Оценка пропорциональности развития ребенка и питание
Оценка пропорциональности развития ребенка
Оценка пропорциональности развития ребенка
.
Преподаватель МОМК 2 Коломенский филиал:
Зверева Галина Николаевна
Как же связана педиатрия и математика
Как же связана педиатрия и математика
Педиатрия тесно связана с математикой, ведь с математики начинается все.
Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес.
Родители тоже не забывают о математике. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, они постоянно используют математические расчеты. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить, сколько ребенок должен весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять
Физическое развитие детей Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость…
Физическое развитие детей
Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность.
Пропорциональность развития При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом
Пропорциональность развития
При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела.
Антропометрические индексы 1. Индекс
Антропометрические индексы
1. Индекс Тура:
– новорожденный – окружность головы (Ог) больше окружности груди (Огр.) на 2 см
– в возрасте 2 – 4 месяца – окружность головы равна окружности груди (Ог = Огр.)
– в возрасте 1 года – Ог меньше Огр. на 2 см
– после 1 года – Огр. – Ог = п или 2п (п – число лет)
Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста – дети до 1 года + 13,5 до 10 см – дети 2- 3 лет + 9 до…
2. Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста
– дети до 1 года + 13,5 до 10 см
– дети 2- 3 лет + 9 до + 6 см
– дети 4 – 7 лет + 4 до + 2 см
– дети 8 – 15 лет + 1 до – 3 см 111111111111111111111111111Ф.Ф.Эрисман
Индекс упитанности (индекс Л.И
3. Индекс упитанности (индекс Л.И. Чулицкой):
3 окружности плеча + окр. бедра + окружность голени – рост
Абсолютные значения составляют:
– дети до 1 года + 20 – 25 см
– дети 2 – 3 лет + 20 см
Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой – индексы пропорциональности:
3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени. Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхуданий нет. Эти индексы чувствительны, т.к. жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.
Массо-ростовой индекс (Кетле 1)
4. Массо-ростовой индекс (Кетле 1)
Масса тела в г
Длина тела в см
Используется у новорожденных. Отражает состояние питания ребенка во внутриутробном периоде.
В норме величина индекса колеблется от 55,5 до 60 -70.
Его снижение свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.
Избыточный вес – это фактор риска возникновения сахарного диабета
5. Избыточный вес – это
фактор риска возникновения сахарного диабета. Каждый человек должен знать для себя нормальную массу тела, связанную с его ростом, и стремиться к этому нормативу. По международным стандартам ВОЗ этот показатель принято называть индекс массы тела (ИМТ), который высчитывается следующим образом:
Масса тела (кг) / (рост человека (м))2
Нормальным индексом массы тела считается, если цифровой показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели ИМТ выше 25 означают наличие избыточного веса или ожирения:
Нормы для детей:
8 лет – 16,2 11 лет – 17,9 14 лет – 20,2
9 лет – 16,6 12 лет – 18,8 15 лет – 20,6
10 лет–17,2 13 лет – 19,6 16 лет – 21,3
Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты
Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты. Схематическое изображение длинников тела
Филиппинский тест» Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени
«Филиппинский тест»
Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки левого уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ Признаками нормотрофии являются (по
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ
Признаками нормотрофии являются (по Г.Н. Сперанскому):
1. Нормальный вес, рост, размеры тела и правильное их нарастание.
2. Чистая нежно-розовая бархатистая кожа, хороший тургор тканей, хорошая окраска слизистых оболочек, умеренно упругие мышцы, правильно развитый скелет.
3. Хороший аппетит при относительной неразборчивости к пище, нормальное переваривание и усвоение пищи, нормальный стул.
4. Отсутствие патологических отклонений при объективном исследовании внутренних органов.
5. Хорошая сопротивляемость инфекциям.
6. Правильное нервно-психическое развитие (статические функции, развитие условных рефлексов, речи, психики, спокойный, глубокий сон, живое выражение глаз, хорошее настроение).
