Оценка психического развития ребенка до года
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае – не пугаться.
- Причины такого отставания могут быть различными:
- – если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- – малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- – если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- – задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что “скорость” развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник
- Главная
- Психическое развитие детей
- Психическое развитие ребенка до года
Для того чтобы избежать ненужных переживаний и врачебных вмешательств, родители должны быть хорошо знакомы с критериями и основными этапами нейропсихического взросления у детей.
Критерии оценки психического развития ребенка
Долгое время детские неврологи не могли сформулировать четкие параметры, которые бы стали основой для косвенной диагностики развития головного мозга. Но все-таки общие знаменатели были найдены, и теперь, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), существуют параметры, состояние которых нужно проверять ежемесячно. Ими являются:
- крупная и мелкая моторика;
- развитие речи;
- аффективный (эмоциональный) статус.
Расскажем подробнее о каждом из них:
- Крупная моторика — это умение малыша держать головку, сидеть, переворачиваться, ходить. Её адекватное развитие говорит нам о хорошем состоянии опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
- Мелкая моторика – примерами развития по этому критерию являются координация взгляда и рук, хватание предмета, его удерживание. Раннее достижение стандартных этапов говорит о том, что велика вероятность того, что у вашего ребенка будут «золотые руки».
- Развитие речи – включает понимание и последующие попытки воспроизведение «разговора». Если малыш отстает по этому параметру, врачи рекомендуют обратить внимание на его слух или зрение — нет ли патологии на этом уровне.
- Аффективный статус – относится к взаимодействию ребенка и окружающих людей, умение улыбаться, довольно «кряхтеть». Торможение по этому критерию может также говорить о проблемах со зрением, слухом, о запаздывании эмоционального и/или интеллектуального развития.
Психическое развитие ребенка по месяцам
Далее будут приведены конкретные этапы, которые МОЖЕТ достигнуть ребенок на конкретном месяце развития. Если ваш малыш не дотянулся до какого-либо критерия, который соответствует возрасту – не паникуйте. Каждый ребенок развивается в своем ритме, и не всегда небольшое отставание от нормы (понятие, кстати, очень относительное) является признаком болезни или отставания в психическом развитии.
1 месяц
- Малыш на мгновение может поднять головку.
- Лежа на спине, поворачивает голову то в одну, то в другую сторону.
- Держит сжатые кулачки.
- Сильный хватательный рефлекс. Для его определения нужно положить свой палец в ладонь малыша, а он, в свою очередь, его схватит. Это врожденный рефлекс, который в месячном возрасте является нормальным показателем.
- Смотрит и следит за предметом, который двигается перед его личиком в диапазоне 45 градусов.
- Кричит, когда выражает недовольство.
- Внимательно смотрит на родителей, когда они с ним разговаривают.
2 месяца
- В положении лежа на спине держит головку под углом 45 градусов.
- Хватательный рефлекс ослабевает.
- Следит глазами за висящими предметами.
- Ищет взглядом источники звуков (поворачивает головку, когда слышит шум).
- Появляются несколько видов плача (в зависимости от того, что его беспокоит – голод, мокрый подгузник).
- Издает некоторые звуки.
- Улыбается, когда происходит что-то приятное (купание, взаимодействие с родителями).
3 месяца
- Когда его держат в положении стоя, малыш частично начинает переносить вес на обе ноги.
- Держит самостоятельно головку, но иногда устает и наклоняет ее вперед.
- В положении лежа на животе поднимает голову и плечи.
- Переносит вес на ручки.
- Отсутствует хватательный рефлекс.
- Держит предметы в ручке, но не в состоянии взять их самостоятельно.
- Наблюдает за предметами.
- Легко определяет источник звука.
- Пищит, визжит, лепечет, хихикает.
- Узнает лица, голоса, предметы.
- «Болтает».
- Улыбается, когда видит знакомых людей, играет с ними.
- Подозрительно относится к незнакомому окружению.
4 месяца
- Пускает слюни.
- Хорошо контролирует голову.
- Сидит, когда его придерживают.
- Переносит вес на ноги, когда его удерживают в вертикальном положении.
- Лежа на животе, поднимается на руках на 90 градусов.
- Переворачивается со спины на живот.
- Исследует свои ручки и играет с ними.
- Пытается самостоятельно дотянуться и взять предмет.
- Хватает предметы обеими руками.
- Начинает координировать взгляд и движение рук.
- Смеется.
- Нравится, когда его качают или подбрасывают.
5 месяцев
- Появляются признаки прорезывания зубов.
- Держит голову, когда сидит.
- Переворачивается с живота на спину.
- Лежа на спине, пытается взять ногу в рот.
- Самостоятельно дотягивается до предметов, хватает и удерживает их.
- Играет с пальцами ног.
