Оценка показателей уровня и динамики развития ребенка
Оценка динамики развития ребенка. РекомендацииТаким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно. Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее: Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте: Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития. Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии. Инструменты для оценки развития ребенкаВсе, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков. Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие. Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития: При анализе динамики развития маленьких детей: Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр. Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений. Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи. Скрининг и оценка развития: Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенкаЭта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента: Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать. Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту. Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей: – Также рекомендуем “Проверка слуха ребенка. Методы оценки” Оглавление темы “Оценка развития детей”:
|
Источник
Инфоурок
›
Классному руководителю
›Презентации›Презентация к ИОПу Инструментарий и методы диагностики и оценки показателей и динамики развития ребенка
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Инструментарий и методы диагностики и оценки показателей и динамики развития ребенка Лондарева Алена Валерьевна
2 слайд
Описание слайда:
Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Народная мудрость
3 слайд
Описание слайда:
Цели и задачи: изучение процесса индивидуальных достижений детьми в процессе развития; выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, дальнейшее планирование индивидуального маршрута его развития; выявление эффективности педагогической деятельности; развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности; умение переносить знания в незнакомые ситуации, изучение межличностных отношений, отношение к классному руководителю.
4 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
5 слайд
Описание слайда:
Критерии отбора диагностической методики: особенности возраста учащихся класса степень сформированности детского коллектива особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся степень доверия друг другу детей и взрослых
6 слайд
Описание слайда:
ПРАВИЛА: 1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. 2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности 4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса. 3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса. . 5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе. 6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
7 слайд
Описание слайда:
Диагностические методики
8 слайд
Описание слайда:
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ Методика «Пословицы» Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы: 1. а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна б) Стыд не дым, глаза не выест в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом г) Что за честь, коли нечего есть 2. а) Не хлебом единым жив человек б) Живется, у кого денежка ведется в) Не в деньгах счастье г) Когда деньги вижу, души своей не слышу И Т. Д. Текст методики содержит 28 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу.
9 слайд
Описание слайда:
Методика для изучения степени социализации личности учащегося Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности учащихся. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; Например: 1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. 2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей 5. Мне хочется быть впереди других в любом деле и т. д. Обработка полученных данных.
10 слайд
Описание слайда:
Анкета Н.Г. Лускановой«Школьная мотивация и учебная активность» Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят. 1. Как ты чувствуешь себя в школе? Мне в школе нравится. Мне в школе не очень нравится. Мне в школе не нравится. 2. С каким настроением ты идешь утром в школу? С хорошим настроением. Бывает по-разному. Чаще хочется остаться дома. 3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? Пошел бы в школу. Не знаю. Остался бы дома. и т. д. УСТАНОВЛЕНО 5 ОСНОВНЫХ УРОВНЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.
11 слайд
Описание слайда:
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ «ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА» Анкета для оценки привлекательности коллектива Цель: Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива 1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу? а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива; б) Участвую в большинстве видов деятельности; в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других; г) Не чувствую что являюсь членом коллектива; д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса; е) Не знаю, затрудняюсь ответить. 2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность? а) Да, очень хотел бы перейти; б) Скорее всего, перешел бы, чем остался; в) Не вижу никакой разницы; г) Скорее всего, остался бы в своем классе; д) Очень хотел бы остаться в своем классе; е) Не знаю, трудно сказать.
12 слайд
Описание слайда:
«Два домика» Цель: выявить симпатии и антипатии к членам коллектива Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся». Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
13 слайд
Описание слайда:
«Продолжи предложения» Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения: 1. Самый близкий мне человек в классе, это… 2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это… 3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это… 4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это… 5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это… 6. Ребята, интересы которых мне чужды, это… 7. Ребята, которые мне неприятны, это… 8. Ребята, которых я избегаю, это…
14 слайд
Описание слайда:
Тест “Пьедестал”. Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку дети должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
15 слайд
Описание слайда:
Методика “Приглашение в гости”. Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей. Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?” Предложить детям записать фамилии 5 человек.
16 слайд
Описание слайда:
Диагностическая методика № 4. «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
17 слайд
Описание слайда:
«Дневник моей жизни» Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика.
18 слайд
Описание слайда:
«Государство — это мы». Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
19 слайд
Описание слайда:
МЕТОДИКА «МОЯ УЧИТЕЛЬНИЦА» Диагностическим приемом, позволяющий выделить и объектировать образ учителя, является изучение рисунков детей, в которых явно отражается мотивационное и эмоциональное отношение к педагогу. “Уши” – “орган” восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Изображение без ушей означает игнорирование того, что о нем говорят, недоступность для критики. “Рот” – может выражать агрессию, “орган” нападения. Наличие шеи – способность и рациональному самоконтролю, контролю разума “головы” над чувствами “телом”. Руки – как функция взаимодействия с окружающими, размер руки., количество пальцев показывают оснащенность, могущество.
20 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В представленной презентации Вы познакомитесь с методами диагностики и оценки показателей и динамики развития ребенка. Пока работала над данным ИОПом, я изучила полезную литературу и открыла для себя много интересного.
В частности такие методики как:
•Пословицы- этот метод помогает определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностых отношений к жизни, к людям, к самому себе.
• Замечательный метод “Два домика”-этот метод позволяет выявить симпатии и антипатии к членам коллектива.
С этими и другими методами Вы сможете познакомиться в презентации.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1275250
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник