Оценка психомоторного развития ребенка 1 года жизни

Оценка психомоторного развития ребенка 1 года жизни thumbnail

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня – психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года – 1 раз в месяц;
2) до 3 лет – 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос “где?” находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает “ладушки”, “до свидания”. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова “ма-ма”, “па-па”, “ба-ба”. Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения – куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове “нельзя”.
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение – может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Читайте также:  Развитие психического развития ребенка с нарушениями слуха

Источник

Развитие движений (моторики) и развитие
психики ребенка тесно связаны. Научившись
держать голову, поворачиваться, вставать,
ребенок получает больше возможностей
для познания окружающего мира, а интерес
ко всему, что он видит вокруг, стремление
приблизиться к привлекающему внимание
предмету, захватить рукой игрушку,
выяснить, откуда идет звук становится
стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не
только его двигательные навыки, но и
эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения
движущийся предмет и вздрагивает при
резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения
неподвижный предмет, лицо матери,
успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и
беспорядочно двигает руками и ногами.
Из-за того, что мышцы-сгибатели пока
сильнее мышц разгибателей, он лежит,
прижав согнутые в коленях ноги к животу,
а согнутые в локтях руки к груди, его
пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец (верхний
хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период,
который врачи называют «комплексом
оживления». Быстро двигает ручками и
ножками. Лежа на животе, пытается
поднимать и удерживать голову. Радостно
реагирует на появление матери, появляется
первая улыбка. Прислушивается к голосу
взрослого, звуку игрушки и издает
отдельные звуки в ответ на разговор с
ним. Плавно прослеживает движущиеся
предметы.

В два месяца уверенно удерживает
голову в вертикальном положении 1-2
минуты, поднимает голову, когда его
кладут на живот. Начинает «гулить» –
подолгу певуче произнося звуки типа
«га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое
материнское «агу». Быстро отвечает
улыбкой на разговор с ним. Поворачивает
голову в сторону голоса или звука.
Сосредоточенно смотрит на неподвижный,
привлекший его внимание предмет.
Длительно следит за движущейся игрушкой. В
три месяца лежа на животе, начинает
приподниматься, опираясь на руки. При
поддержке под мышками крепко упирается
в твердую опору ногами, согнутыми в
тазобедренном суставе. Громко смеется,
когда с ним играют. Ищет глазами человека,
издающего звук. В вертикальном положении
сосредотачивает взгляд на лице взрослого
или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно
поворачивается со спины на бок. Охотно
берется за протянутые к нему руки и, при
поддержке садится. Потягивает руку за
подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть
ее к себе. Стоит при поддержке под мышки.
Ищет взглядом другого ребенка,
рассматривает, радуется, тянется к нему.
По-разному реагирует на спокойную и
быструю мелодию. Узнает маму и радуется
ей. В пять месяцев самостоятельно
поворачивается со спины на живот. Долго
лежит на животе, подняв корпус и опираясь
на ладони выпрямленных рук. Свободно
берет и держит в руке удобные для захвата
предметы. Радуется ребенку, берет у него
из рук игрушку. Ест с ложки полу густую
и густую пищу. Узнает голос матери.
Различает тон, каким к нему обращаются:
слыша ласковую, спокойную речь улыбается,
когда говорят сердито, резко хмурится.
Отличает по внешнему виду близких людей
от чужих. Настораживается или даже
плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно
поворачивается с живота на спину.
Передвигается, переставляя руки или
немного подползая. Переступает ногами,
когда его поддерживают под мышки. Хорошо
ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет
из чашки. Перекладывает игрушки из одной
руки в другую. Произносит отдельные
слоги, подолгу певуче повторяет их.
По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение
тела в манеже или кроватке. Встает на
четвереньки. Самостоятельно садится
из положения лежа и недолго сидит без
поддержки. Начинает ползать. Стучит
игрушкой, размахивает, перекладывает,
бросает ее. По просьбе взрослого ищет
взглядом и находит знакомые предметы.
Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми
простые слоги – «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги,
ухватившись за перила манежа; переступает
вдоль него, держась обеими руками. Много
и быстро ползает. Долго занимается
игрушками, подражая действиям взрослого.
Ест корочку, которую сам держит в руке.
По просьбе взрослого подает ему руку,
машет при слове «до свидания». Громко
и четко повторяет различные слоги. В
девять месяцев переступает за коляской,
держась за нее обеими руками. Переходит
от одного предмета мебели к другому,
слегка придерживаясь за них руками.
Катает, вынимает, открывает, нажимает,
гремит различными предметами, в
зависимости от их свойств. Хорошо пьет
из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно
относится к высаживанию на горшок.
Совершает плясовые движения под музыку.
По просьбе взрослого находит знакомые
предметы в разных местах. Знает свое
имя и имена близких ему людей. Повторяет
за взрослым слоги, которые уже есть в
его лепете.

