Оценка нервно психического развития ребенка третьего года жизни
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Подготовил
педагог-психолог МБДОУ
детский сад «Солнышко»
Щербинина Анастасия Викторовна
с.Каратузское
2017 г.
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Линия развития ребенка (возраст 4 года) | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие |
Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом | При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями. | Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). | Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их. | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. | При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой. | Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами | Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) | В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия |
Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)
- Понимание речи.
- Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».
Ожидаемый результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).
- Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.
Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).
- Активная речь
- Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.
Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»
- Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)
Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.
Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.
- Сенсорное развитие
- Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.
Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.
Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.
- Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)
Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
- Ребенок классифицирует 2 группы предметов.
Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.
Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.
- Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)
Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.
- Игра и действия с предметами
- У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)
Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.
Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.
2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
- Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.
Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.
Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.
- Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.
- Движения
- Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)
Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.
- Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.
Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.
- Навыки
- Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
- Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).
Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.
- Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.
- Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация (во время приема пищи).
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.
- Конструктивная деятельность
- Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)
(3 года).
Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».
Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.
- Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)
Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.
- Изобразительная деятельность
Рисование.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
Лепка.
- Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их.(4 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Социальное развитие
- Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».
Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.
- Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.
Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.
Литература:
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
Источник
Тамара Цыпкина
Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни
Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни
Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей третьего года жизни:
На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия.В каждом из них обозначаются такие линии:
В первом полугодии:
1. Конструктивная речь;
2. Игра;
3. Активная деятельность;
4. Сенсорное формирование;
5. Формирование движений;
6. Формирование навыков.
Во втором полугодии:
1. конструктивная речь;
2. игра;
3. изобразительная деятельность;
4. активная деятельность;
5. сенсорное формирование;
6. Формирование навыков, движений.
Общая численность показателей – 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.
При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.
Возраст 2 года
Осмысление речи.
Разбирается в коротком рассказе взрослого без показа событий, имевшихся в опыте ребёнка.
Материалом является специально подготовленный непродолжительный рассказ о событии, неплохо знакомый ребёнку.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнок может находиться в группе с прочими детьми (2-3, сидящими в полукруге. Взрослый сидится напротив них и начинает рассказывать им вначале первоначальную часть рассказа, вслед за тем задаёт детям первые два вопроса, потом продолжает рассказывать и задаёт ещё два вопроса.
Рассказ, к примеру,может выглядеть следующим образом: «Жила-была девочка Дашенька. Решила Дашенька погулять, надев шапочку, пальтишко, ботинки, сошла по лесенке, потихоньку отворила дверь и вышла на улицу (первоначальная часть рассказа). На улице дети гуляют. Внезапно появилась собачка и начала лаять на Дашеньку – ав-ав! Дашенька напугалась и заплакала.А дядя сказал: «Не бойся, Дашенька, собачка не кусается», – и собачка убежала. Даша больше не плакала, а стала с детками играть (вторая часть рассказа)».Вслед за незначительной паузой воспитателем задаются вопросы: «Кто пошёл на улицу гулять?», «Что Дашенька надела?», «Кто испугал Дашу на улице?», «А что дядя сказал Даше?».
Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого.
Конструктивная речь.
При общении с взрослым употребляет трехсловные предложения, пользуется прилагательными и местоимениями.
Методика выявления – естественная обстановка (в период игры, режимных процессов, в общении с взрослым).
Поведение ребёнка – общается с взрослым через речь (двух- и трехсловные предложения).
Сенсорное формирование.
Подбирает по примеру и слову взрослого три контрастных цвета.
Материалом являются три пары варежек (красного, черного и пурпурного цвета).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми раскладывают варежки в таком порядке – красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная, пурпурная. Взрослый подаёт ребёнку варежку одного цвета и предлагает отыскать подобную ей.Потом порядок меняют: пурпурная, красная, чёрная, пурпурная, красная, чёрная. Задание повторяется.
Поведение ребёнка –верно подбирает по образцу три цвета: к красной варежке красную, к пурпурной пурпурную, к чёрной чёрную. Ребёнок должен решить одно задание.
Игра и действия с предметами.
Повторяет несколько последовательных действий (начало сюжетной игры).
1. Материалом являются кукла величиной 30 сантиметров, губка, полотенце, кубик (заместо мыла, ванна.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Может также использоваться игра ребёнка, когда он моет куклу. Перед ребёнком раскладываются игрушки,и говорится ему: «Кукла испачканная».
Поведение ребенка – повторяет с куклой несколько последовательных действий, а именно кладёт куклу в ванну, применяет кубик заместо мыла, терёт губкой, моет рукой, утирает полотенцем. Все предметы употребляются по назначению.
2. Присмотр за ребёнком в свободной обстановке,когда он по ходу игры повторяет несколько последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном либо моет посуду и утирает её, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, затем прикладывает к носу куклы.
Поведение ребёнка – когда ребёнок в любой обстановке повторяет несколько последовательных действий (два-три, применяя предметы по своему назначению, задание может считаться исполненным.
Движения.
Перешагивает сквозь преграды, чередуя шаг.
Материалом являются три-четыре брусочка.
Методика выявления – на дистанции двадцать сантиметров ложатся брусочки, и ребёнку предлагают перешагнуть через них, когда ребёнок не может понять задания, взрослому можно ему показать.
Поведение ребенка – идёт сквозь брусочки, чередуя шаг.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления – естественная обстановка (в момент одевания на прогулку либо вслед за сном). Ребёнку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку, носки.
Поведение ребёнка – сам, без поддержки взрослого надевает вышеупомянутые предметы.
Возраст 2 года 6месяцев
Конструктивная речь.
1. Разговаривает многословными предложениями (больше трёх слов).
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослый свободно разговаривает с ребёнком на первую попавшуюся знакомую ему тему (в период деятельности либо режимных моментов).
Поведение ребёнка – в собственной речи использует хотя бы одно многословное предложение (больше трёх слов).
2.Возникают вопросы: «Где?», «Куда?».
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведутся записи речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе 20-30 минут.
Поведение ребёнка –хотя бы один раз спрашивает: «Где?», «Куда?».
Сенсорное формирование.
1. Выбирает по примеру ключевые геометрические фигуры в многообразном материале.
Материалом являются два набора основополагающих геометрических фигур (кубик, шарик, кирпич, призма, цилиндр, конус).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым показывается ребёнку одна из геометрических фигур и ребёнок должен дать аналогичную фигуру.
Поведение ребёнка – верно подаёт взрослому подобающую фигуру.
2. Подбирает по примеру различные предметы четырёх основополагающих цветов.
Материалом является цветное лото, где есть четыре фона основополагающих цветов, и картинки с показом различных предметов четырёх цветов (нужно брать изображения известных предметов, однако которые не были использованы в занятиях).
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым даются ребёнку фоны четырёх цветов, потом показываются картинки с изображением предметов, которые окрашены в четыре основополагающих цвета (цвет чередуется). Взрослый узнаёт у ребёнка, на какой фон данную картинку необходимо положить.
Поведение ребёнка – верно выбирает по две картинки каждого цвета.
Навыки.
1. Целиком одевается, однако ещё не умеет застегивать пуговки и завязывать шнурки.
Методика выявления – естественная обстановка (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребёнка – сам одевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2. Кушает опрятно.
Методика выявления – естественная обстановка (в период кормления).
Поведение ребёнка – кушает опрятно, не пачкая одежду, не оставляя грязь на столе.
Движения.
Перешагивает сквозь палку либо веревку, которая горизонтально приподнята от пола на двадцать-двадцатьвосемь сантиметров.
Материалом является палка либо верёвка.
Методика выявления – провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо верёвку, которая приподнята от пола на двадцать – двадцатьвосемь сантиметров.
Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не цепляясь за палку либо верёвку.
Возраст 3 года.
Конструктивная речь.
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи ребёнка (в период самостоятельной деятельности либо режимных процессов) в ходе двадцати-тридцати минут.
Поведение ребёнка – хотя бы один раз в собственной речи использует придаточное предложение.
2. Возникают вопросы «Почему?», «Когда?».
Методика выявления – естественная обстановка. Взрослым ведётся запись речи в период хода кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение двадцати-тридцати минут.
Поведение ребёнка – хотя бы один раз использует вопрос «Почему?» либо «Когда?».
Сенсорное формирование.
1. В собственной деятельности, верно, применяет геометрические фигуры по своему назначению.
Материалом является геометрическая мозаика, а также приложенные к ней карточки, где предоставлены описания нетрудных предметов (дом, пароход, дои с забором и т. п., в основании которых расположены основополагающие геометрические фигуры.
Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослый подаёт ребёнку геометрическую мозаику, карточку-пример и делает предложение произвести соответствующее решение через накладывание на образец.
Поведение ребёнка – верно находит мозаику к рисунку.
2. Называет четыре основополагающих цвета.
Материалом являются восемь одноцветно окрашенных предметов по два одного цвета, однако, различной формы (к примеру, красный кубик, красный конус и другие).
Методика выявления – провоцирующая обстановка.Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует).
Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Навыки.
1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения.
Перешагивает сквозь палку либо верёвку, которая горизонтально приподнята от пола на 30-35 сантиметров.
Материалом является палка либо верёвка, которая поднята на вышеупомянутую высоту.
Методика выявления – провоцирующая обстановка. Взрослым предлагается ребёнку перешагнуть сквозь палку либо веревку.
Поведение ребёнка – перешагивает без затруднений, не трогаясь палки либо веревки.
(составлено При помощи трудов К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной)
Источник