Оценка нервно психического развития ребенка 2 года
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ И УМЕНИЯ |
1 год 3 месяца | 1) Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький). Вкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно. 2) Ориентируется в пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и слову (кубик, шарик) («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 2-х частей. 4) Строит башню из 3-х кубиков. 5) Переворачивает 2-3 стр. одновременно. | Развивается игра: 1) воспроизводит отдельные игровые действия: кормит куклу, собирает пирамидку из 3-4 колец без учета последовательности и др. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «машину, дорожку, башню». 3) Рисует «каракули» карандашом. | 1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется. 2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой. 3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки. 4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него. 5) Бросает мяч обеими руками. | 1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек: · находит и дает 3-4 игрушки, · дает предметы обуви и одежды. 2) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку» 3) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок» 4) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки). | 1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам. 2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности (« дай, бух, на, иди…») | 1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Часть пищи может съесть с помощью взрослого. 3) Еще проявляет неаккуратность в еде. |
1 год 6 месяцев | 1) Ориентируется в 4-х контрастных формах: подбирает их по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же») (кубик, кирпичик, шарик, призма – «крыша»). 2) Подбирает предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…). | 1) Воспроизводит ряд игровых действий,часто наблюдаемых в жизни: причесывает куклу, умывает ее, вытирает нос,.. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «забор». 3) Собирает пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности. | Движения становятся более координированными: 1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставнымшагом (по показу); 2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично; 3) сидит на корточках. | 1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?» 2) Узнает «картинки в действии» – собака ест, кукла спит,… (2 картинки). 3) Показывает одну из частей тела. | 1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные («ляля» – кукла). 2) Использует в речи однословную фразу: «Дай» + жест рукой | 1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке). |
1 год 9 месяцев | 1) Ориентируется в 3-х контрастных по величинепредметах(кубах): 10 см, 7 см, 4 см. 2) Собирает кубы, соответственно их величине (вкладывает). 3) Собирает матрешку из 3-х частей. | 1) Воспроизводит по показу несложные «постройки –перекрытия» из строительного материа-ла (ворота, скамейка); учится обыгрывать их вместе со взрослым. 2) Собирает пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности. 3) Рисует прямые линии. | 1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого). Ширина скамьи: 15-20 см, Высота: 15-20 см 2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу. 3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого. | 1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках. 2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом). 3) Показывает три части тела. | 1) Обозначает свои действия словами («спи, иди, упал»). 2) Связывает слова в двухсловную фразу: «Дай ку» – дай куклу. | Умеет частично раздеваться – с небольшой помощью взрослого: · снимает ботинки (развязанные), · туфли (расстегнутые), · носки, колготки. |
ВОЗРАСТ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ |
2 года | 1) По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов (красный, синий, зеленый). 2) Строит башню из 6-7 кубиков. 3) Переворачивает страницы в книге одну за другой. | 1) Воспроизводит в игре логически связанные, последовательные действия: куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. 2) Собирает пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности. | 1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом (3-4 брусочка на расстоя-нии 20 см) 2) Лазание по стремянке приставным шагом. 3) Бег без координации «рука-нога». | 1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?» 2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением. 3) Показывает 5 частей тела. 4) Выполняет 2-х этапную инструкцию. | 1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями. 2) Вводит в речь: · прилагательные, · местоимения (я, ты, мы, он), · наречия (там, туда). | 1) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого (шапку, ботинки, носки). 2) Моет и вытирает руки. |
2 года 6 месяцев | 1) По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). 2) Подбирает по образцу геометрические фигуры: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 4-5-ти частей. | 1) Игра носитсюжетный характер: ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет 2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать, гуляет. 2) Строит из кубиков «кроватку, стол, стул». 3) Собирает пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности. 4) Рисует закругленные линии («солнышко»). | 1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (3 палки или кубика – на расстоянии 20 см) 2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек. 3) Совершенствуется бег. 4) Бросает мяч одной рукой (не большой). | 1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»). 2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку. | 1) Строит предложения из 3-х и более слов. 2) Появляются вопросы «Где? Куда?» 3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с). 4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое». | 1) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. 2) Открывает и закрывает кран. 3) Знает, когда пользоваться туалетом. |
3 года | 1) Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. 2) Строит башню из 9 кубиков. 3) Складывает разрезную картинку из 2-3-х частей. 4) Складывает матрешку из 6-ти частей. 5) Складывает фигуры из геометрической мозаики. | 1) Возникновениероле-вой игры и начальных навыков ролевого поведе-ния: ребенок выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом. 2) Собирает пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности. 3) Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»). 4) Держит карандаш тремя пальцами («рисование по замыслу»). | 1) Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимсяшагом (кубики). 2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее. 3) Ловит мяч обеими руками. 4) Бег с координацией «рука-нога». 5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом. | 1) Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации. 2) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку. | 1) Употребляет в речи сложные предложения. 2) Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?» 3) Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки. 4) Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках. | 1) Одевается самостоятельно. 2) С небольшой помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. 3) Причесывается. |
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2904 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.
Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз – зрительный анализаторАс – слуховой анализатор Э – эмоции Др – движения руки и действия с предметамиДо – движения общиеРп – речевое понимание Ра – речевая активностьН – навыкиС – сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | ||
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | ||
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | ||
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | ||
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | ||
Ра | Произносит отдельные звуки. | ||
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | ||
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | ||
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | ||
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | ||
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
Э | Комплекс “оживления” в ответ на игрушки. | ||
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | ||
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | ||
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. | |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | ||
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | ||
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | ||
Ра | Гулит. | ||
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | ||
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | ||
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | ||
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | ||
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | ||
Ра | Подолгу певуче гулит. | ||
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | ||
6 месяцев | Ас | По – разному реагирует на своё и чужое имя. | |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | ||
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | ||
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | ||
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | ||
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. | |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | ||
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | ||
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | ||
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | ||
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | ||
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | ||
ДР | С предметами действует по – разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | ||
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя – оборачивается на зов. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | ||
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | ||
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | ||
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | ||
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | ||
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
Ра | Произносит первые слова – обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | ||
Н | Умение и навыки закрепляются. | ||
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме – кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | ||
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | ||
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | ||
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | ||
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | ||
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | ||
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | ||
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | ||
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | ||
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику – кубик/. | |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | ||
До | Движения более координированные – перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | ||
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | ||
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | ||
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | ||
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | ||
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | ||
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | ||
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | ||
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | ||
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | ||
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | ||
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | ||
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | ||
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | ||
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | ||
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | ||
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | ||
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | ||
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | ||
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. | ||
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | ||
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. |
Оценка НПР детей раннего возраста.
Группы риска детей по нервно – психическому развитию:
Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
в) дети с дисгармоничным развитием – с опережением на разные эпикризные
сроки по одному или нескольким показателям.
П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
IV группа:
1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям,
2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
Категория: Будущим родителям.
Печать
E-mail
Источник