Оценка психического развития ребенка 4 лет

Оценка психического развития ребенка 4 лет thumbnail

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Соответствуют норме

С отклонениями

4 года

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.

2. Моторика.

Специальные задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

6 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.  Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

Источник

Ребенку исполнилось 4 года. Пройден сложный период — кризис трехлетнего возраста.

Как будет формироваться психика ребенка в 4-5 лет?

Как родители могут помочь развитию своего чада?

Ответы на эти и другие вопросы — в этой статье.

Содержание:

  • Развитие психики в 4-5 лет
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики ребенка в 4-5 лет

Этот возраст — переход от раннего детства к дошкольному. 

Ребенок активно развивается, познает мир, с удовольствием общается со взрослыми и сверстниками и задает множество вопросов родителям.

Он начинает осознавать себя в этом мире. Продолжает формироваться его самооценка. 

Ребенок старательно повторяет то поведение, за которое его хвалят взрослые. Ему важно, чтобы его считали хорошим.

В это время быстро развиваются психические познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Они становятся более осознанными, произвольными. 

Также сейчас формируются волевые качества характера.

Четырехлетний ребенок начинает испытывать глубокие чувства. Он учится сопереживать другим. В основу его личности закладываются нравственные понятия.

Интеллектуальная сфера

Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают творческую деятельность. Им очень нравится рисование, сюжетная лепка, аппликация. Они довольно точно и детально могут изображать предметы.

Развитие интеллекта в этом возрасте уже таково, что ребята могут сочинить свою сказку, песенку или придумать свою рифму к слову.

В 4 года у ребенка меняется отношение к предметному миру. Раньше он изучал окружающее в том виде, что существует вокруг. Сейчас ребенок учится преобразовывать предметы и создавать что-то новое.

Четырехлетний человечек способен размышлять, правда, иногда делая ошибочные выводы. Поэтому без руководства взрослых в этом вопросе ему пока не обойтись.

Теперь он может накапливать знания о тех предметах, которые никогда не видел (например, о дальних странах). Также он приобретает отношение к этим знаниям (к примеру, начинает бояться хищников).

Взрослые для ребят 4-5 лет — авторитетные и неисчерпаемые источники самой разнообразной информации. Поэтому дети становятся маленькими почемучками и без устали задают вопросы обо всем на свете.

Внимание

Внимание становится более устойчивым и произвольным, чем раньше. 

Дети теперь могут сосредоточенно заниматься около 15-20 минут. Хотя во время интересной игры они могут быть погружены в процесс гораздо дольше этого времени.

Некоторые ребята уже могут удержать в голове несложную инструкцию. 

Чтобы помочь развитию внимания, можно учить ребенка рассуждать вслух при выполнении задания.

Читайте также:  Метрическая шкала озерецкого шкала оценки психомоторного развития ребенка

Память

В возрасте 4-5 лет развивается произвольное припоминание. Ребенок теперь может припомнить картинку, правда без точных деталей и времени.

Также формируется преднамеренное запоминание. Детям проще удержать что-либо в памяти при ясности задачи и при хорошей мотивации. Например, они легко могут запомнить нужный набор игрушек для игры.

Четырехлетний ребенок способен легко выучить стихотворение. Но для этого нужно, чтобы он понимал смысл текста.

Мышление

В 4-5 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Детям все еще важна наглядность, но они уже успешно играют игрушками-заменителями (например, камушками вместо машинок). Так же теперь они могут пользоваться схематичными изображениями, чтобы решить задачу (например, построить узор по схеме или пройти лабиринт).

Четырехлетний ребенок умеет предвосхищать событие или явление. То есть он может сказать, что произойдет с предметами от их взаимодействия друг с другом. Например, если столкнуть чашку на пол, то она разобьется.

Дети 4-5 лет могут находить различия и сходства между предметами. Также они могут собирать картинку из 4 частей, не смотря в образец. 

Восприятие

Ребенок активно совершенствует свое восприятие.

Он учится измерять, сравнивать предметы путем наложения и прикладывания их друг к другу. 

