Оценка нервно психического развития ребенка по таблицам

Оценка нервно психического развития ребенка по таблицам thumbnail

Таблицы по педиатрии
скачать (3208.6 kb.)

Доступные файлы (8):

2-НПР.doc

кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии

Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста

ВозрастА зр.А сл.ЭмоцииДоДрРаРпНавыкиВоспитание
1 мес. Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе * * * * Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см
2 мес. Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет Ищет источник длительного звука поворотом головы Быстро отвечает улыбкой при общении Хорошо держит голову лежа на животе * Гортанные звуки * * Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком
3 мес. Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении Поворачивает голову в сторону голоса взрослого Комплекс «оживления» в ответ на общение Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку Гуление * * Подвешивание игрушки на вытянутую руку
4 мес. Узнаёт мать, радуется при её виде Находит глазами невидимый источник звука Громко смеется при общении со взрослым Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) Захватывает низко висящую над грудью игрушку Гуление. * При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку Помощь ребенку в развитии захватывающих движений
5 мес. Различает близких от чужих Узнает голос матери.

Различает строгий и ласковый тон

* Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки Берет игрушку из рук взрослого Подолгу певуче гулит * то же Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо
6 мес. * По разному реагирует на своё и чужое имя* Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений Произносит отдельные слоги * Ест пищу с ложки, снимая её губами Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки

7 мес.

* * *Хорошо ползает в различном направлении Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее Лепет. Повторно произносит слоги На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки
8 мес. * * * Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает Простое подражание в игре: стучит, катает Громко, четко и повторно произносит слоги. Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” Сам держит и ест корочку хлеба Необходимо разговаривать, играя с ребенком
9 мес. * Под музыку совершает плясовые движения * Ходит, держась за опору Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок
10 мес. * * * Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойтиСамостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами Повторяет за взрослыми новые слоги По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев Закрепление навыков, приобретенных ранее.
11 мес. * * * Самостоятельно стоит, делает первые шаги Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку Произносит первые упрощенные слова “кис–кис”, “ав–ав” Первые обобщения: куклы, кубики, мячи То же Ребенку необходим максимум о6щения.
12мес. Узнает знакомого взрослого на фотографии * * Ходит самостоятельно Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения Сам пьет из чашки То же

Примечание: * – нет критериев оценки

^

ВозрастРазвитие речиСенсорное развитие^

с предметами

ДвиженияНавыки
понимание речиактивная речь
1 год 1 мес. –

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес. –

1 год 6 мес.

Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) Словами, облегченными (“би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает в игре отдельные наблюдательные действия Перешагивает через препятствие приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 7 мес.

1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей

в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа “ворот’, “скамейки”, “дома” Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку)
1 год 10 мес. –

2 года

Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см Частично надевает одежду (ботинки, шапку)
Читайте также:  Разработка индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка

^

ВозрастАктивная речьСенсорное развитиеСюжетная

игра

НавыкиДвижения
ГрамматикаВопросы Восприятие цветаВ одеванииВ кормлении
2 года –

2 г. 6 мес.

Говорит многословными предложениями (более 3 слов) «где?»,

«куда?»

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки Ест аккуратноПерешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см
2 года

7 мес –

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения «когда?»

«почему?»

Называет 4 основных цвета Появляются элементы ролевой игры Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см

^

НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ

Показатели

развития

Соответствует нормеС отклонениями
4 г о д а
I. Мышление и речь.
^
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету
^
Специальные

Задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнуркиНе умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно
Ш. Внимание и память.

Специальные

Задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи
IV. Социальные контакты.

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
V. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
5 л е т
1. Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает

на вопрос, как герой подал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета
2.Моторика.

Специальные

задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегдаНе умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко
3.Внимание и

память.

Специальные

задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту,

запоминает быстро, прочно или медленно, после многих

повторения, но, в целом, успешно

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не

ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

  1. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
6 л е т
1.Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ и с развитием сюжета,

отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится
2. Моторика.

Специальные

задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек.Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек.
3.Внимаиие и

память.

Специальные

задания.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто отвлекается, “отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты.

Наблюдение, опрос

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
5.Психическое

здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Скачать файл (3208.6 kb.)

Источник

Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае – не пугаться. 

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • – если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • – малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • – если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • – задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

Важно помнить, что “скорость” развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу. 

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Речь активная:

гулит.

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

Источник

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у ребенка у 9 месячного ребенка