Оценка психомоторного развития ребенка первого года жизни

Оценка психомоторного развития ребенка первого года жизни thumbnail

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня – психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года – 1 раз в месяц;
2) до 3 лет – 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос “где?” находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает “ладушки”, “до свидания”. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова “ма-ма”, “па-па”, “ба-ба”. Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения – куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове “нельзя”.
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение – может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Источник

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Читайте также:  Тест на определение уровня развития ребенка 5 лет

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

ВозрастОбласть развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитиеРебенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речьМожет обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитиеЗнает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
ИгрыКопирует часто повторяемые действия взрослых
ДвиженияМожет перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речьУпотребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитиеРазличает предметы по размеру с разницей в 3 см
ИгрыМожет строить башенки, домики из кубиков
ДвиженияМожет ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
НавыкиЧастично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речьМожет понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речьИспользует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитиеМожет подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
ИгрыВоспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
ДвиженияПреодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
НавыкиЧастично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Читайте также:  Особенности социального развития ребенка с нарушениями речи

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?

Источник

Развитие движений (моторики) и развитие
психики ребенка тесно связаны. Научившись
держать голову, поворачиваться, вставать,
ребенок получает больше возможностей
для познания окружающего мира, а интерес
ко всему, что он видит вокруг, стремление
приблизиться к привлекающему внимание
предмету, захватить рукой игрушку,
выяснить, откуда идет звук становится
стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не
только его двигательные навыки, но и
эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения
движущийся предмет и вздрагивает при
резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения
неподвижный предмет, лицо матери,
успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и
беспорядочно двигает руками и ногами.
Из-за того, что мышцы-сгибатели пока
сильнее мышц разгибателей, он лежит,
прижав согнутые в коленях ноги к животу,
а согнутые в локтях руки к груди, его
пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец (верхний
хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период,
который врачи называют «комплексом
оживления». Быстро двигает ручками и
ножками. Лежа на животе, пытается
поднимать и удерживать голову. Радостно
реагирует на появление матери, появляется
первая улыбка. Прислушивается к голосу
взрослого, звуку игрушки и издает
отдельные звуки в ответ на разговор с
ним. Плавно прослеживает движущиеся
предметы.

В два месяца уверенно удерживает
голову в вертикальном положении 1-2
минуты, поднимает голову, когда его
кладут на живот. Начинает «гулить» –
подолгу певуче произнося звуки типа
«га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое
материнское «агу». Быстро отвечает
улыбкой на разговор с ним. Поворачивает
голову в сторону голоса или звука.
Сосредоточенно смотрит на неподвижный,
привлекший его внимание предмет.
Длительно следит за движущейся игрушкой. В
три месяца лежа на животе, начинает
приподниматься, опираясь на руки. При
поддержке под мышками крепко упирается
в твердую опору ногами, согнутыми в
тазобедренном суставе. Громко смеется,
когда с ним играют. Ищет глазами человека,
издающего звук. В вертикальном положении
сосредотачивает взгляд на лице взрослого
или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно
поворачивается со спины на бок. Охотно
берется за протянутые к нему руки и, при
поддержке садится. Потягивает руку за
подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть
ее к себе. Стоит при поддержке под мышки.
Ищет взглядом другого ребенка,
рассматривает, радуется, тянется к нему.
По-разному реагирует на спокойную и
быструю мелодию. Узнает маму и радуется
ей. В пять месяцев самостоятельно
поворачивается со спины на живот. Долго
лежит на животе, подняв корпус и опираясь
на ладони выпрямленных рук. Свободно
берет и держит в руке удобные для захвата
предметы. Радуется ребенку, берет у него
из рук игрушку. Ест с ложки полу густую
и густую пищу. Узнает голос матери.
Различает тон, каким к нему обращаются:
слыша ласковую, спокойную речь улыбается,
когда говорят сердито, резко хмурится.
Отличает по внешнему виду близких людей
от чужих. Настораживается или даже
плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно
поворачивается с живота на спину.
Передвигается, переставляя руки или
немного подползая. Переступает ногами,
когда его поддерживают под мышки. Хорошо
ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет
из чашки. Перекладывает игрушки из одной
руки в другую. Произносит отдельные
слоги, подолгу певуче повторяет их.
По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение
тела в манеже или кроватке. Встает на
четвереньки. Самостоятельно садится
из положения лежа и недолго сидит без
поддержки. Начинает ползать. Стучит
игрушкой, размахивает, перекладывает,
бросает ее. По просьбе взрослого ищет
взглядом и находит знакомые предметы.
Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми
простые слоги – «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги,
ухватившись за перила манежа; переступает
вдоль него, держась обеими руками. Много
и быстро ползает. Долго занимается
игрушками, подражая действиям взрослого.
Ест корочку, которую сам держит в руке.
По просьбе взрослого подает ему руку,
машет при слове «до свидания». Громко
и четко повторяет различные слоги. В
девять месяцев переступает за коляской,
держась за нее обеими руками. Переходит
от одного предмета мебели к другому,
слегка придерживаясь за них руками.
Катает, вынимает, открывает, нажимает,
гремит различными предметами, в
зависимости от их свойств. Хорошо пьет
из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно
относится к высаживанию на горшок.
Совершает плясовые движения под музыку.
По просьбе взрослого находит знакомые
предметы в разных местах. Знает свое
имя и имена близких ему людей. Повторяет
за взрослым слоги, которые уже есть в
его лепете.

