Оценка психомоторного развития недоношенного ребенка

Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста.Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.

·Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.

·Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Источник

Интенсивно развиваются технологии выхаживания преждевременно рожденных детей. Некоторые из малышей рождаются глубоко недоношенными. Помимо проблем, связанных с лечением и выхаживанием таких крошек, существуют трудности с оценкой их нервно-психического развития. На какие нормы и шкалы стоит ориентироваться, чтобы понять, нормально ли развивается малыш?

Маленькие борцы

После перехода на новые критерии живорождения врачи стали выхаживать детей, появившихся на свет в 22 недели и старше. Их вес очень мал: от 500 грамм. 

Это не просто очень маленькие дети. У таких малышей органы и системы незрелые, иммунитет работает слабо, а сам организм очень чувствителен к воздействию на него различных неблагоприятных факторов. То, что никак не отражается на здоровье доношенных детей, ребенка с экстремально низкой массой тела может убить или серьезно повредить его здоровье.

Дети, родившиеся на свет с очень низкой массой тела (от 1000 до 1499 г) и с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г), составляют группу максимального риска по развитию различной тяжелой патологии и инвалидизирующих заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у одного ребенка будет совокупность серьезных проблем.

Читайте также:  Условия и истоки социального развития ребенка

У многих недоношенных детей, которым удалось выжить, отмечаются нарушения работы внутренних органов, неврологические расстройства, сенсорные нарушения. У них более высокий риск детского церебрального паралича, задержки умственного развития, минимальных мозговых дисфункций (проблемы речи, нарушения зрения, сложности в обучении, трудности с концентрацией внимания).

Физическое развитие тоже имеет свои особенности. Как правило, оно имеет низкие показатели на протяжении первых трех лет жизни у детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Это связано с тяжестью состояния в первые недели и месяцы жизни, высокими энергетическими затратами, трудностями вскармливания, проблемами усвоения питательных веществ. Ну а дефицит питательных веществ отражается не только на показателях роста и веса, но и на нервно-психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Ранее выявление различных патологий, формирования вышеперечисленных и других нарушений необходимо для того, чтобы вовремя начать реабилитацию малыша и адекватное лечение. Цель этих мероприятий: адаптировать ребенка к жизни, а также дать ему возможности для обучения и развития.

Может ли у одного ребенка быть сразу несколько возрастов?

Мы привыкли считать возраст человека от момента его рождения. А вот у недоношенного ребенка врачи определяют сразу три возраста. Какие же?

  • Хронологический возраст

Это тот показатель, к которому мы привыкли. Он считается от дня рождения ребенка. Если малыш родился 1 января, то 1 февраля ему исполнится 1 месяц.

  • Постконцептуальный возраст

Его еще называют постменструальным. Это тот возраст, который считается от первого дня последней менструации. Он считается в неделях (иногда для точности к неделям добавляются дни). Например, ребенок родился 1 января в сроке 25 недель. В таком случае 1 февраля его постконцептуальный возраст составит 29 недель и 2 дня.

  • Корригированный возраст

Это возраст ребенка с поправкой на недоношенность. Он считается относительно 40 недель в ту и другую сторону. Если ребенок родился в 25 недель 1 января, то его корригированный возраст 1 февраля составит минус 11 недель, то есть ему не хватает 11 недель до 40. А сколько же ему будет 1 июня, когда хронологический возраст составит 6 месяцев? Оказывается, ему будет всего 6 недель и 4 дня корригированного возраста! 

Другими словами, только спустя полгода после рождения на сроке 25 недель гестации малыша можно будет сравнить по развитию с полуторамесячным доношенным ребенком. Хотя слово «сравнить» не совсем является уместным в данной ситуации.

Именно на основе корригированного возраста составлена наиболее часто используемая шкала умений недоношенных малышей.

Особенности психомоторного развития недоношенных

Как можно сравнивать, насколько хорошо развиваются недоношенные дети, родившиеся в одно и то же время, но на разном сроке? Естественно, что ребенок, родившийся в 34 недели, скорее догонит своих доношенных сверстников, чем кроха, появившийся на свет в 27 недель. Так на какие показатели ориентируется врачи? На что обратить внимание родителям?