В его сознании продолжают накапливаться и закрепляться знания о 

  • цветах, 
  • формах, 
  • геометрических фигурах, 
  • величине, 
  • времени (время суток, время года), 
  • пространстве (вверх, вниз, далеко, близко), 
  • вкусе (соленый, кислый, горький, сладкий),
  • запахе, 
  • качестве поверхности (гладкий, пушистый, шершавый  и т.д.),
  • звуке.

Воображение

В этот период значительно развивается воображение. 

Ребенок может придумать что-то по собственному желанию. Его образы настолько яркие и реалистичные для него, что он верит в их существование. 

В 4-5 лет у детей могут возникнуть страхи. Это происходит из-за большой впечатлительности и богатого воображения. Это — нормальная особенность развития психики.

Речевая сфера

Развиваются и речевые способности.

Улучшается дикция и звукопроизношение. 

Ребенок активно пользуется речью, его словарный запас составляет сейчас около 2000 слов. Он умеет полноценно общаться и выражать свои мысли. Он может охарактеризовать объект, описать эмоции, пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по нему. 

Четырехлетний ребенок правильно использует предлоги и учится строить сложные предложения. Также он старается интонационно выделять значимые фразы.

Эмоционально-волевая сфера

В этот период значительно развивается эмоциональная сфера. 

Чувства ребенка становятся более глубокими  устойчивыми. Например, радость от общения переходит в чувство симпатии и привязанности. Они, в свою очередь, формируют нравственные чувства — доброту, чувство дружбы и т.д.

Дети учатся сопереживать другим людям.

При этом, они все так же, как и раньше, стремятся к самостоятельности. Но неудачи теперь могут их сильно расстраивать. Если подобное будет случаться часто, то у детей может возникнуть неуверенность в собственных силах и страх неудачи.

Игровая деятельность

Тематические игры у детей

Тематические игры

Четырехлетний ребенок стремится общаться и играть со своими сверстниками. При этом ему уже не интересно просто “играть рядом”. Теперь ему нужен полноценный партнер по играм.

Во время игр дети постигают тонкости общения. Они ссорятся, мирятся, помогают. дружат.

В игровой деятельности возникают первые тематические ролевые игры. Причем детям сейчас интересно общаться со сверстниками своего пола.

Например. девочкам нравится вместе играть в магазин или в дочки-матери, а мальчики объединяются, чтобы играть в моряков или солдатов.

Игры и игрушки для детей 4-5 лет

Как и в любом другом возрасте, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит максимально развить его способности и навыки через игру.

Вот какие игрушки нужны ребенку 4-5 лет:

  • для развития мелкой моторики — лего, конструкторы, пазлы, шнуровки, мозаика и т.д.;
  • для формирования крупной моторики — подвижные игры с крупными игрушками (куклами, кеглями, машинами);
  • спортивные игрушки — мячик, скакалка; 
  • детский транспорт — велосипед, самокат, беговел;
  • для сюжетно-ролевых игр — наборы доктора, продавца, парикмахера, чемоданчик с инструментами и т.п.;
  • для творчества — карандаши, краски, аппликации, пластилин, детские ножницы, мольберт.

Также очень полезно чтение сказок и стихотворений. После прочтения стоит обсудить поступки героев, узнать о них мнение ребенка. Отличный вариант игры — инсценирование сказок с помощью кукол или фигурок. 

В этом возрасте все еще не рекомендуются компьютерные игры.

Коммуникативная сфера

Для четырехлетнего ребенка очень важно общение со сверстниками. Ему уже недостаточно игр со своими игрушками в одиночестве или в компании родителей. 

Ребенку хочется быть признанным в кругу своих сверстников.

В этот период появляются первые друзья. А в группе детей возникают первые лидеры и конкуренция.

Общение со сверстниками связано с игрой и другими совместными делами. 

А при беседе со взрослыми дети учатся говорить о вещах, которые не относятся к конкретной ситуации. Они стремятся задать как можно больше вопросов и на все получить ответы.