Читайте также:  Что относится к психофизическому развитию ребенка

В десять месяцев держась за перила,
поднимается на невысокую горку и
спускается с нее. По просьбе взрослого
находит и дает знакомые предметы.
Действия с предметами принимают
устойчивый характер (мелкие предметы
вкладывает в кастрюльку, открывает и
закрывает крышку). Занимается с другим
ребенком. Повторяет за взрослым новые
слоги, которых нет в его лепете. В
одиннадцать месяцев самостоятельно,
без поддержки стоит. Балансируя руками,
делает первые самостоятельные шаги.
Начинает складывать пирамидку, снимая
и надевая на стержень кольца. Пытается
сам надеть носки, рубашку, шапочку.
Радуется приходу детей. Называет
начальными слогами некоторые игрушки,
вещи. Начинает говорить односложные и
двусложные слова – «на», «дай», «мама»,
«папа», «баба», «ав – ав», «кис – кис». В
двенадцать месяцев ребенок ходит
самостоятельно, без опоры. Выполняет
четко данные поручения: найти, принести,
положить на место. Понимает слова
«можно», «нельзя». Самостоятельно пьет
из чашки (берет руками, ставит). Различает
предметы по форме, внешнему виду. Смеется
и лепечет с ребенком, протягивая и
отдавая ему игрушку. Легко подражает
новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Безусловные рефлексы