Прошло немало времени, прежде чем врачи могли сделать определенные выводы о нервно-психическом развитии преждевременно рожденных детей, хотя разработка различных шкал (как более простых, так и сложных) для оценки развития недоношенных детей продолжается до сих пор. 

О чем мы точно знаем сегодня?

  • Ребенок развивается поступательно (постепенно).
  • Навыки формируются примерно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст.
  • Индивидуальные особенности становления психомоторных функций связаны со сроком беременности, на котором родился ребенок, с уровнем его морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. То есть, ребенок тем дольше будет приобретать новые навыки, чем больше проблем он пережил в первые месяцы своей жизни.
  • Необходимо динамическое ежемесячное наблюдение за ребенком, чтобы можно было адекватно оценить темпы его развития.

Что умеет кроха?

Ниже мы приведем примерный перечень навыков и умений, которые можно ожидать от недоношенного малыша в первые 18 месяцев его жизни. Однако стоит помнить, что ориентироваться стоит не на хронологический возраст, а на корригированный. 

Это условные нормативы, которые нельзя строго применить ко всем недоношенным детям, но для родителей и врачей важно иметь хотя бы такие ориентиры.

  • 2 месяца корригированного возраста: первые умения

Малыш устойчиво удерживает голову, начинает гулить, улыбаться, прислушивается. Он узнает родных людей, радуется им при общении.

  • 4 месяца корригированного возраста: расширение возможностей

Малыш хорошо лежит на животике, поднимает голову, осматривает пространство вокруг. Он следит за предметами, за людьми. Кто-то из малышей уже хорошо переворачивается на живот и спину, а кто-то только учится это делать.

  • 6 месяцев корригированного возраста: движение вперед!

Ребенок учится сразу многому: ползать, вставать на четвереньки, сидеть. Развивается речь – появляется лепет. Это многократное повторение одних и тех же слогов («ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.). Малыш очень интересуется игрушками, интересными вещами, которые находятся даже вне зоны его досягаемости, он пытается к ним подползти, подтянуться.

  • 9 месяцев корригированного возраста: как интересен мир!
Читайте также:  Потребности развития приемного ребенка реферат

Тяга к новым знаниям и любопытство побуждают малыша везде ползать, вставать, тянуться за предметами, разнообразно играть. В речи все больше новых слогов, он пытается подражать новым звукам. Малыш начинает хорошо понимать слово «нет», ведь именно в это время появляется так много запретов от родителей.

  • 12 месяцев корригированного возраста: развивается самостоятельность

Ребенок уже многому научился: он делает первые шаги, много ходит вдоль мебели, может нагнуться и поднять с пола предмет. Активно развивается речь: малыш осознанно произносит новые слова, может ответить на простые вопросы, понимает речь, обращенную к нему. Активно пользуется жестами: машет ручкой, мотает головой, кивает. Он очень расстраивается, если пропали из поля зрения мама или папа, начинает плакать.

  • 15 месяцев корригированного возраста: учиться и еще раз учиться!

С каждым днем пополняется словарный запас малыша. Он любит рассматривать картинки, слушать книжки, может показать пальчиком на предметы, животных, части тела. Движения становятся более координированными, ребенок хорошо ходит, умеет присесть на корточки. Он осознанно играет простыми развивающими игрушками (кубики, пирамидка), учится сортировать, собирать простые головоломки.

  • 18 месяцев корригированного возраста: совсем большой!

Малыш уже может подняться на лестнице, взобраться на горку на улице, начинает бегать, пытается сам одеваться и раздеваться, неплохо ест ложкой и пьет из чашки. Он четко знает, что хочет, и что не хочет. Ребенок эмоционально общается, употребляет в речи все больше слов.

Оценить гармоничность развития малыша можно совместно с педиатром и неврологом. Эти же специалисты вовремя заметят «слабые места» в развитии крохи и помогут разработать план его дальнейшего наблюдения, построения развивающих занятий при необходимости лечения, включающего не только лекарства, но и массаж, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование и другие современные методики.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки / Федорова Л.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2014. – Том 7. – вып.6
  2. Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2013. – Том 6, вып.1
  3. Особенности физического и нервно-психического развития глубоконедоношенных детей раннего возраста, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в Калининградской области / Муц Е.У., Шестакова В.Н. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. = 2019. – Том 1

Источник

Особенности психомоторного развития
недоношенных новорожденных. (Перепечатка статьи О.Макеровой. Работа не моя.) Может быть кому-то пригодится.

