Оценка нервно психического развития ребенка по таблицам

Таблицы по педиатрии
скачать (3208.6 kb.)
Доступные файлы (8):
2-НПР.doc
кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии
Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста
Возраст | А зр. | А сл. | Эмоции | До | Др | Ра | Рп | Навыки | Воспитание |
1 мес. | Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом | Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе | * | * | * | * | Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см |
2 мес. | Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет | Ищет источник длительного звука поворотом головы | Быстро отвечает улыбкой при общении | Хорошо держит голову лежа на животе | * | Гортанные звуки | * | * | Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком |
3 мес. | Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении | Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | Комплекс «оживления» в ответ на общение | Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении | Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку | Гуление | * | * | Подвешивание игрушки на вытянутую руку |
4 мес. | Узнаёт мать, радуется при её виде | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется при общении со взрослым | Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) | Захватывает низко висящую над грудью игрушку | Гуление. | * | При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку | Помощь ребенку в развитии захватывающих движений |
5 мес. | Различает близких от чужих | Узнает голос матери. Различает строгий и ласковый тон | * | Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого | Подолгу певуче гулит | * | то же | Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо |
6 мес. | * | По разному реагирует на своё и чужое имя | * | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая | Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений | Произносит отдельные слоги | * | Ест пищу с ложки, снимая её губами | Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки |
7 мес. | * | * | * | Хорошо ползает в различном направлении | Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу | Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый | Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки |
8 мес. | * | * | * | Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает | Простое подражание в игре: стучит, катает | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” | Сам держит и ест корочку хлеба | Необходимо разговаривать, играя с ребенком |
9 мес. | * | Под музыку совершает плясовые движения | * | Ходит, держась за опору | Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя | Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок | Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок |
10 мес. | * | * | * | Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойти | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев | Закрепление навыков, приобретенных ранее. |
11 мес. | * | * | * | Самостоятельно стоит, делает первые шаги | Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку | Произносит первые упрощенные слова “кис–кис”, “ав–ав” | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи | То же | Ребенку необходим максимум о6щения. |
12мес. | Узнает знакомого взрослого на фотографии | * | * | Ходит самостоятельно | Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения | Сам пьет из чашки | То же |
Примечание: * – нет критериев оценки
^
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие | ^ с предметами | Движения | Навыки | |
понимание речи | активная речь | |||||
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости | Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень | Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. | Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) | Словами, облегченными (“би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные наблюдательные действия | Перешагивает через препятствие приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей в 3 см | Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа “ворот’, “скамейки”, “дома” | Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку) |
1 год 10 мес. – 2 года | Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета | В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
^
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Сюжетная игра | Навыки | Движения | ||
Грамматика | Вопросы | Восприятие цвета | В одевании | В кормлении | |||
2 года – 2 г. 6 мес. | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | «где?», «куда?» | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см |
2 года 7 мес – 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | «когда?» «почему?» | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см |
^
НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Показатели развития | Соответствует норме | С отклонениями |
4 г о д а | ||
I. Мышление и речь. ^ | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету |
^ Специальные Задания | Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
Ш. Внимание и память. Специальные Задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
V. Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
5 л е т | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой подал в данную ситуацию | Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2.Моторика. Специальные задания | Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3.Внимание и память. Специальные задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторения, но, в целом, успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
(опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
6 л е т | ||
1.Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего | При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика. Специальные задания | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек. |
3.Внимаиие и память. Специальные задания. | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, “отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты. Наблюдение, опрос | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5.Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
Скачать файл (3208.6 kb.)
Источник
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае – не пугаться.
- Причины такого отставания могут быть различными:
- – если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- – малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- – если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- – задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что “скорость” развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник