Оценка психомоторного развития ребенка 6 лет

Оценка психомоторного развития ребенка 6 лет thumbnail

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня – психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года – 1 раз в месяц;
2) до 3 лет – 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос “где?” находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает “ладушки”, “до свидания”. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова “ма-ма”, “па-па”, “ба-ба”. Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения – куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове “нельзя”.
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение – может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Источник

.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 2 ãîäà.

Íàõîäèò ïðåäìåò ïî öâåòó, ïðåîäîëåâàåò ïðåïÿòñòâèÿ, ÷åðåäóÿ øàã.  èãðå âîñïðîèçâîäèò ðÿä ëîãè÷åñêè ñâÿçàííûõ äåéñòâèé. Ïîëüçóåòñÿ äâóõ- è òðåõñëîæíûìè ïðåäëîæåíèÿìè. Ïîíèìàåò ðàññêàçû âçðîñëûõ î ñîáûòèÿõ ïðîøëîãî. ×àñòè÷íî ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 2,5 ãîäà.

Ïîäáèðàåò ïî îáðàçöó ïðåäìåòû ðàçëè÷íûõ öâåòîâ è ãåîìåòðè÷åñêèõ ôîðì. Ïðèñòàâíûì øàãîì ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç íåñêîëüêî ïðåïÿòñòâèé.  ðå÷è èñïîëüçóåò ñëîæíûå ïðåäëîæåíèÿ ñ ïðèäàòî÷íûìè. Âûïîëíÿåò ïðîñòûå ñþæåòíûå ïîñòðîåíèÿ, ñàì íàçûâàåò èõ. Íà÷èíàåò ïîëüçîâàòüñÿ êàðàíäàøîì. Ïîëíîñòüþ ñàì îäåâàåòñÿ, ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî çàñòåãèâàåò ïóãîâèöû, çàâÿçûâàåò øíóðêè, ïî íåîáõîäèìîñòè ïîëüçóåòñÿ íîñîâûì ïëàòêîì.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 3 ãîäà.

Íàçûâàåò 4 îñíîâíûõ öâåòà. Ïåðåñòóïàåò ÷åðåç ïðåïÿòñòâèÿ âûñîòîé â 10- 15 ñì.  ðå÷è èñïîëüçóåò ñëîæíîïîä÷èíåííûå è ñëîæíîñî÷èíåííûå ïðåäëîæåíèÿ. ×àñòî çàäàåò âîïðîñû “ïî÷åìó?”, “êîãäà?”, “çà÷åì?”. Ïðîÿâëÿþòñÿ ýëåìåíòû ðîëåâîé èãðû – “äî÷êè-ìàòåðè”, “âîñïèòàòåëüíèöà” è äð.  èãðå èñïîëüçóþòñÿ ñþæåòíûå ïîñòðîéêè. Ðèñóíêè êàðàíäàøîì îòðàæàþò ïðåäìåòû, ïðè ëåïêå ñîçäàþòñÿ ïðîñòûå ôèãóðû èç ïëàñòèëèíà. Ïîëíîñòüþ ñàì îäåâàåòñÿ, ïîëüçóåòñÿ ñàëôåòêîé è íîñîâûì ïëàòêîì.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 4 ãîäà.

