Оценка пропорциональности развития ребенка питания детей

Оценка пропорциональности развития ребенка питания детей thumbnail

Оценка пропорциональности развития ребенка

Оценка пропорциональности развития ребенка

Оценка пропорциональности развития ребенка

.
Преподаватель МОМК 2 Коломенский филиал:
Зверева Галина Николаевна
 
 

Как же связана педиатрия и математика

Как же связана педиатрия и математика

Как же связана педиатрия и математика

Педиатрия тесно связана с математикой, ведь с математики начинается все.
Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес.
Родители тоже не забывают о математике. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, они постоянно используют математические расчеты. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить, сколько ребенок должен весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять

Физическое развитие детей Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость…

Физическое развитие детей Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость…

Физическое развитие детей

Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность.

Пропорциональность развития При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом

Пропорциональность развития При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом

Пропорциональность развития

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела.

Антропометрические индексы 1. Индекс

Антропометрические индексы 1. Индекс

Антропометрические индексы

1. Индекс Тура:
– новорожденный – окружность головы (Ог) больше окружности груди (Огр.) на 2 см
– в возрасте 2 – 4 месяца – окружность головы равна окружности груди (Ог = Огр.)
– в возрасте 1 года – Ог меньше Огр. на 2 см
– после 1 года – Огр. – Ог = п или 2п (п – число лет)

Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста – дети до 1 года + 13,5 до 10 см – дети 2- 3 лет + 9 до…

Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста - дети до 1 года + 13,5 до 10 см - дети 2- 3 лет + 9 до…

2. Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста

– дети до 1 года + 13,5 до 10 см
– дети 2- 3 лет + 9 до + 6 см
– дети 4 – 7 лет + 4 до + 2 см
– дети 8 – 15 лет + 1 до – 3 см 111111111111111111111111111Ф.Ф.Эрисман

Индекс упитанности (индекс Л.И

Индекс упитанности (индекс Л.И

3. Индекс упитанности (индекс Л.И. Чулицкой):

3 окружности плеча + окр. бедра + окружность голени – рост
Абсолютные значения составляют:
– дети до 1 года + 20 – 25 см
– дети 2 – 3 лет + 20 см
Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой – индексы пропорциональности:
3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени. Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхуданий нет. Эти индексы чувствительны, т.к. жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.

Массо-ростовой индекс (Кетле 1)

Массо-ростовой индекс (Кетле 1)

4. Массо-ростовой индекс (Кетле 1)

Масса тела в г
Длина тела в см
Используется у новорожденных. Отражает состояние питания ребенка во внутриутробном периоде.
В норме величина индекса колеблется от 55,5 до 60 -70.
Его снижение свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Избыточный вес – это фактор риска возникновения сахарного диабета

Избыточный вес – это фактор риска возникновения сахарного диабета

5. Избыточный вес – это

фактор риска возникновения сахарного диабета. Каждый человек должен знать для себя нормальную массу тела, связанную с его ростом, и стремиться к этому нормативу. По международным стандартам ВОЗ этот показатель принято называть индекс массы тела (ИМТ), который высчитывается следующим образом:
Масса тела (кг) / (рост человека (м))2
Нормальным индексом массы тела считается, если цифровой показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели ИМТ выше 25 означают наличие избыточного веса или ожирения:
Нормы для детей:
8 лет – 16,2 11 лет – 17,9 14 лет – 20,2
9 лет – 16,6 12 лет – 18,8 15 лет – 20,6
10 лет–17,2 13 лет – 19,6 16 лет – 21,3

Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты

Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты

Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты. Схематическое изображение длинников тела

Филиппинский тест» Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени

Филиппинский тест» Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени

«Филиппинский тест»

Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки левого уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ Признаками нормотрофии являются (по

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ Признаками нормотрофии являются (по

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ

Признаками нормотрофии являются (по Г.Н. Сперанскому):
1. Нормальный вес, рост, размеры тела и правильное их нарастание.
2. Чистая нежно-розовая бархатистая кожа, хороший тургор тканей, хорошая окраска слизистых оболочек, умеренно упругие мышцы, правильно развитый скелет.
3. Хороший аппетит при относительной неразборчивости к пище, нормальное переваривание и усвоение пищи, нормальный стул.
4. Отсутствие патологических отклонений при объективном исследовании внутренних органов.
5. Хорошая сопротивляемость инфекциям.
6. Правильное нервно-психическое развитие (статические функции, развитие условных рефлексов, речи, психики, спокойный, глубокий сон, живое выражение глаз, хорошее настроение).