Трудности возраста

4-5 лет — это период относительного затишья после сложного кризиса 3 лет. Ребенок снова становится послушным и покладистым.

Но и в этом возрасте есть свои сложности.

Богатое воображение ребенка может порождать страхи — например, чудовищ или злых сказочных персонажей. Взрослым не нужно акцентировать на них внимание. И тем более нельзя использовать страхи ребенка в воспитательных целях, запугивая его.

Также четырехлетний ребенок очень раним и чувствителен. Поэтому родителям важно следить за своими словами. Ведь случайно брошенная неосторожная фраза в адрес ребенка может надолго травмировать его.

Детям сейчас очень важно слышать похвалу от взрослого, чтобы понимать, что они хорошие. Если же взрослые не придадут значения какому-то поступку или действию ребенка, он всерьез может обидеться.

В 4-5 лет вредные привычки и недостатки характера легко могут укорениться. Поэтому важно своевременно корректировать их.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Родитель для четырехлетнего ребенка — некий эталон поведения. Поэтому взрослым необходимо самим следовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку. 

Ребенок верит во все, что говорит ему родитель. Поэтому любая новая информация для него должна быть правдивой.

Замечательно, если взрослые будут охотно отвечать на вопросы ребенка, интересоваться его мнением, а также поощрять его к рассуждениям.

Взрослым важно говорить с ребенком о своих и его чувствах, объяснять мотивы и последствия поступков.

Не стоит рассказывать четырехлетнему человеку страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти. Это может его слишком впечатлить и испугать.

Читайте также:  Развитие ребенка младшего школьного возраста в семье

Важно обсуждать с ребенком его страхи, “проживать” их вместе с ним.

Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе. Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины.

Сейчас нужно хвалить и поощрять ребенка за его хорошие поступки.

Нужно предоставлять детям возможность для творчества и самовыражения, а также интересоваться их результатами.

Также надо давать им возможность часто бывать на улице, активно двигаться и играть с другими детьми.

В 4-5 лет важно учить детей нравственным качествам: ответственности, отзывчивости любви к труду и т.д. На своем примере и в совместных делах надо прививать трудолюбие, взаимопомощь и т.п.

Также ребят нужно обучать, как общаться с другими детьми — уступать, делиться, отстаивать свои интересы.

Нужно рассказывать им о правилах поведения в различных ситуациях. Например, на площадке, в поликлинике в гостях и т.д.

Возраст 4-5 лет — довольно спокойный, но важный период в развитии психики ребенка. В этот период активно формируются самооценка, нравственные качества, глубокие чувства и привязанности. Кроме этого, быстрыми темпами развиваются познавательные процессы и представления об окружающем мире Родителям важно показывать положительный пример своему ребенку, предоставлять ему простор для самовыражения и общения со сверстниками, а также быть внимательным к его чувствам.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Подготовил

педагог-психолог  МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна  

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Линия развития ребенка  (возраст 4 года)

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом

При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями.  

Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых  состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый).  

Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их.

Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед.

При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой.

Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами

Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд)

В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

  1. Понимание речи.
  • Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).  

  • Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать  словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

  1. Активная речь
  • Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

  • Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года) 

Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

  1. Сенсорное развитие
  • Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

  • Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

  • Ребенок классифицирует 2 группы предметов.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

  • Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

  1. Игра и действия с предметами
  • У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)
Читайте также:  Что делать для развития месячного ребенка

Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за  игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

  • Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.

Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли  у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.  

Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль  в соответствии с ситуацией.

  • Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

  1. Движения
  • Ребенок перешагивает через палку  или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)

Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.

  • Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку,  прыгая по дорожке на двух ногах  (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

  1. Навыки
  • Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.  

  • Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

  • Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.  

  • Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).

Методика обследования:  естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

  1. Конструктивная деятельность
  • Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года).

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

  • Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий  размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.  

  1. Изобразительная деятельность

Рисование.

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.  

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей,  и называет их.(4 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей,   и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  1. Социальное развитие  
  • Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.

  • Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия  (4 года).  

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.  

Литература:

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2.  Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

Источник