- Наблюдает за падающими предметами, и сам активно бросает все.
- Говорит «агу» или подобные сочетания гласных и согласных.
- Улыбается своему отражению.
- Расстраивается, если у него забирают игрушку.
- Отличает родных от чужих людей.
- Начинает исследовать части своего (и, конечно же, маминого) тела.
6 месяцев
- Жует и кусает все, что ему попадается под руку.
- Лежа на животе, легко поднимает туловище, держась на ручках.
- Свободно держит головку в положении сидя.
- Переворачивается со спины на живот.
- Хватает и держит более мелкие предметы.
- Самостоятельно удерживает бутылочку.
- Тянет ноги ко рту.
- Частично контролирует свое тело, и может повернуться таким образом, чтоб видеть интересующий его предмет.
- Смотрит по сторонам, вверх, вниз.
- Говорит отдельные слоги «ма», «му», «да», «ди».
- Узнает родителей.
7 месяцев
- Сидит без поддержки, наклоняется вперед, опираясь на ручки.
- Полностью переносит свой вес на ноги, когда его держат в вертикальном положении.
- Передает предметы из одной ручки в другую.
- Стучит предметами по поверхностям.
- Держит мелкие предметы.
- Поворачивается, когда слышит свое имя.
- Появляется страх глубины (можно отметить при купании) и пространства (боится незнакомых помещений).
- Имеет вкусовые предпочтения.
- «Отвечает», когда с ним разговаривают.
8 месяцев
- Самостоятельно сидит без поддержки.
- Стоит на ногах, держась за мебель или поручни.
- Регулирует движения таким образом, чтобы взять нужный ему предмет.
- Берет игрушку пальцами (движения становятся аккуратнее).
- Тянет веревочку, чтобы заполучить предмет.
- Начинает понимать смысл некоторых слов: кушать, купать, гулять.
- Начинает соединять отдельные слоги, формируя слова, например «мама», «папа», но пока не придает им особого смысла.
- Понимает слово «нет».
- Не любит, когда его одевают или меняют ему подгузники.
9 месяцев
- Начинает ползать.
- Держась за что-то, становится на ноги из положения сидя.
- Может долго сидеть, играть.
- Отдает предпочтение использованию одной из рук (чаще правой).
- Использует указательный и большой пальцы для того чтоб взять предмет.
- Реагирует на простые просьбы – дай, возьми.
- Ставит ручки перед лицом, когда не хочет чтоб его умывали.
10 месяцев
- Из положения лежа на животе может перейти в сидячее.
- Легко находит баланс, когда сидит.
- Понимает, что такое «пока-пока».
- Когда стоит, придерживаясь за что-то, старается поднять одну ножку.
- Говорит еще одно слово, кроме «мама» или «папа» (нет, дай).
- Машет ручкой на прощание.
- Начинает привязываться к предметам.
- Повторяет действия, которые привлекает внимание родителей.
- Играет в «ладушки».
- С удовольствием смотрит на картинки из книг.
11 месяцев
- Ходит, придерживаясь за мебель или с помощью родителей.
- Складывает предметы в ведерко или коробку.
- Поворачивается назад, чтобы взять предмет.
- Внимательно изучает свои игрушки.
- «Пинает» мячик ногой.
- Проявляет бурный восторг, после того как чему-то научился.
- Расстраивается, когда что-то не получается.
- Качает головой, вместо того чтобы говорить «нет».
12 месяцев
- Ходит, держась за одну ручку.
- Может самостоятельно стоять, пробует ходить без поддержки.
- Самостоятельно садится, когда устает стоять.
- Наблюдает за предметами, которые быстро передвигаются.
- Говорит минимум 3 слова, помимо «мама» или «папа».
- Понимает смысл некоторых слов.
- Имитирует звуки, которые издают разные животные.
- Понимает, о чем идет речь, когда говорят название предмета.
- Показывать привязанность.
- Ищет предмет там, где его оставил.
- Обнимает родителей, когда чувствует себя незащищенным.
Задержка психического развития
Определить, отстает ли ребенок в развитии, без помощи компетентного специалиста довольно сложно, ведь, как мы подчеркнули выше, бывает, что дети «ленятся». И это вовсе не значит, что они неполноценны.
важноЕсли вы отметили, что ребенок не выполняет действий, которые, согласно таблице он уже должен был осуществлять 2 месяца назад – это повод для консультации с детским неврологом.
Заключение
Психическое развитие ребенка до года – очень активный процесс, который нуждается в постоянной родительской поддержке. Проводите как можно больше времени с вашим малышом, разговаривайте с ним, читайте, играйте, устанавливайте тактильный контакт. Все эти вещи сами собой будут стимулировать развитие ребенка и вероятность задержки сведется к минимуму.
Источник