Оценка психического развития ребенка включает в себя

Оценка психического развития ребенка включает в себя thumbnail

К показателям психического развития ребенка от­носят:

– развитие познавательной сферы ребенка (воспри­ятие, внимание, память, воображение, мышление);

– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценно­стные ориентации, направленность и т. д.);

– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возмож­ность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это – психологический факт. Однако психологи­ческие факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допу­щенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кста­ти, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стре­лять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно со­брать, важно сформулировать цели и задачи такой рабо­ты. Собирая факты, следует учитывать их неоднознач­ность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жес­тикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на

Глава 1. Психология развития ребенка 53

что направлены, как подготовлены. Например, игруш­ка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упор­стве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья воз­ле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетичес­кий), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавлен­ная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное -грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешнос­ти (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выра­жаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ис­пользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, мало­разговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,

Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.

54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, раз­говорный – изысканный, вычурность конструкций пред­ложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внима­ние на то, как он воспроизводит мысль: легко, затруднен­но, связно, замедленно’.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

1) характер установления контакта ребенком: тороп­ливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;

2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);

4) на проявление качеств социального поведения: са­моуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое пре­восходство, неподчиняющийся, высокомерный, на­смешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешитель­ный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняю­щийся, стремящийся угодить, оказывающий содей­ствие, получающий радость от контакта, непосред­ственный, смешливый, шутливый, ласковый, до­верчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведе­ния ребенка2.

А теперь перейдем к характеристике методов изуче­ния этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведе­ния ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед на­блюдателем как целостная личность. Все, чтомы ви­дим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с ро­дителями, он получает представление о характере вза­имоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффектив­ным?

Первое и, может быть, главное условие – это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдатель­ность, вообще говоря, должна входить в реестр професси­онально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или гово­рить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Ва­шими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известны­ми Вам эталонами, а без этого трудно делать обосно­ванные выводы.

Третье условие – это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность

56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

минимизирует возможности детального и обширного на­блюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффектив­ности наблюдения, желательна его элементарная органи­зация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) – составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребе­нок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уро­вень достижений. В разных карточках развития использу­ют следующие рубрики:

– физическое развитие;

– общение и развитие речи (к примеру, выразитель­ность речи, ее понимание и т.д.);

– социальное развитие и игра (под этой рубрикой от­мечаются с взрослыми и детьми; как ребенок иг­рает, его интересы и т.д.).

– самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туале­том и т.п.

– поведение ребенка.

Структура карточки – это перечень отдельных пун­ктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приво­дится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.

Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отве­чать за свои слова).

Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.

Глава 1. Психология развития ребёнка 57

Читайте также:  Одиннадцать месяцев ребенку развитие что должен уметь вес и рост

2. Придерживайтесь своих наблюдений – не старай­тесь обобщать.

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. На­пример, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в дет­ский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успо­каивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Можно рекомендовать родителям вести такие кар­точки наблюдения.

Таблица 4

Фрагмент карточки физического развития

Широкие физические движения
 
 
 
Дата:
 
6.04.86.
 
7.07.86.
 
1.10.86.
 
31.12.86.
 
Возраст ребенка
 
4мес.
 
7мес.
 
Юмес.
 
13мес.
 
Ребенок может:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– переворачиваться со
 
+
 
+
 
 
 
 
 
спины на живот;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– сидеть без поддержки
 
 
 
+
 
+
 
 
 
короткое время;
 
 
 
(долго)
 
 
 
 
 
– бросать предметы;
 
 
 
+
 
+
 
+
 
– ползать на
 
 
 
пытается
 
+
 
+
 
четвереньках;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– подниматься, держась
 
 
 
 
 
+
 
+
 
за мебель;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– приседать из
 
 
 
 
 
+
 
+
 
положения стоя;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– ходить с помощью
 
 
 
 
 
*
 
+
 
взрослых;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– ходить
 
 
 
 
 
 
 
+
 
самостоятельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Таблица 5

Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.

Социальное развитие и игра
 
Дата:
 
5.02.86.
 
25.05.86.
 
