напевает мелодию
3.Двигается под музыку:
– может использовать танец, выученный на музыкальном занятии
– придумывает движения, невеяные музыкой
– любит смотреть, как танцуют дети, взрослые
4.Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
– высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда
– тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали
– проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений
5.Воплощает идеи в реальность:
– рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства
– выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует
– рисует изображения, навеянные музыкой
6.Проявляет воображение:
– придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа
– использует схемы для реализации результата
– использует материалы оригинальным способом
7.Выражает свои идеи и чувства различными средствами:
– экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т. д.
– рисует картины после полученных впечатлений
– добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
1.Демонстрирует координированные движения:
– ловит мяч двумя руками
– бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия
– прыгает через скакалку (одним из способов)
2.Удерживает равновесие:
– стоит на одной ноге
– идет по узкой полосе
– проходит по низкому брусу
3.Использует координированные движения:
– проявляет способность координации глаз/рука
– застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки
– режет по линии
4. Соблюдает правила ежедневной гигиены,здорового образа жизни:
– моет руки, когда нужно, по мере необходимости
– заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища
– регулярно упражняется в движениях и отдыхе
5.Знает некоторые части тела и их функции:
– называет важнейшие части тела и их функции
– охраняет части тела и органы
– может описать характер физической боли или неудобства, их места
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года
Количественная обработка данных педагогической диагностики
Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы ___ в ___/___ учебном году
№ п/п Фамилия, имя ребенка Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно эстетическое развитие Физическое развитие Итого (среднее значение)
I II I II I II I II I II I II
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Итого по группе (среднее значение)
Источник