Äâèãàòåëüíûå óìåíèÿ: ñâîáîäíûå, êîîðäèíèðîâàííûå äâèæåíèÿ ðóê, áðîñàåò ìÿ÷ äâóìÿ ðóêàìè, ëîâèò åãî, íå ïðèæèìàÿ ê ãðóäè, ïðûãàåò ñ âûñîòû è â äëèíó íà 15- 20 ñì, ïî ñèãíàëó ñäåðæèâàåò äâèæåíèÿ, ëþáèò ëàçàòü,
çàâîäèò êëþ÷îì ìåõàíè÷åñêóþ èãðóøêó, óìååò ïðàâèëüíî äåðæàòü êàðàíäàø, ïðîâîäèò ãîðèçîíòàëüíûå è âåðòèêàëüíûå ëèíèè.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå: çíàåò 6 îñíîâíûõ öâåòîâ, ïîäáèðàåò ïðåäìåòû ïî öâåòó è îòòåíêó, çíàåò è ïîäáèðàåò “êðóã”, “êâàäðàò”, “òðåóãîëüíèê”, óìååò ñîïîñòàâèòü ïî äëèíå, øèðèíå, âûñîòå, ïðàâèëüíî îðèåíòèðóåòñÿ â ïðîñòðàíñòâå,
óçíàåò íà îùóïü ïðåäìåòû.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå: ñ÷èòàåò äî 5, çíàåò âðåìÿ ãîäà, âðåìÿ ñóòîê. Çàäàåò âîïðîñû “÷òî?”, “çà÷åì?”, “ïî÷åìó?”, ñëóøàåò è ïåðåñêàçûâàåò, âûäåëÿåò ñóùåñòâåííîå çâåíî â ñêàçêå, íàçûâàåò ñþæåò êàðòèí, ðå÷ü ôðàçîâàÿ,
ãðàììàòè÷åñêè îôîðìëåííàÿ.

Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ïîÿâëÿþòñÿ ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû ñ äðóãèìè äåòüìè, ïðîäîëæèòåëüíîñòü èãðû äî 40 ìèí, ïîÿâëÿþòñÿ ëþáèìûå èãðû, ëþáèò èãðàòü ñî ñòðîèòåëüíûì ìàòåðèàëîì. Çàíèìàåòñÿ êîíñòðóèðîâàíèåì,
îáûãðûâàåò ïîñòðîéêó – “ãàðàæ”, “äîì”.

Ïîâåäåíèå. Âíèìàòåëüíî ñëóøàåò âçðîñëûõ, íàçûâàåò âçðîñëûõ ïî èìåíè, îò÷åñòâó. Ñîáëþäàåò ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå, ñôîðìèðîâàíû îñíîâíûå ãèãèåíè÷åñêèå íàâûêè: îïðÿòíîñòü, óìûâàíèå, ìûòüå ðóê ïîñëå òóàëåòà. Íàâûêè: ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ, êóøàåò, ïðàâèëüíî äåðæèò ëîæêó, óìååò ïîëüçîâàòüñÿ âèëêîé, ñàìîñòîÿòåëüíî óìûâàåòñÿ.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 5 ëåò.

Äâèãàòåëüíûå óìåíèÿ: ñôîðìèðîâàíà ïðàâèëüíàÿ îñàíêà, õîðîøî êîîðäèíèðîâàíû äâèæåíèÿ ðóê è íîã ïðè õîäüáå, óìååò õîäèòü è áåãàòü ïî êðóãó, áåç áîÿçíè ïðûãàåò ñ âûñîòû, ìîæåò õîäèòü ïî áðóñêó âûñîòîé 30 ñì è øèðèíîé 20 ñì. Ïîäáðàñûâàåò ìÿ÷, ëîâèò åãî, ÷åòêî êîîðäèíèðóåò äâèæåíèÿ ïàëüöåâ ïðè êîíñòðóèðîâàíèè, õîðîøî ðèñóåò ãîðèçîíòàëüíûå è âåðòèêàëüíûå ëèíèè.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå. Çíàåò 8 öâåòîâ, ïðè ðèñîâàíèè èñïîëüçóåò íå òîëüêî öâåòà, íî è èõ îòòåíêè, ìîæåò ðàññòàâëÿòü ïðåäìåòû â âîçðàñòàþùåì è óáûâàþùåì ïîðÿäêå, îðèåíòèðóåòñÿ â ÷àñòÿõ ñîáñòâåííîãî òåëà.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå. Ñ÷èòàåò äî 5, ôîðìèðóåò îáîáùåííûå ïîíÿòèÿ òèïà “ìåáåëü”, “ôðóêòû” è ò. ä. Ðå÷ü ôðàçîâàÿ ñ õîðîøèì ïðîèçíîøåíèåì.

Íåðâíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Åñòü ëþáèìûå èãðû, â èãðå îòðàæàåòñÿ îêðóæàþùèé ìèð.

Ïîâåäåíèå. Âûïîëíÿåò ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ. Íàâûêè: âñå óìååò äåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 6 ëåò.

Ìîòîðíîå ðàçâèòèå. Äâèæåíèÿ ïðèîáðåòàþò ëåãêîñòü è èçÿùåñòâî, óâëå÷åííî ïðûãàåò ñ ðàçáåãà â âûñîòó è äëèíó, ëîâèò ìÿ÷ îäíîé ðóêîé, ìîæåò õîäèòü ïî áðóñêó âûñîòîé 30 ñì è øèðèíîé 20 ñì, óìååò îáðàùàòüñÿ ñ ìÿ÷îì, ëîâèò åãî, óäàðÿåò î çåìëþ, ÷åòêî êîîðäèíèðóåò äâèæåíèÿ ïàëüöåâ ïðè êîíñòðóèðîâàíèè, õîðîøî ðèñóåò êàðàíäàøîì è êðàñêàìè, âûðåçàåò íîæíèöàìè ïðîñòûå ôîðìû.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå. Ìîæåò èññëåäîâàòü ïðåäìåòû çðèòåëüíî è îñÿçàòåëüíî, ìîæåò íàçâàòü ðîìá è îâàë, íàçûâàåò îòòåíêè öâåòîâ – ãîëóáîé, ðîçîâûé, ôèîëåòîâûé, ñåðûé.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå. Ñ÷èòàåò äî 10, ñêëàäûâàåò åäèíèöû, èìååò ïîíÿòèå î äåëåíèè íà ðàâíûå ÷àñòè, íàçûâàåò ïî ïîðÿäêó äíè íåäåëè, âðåìåíà ãîäà; íàçûâàåò ñîñòàâëÿþùèå îáîáùåííûõ ïîíÿòèé, äåëàåò ïîñëåäîâàòåëüíûå çàêëþ÷åíèÿ ïî 2- 3 êàðòèíêàì. Ðå÷ü ñ ïðàâèëüíûì ïîñòðîåíèåì ïðåäëîæåíèé. Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü: åñòü ëþáèìûå èãðû è ðîëè.

Ïîâåäåíèå: ñëåäèò çà òåì, ÷òîáû äðóãèå äåòè âûïîëíÿëè ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ.

Íàâûêè: âñå óìååò äåëàòü. Ñàìîñòîÿòåëüíî ïîääåðæèâàåò ÷èñòîòó â äîìå, ñâîáîäíî ïîëüçóåòñÿ íîæíèöàìè.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé â 7 ëåò.

Äâèãàòåëüíûå óìåíèÿ: áûñòðî ïåðåñòðàèâàåòñÿ âî âðåìÿ äâèæåíèÿ, äåðæèò ðàâíåíèå â êîëîííå, øåðåíãå, êðóãå. Ìîæåò âûïîëíÿòü äâèæåíèÿ â óêàçàííîì òåìïå. Ìîæåò êàòàòüñÿ íà ëûæàõ, êîíüêàõ, ñàìîêàòå, 3-êîëåñíîì âåëîñèïåäå. Ìîæåò ïëàâàòü, èãðàòü â áàäìèíòîí, òåííèñ, õîðîøî ðàáîòàåò ñ ðàçíûìè ìàòåðèàëàìè – áóìàãîé, êàðòîíîì, òêàíüþ. Âäåâàåò íèòêó â èãîëêó, ïðèøèâàåò ïóãîâèöû, ìîæåò ïîëüçîâàòüñÿ ïèëîé è ìîëîòêîì.

Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå: ïðàâèëüíî íàçûâàåò ïðîñòûå è ñëîæíûå ãåîìåòðè÷åñêèå ôîðìû, ïðàâèëüíî óêàçûâàåò íà îñíîâíûå ðàçëè÷èÿ ãåîìåòðè÷åñêèõ ôîðì. Ïðè ðèñîâàíèè èñïîëüçóåò íå òîëüêî öâåòà, íî è èõ îòòåíêè.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå. Âëàäååò ïðÿìûì è îáðàòíûì ñ÷åòîì äî 10, ðåøàåò ïðîñòåéøèå çàäà÷è íà ñëîæåíèå è âû÷èòàíèå, äèôôåðåíöèðóåò êîëè÷åñòâî íåçàâèñèìî îò ôîðìû, ÷åòêî óñòàíàâëèâàåò ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå ñâÿçè, âûäåëÿåò ñóùåñòâåííîå çâåíî. Âëàäååò áîëüøèì çàïàñîì ñëîâ, ðå÷ü ãðàììàòè÷åñêè îôîðìëåíà, çíàåò áóêâû, ÷èòàåò ñëîãè.

Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ñîçäàåò íîâûå èãðû, ïðåäïî÷èòàåò ãðóïïîâûå èãðû, îáîáùàåò è àíàëèçèðóåò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü, îòäàåò ïðåäïî÷òåíèå ãðóïïîâûì èãðàì.

Ïîâåäåíèå. Èñïûòûâàåò ñëîæíûå ìîðàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ çà ñâîè è ÷óæèå ïîñòóïêè, ïåðâûì çäîðîâàåòñÿ ñî âçðîñëûìè, áëàãîäàðèò, óñòóïàåò ìåñòî, áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê âåùàì.

Íàâûêè. Âûïîëíÿåò èíäèâèäóàëüíûå ïîðó÷åíèÿ, óáèðàåò êîìíàòó, óõàæèâàåò çà öâåòàìè. Ñïîñîáåí êðèòè÷åñêè àíàëèçèðîâàòü ÷åðòû õàðàêòåðà.

Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé

Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!

ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ

Источник

Ольга Шахова
Консультация «Психомоторное развитие ребенка 5–6 лет»

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5 – 6 ЛЕТ

Все хорошо вовремя.

(А. Ю. Ратнер)

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5 – 7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь.

Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий.

Движение – естественная биологическая потребность детей. Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к наиболее значимых в современной психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психики и моторики находятся в неразрывном единстве.

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального – которое, в свою очередь, обуславливает успешное обучение в школе и формировании учебных навыков.

Ребенок пятого и шестого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых интересных впечатлений, и таким образом, его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной ноге и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках.Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке, и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Все совершеннее становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляется в более высокой степени самостоятельности ребенкапри самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения,правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психомоторном развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет, что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Игры и упражнения на развитие координации движений.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы,которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая:

“У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник”.

4. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

5. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – “лыжи”. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на “лыжах”,делая по шагу на каждый ударный слог:

“Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы”.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

6. Ребенок собирает спички (или счетные палочки)одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними и т. д.

7. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:

“Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе: “Кыш!”.

Упражнения на повышение уровня активации.

1. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

2. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

4. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. “Лодочка”. Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. Исходное положение – лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

3. И. п. – лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

4. “Снеговик”. Исходное положение – стоя. Детям предлагается представить, что они – только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать “снеговика” на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала “тает” голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант “растаять”, начиная с ног.

5. “Дерево”. Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, “дерево тянется к солнышку”. Oт сильного порыва ветра “дерево” должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

Упражнения на развитие крупной моторики.

1. “Бревнышко”. Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. “Колобок”. Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. “Письмо в воздухе”. И. п. – лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе “прописывают” буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма – при пропуске букв, их заменах, “зеркальном” написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

Источник