Определение паспортного возраста ребёнка :

Определение паспортного возраста ребёнка :

1. Определение паспортного возраста ребёнка:Дата измерения – Дата рождения = Паспортный возраст ребенка
2. Измерение массы тела:Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.Взвешивание лучше проводить в утренние часы.Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Читайте также:  Индивидуальный план работы с ребенком речевого развития

Измерение длины тела и роста:

Измерение длины тела и роста:

Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.
Ребёнка следует положить так, чтобы:
-голова упиралась в стационарную перегородку
-ноги были выпрямлены
– пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой
Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Измерение окружности головы :

Измерение окружности головы :

Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.
Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности – наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Накладывают ленту по линии над бровями, затем – над ушами, сзади- по самой широкой части головы.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Измерение окружности груди : Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту

Измерение окружности груди : Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту

Измерение окружности груди:

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.
В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади – подлопаточной.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты

Расчет прибавки роста и массы Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек

Расчет прибавки роста и массы Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек

Расчет прибавки роста и массы

Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек. Но могут быть незначительные колебания как в сторону уменьшения так и в сторону увеличения массы тела у грудных детей. В первые дни после рождения масса ребенка уменьшается примерно на 150-200г. Это падение массы тела, как правило, закономерно и не считается патологическим, а называется физиологической убылью массы тела. Снижение массы продолжается 3-4 дня, затем начинается увеличение. Ориентировочно рассчитывают массу тела ребенка в первые 6 месяцев по формуле: М= Мр+ 800*п, где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни.

Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле:

Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле:

Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле: М=Мр+800*6+400*(п-6), где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни ребенка.
Массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле:М=10 + 2*п, где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Массу тела ребенка после 10 лет можно рассчитать по формуле: М=30 + 4*(п-10),где 30- средний вес ребенка в 10 лет, 4- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.

Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т

Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т

Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т.е. сопоставление этих величин дает представление об особенности физического развития ребенка. Длина тела доношенного ребенка в среднем равна 50см (50,2см – длина тела девочек и 50,7см длина тела у мальчиков). В течении 1-х дней жизни длина ребенка несколько уменьшается, т.к. выравнивается деформация черепа, возникшая в результате акта родов. Длина тела интенсивно увеличивается в грудном возрасте. За 1-й год жизни длина тела увеличивается на 25см (в 1 ½ раза).

Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:

Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:

Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет: 

В 1-ю четверть (0-3 месяца) по 3 см за каждый месяц,
В 2-ю четверть (3-6 месяцев) по 2,5 см за каждый месяц,
В 3-ю четверть (6-9 месяцев) по 1,5 см за каждый месяц,
В 4-ю четверть (9-12 месяцев) по 1,0 см за каждый месяц.
Рост ребенка после первого года жизни можно вычислить по формуле:
Х = 75 + 6*п,где 75- средний рост ребенка в 1 год, 6- среднегодовая прибавка, п- возраст ребенка.

Оценка пропорциональности развития ребенка

Оценка пропорциональности развития ребенка

Расчет питания детей до 10 дней 1)

Расчет питания детей до 10 дней 1)

Расчет питания детей до 10 дней

1) Формула Зайцевой: 2 % от массы тела при рождении х п ( где п – количество дней).
2) Формула Финкельштейна: (если масса тела при рождении 3200 или меньше)= п х 70, если масса тела при рождении больше 3200 = 80хп
3) Формула Тура: пх10, где п – количество дней

Читайте также:  Развитие ребенка с 1 месяца до 2 месяцев чем заниматься с ним

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней 1)

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней 1)

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней

1) Объемный метод:
от 2 до 6 недель 1/5 от массы тела
от 6 недель до 4 месяцев 1/6 от массы тела
от 4 до 6 месяцев 1/7 массы тела
от 6 до 9 месяцев 1/8 массы тела.
2) Расчет по Шкарину: 8 недель ребенок получает 800мл; на каждую неделю, недостающую до 8 на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше.
3) Расчет калорийный:
Iчетверть 120 ккал
IIчетверть 115 ккал
IIIчетверть 110 ккал
IYчетверть 100 ккал

В заключении: Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы

В заключении: Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы

В заключении:

Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый врач должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Методическая разработка теоретического занятия

УТВЕРЖДАЮ

Зав. по УМР

______________Е.Г. Ярандаева

«_____»__________20___г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по предмету «Математика»

(специальность «Лечебное дело», 1 курс)

ТЕМА: «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы.»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки теоретического занятия составляют три основных блока: методический, информационный и самоконтроля.

В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

Информационный блок включает терминологический словарь, материалы теоретического задания, раздаточный материала для студентов.

Блок самоконтроля знаний включает в себя:

-контрольные вопросы для самоконтроля;

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты теоретического занятия.

Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (написание сообщений, составление терминологического словаря, составление кроссвордов и т.д.) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен уметь:

  • решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

  • решать задачи при освоении образовательной программы.

Студент должен знать:

  • значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

  • основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

  • основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

  • основы интегрального и дифференциального исчисления

  • основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач.

Цели занятия:

1. Дидактические: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:

  • участие в формировании элементов общих и профессиональных компетенций в области математики:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК2);

  • отпускать лекарственные средства населению (ПК 1.2.)

  • изготавливать лекарственные формы по рецептам (ПК 2.1.)

2. Развивающие:

  1. развивать способность осуществлять поиск информации;

  2. развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;

  3. развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;

  4. развивать вычислительные навыки.

3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к профессии мед.работника;

– воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы;

– воспитывать толерантность;

– продолжить формирование аккуратности и точности.

Тип занятия: лекция -дискуссия

Вид занятия: теоретическое занятие

Методы обучения: частично-поисковый

Оснащение: Мультимедийная презентация

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.

1. Межпредметные связи

2. Внутрипредметные связи

Используемая литература:

Для студентов: Основная литература:

  1. Пехлецкий И.Д. Математика. М.,2011.

  2. Учебное пособие по математике. Иванова Н.Л., Костригина Т.А.2004г.

Для преподавателей:

  1. Данко П.Е., Попов А.Г, Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, в 2-х ч. М., 1986

  2. Гроссман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основные этапы теоретического занятия

и их содержание

Время

мин.

Обоснование методических приемов

1. Организационный момент

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

5

С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.

  • Сообщение темы занятия, плана теоретического занятия; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. Актуальность темы. Мотивация.

  • Актуализация опорных знаний

Читайте также:  С какого возраста начинать развитие ребенка

10

С целью мотивации необходимости  получения знаний, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения.

План:

  1. Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

  2. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы

60

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.

5. Подведение итогов занятия.

10

С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.

6. Сообщение домашнего задания

5

С целью координации самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

Информационный блок

Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.

Опр.6 Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это объем воздуха, выдохнутого из легких после максимального вдоха при максимальном выдохе:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

ДО-дыхательный объём=0,5л

РОвд. – резервный объём вдоха=1,5л

РОвыд. – резервный объём выдоха=1,5л

ЖЕЛ составляет у мужчин 3,5 – 5,0 л, у женщин – 3,0 – 4,0 л

Опр.7Минутный объем дыхания (МОД) – объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту. При относительном покое взрослый человек совершает примерно 16 дыхательных движений вминуту, а объем выдыхаемого воздуха – около 500 мл.

Минутный объем дыхания (МОД):

МОД=ЧД * ДО

ЧД-частота дыхания в минуту

ДОдыхательный объем воздуха

Содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом/выдыхаемом воздухе:

Кислород Углекислый газ

Во вдыхаемом воздухе

20,97%

0,03%

В выдыхаемом воздухе

16%

4%

Опр.8 Расчётные формулы для должной ЖЕЛ:

1способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,052-Возраст(лет)*0,022-3,6

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,041-Возраст(лет)*0,018-2,68

2способ:

ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.

3способ:

Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*25

Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*20

Показатели сердечной деятельности.

Опр.9 Ударный объём крови (УОК)-это объём крови поступающий в аорту при одном сокращении сердца.

УОК показывает величину сердечного выброса и является характеристикой производительности сердца как насоса.

Вычисляется по формуле: УОК=90,97+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)

САД-систолическое артериальное давление, у человека в покое САД=90-140мм.рт.ст.

ДАД-диастолическое артериальное давление, у человека в покое ДАД=60-90мм.рт.ст.

Опр.10 Минутный объём крови (МОК)-количество крови, перекачиваемое сердцем за 1 минуту.

МОК=УОК*ЧСС, для взрослого человека МОК=5л

где ЧСС-частота сердечных сокращений (пульс), для взрослого 60-80 уд/мин.

Пример 6

Предположим, что мы обследуем женщину- 30 лет,рост-165см, вес-60 кг.

Вычислить ЖЕЛ тремя способами, минутный объём дыхания и показатели сердечной деятельности.

Решение:

Определим ЖЕЛ разными способами:

1способ: ЖЕЛ=165*0,041-30*0,018-2,68=6,765-0.45-2,68=3,635(л)

2способ: ЖЕЛ=ДО+Ровд+РОвыд=500+1500+1500=3,5(л)

3способ: ЖЕЛ=165*20=3300(мл)=3,3(л)

4способ:(есть готовые таблицы) ЖЕЛ=3,7(л)

Определим минутный объём дыхания:

МОД=ЧД*ДО=16*500=8000(мл)=8(л)

Вычислим показатели сердечной деятельности:

УОК=90,7+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)=90,97+0.54*(120-80)-0,57*80-0,61*30=48,67(мл)

МОК=УОК*ЧСС=48,67*70=3406,9(мл)=3,4(л)

5.Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы:

Метрическая система единиц

Основные метрические единицы:

грамм (г) – мера массы

метр (м) – мера длины,

литр (л) – мера

Расчёт прибавки роста и массы детей

При оценке физического развития ребёнка объема. Необходимо учитывать его рост, массу тела, пропорции развития частей тела. Степень физического развития зависит от генетических особенностей и от социальных условий.

Масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первые три месяца.

Долженствующий вес детей до года:

m=m (при рождении) + месячные прибавки

Долженствующий вес у детей старше 1 года:

ДВ=10,5+2n(кг), где n-число лет после года.

Где 10,5 кг – средний вес ребенка в 1 год, 2 кг – среднестатистическая прибавка в весе за 1 год.

Долженствующий вес ребёнка после 10 лет:

ДВ=30+4(n-10), где n-число лет после года.

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребёнка. Он определяет абсолютную величину тела, созревание органов и систем, формирование функций. Процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь.

Оценка антропометрических показателей производят двумя способами: параметрическим и центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую норму и отклонение от неё(среднее квадратичное отклонение).Центильные таблицы показывают границы признака у определённого количества детей.

Наибольшая прибавка(энергия) роста приходится на первые три месяца жизни ребёнка.

Долженствующий рост детей до года:

ДР=l( при рождении)+ прирост (см)

12

(см)

3

3

3

2,5

2,5

2,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

Долженствующий рост детей от 1 года до 10 лет:

ДР=75+5n(см) , где n-число лет после года, 75- средний рост ребёнка в год, 5см-среднестатистическая прибавка в год.

Способы расчёта питания

Суточное количество молока от 0 до 10-14 дней жизни можно рассчитать:

− по формуле Зайцевой :

СКМ=2%( от массы тела ребёнка при рождении)*n, где n-дни жизни ребёнка.

-по формуле Финкельштейна:

СКМ=70n, при массе ниже 3200г

СКМ=80n, при массе выше 3200г

Антрометические индексы для взрослых

Для подростков и взрослых используют друге антропометрические индексы, отличные от детских: весоростовой, пропорциональности, стройности, осанки, развития плеча и двигательного развития, а также индекс процентного содержания жира в организме. Для девушек; отношение окружности талии к окружности бёдер(индекс лишних кг-ИЛК), отношение массы тела в кг к квадрату роста в метрах(индекс массы тела ИМТ).

ИЛК=окружность талии/ окружность бёдер – (в норме составляет 0,8)

ИМТ= отношению массы тела/к квадрату роста- (в норме18,5-25) если 25-30 избыток массы, более 30-ожирение. Для девушек норма=22-24%.

При проведении функционального обследования и оценке физического развития пациента используются следующие антропометрические индексы.

-Размер окружности грудной клетки=рост/2+(2-4)см.

-Весоростовой индекс Кетле=масса тела (г)/рост(см).

Норма у женщин 325-375, у мужчин 350-400

-Тип телосложения=(окружность грудной клетки/рост)100%

Если результат 50-55%-нормостеник, ниже 50%-астеник, выше-55%-гиперстеник.

-Жизненный индекс=ЖЕЛ/масса тела(кг)

Норма составляет: 55-60мл/кг

-Проба Штанге-задержка дыхания

Норма=40-55с.

-Проба Генчи-зажержка дыхания на выдохе, норма не менее 25-40с.

-Соотношение ЧСС и АД=ЧСС*АД(систолическое)/100, норма 85-110.

-Проба Мартине: после измерения пульса в покое( за 10 сек)исследуемый делает 20 глубоких приседаний за 30 сек. По окончании подсчитывается пульс за первые 10сек., в норме пульс восстанавливается через 2-3 мин.

Приложение 2

Вопросы для самоконтроля

  1. Газообмен в лёгких.

  2. Показатели сердечной деятельности.

  3. Расчёт прибавки роста и массы детей.

  4. Способы расчёта питания.

  5. О?