20.08.86
 
 
 
 
 
Возраст:
 
2,6
 
2,9
 
 
Реакция на трудности:
 
 
 
 
 
 
 
– быстро сдается;
 
 
 
 
 
 
 
– пытается преодолеть какое-то время;
 
+
 
+
 
 
 
– пытается преодолевать постоянно;
 
 
 
 
 
 
 
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания:
 
 
 
 
 
 
 
– непоседлив с самого издала;
 
+
 
 
 
 
 
– концентрируется на 1-2 минуты;
 
 
 
+
 
 
 
– концентрируется на 5 минут и более;
 
 
 
 
 
+
 
В играх с деть ми;
 
 
 
 
 
 
 
– обычно включается в игру;
 
 
 
 
 
 
 
– обычно играет в одиночку, но возле других детей;
 
 
 
 
 
 
 
– держится в стороне от других детей.
 
+
 
+
 
+
 

Значимая информация может быть извлечена из бе­седы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мне­нию Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:

семья: ее члены и отношения между ними, терпи­мость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-

Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.

Глава 1. Психология развития ребенка

симость, агрессия, интенсивность – экстенсивность и ак­тивность – пассивность отношений, ревность, зависть, кон­фликт и т.д.;

родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;

участие в домашней работе: ее содержание, систе­матичность исамостоятельность;

свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;

самооценка: общая самооценка, внешний вид, спо­собности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;

школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уро­вень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:

статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учи­теля: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие кон­фликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,

ночные страхи.

Состояние здоровья: хронические заболевания, са­мооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психоло­гических особенностях. При этом следует дать оценку тем­перамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка – это эк-

сперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой фор­мой эксперимента может стать исследование с помощью

60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

тестов. Тест – это стандартизированное задание для опре­деления развития у ребенка различных психических про­цессов. К положительным сторонам тестирования обыч­но относят:

– возможность определения нормы развития;

– возможность проведения повторных, т.е. сравни­тельных испытаний;

– возможность одномоментного сбора большого ма­териала;

– отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными огра­ничениями. Детская и возрастная психология богата раз­нообразными тестовыми процедурами. Среди них нема­ло надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть толь­ко экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и раз­вернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном – кон­цептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психичес­кого развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка – социальная ситуация раз­вития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности – психологические но­вообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Ду­маю, что только так удастся понять все то множество эм­пирических данных, которыми так богата детская и под­ростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого

Глава 1. Психология развития ребенка 61

нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концеп­цией (идеей) психического развития ребенка, мы поста­раемся увидеть и проанализировать множество конкрет­ных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в театральной деятельности

Источник

Оценка развития ребенка и проявления задержки развития

Нервно-психические расстройства у детей включают в себя состояния, проявляющиеся главным образом симптомами нарушения эмоциональной сферы и/или поведения; однако причинами этих заболеваний исключительно или хотя бы отчасти являются (или предполагаются) биологические нарушения. По причине повышенного внимания к биологическим причинам эти болезни описаны в различных главах настоящего руководства.

Многие синдромы, включающие в себя задержку умственного развития, первоначально проявляются психическими нарушениями, аномалиями развития, или комбинацией тех и других. Среди них выделяются и так называемые «синдромы с поведенческим фенотипом» синдромы (т.е. синдромы с известной или предполагаемой генетической причиной, например синдром Прадера-Вилли и синдром Вильямса, при которых типичным симптомом являются характерные нарушения поведения).

Большинство синдромов с нарушением поведения описаны в отдельной статье на сайте, в том числе синдром Ретта (в предыдущем издании руководства он описан в главе по нейродегенеративным заболеваниям, так как в то время считалось, что это нейродегенеративное состояние). При задержке умственного развития неизвестной этиологии, возможно, чаще встречаются патология развития, нарушения поведения и эмоций, чем системная неврологическая патология или другие физические дефекты.

Аутизм и различные подобные аутизму состояния (включая синдром Аспергера) постепенно стали считать преимущественно биологически детерминированными синдромами. К сожалению, понятие «глубокие расстройства развития» часто используется для определения аутизма и сходных состояний. Аутизм, однако, не обязательно является всеобъемлющим расстройством (а синдром Аспергера обычно таковым не является). Использование этого понятия без включения в него тяжелых и глубоких задержек психического развития вносит терминологическую путаницу.

В настоящее время синдром Туретта и другие тяжелые тиковые расстройства все чаще и чаще рассматриваются как биологически детерминированные патологические состояния, включающие в себя выраженные двигательные расстройства и общие психические проявления, наиболее заметное из которых — обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Синдром Туретта описан в отдельной статье на сайте, так как двигательные расстройства — наиболее заметные начальные проявления этого состояния. Однако данное психическое расстройство неспецифично для синдрома Туретта и встречаются при других состояниях или изолированно. Феномены обсессии и компульсии, как считается в настоящее время, имеют биологическую природу.

Они являются неотъемлемой частью синдрома Туретта и ОКР, и они также часто встречаются при некоторых нервно-психических расстройствах, описанных в этих главах.

Большинство различных симптомокомплексов, включающих в себя нарушения внимания, контроля движений и перцепции (например, недостаточность внимания, гиперактивность и специфические нарушения развития, включая дислексию) имеют явную или предполагаемую биологическую природу (и очень сильную корреляцию с нарушениями эмоциональной сферы и поведения). Следовательно, они являются важной частью детской психиатрии. Это частые нарушения, встречающиеся у 5-10% всех детей школьного возраста.

Несколько «малых» нарушений развития, проявляющихся расстройствами речи, сна, контроля мочеиспускания и дефекации также часто вызывают психические проблемы или оказываются другим образом связанными с ними.

Наконец, детская нейропсихиатрия занимается некоторыми «пограничными» состояниями, такими как нарушения поведения и эмоциональные расстройства, связанные с имеющейся неврологической патологией (эпилепсия, гидроцефалия, церебральный паралич и т.д.) и некоторыми психическими расстройствами, биологическая природа которых еще не установлена, но при которых биологические факторы играют важную роль (нервная анорексия, шизофрения и т.д.).

В отдельных статьях будут кратко описаны все упомянутые выше патологические состояния или, по крайней мере, упомянуты при обсуждении более общих проблем. Предварительно кратко рассматривается нормальное развитие и поведение ребенка.

Развитие ребенка от рождения до 4,5 лет
Развитие ребенка от рождения до 4,5 лет
Развитие ребенка от рождения до 4,5 лет

а) Клинические проявления задержки развития ребенка. Многие дети, осматриваемые детскими неврологами, детскими психиатрами или педиатрами, при поверхностном обследовании не имеют физических или неврологических симптомов, но у них имеется задержка развития в той или иной области. В подавляющем большинстве это дети с «умственной» неполноценностью. Термин умственная неполноценность или (общая) неспособность к обучению в настоящее время широко распространен во многих англоговорящих странах; ему отдается предпочтение перед термином «задержка умственного развития», хотя на момент написания данной главы это не относится к Америке.

Такие же проблемы существуют и в номенклатуре специфических нарушений способности к обучению. Они включают дислексию, дисграфию и дискалькулию; есть мнение, что к этой группе относятся и нарушение развития координации, некоторые расстройства речи и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Подробное описание дискуссии приведено в работе Whitmore et al. (1999). При диагностике (особенно первичной) подобные классификации детских расстройств нецелесообразны, поскольку представляют собой лишь описание синдромов без учета патогенеза и этиологии заболевания.

Задержка развития может существовать длительное время, и в этом случае у ребенка сохраняется нарушение развития, или ребенок может «выздороветь». Хороший пример такого «выздоровления» — развитие умения ходить. Девяносто восемь процентов детей начинают ходить в возрасте примерно 18 месяцев; у остальных это может быть связано с различными причинами, такими как двигательные расстройства, например церебральный паралич, или же это может быть крайним вариантом нормального развития прямохождения. У таких детей сохраняется генетически детерминированная способность передвигаться, отталкиваясь ягодицами, когда ребенок передвигается в положении сидя, «перебирая» ягодицами, и развитие прямохождения может задерживаться до возраста 30 месяцев; в последующем развивается нормальное умение ходить.

В возрасте около 18 месяцев у ребенка могут выявляться некоторые другие признаки отклонений от нормального развития. Например, у ребенка может отсутствовать реакция спускающегося парашютиста, стопы могут быть слабо развиты, и нижние конечности могут быть относительно гипотоничными по сравнению с другими детьми, и врач может заподозрить какую-нибудь серьезную патологию; в таких случаях дифференциальная диагностика с диплегией может вызывать трудности (Robson и Me Keith, 1971). Сложно говорить и о возможном нарушении социальной адаптации при отсутствии умения ходить в двухлетнем возрасте. Если социальная дизадаптация возникает при нарушении такой простой функции, как ходьба, можно предположить, что подобные нарушения будут развиваться и при расстройстве других функций, например зрения.

б) Оценка развития ребенка. Нормальное развитие младенца широко изучалось на протяжении XX века, и вслед за первыми трудами Arnold Gesel, Myrtle McGraw, Albrecht Peiper и др. последовали многочисленные разработки по клиническому применению, позволившие в ходе обследования дифференцировать нормальное и ненормальное поведение ребенка (Egan, 1971; Sheridan, 1973; Illingworth, 1988). Схема развития ребенка с некоторыми признаками, выявляемыми при осмотре, поделенная на семь стадий от рождения до 4,5 лет представлена на следующей странице. Хотя развитие ребенка разбито на стадии, важно помнить, что развитие представляет собой непрерывный, а не ступенчатый процесс. Данные получены из работы Bax et al. (1980), в которой представлена данная схема.

Нарушения зрения и слуха описаны в отдельных статьях на сайте. Речевые и языковые навыки являются наиболее сложными функциями и тесно связаны с интеллектуальным развитием. Язык обычно описывают как способность выражать мысль словами; умение говорить. Мысль, как правило, возникает в некоей семантической форме, хотя может принимать и другие формы, например математическую или графическую. Язык может выражаться через разговор или письменно, или посредством пальцевых методов, от классической азбуки Морзе до компьютерных программ. У маленьких детей разборчивость речи, словарный запас, длина и грамматическое построение произносимой фразы, и понимание речи (рецептивный язык) оцениваются с учетом возраста ребенка. Очевидно, оценка языковых навыков у детей младшего возраста (от 15 месяцев до трех лет) является наиболее трудной задачей, особенно для невролога, обследующего больного с подозрением на многофакторное расстройство. В исследовании, о котором сообщали Bax et al. (1980), сравнивались результаты клинического обследования и стандартного теста языкового развития с использованием шкал Рейнелла.

Выяснилось, что при использовании простых картинок и объектов опытный врач способен достоверно оценивать детей со стандартным отклонением языковых и речевых навыков ниже 1,5 среднего уровня с необходимостью дополнительного обследования. Необходимо подчеркнуть, что все дети, чьи языковые навыки вызывают сомнения, должны проходить полное аудиометрическое обследование (см. главу 18). Также при поиске причины недоразвития речи нужно учитывать социальную депривацию и ограничение общения ребенка с окружающим миром. Некоторые дети с задержкой языкового и речевого развития могут «догнать» в школьном возрасте, но приблизительно у 7% пяти летних детей (Tomblin et al. 1997) разовьется специфическое расстройство речи (СРР), а у некоторых — общее расстройство умственных способностей и нарушения по типу аутизма. Расстройства речи могут при некоторых неврологических заболеваниях возникать и без задержки языкового развития. В классическом случае у ребенка с атетоидным церебральным параличом могут развиваться дизартрические нарушения речи, его речь становится невнятной; оценка языкового развития такого ребенка представляет большие трудности.

Дизартрические нарушения речи также могут быть проявлением генетических расстройств, таких как детские атаксии и врожденный супрабульбарный паралич, или таких приобретенных состояний как постэнцефалитическое, посттравматическое поражение мозга и опухоли задней ямки.

Основные понятия Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН, ВОЗ, 2001)

Диагноз специфического языкового расстройства ставится, если языковое развитие ребенка значительно ниже возрастной нормы, но в остальном разитие нормальное. В соответствии с данными исследований диагностических показателей специфических языковых расстройств (Research Diagnostic Criteria for Specific Developmental Language Disorders) МКБ-10 (ВОЗ, 1993) определяет пограничный уровень в 2 СО при стандартном исследовании речи в сочетании хотя бы с 1 СО ниже невербального уровня IQ. Однако некоторые исследователи считают этот диагностический критерий излишне жестким, так как у некоторых детей, имеющих все лингвистические признаки СРР, отсутствует выраженное расхождение показателей вербальных и невербальных способностей (Stark и Tallal, 1981). С клинической точки зрения в данном случае имел место аргумент, что диагноз СРР не должен исключаться для детей с нормальным уровнем невербального IQ. Bishop (1997) утверждает, что «мы должны быть готовы к тому, что этот вид патологии развития будет встречаться у детей с различным уровнем IQ.

Следовательно, состояние детей с расстройством речи и низким уровнем IQ после проведения речевой-языковой терапии улучшится до показателей среднего IQ.

Подробное описание специфических языковых нарушений можно найти у Bishop (1997) и Bishop и Leonard (2000).

Определения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, ВОЗ, 2001)

Дети с расстройствами речи и языковых навыков часто плохо воспринимают информацию на слух, и у них чаще возникают трудности с обучением грамоте в школе, чем у здоровых детей (Catts et al. 2002). У них также чаще встречается неврологическая патология развития/нервно-психические расстройства, о чем недавно сообщила группа Gillberg (Miniscalco et al., 2006, 2007). Они выявили, что «задержка языкового развития» в возрасте 30 месяцев (включая случаи, когда ребенок поздно начинает говорить, бедность речи, проблемы с осознанным восприятием), отмеченная патронажным работником/патронажной сестрой является достаточно надежным прогностическим признаком (70%) возникновения в возрасте 7-8 лет неврологической патологии развития/нервно-психических расстройств (включая расстройства спектра аутизма и СДВГ).

Интересно, что у всех детей с остаточной патологией в школьном возрасте возникали значительные проблемы с вербальными навыками. Этот факт свидетельствует о чрезвычайной важности наблюдения и оценки языкового развития детей в возрасте 2-3 лет с целью диагностики и лечения неврологической патологии развития/нервно-психических расстройств в самом раннем возрасте. Если выясняется, что задержка развития или отклонение нормального развития ребенка — перманентное состояние, ребенок признается нуждающимся не только в медицинской помощи и наблюдении, но также в специальных образовательных программах и помощи соответствующих социальных служб. Впервые попытка дать определение и классифицировать ограничения жизнедеятельности была предпринята ВОЗ в 1980 г.; эти общие понятия были усовершенствованы и преобразованы в современное более комплексное определение (ВОЗ, 2001).

Юридически одно и то же определение распространяется на все возрастные категории, но на практике существуют некоторые отличия между ограничением жизнедеятельности у детей и взрослых. Недееспособный взрослый может воспользоваться полным набором услуг системы социальной поддержки, но его жизнедеятельность может быть ограничена тяжелыми нарушениями, возникшими еще в детстве. Участие в общественной жизни физически и интеллектуально неполноценного человека может быть резко ограничено, но перед педиатром стоит задача попытаться оценить функциональные последствия наблюдаемого биологического феномена и последствия описываемого патологического состояния. Лечащий врач должен обеспечить ребенку участие в жизни общества, насколько позволяет состояние пациента. Тем не менее, последствия клинической оценки состояния и диагноза могут быть таковыми, что во многих странах социальная помощь при одном диагнозе будет отличаться от таковой при другом, хотя исходное состояние в обоих случаях одинаковое.

Например, пациенты с церебральным параличом и тяжелой неспособностью к обучению (задержкой умственного развития) могут получать весьма разнящиеся виды помощи по обучению и социальной реабилитации, что может иметь серьезные последствия для них самих и для их семей.

Взаимодействие компонентов международной классификации функционирования (МКФ) (ВОЗ, 2001)

– Также рекомендуем “Классификация нарушений развития нервной системы и проблемы их диагностики”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 18.1.2019

Источник

Читайте также:  Ребенку 1год и 4 месяца развитие вес рост