Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни thumbnail

1. Основные критерии (линии) развития:

Аз – анализатор зрительный;

Ас – анализатор слуховой;

Э – эмоции;

До – движения общие;

Др – движения руки;

Ра – речь. активная;

Н-навыки;

Рп – речевые понимания;

Ср – сенсорика;

И – игра и действия с предметом;

Д – движения;

НПР – нервно-психическое развитие.

  • 2. Формулы НПР детей l-го года жизни:
  • 1 мес. Аз Ас До ЭРа.
  • 2 мес. Ас Аз До ЭРа.

З мес. Аз До Э Др.

  • 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.
  • 5 мес. Аз Ас др Ра Н Э До.
  • 6 мес. Ас др До Ра Н.
  • 7 мес. Др До Рп Ра Н.
  • 8 мес. Э др До Р Рп Ра Н.
  • 9 мес. Э Ас др До Рп Ра Н.
  • 10 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 11 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 12 мес. Э Аз др До Рп Ра Н.
  • 3. Динамика НПР за l-й год жизни ребенка

Новорожденный

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

1 месяц

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Аз – плавное прослеживание движущегося предмета.

Ас – длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

До – лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 с).

Ра – издает отдельные . звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Аз -длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, на привлекший его внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Ас – ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.

Э – быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.

До – лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).

Ра – повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Аз – зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).

Э – отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Др – случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

До – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).

4 месяца

Аз – узнает мать или близкого человека (радуется).

Ас- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Э – во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении.

др – рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.

До – удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Ра-гулит.

Н – во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Аз – отличает близких людей от чужих. Ас – узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.

Э – радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

Др – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

До – долго лежит на животе; подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.

Ра – подолгу, певуче гулит.

Н – ест с ложки полугустую кашу.

6 месяцев

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Ас – по-разному реагирует на свое и чужое имя.

Др – уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.

До – переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Ра – произносит отдельные слоги.

Н – ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

7 месяцев

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

др – С1УЧит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.

До- хорошо ползает (много, быстро).

Рп – на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.

Ра – подолгу лепечет.

Н – пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Э – смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Др – игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.

До – сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Рп – на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).

Ра – громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Н – ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из . чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Ас – плясовые движения под музыку.

Э – догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Др – действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).

До – переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Читайте также:  Диагностический материал для определения уровня развития ребенка

Рп – на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра – подражает взрослому, повторяя за ним слоги.

Н – хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

10 месяцев

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Э – действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Др – самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с пред-: метами принимают устойчивый характер.

До – всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.

Рп – по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню -догоню», «сорока-ворона».

Ра – подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.

Н – закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

11 месяцев

Э – радуется приходу детей, избирательное отношение к детям.

др – накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

До – стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Рп – по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.’ д.; находит и дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.

Н – закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

12 месяцев

Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Аз – узнает на фотографии знакомого взрослого.

Э – протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая· это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Др – катает, водит, кормит, баюкает. Доходит самостоятельно.

Рп – понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.

Ра – произносит 5-10 облегченных слов.

Н – самостоятельно пьет из чашки.

Источник

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

•    Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
•    Эмоции;
•    Общие движения;
•    Движения руки и действие с предметами;
•    Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
•    Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Показатель1 месяц2 месяц3 месяц4 месяц5 месяц6 месяц
Зрительно-
ориентировочные реакции   

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкойФиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положенииУзнает матьОтличает чужих от близких 
Слуховые
ориентировочные реакции   
Вздрагивает при резком звуке и мигаетПрислушива- етсяОтчетливое слуховое сосредото- чениеПоворачивает голову на звукРазличает тон, с которым к нему обращаются 
Эмоции   Первая улыбкаУлыбается в ответ на речь взрослогоВ ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножекГромко смеется  
Движения общие Пытается держать голову лежа на животе Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. Поворачивает- ся со спины на живот Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметами    Захватывает подвешенную игрушку    Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка    Свободно берет игрушки из разных положений
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи   Начинает гулить    Продолжи-тельно гулитПродолжает долго гулить Произносит слоги “ма”, “ба”. Начало лепета

Навыки и умения в процессах

     

 Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатели7 месяцев8 месяцев9 месяцев10 месяцев11 месяцев12 месяцев
Движения общие    Хорошо ползаетСамостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее Ходит при поддержке за обе руки   Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.Самостоя-тельно стоит без опорыСамостоя-тельно ходит
 Движения руки с предметами действия Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую Долго занимается игрушками

Действует с предметами     по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другойСтавит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки 
 Подготовитель- ные этапы развития речи Произносит слоги многократно (лепечет) Громко, повторно произносит различные слоги Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете Подражает разным слогам взрослого Произносит первые слова обозначения: “мама”, “ав-ав”, “кис-кис”    Произносит 8-10 слов
 Понимание речи    На вопрос “где” находит предмет, лежащий в определенном месте По просьбе взрослого делает “Ладушки”, “До свидания” 
Знает свое имя. На вопрос “Где?” находит предмет и достает его из множества игрушек
 Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого 
Выполняет элементар- ные требования взрослых
Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива-  ется запас понимаемых слов
 Навыки и умения в процессах Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит сухарик или корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. Пьет из чашки Пьет из чашкиСам берет чашку и пьет из нее
Читайте также:  Как наследственность влияет на психическое развитие ребенка

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

Читайте также:  Природа в развитии и воспитании ребенка

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов  – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Источник