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! В этой статье я расскажу об особенностях психического и моторного развития недоношенных новорожденных.

Недоношенными являются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель массой тела от 1000 до 2500 грамм, ростом 35-45 см.

В зависимости от массы тела ребенка различают 4 степени недоношенности:
1-я степень – масса тела новорожденного от 2100 до 2500 г;
2-я степень – масса тела малыша от 1500 до 2000 г;
3-я степень – масса тела младенца от 1000 до 1500 г;
4-я степень – масса тела новорожденного менее 1000 г.

В это определение включаются и новорожденные гипотрофики (дети, родившиеся после 37 недель беременности, но с весом тела менее 2500 г). Следует отметить, что дети гипотрофики составляют значительный контингент (1/4-1/3 по статистике парижского профессора А. Минковского) из общего числа новорожденных с весом тела ниже 2500 г. Средняя частота недоношенных детей составляет 10% от общего числа новорожденных. Но за последние несколько лет этот показатель увеличивается по разным источникам от 15 до 30%.

Причины рождения недоношенных детей очень многочисленны и выявляются с трудом. Обычно причины не единичны, а сочетаются между собой. Но из дидактических соображений можно разделить на 3 группы.

1. Социально-экономические причины:
– несоблюдение общей гигиены беременности;
– недостаточное питание беременной женщины (диеты, отсутствие молочных продуктов в рационе беременной);
– курение, употребление алкогольных напитков;
– физическая и спортивная деятельность, требующая больших физических нагрузок;
– ночной труд.

2. Медицинские причины со стороны матери:
– конституционные (маленький рост, маленькая матка, генетическая предрасположенность к преждевременным родам);
– возраст матери (менее 18 лет и более 35 лет);
– короткий промежуток между последовательными родами;
– психические шоки;
– травмы, заболевания, предшествующие родам (сердечные, почечные, заболевания крови, эндокринные);
– застарелые инфекции;
– болезни во время беременности (инфекции, отравления, системные заболевания).

Читайте также:  Диагностические методики для определения уровня умственного развития ребенка

3.Медицинские причины, связанные с плодом или плацентой:
– беременность близнецами;
– врожденные пороки развития плода;
– больная плацента, низко расположенная плацента;
– инфекции плода.

Недоношенные дети представляют серьезные недостатки основных функций организма: терморегулирования (неспособность обеспечивать постоянную температуру тела), дыхания, коагуляции крови, энзиматических систем печени и почек, кислотно-щелочного равновесия, защиты от инфекций. У недоношенных новорожденных чаще всего возникает асфиксия и внутричерепное кровоизлияние, что влияет на психомоторное развитие ребенка. Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития, задержки речевого развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста. Именно поэтому настоятельный совет: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаю вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела до 1000 г.
Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.
Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.
Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.
Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.
Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.
Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.
Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.
Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.
Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.
Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.
Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.
Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.
Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.
Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.
Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.
Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.
Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.
Самостоятельно стоит в 9 месяцев.
Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.
Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются “жаргонной” речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Советую ознакомиться с литературой, из которой вы более подробно узнаете об особенностях развития недоношенных новорожденных детей.

Литература.
1. Бомбардирова Е. П. “Нервно-психическое развитие недоношенных детей первых 6-ти лет жизни в зависимости от некоторых биологических и социальных факторов” Автореферат. Канд. дис.М., 1979 г.
2. Барашнев Ю. И. “Болезни нервной системы новорожденных детей” М., Медицина, 1971 г.
3. Луковцева З. В. “Специфика психического развития ребенка первого года жизни”.
4. Эмил Кэпрару, Герта Кэпрару “Мать и дитя” Медицинское издательство, Бухарест, 1987 г.
5. Теодор Хелльбрюгге, Герхард Дёринг “Ребенок от 0 до 6.” М., 1992 г.

Источник