Рефлекс – это закономерная ответная
реакция организма в ответ на изменения
внешней или внутренней среды, осуществляемая
при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы
делятся на две большие группы: условные
рефлексы, отсутствующие у новорожденных
и длительно формирующиеся под влиянием
различных раздражителей и специальных
условий, и безусловные рефлексы – –
сформировавшиеся к моменту рождения
человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные
рефлексы – такие как глотательный,
половой, сухожильный и рудиментарные
рефлексы – такие как поисковый, сосательный,
ладонно-ротовой, рефлекс опоры,
хватательный и др., а также рефлексы,
появляющиеся после рождения и не всегда
проявляющиеся – такие, как например,
верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных
рефлексов и формирование новых рефлексов
– важный момент в оценке психомоторного
развития ребенка. Поэтому перед тем,
как приступить к массажу и гимнастике
грудного ребенка мы рекомендуем изучить
эти механизмы для повышения эффективности
и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы
(рефлекс Бабинского).
Выполнение –
плотное поглаживание одним пальцем по
наружному краю стопы в направлении от
пятки к мизинцу. В ответ на это движение
пальцы стопы раздвигаются «веером».
Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 – 2 лет.
Использование данного рефлекса очень
эффективно и незаменимо при лечении
плоскостопия. Нижний хватательный
рефлекс. Выполнение – легкое нажатие
кончиком большого пальца на подошву
ребенка у основания пальцев. В ответ на
это движение пальцы стопы поджимаются.
Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев.
Очень эффективно использование данного
рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс.Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании
одним пальцем подбородка, ребенок
открывает рот и поворачивает голову в
стороны. Рефлекс присутствует до 4
месяцев. Очень эффективно можно
использовать рефлекс при лечении
кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс. При легком
надавливании на подушечку дистальной
фаланги большого пальца на руке, ребенок
открывает рот, нагибает голову вперед
и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс
присутствует до 3-4 месяцев, хорошо
тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры.Если ребенка
зафиксировать в положении стоя, он
опирается на полную стопу, выпрямляет
ноги и спину. Рефлекс присутствует до
1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая
походка».
Зафиксировать ребенка в
положении стоя, слегка наклонить вперед
и протянуть носками стоп по поверхности
стола. Ребенок будет автоматически
шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2
месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная
походка.

Защитный рефлекс.В положении лежа
на животе, ребенок поворачивает голову
на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс.В положении
лежа на животе, ребенок устанавливает
голову вертикально. Рефлекс присутствует
с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау
«парение». Под живот ребенка подвести
обе руки до соприкосновения мизинцами,
большие пальцы ложатся по бокам на
уровне нижних ребер. Далее поднимаем
малыша над столом. При этом ребенок
упирается ногами в вашу грудь, тело
образует дугу, голова приподнята, мышцы
спины и ягодиц напряжены. Этот эффект
присутствует до года.

Сосательный рефлекс.Так как питание
– главная гарантия жизни ребенка,
сосательный рефлекс является доминирующим
рефлексом и его нужно рассмотреть более
подробно. У ребенка существует рефлекторная
потребность сосать. Даже сытый, он
продолжает чмокать губами. Эти сосательные
движения как бы успокаивают и расслабляют
его. Занятый сосанием, ребенок быстро
засыпает. У грудных детей, привыкших
постоянно держать во рту пустышку,
притупляется сосательный рефлекс,
потому что к моменту кормления он бывает
уже усталым от непрерывного сосания.
Сначала он лениво и долго сосет грудь,
а в дальнейшем просто отказывается то
нее. Обеспокоенная мать предлагает ему
тут же бутылочку с соской, боясь, что он
остался голодным. И, как правило, ребенок
охотно начинает сосать из бутылочки.
Ведь не надо прикладывать никаких
усилий, молоко льется в рот само!
Сосательный рефлекс, как уже было
сказано – доминирующий. Именно поэтому
сосание способно тормозить все другие
виды деятельности, подавлять двигательную
активность. Большинство нормально
развивающихся детей к году имеют
определенный словарный запас. Дети, у
которых во рту постоянно находится
пустышка, как правило, в этом возрасте
не говорят.И если
ребенок продолжает сосать до двух, трех,
а то и до четырех лет, то, возможны
задержка развития речи, интеллекта, а
также проблемы с дикцией.Конечно,
безоговорочно отказываться от пустышки
нельзя. Существует категория нервных,
возбудимых детей, которые сильнее
обычного реагируют на различные
раздражители, внешние и внутренние. С
помощью пустышки можно успокоить ребенка
и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни
включает основные приемы:

поглаживание;

растирание;

разминание;

вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень
нежная и тонкая, вначале следует применять
щадящие приемы массажа (поглаживание),
а затем постепенно можно будет ввести
и остальные приемы (растирание и легкую
вибрацию в виде потряхивания и
встряхивания), а также разминание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник