Оценка психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет

Возраст

Факторы психического развития

1 г. 3 мес.

(15 мес.)

1.Произносит 20 и более слов

2.Выполняет два поручения

3.Держит карандаш и оставляет им след на бумаге

4. Держит ложку во время еды

5.Ставит один кубик на другой

6.Ходит сам, но часто падает

1 г. 6 мес.

(18 мес.)

1.Стремится связать 2 слова в предложение

2.Хочет делать все самостоятельно

3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4. Пробует самостоятельно есть

5.После наблюдения повторяет указанное действие с игрушкой

6.Ходит стабильно, редко падает

1 г. 9 мес.

(21 мес.)

1.Называет 5 изображений на рисунке

2.Ищет помощи у взрослых

3.Черкает карандашом в рамках листа

4.Самостоятельно ест

5.Бросает мяч в ящик

6.Пробует бегать

2 года

(24 мес.)

1.Задает первые вопросы

2.Общается с детьми

3.Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4.Регулирует отправление физиологических потребностей

5.Пробует ловить брошенный мяч

6.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

2 г. 6 мес.

(30 мес.)

1.Задает различные вопросы

2.Может связно рассказывать

3.Умеет чертить кривую замкнутую линию

4.Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.Растегивает 3 пуговицы

6.Бегает значительно лучше

3 года

(36 мес.)

1.Может связно рассказывать

2.В игре входит в роль

3.Рисует шар, яблоко и другие предметы

4.Сам раздевается и одевается

5.Ставит 10 кубиков один на другой

6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

Определение коэффициента психического развития

детей от 1 года до 3 лет (в баллах)

 С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал по шести основным показателям: речь, общение, культурно- гигиенические навыки, рисование, действия с предметами и моторика. С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все 6 показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или воспитателей, близко общающихся с ребенком просят отметить (обвести) те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. При обработки результатов выбирается максимальный возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты  покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам ( расстегивает 3 пуговицы), речи- 36 месяцам( может связно рассказывать), а общения 24 месяцам ( общается с детьми) и т.д.

 Результаты в месяцах  по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом, определяется ВПР- реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:

                                      КР= ВПР х 100%

                                                     КВ

 Где ВПР – реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям;

КВ. – календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;

КР – коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:

Высокое развитие………………………………………….110 – 120

Нормальное развитие………………………………………107 – 90

Слабое развитие…………………………………………….87 – 80

Критический уровень развития……………………………77 – 70

Дебильность…………………………………………………67 и ниже

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы “Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки” (Центр “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Читайте также:  Оценка гармоничности физического развития ребенка

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Читайте также:  Детский центр для развития ребенка в лобне

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой “Развитие ребенка раннего возраста”
(основные показатели), М.: “Линка-Пресс”, 1999 г.

Источник

Психология детства.
Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Составители:
Костромина С.Н., Реан А.А. / Под ред. А.А. Реан.
– СПб: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 224 с. – С.18-20

Адаптация для работы
в ДОУ – Е.А. Ничипорюк

С 1 года до 3 лет оценка психического развития
детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного
возраста) по шести основным показателям:

–        
речь
(А),

–        
общение
(Б),

–        
культурно-гигиенические
навыки (В),

–        
рисование
(Г),

–        
действия
с предметами (Д),

–        
моторика
(Е).

С этой
целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от
1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего
развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный
возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят
отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. Первичные
баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми.
Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного
ребенка должно стать предметом анализа…П
ри
обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной
показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или
неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать
по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам
(может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т.
д.

Читайте также:  Лингвистическая периодизация развития речи ребенка

Результаты в месяцах по каждому из показателей
складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития
ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле
рассчитывается коэффициент психического развития:

КР=ВПР/КВ*100%

где ВПР — реальный возраст психического развития
ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;

KB — календарный возраст в месяцах от
рождения ребенка до даты обследования;

КР — коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными
возрастной нормы:

110-120 — высокое развитие;

107-90—нормальное развитие;

87-80 — недостаточный уровень развития;

77-70 – критический уровень развития;

67 и ниже – возможно умственная отсталость.

Если по результатам экспертной оценки ребенок
получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное
углубленное обследование.

Возрастная шкала оценки психического развития детей

Возраст (месяцы)

Факторы психического развития

15

(1)

1.     
Произносит 20 и более слов

2.     
Выполняет 2 поручения

3.     
Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

4.     
Держит ложку во время еды

5.     
Ставит 5 кубиков один на другой

6.     
Ходит сам, но часто падает

18

(2)

1.     
Стремится связать 2 слова в предложение

2.     
Хочет сделать все самостоятельно

3.     
Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4.     
Пробует
самостоятельно есть

5.     
После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

6.     
Ходит стабильно, редко падает

21

(3)

1.     
Называет 5 изображений на рисунке

2.     
Ищет помощи у взрослых

3.     
Черкает карандашом в рамках листа

4.     
Самостоятельно ест

5.     
Бросает мяч в ящик

6.     
Пробует бегать

24

(4)

1.     
Задает первые вопросы

2.     
Общается с детьми

3.     
Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4.     
Регулирует отправление физиологических потребностей

5.     
Пробует ловить брошенный мяч

6.     
Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30

(5)

1.     
Задает различные вопросы

2.     
Может связно рассказывать

3.     
Умеет чертить кривую, замкнутую линию

4.     
Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.     
Расстегивает 3 пуговицы

6.     
Бегает значительно лучше

36

(6)

1.     
Может связно рассказывать

2.     
В игре входит в роль

3.     
Рисует шар, яблоко и другие предметы

4.     
Сам раздевается и одевается

5.     
Ставит 10 кубиков один на другой

6.     
Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)

Группа………………………………..ДОУ
№………

Дата:…………..20….г.

Ребенок

шифр или дата рождения

Речь

Общение

Рисование

КГН

Действия с предметами

Моторика

КР

Соответствие возрастной норме

         
         
         

ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

1

2

3

4

5

6

А

Произносит
20 и более слов

Стремится
связать 2 слова в предложение

Называет
5 изображений на рисунке

Задает
первые вопросы

Задает
различные вопросы

Может
связно рассказывать

Б

Выполняет
2 поручения

Хочет
сделать все самостоятельно

Ищет
помощи у взрослых

Общается
с детьми

Может
связно рассказывать

В
игре входит в роль

В

Держит
карандаш и оставляет им следы на бумаге

Черкает
карандашом целенаправленно и старательно

Черкает
карандашом в рамках листа

Черкает
вертикальные и горизонтальные линии

Умеет
чертить кривую, замкнутую линию

Рисует
шар, яблоко и другие предметы

Г

Держит
ложку во время еды

Пробует самостоятельно есть

Самостоятельно
ест

Регулирует
отправление физиологических потребностей

Регулярно
сообщает о физиологической потребности

Сам
раздевается и одевается

Д

Ставит
5 кубиков один на другой

После
наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

Бросает
мяч в ящик

Пробует
ловить брошенный мяч

Расстегивает
3 пуговицы

Ставит
10 кубиков один на другой

Е

Ходит
сам, но часто падает

Ходит
стабильно, редко падает

Пробует
бегать

Поднимается
и спускается по лестнице с поддержкой

Бегает
значительно лучше

Поднимается
и спускается по ступенькам без опоры

БЛАНК

экспертной оценки
развития ребенка

……………………………………………………………

(имя, фамилия, дата
рождения, дата заполнения)

Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав
номер высказывания по каждому из пунктов (от А до
Е)

Источник