Определение паспортного возраста ребёнка :
1. Определение паспортного возраста ребёнка:Дата измерения – Дата рождения = Паспортный возраст ребенка
2. Измерение массы тела:Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.Взвешивание лучше проводить в утренние часы.Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.
Измерение длины тела и роста:
Измерение длины тела и роста:
Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.
Ребёнка следует положить так, чтобы:
-голова упиралась в стационарную перегородку
-ноги были выпрямлены
– пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой
Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Измерение окружности головы :
Измерение окружности головы:
Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.
Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности – наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Накладывают ленту по линии над бровями, затем – над ушами, сзади- по самой широкой части головы.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.
Измерение окружности груди : Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту
Измерение окружности груди:
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.
В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади – подлопаточной.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты
Расчет прибавки роста и массы Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек
Расчет прибавки роста и массы
Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек. Но могут быть незначительные колебания как в сторону уменьшения так и в сторону увеличения массы тела у грудных детей. В первые дни после рождения масса ребенка уменьшается примерно на 150-200г. Это падение массы тела, как правило, закономерно и не считается патологическим, а называется физиологической убылью массы тела. Снижение массы продолжается 3-4 дня, затем начинается увеличение. Ориентировочно рассчитывают массу тела ребенка в первые 6 месяцев по формуле: М= Мр+ 800*п, где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни.
Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле:
Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле: М=Мр+800*6+400*(п-6), где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни ребенка.
Массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле:М=10 + 2*п, где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Массу тела ребенка после 10 лет можно рассчитать по формуле: М=30 + 4*(п-10),где 30- средний вес ребенка в 10 лет, 4- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т
Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т.е. сопоставление этих величин дает представление об особенности физического развития ребенка. Длина тела доношенного ребенка в среднем равна 50см (50,2см – длина тела девочек и 50,7см длина тела у мальчиков). В течении 1-х дней жизни длина ребенка несколько уменьшается, т.к. выравнивается деформация черепа, возникшая в результате акта родов. Длина тела интенсивно увеличивается в грудном возрасте. За 1-й год жизни длина тела увеличивается на 25см (в 1 ½ раза).
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:
В 1-ю четверть (0-3 месяца) по 3 см за каждый месяц,
В 2-ю четверть (3-6 месяцев) по 2,5 см за каждый месяц,
В 3-ю четверть (6-9 месяцев) по 1,5 см за каждый месяц,
В 4-ю четверть (9-12 месяцев) по 1,0 см за каждый месяц.
Рост ребенка после первого года жизни можно вычислить по формуле:
Х = 75 + 6*п,где 75- средний рост ребенка в 1 год, 6- среднегодовая прибавка, п- возраст ребенка.
Оценка пропорциональности развития ребенка
Расчет питания детей до 10 дней 1)
Расчет питания детей до 10 дней
1) Формула Зайцевой: 2 % от массы тела при рождении х п ( где п – количество дней).
2) Формула Финкельштейна: (если масса тела при рождении 3200 или меньше)= п х 70, если масса тела при рождении больше 3200 = 80хп
3) Формула Тура: пх10, где п – количество дней
Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней 1)
Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней
1) Объемный метод:
от 2 до 6 недель 1/5 от массы тела
от 6 недель до 4 месяцев 1/6 от массы тела
от 4 до 6 месяцев 1/7 массы тела
от 6 до 9 месяцев 1/8 массы тела.
2) Расчет по Шкарину: 8 недель ребенок получает 800мл; на каждую неделю, недостающую до 8 на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше.
3) Расчет калорийный:
Iчетверть 120 ккал
IIчетверть 115 ккал
IIIчетверть 110 ккал
IYчетверть 100 ккал
В заключении: Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы
В заключении:
Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый врач должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Источник
Введение 2
Основная часть
1 Антропометрические исследования 4
1.1 Антропометрия 4
1.2 Факторы, определяющие и регулирующие рост ребенка. 5
1.2.1 Генетическая программа 5
1.2.2 Средовые факторы 7
1.3 Основные законы роста детей 9
2 Методика оценки показателей физического развития и выяс-
нения пропорциональности 12
2.1 Центильный метод 13
2.2 Метод Брока 16
2.3 Индексные методы 17
2.4 Другие методы 19
Заключение 21
Список литературы 23
Приложения 24
Введение
Для всестороннего представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, помимо демографических данных, заболеваемости и т. п. большое значение приобретает изучение основного критерия здоровья детского организма – физического развития, в частности пропорциональности развития.
Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи [2].
Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. . Такие факторы внешней среды, как структура и режим питания, особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, условия воспитания, перенесенные заболевания, социальные проблемы и др., могут оказывать большое влияние на физическое развитие детского организма (рост, масса На темпы физического развития влияют также наследственные (генетические и биологические) факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
Физическое развитие растущего и формирующегося организма ребенка – это один из основных показателей настоящего и будущего здоровья ребенка. Если нарушения в пропорциональном развитии у детей значительны, то в дальнейшем повышается вероятность возникновения каких-либо заболеваний.
Физическое развитие также является одним из важнейших критериев в оценке состоянии ребенка, тесно связанный с двигательным (моторным) развитием и половым созреванием молодого организма.
Наиболее просто и наглядно развитие ребенка оценивается по различным антропометрическим показателям и они широко используются на протяжении уже длительного времени.
Сегодня особенный интерес вызывает рассмотрение динамики физического и пропорционального развития детей и подростков с начала XXI века с учётом происходящих социально-экономических изменений. Согласно данным некоторых исследователей в разных регионах РФ и за рубежом выявлены новые тенденции развития детского населения: увеличение общих размеров тела, увеличение толщины жировых складок и обхватных размеров, более ранние сроки полового созревания. Также обнаружено существенное снижение функциональных показателей, в частности, например, мышечной силы кистей рук и т. п. [9]
Цель работы: рассмотрение методов определения морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития) и оценки пропорционального развития детей через показатели физического развития ребенка, получаемых в ходе антропометрических исследований.
Практическое значение работы заключается в том, что на основе рас-сматриваемых вопросов можно планировать объем и характер оздорови-тельных и лечебно-профилактических мероприятий, связанных с пропор-циональным развитием детей и подростков в современное время.
………….
Список литературы
1. Безруких М.М, Сонькин В.А, Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития человека) – М.: Академия, 2014. – С.288.
2. Нагаева, Т.А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие/Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Понамарева. – Томск, 2011.?101с.
3. Оценка роста и развития ребенка. / Под ред. В.В.Юрьева, М.М.Хомича. – Москва, «ГЭОТАР-МЕДИА», 2012г
4. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа — Минск : Новое знание, 2006. —416с.: ил.
5. Рохлов, В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
6. Столяренко, Л.Д. Антропология: Учебное пособие. / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. – Москва: МарТ, 2008. – 304
7. Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие для студентов. – ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 32с. [Центильные таблицы]
8. Хомутов А. Б. Антропология. /Б.А.Хомутов. – Ростов н/Д: «Феникс», изд. 3-е, 2004. (Серия «Высшее образование») — 384 с.
9. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка. .Краткий справочник./ В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич. 3-е изд. — СПб: Питер. —2007.
10. Мельник, В. А. Таблицы оценки физического развития школьников: метод. рекомендации для педиатров, научных сотрудников, клинических ординаторов, аспирантов, студентов медицинских вузов / В. А. Мельник, Н. В. Козакевич, А. А. Козловский; под общ. ред. В. А. Мельника. ? Гомель: ГомГМУ, 2012. ? 32 с.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Методическая разработка теоретического занятия
УТВЕРЖДАЮ
Зав. по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
по предмету «Математика»
(специальность «Лечебное дело», 1 курс)
ТЕМА: «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности. Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки теоретического занятия составляют три основных блока: методический, информационный и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.
Информационный блок включает терминологический словарь, материалы теоретического задания, раздаточный материала для студентов.
Блок самоконтроля знаний включает в себя:
-контрольные вопросы для самоконтроля;
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты теоретического занятия.
Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (написание сообщений, составление терминологического словаря, составление кроссвордов и т.д.) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
решать задачи при освоении образовательной программы.
Студент должен знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач.
Цели занятия:
1. Дидактические: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:
участие в формировании элементов общих и профессиональных компетенций в области математики:
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК2);
отпускать лекарственные средства населению (ПК 1.2.)
изготавливать лекарственные формы по рецептам (ПК 2.1.)
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации;
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;
развивать вычислительные навыки.
3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к профессии мед.работника;
– воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы;
– воспитывать толерантность;
– продолжить формирование аккуратности и точности.
Тип занятия: лекция -дискуссия
Вид занятия: теоретическое занятие
Методы обучения: частично-поисковый
Оснащение: Мультимедийная презентация
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
2. Внутрипредметные связи
Используемая литература:
Для студентов: Основная литература:
Пехлецкий И.Д. Математика. М.,2011.
Учебное пособие по математике. Иванова Н.Л., Костригина Т.А.2004г.
Для преподавателей:
Данко П.Е., Попов А.Г, Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, в 2-х ч. М., 1986
Гроссман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основные этапы теоретического занятия
и их содержание
Время
мин.
Обоснование методических приемов
1. Организационный момент
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.
5
С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.
Сообщение темы занятия, плана теоретического занятия; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. Актуальность темы. Мотивация.
Актуализация опорных знаний
10
С целью мотивации необходимости получения знаний, использования их в будущей практической деятельности.
3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения.
План:
Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.
Расчёт прибавки роста и массы детей. Способы расчёта питания. Оценка пропорциональности развития ребенка, используя астрометрические индексы
60
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
5. Подведение итогов занятия.
10
С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.
6. Сообщение домашнего задания
5
С целью координации самостоятельной работы студентов.
Приложение 1
Информационный блок
Газообмен в лёгких. Показатели сердечной деятельности.
Опр.6 Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это объем воздуха, выдохнутого из легких после максимального вдоха при максимальном выдохе:
ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.
ДО-дыхательный объём=0,5л
РОвд. – резервный объём вдоха=1,5л
РОвыд. – резервный объём выдоха=1,5л
ЖЕЛ составляет у мужчин 3,5 – 5,0 л, у женщин – 3,0 – 4,0 л
Опр.7Минутный объем дыхания (МОД) – объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту. При относительном покое взрослый человек совершает примерно 16 дыхательных движений вминуту, а объем выдыхаемого воздуха – около 500 мл.
Минутный объем дыхания (МОД):
МОД=ЧД * ДО
ЧД-частота дыхания в минуту
ДО– дыхательный объем воздуха
Содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом/выдыхаемом воздухе:
Кислород Углекислый газ
Во вдыхаемом воздухе
20,97%
0,03%
В выдыхаемом воздухе
16%
4%
Опр.8 Расчётные формулы для должной ЖЕЛ:
1способ:
Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,052-Возраст(лет)*0,022-3,6
Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*0,041-Возраст(лет)*0,018-2,68
2способ:
ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд.
3способ:
Мужчины: ЖЕЛ=Рост(см)*25
Женщины: ЖЕЛ=Рост(см)*20
Показатели сердечной деятельности.
Опр.9 Ударный объём крови (УОК)-это объём крови поступающий в аорту при одном сокращении сердца.
УОК показывает величину сердечного выброса и является характеристикой производительности сердца как насоса.
Вычисляется по формуле: УОК=90,97+(0,54*(САД-ДАД))-(0,57*ДАД)-(0,61*возраст)
САД-систолическое артериальное давление, у человека в покое САД=90-140мм.рт.ст.
ДАД-диастолическое артериальное давление, у человека в покое ДАД=60-90мм.рт.ст.
Опр.10 Минутный объём крови (МОК)-количество крови, перекачиваемое сердцем за 1 минуту.
МОК=УОК*ЧСС, для взрослого человека МОК=5л
где ЧСС-частота сердечных сокраще