В десять месяцев держась за перила,
поднимается на невысокую горку и
спускается с нее. По просьбе взрослого
находит и дает знакомые предметы.
Действия с предметами принимают
устойчивый характер (мелкие предметы
вкладывает в кастрюльку, открывает и
закрывает крышку). Занимается с другим
ребенком. Повторяет за взрослым новые
слоги, которых нет в его лепете. В
одиннадцать месяцев самостоятельно,
без поддержки стоит. Балансируя руками,
делает первые самостоятельные шаги.
Начинает складывать пирамидку, снимая
и надевая на стержень кольца. Пытается
сам надеть носки, рубашку, шапочку.
Радуется приходу детей. Называет
начальными слогами некоторые игрушки,
вещи. Начинает говорить односложные и
двусложные слова – «на», «дай», «мама»,
«папа», «баба», «ав – ав», «кис – кис». В
двенадцать месяцев ребенок ходит
самостоятельно, без опоры. Выполняет
четко данные поручения: найти, принести,
положить на место. Понимает слова
«можно», «нельзя». Самостоятельно пьет
из чашки (берет руками, ставит). Различает
предметы по форме, внешнему виду. Смеется
и лепечет с ребенком, протягивая и
отдавая ему игрушку. Легко подражает
новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Читайте также:  Психоневрологическое развитие ребенка 2 месяца

Безусловные рефлексы

Рефлекс – это закономерная ответная
реакция организма в ответ на изменения
внешней или внутренней среды, осуществляемая
при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы
делятся на две большие группы: условные
рефлексы, отсутствующие у новорожденных
и длительно формирующиеся под влиянием
различных раздражителей и специальных
условий, и безусловные рефлексы – –
сформировавшиеся к моменту рождения
человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные
рефлексы – такие как глотательный,
половой, сухожильный и рудиментарные
рефлексы – такие как поисковый, сосательный,
ладонно-ротовой, рефлекс опоры,
хватательный и др., а также рефлексы,
появляющиеся после рождения и не всегда
проявляющиеся – такие, как например,
верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных
рефлексов и формирование новых рефлексов
– важный момент в оценке психомоторного
развития ребенка. Поэтому перед тем,
как приступить к массажу и гимнастике
грудного ребенка мы рекомендуем изучить
эти механизмы для повышения эффективности
и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы
(рефлекс Бабинского).
Выполнение –
плотное поглаживание одним пальцем по
наружному краю стопы в направлении от
пятки к мизинцу. В ответ на это движение
пальцы стопы раздвигаются «веером».
Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 – 2 лет.
Использование данного рефлекса очень
эффективно и незаменимо при лечении
плоскостопия. Нижний хватательный
рефлекс. Выполнение – легкое нажатие
кончиком большого пальца на подошву
ребенка у основания пальцев. В ответ на
это движение пальцы стопы поджимаются.
Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев.
Очень эффективно использование данного
рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс.Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании
одним пальцем подбородка, ребенок
открывает рот и поворачивает голову в
стороны. Рефлекс присутствует до 4
месяцев. Очень эффективно можно
использовать рефлекс при лечении
кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс. При легком
надавливании на подушечку дистальной
фаланги большого пальца на руке, ребенок
открывает рот, нагибает голову вперед
и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс
присутствует до 3-4 месяцев, хорошо
тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры.Если ребенка
зафиксировать в положении стоя, он
опирается на полную стопу, выпрямляет
ноги и спину. Рефлекс присутствует до
1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая
походка».
Зафиксировать ребенка в
положении стоя, слегка наклонить вперед
и протянуть носками стоп по поверхности
стола. Ребенок будет автоматически
шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2
месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная
походка.

Защитный рефлекс.В положении лежа
на животе, ребенок поворачивает голову
на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс.В положении
лежа на животе, ребенок устанавливает
голову вертикально. Рефлекс присутствует
с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау
«парение». Под живот ребенка подвести
обе руки до соприкосновения мизинцами,
большие пальцы ложатся по бокам на
уровне нижних ребер. Далее поднимаем
малыша над столом. При этом ребенок
упирается ногами в вашу грудь, тело
образует дугу, голова приподнята, мышцы
спины и ягодиц напряжены. Этот эффект
присутствует до года.

Сосательный рефлекс.Так как питание
– главная гарантия жизни ребенка,
сосательный рефлекс является доминирующим
рефлексом и его нужно рассмотреть более
подробно. У ребенка существует рефлекторная
потребность сосать. Даже сытый, он
продолжает чмокать губами. Эти сосательные
движения как бы успокаивают и расслабляют
его. Занятый сосанием, ребенок быстро
засыпает. У грудных детей, привыкших
постоянно держать во рту пустышку,
притупляется сосательный рефлекс,
потому что к моменту кормления он бывает
уже усталым от непрерывного сосания.
Сначала он лениво и долго сосет грудь,
а в дальнейшем просто отказывается то
нее. Обеспокоенная мать предлагает ему
тут же бутылочку с соской, боясь, что он
остался голодным. И, как правило, ребенок
охотно начинает сосать из бутылочки.
Ведь не надо прикладывать никаких
усилий, молоко льется в рот само!
Сосательный рефлекс, как уже было
сказано – доминирующий. Именно поэтому
сосание способно тормозить все другие
виды деятельности, подавлять двигательную
активность. Большинство нормально
развивающихся детей к году имеют
определенный словарный запас. Дети, у
которых во рту постоянно находится
пустышка, как правило, в этом возрасте
не говорят.И если
ребенок продолжает сосать до двух, трех,
а то и до четырех лет, то, возможны
задержка развития речи, интеллекта, а
также проблемы с дикцией.Конечно,
безоговорочно отказываться от пустышки
нельзя. Существует категория нервных,
возбудимых детей, которые сильнее
обычного реагируют на различные
раздражители, внешние и внутренние. С
помощью пустышки можно успокоить ребенка
и отвлечь его внимание от раздражителей.

Читайте также:  Мультфильм для развития ребенка 3 лет

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни
включает основные приемы:

поглаживание;

растирание;

разминание;

вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень
нежная и тонкая, вначале следует применять
щадящие приемы массажа (поглаживание),
а затем постепенно можно будет ввести
и остальные приемы (растирание и легкую
вибрацию в виде потряхивания и
встряхивания), а также разминание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

Если вы хотите быть уверены в том, что ваш малыш развивается правильно, обращайтесь к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ!

Источник