Оценка индивидуального развития ребенка в доу
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
1) Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
2) Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п.4.2.) Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации.
3) При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). (ФГОС ДО, раздел 3, п )
4) Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3, п )
5) Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития
6) Методы педагогической диагностики Наблюдение (основной) Педагогическая свободная беседа Анализ продуктов детской деятельности Проблемная ситуация Дидактическое задание (педагогический тест)
7) При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3, п ). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
8) Методы психологической диагностики:
Тест
Наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Анализ продуктов детской деятельности
Проективный метод
Эксперимент
9) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке. Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т.п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.
10) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т.е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию. Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т.е. педагогическая диагностика направлена на развитие.
11) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами. Цель психологической диагностики – количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики исключительно качественный анализ, т.е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.
12) Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. В связи с этим возникают вопросы: – если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? – как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
13) Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
14) Ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение. Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер
15) Как это сделать? По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.
16) Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно. Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п ) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров
17) Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО. В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно – ценностной сферы. У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т.п.), в потребности фантазирования и творчества (инициативность), которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности
18) Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений. У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности – неправильности». Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников – как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.
19) Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией – это развитие у ребёнка способности сотрудничать. В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам – тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества
20) Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки – это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.
21) Ключевой принцип Стандарта: поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО, раздел 1, п.1.2) Таким образом, в свете идей ФГОС ДО, главное назначение и смысл педагогической диагностики: в переходе от диагностики отбора к диагностике развития; в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности
Источник
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ
Обоснование
ФГОС ДО (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №556) п. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Пояснительная записка
Карта наблюдений включает показатели развития пяти образовательных областей по ФГОС ДО:
физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
Показатели развития этих образовательных областей определяются по результатам наблюдения педагогом за ребёнком в течение всего учебного года. Исходные данные Педагог (воспитатель) внимательно читает приведенные показатели образовательных областей и в зависимости от устойчивости их проявлений у данного ребенка отмечает “+», выбирая соответствующую ячейку на листе “Исходные данные”. При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается: показатель “сформирован” означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д. показатель “находится в стадии формирования” означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д. показатель “не сформирован” означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер. На листе “Результаты” автоматически проставляется суммарное количество показателей каждой образовательной области в соответствующей ячейке по степени устойчивости.
I
1.Физическое развитие
2.Познавательное развитие
3.Социально-коммуникативное развитие
4.Речевое развитие
5.Художественно-эстетическое развитие
Возраст:3-4 года.
1. Ходит прямо, сохраняя заданное воспитателем направление
2. Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей
3. Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы
4. Сохраняет равновесие при беге по ограниченной плоскости (плоскость ограничена линиями на полу, не возвышенная)
5. Ползает на четвереньках произвольным способом
6. Лазает по лесенке произвольным способом
7. Лазает по гимнастической стенке произвольным способом
8. Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами
9. Катит мяч в заданном направлении
10. Бросает мяч двумя руками от груди
11.Ударяет мячом об пол 2-3 раза и ловит
12. Бросает мяч вверх 2-3 раза и ловит
13. Метает предметы вдаль
14. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры
15. Сам (или после напоминания взрослого) соблюдает элементарные правила поведения во время еды
16. Сам (или после напоминания взрослого) соблюдает элементарные правила поведения во время умывания
17. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни
II. Социально-коммуникативное развитие
1. Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
2. Умеет с помощью воспитателя накрыть стол к обеду (расставить на столе тарелки, разложить ложки, поставить салфетки и т.п.)
3. Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке
4. После игры, при напоминании, убирает на место игрушки и строительные материалы
5. Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице
6. Владеет элементарными навыками поведения в потенциально опасных ситуациях
7. Имеет первичные гендерные преставления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые)
8. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей
9. Принимает на себя роль: непродолжительно взаимодействует от имени героя со сверстниками в игре
10. Объединяет несколько действий в единую сюжетную линию игры
11. Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек на основе личных симпатий
12. Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки знакомых сказок, историй
13. В быту, самостоятельных играх посредством речи налаживает контакты
14. Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями
15. В случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому взрослому
16. Адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
17. Понимает, что надо вместе пользоваться игрушками, книгами, делиться с товарищами
18. В диалоге с педагогом слышит и понимает заданный вопрос, не перебивая говорящего взрослого
19. Занимает себя игрой и самостоятельной художественной деятельностью
20. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, досугах и развлечениях
21. Проявляет доброжелательность, дружелюбие
22. Откликается на эмоции близких людей и друзей
23. Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь
III. Художественно-эстетическое развитие
Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения
При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и/или целью постройки
Изменяет простые конструкции в длину и высоту двумя способами: надстраивая или заменяя одни детали другими
Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание, скручивание)
Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку
При помощи взрослого составляет из однородных предметов группы и выделяет один предмет из группы (напр. собрать все крупные и найти среди них красный
Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку
Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов (понимает конкретный смысл слов “больше, “меньше”, “столько же”)
Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму
Понимает смысл обозначений: вверх-вниз, спереди-сзади, слева-справа, на, над, под.
Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь
Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?), сведениями о себе, о происходящих с ним изменениях
Ориентируется в помещении группы, на участке (веранде) группы
Называет незнакомые предметы, объясняет их назначение, признаки (цвет, форму, материал)
Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе
Знает несколько семейных праздников
18.Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты
V. Речевое развитие
1.Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения
2. Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия.
3. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь
4. Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами
Возраст: 4-5лет
1. Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
2. Бег 30 м, (мин. и сек.)
3. Бег 90 м (мин. и сек.)
4. Прыжок в длину с места
5. Метает предметы разными способами
6. Отбивает мяч об землю двумя руками
7. Отбивает мяч об землю одной рукой
8. Уверенно бросает и ловит мяч
9. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
10. Ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону
11. Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений
12. Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя
13. Моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает роль при кашле, чихании
14. Правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды
15. Обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, травме
II. Социально-коммуникативное развитие
1. Самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок
2. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой
3. Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, старается выполнить поручения хорошо, ответственно
4. Способен удерживать в памяти при выполнении действия несложные условия (инструкции, алгоритм)
5. При распределении ролей по половому принципу практически не путает половую принадлежность игровых персонажей
6. Владеет способами ролевого поведения (действует о лица роли, соблюдает ролевое соподчинение, ведет ролевые диалоги)
7. Воплощается в роли, использует художественные выразительные средства: интонацию, атрибуты, мимику, жесты
8. Выступает в роли ведущего, объясняет сверстникам простые правила игры
9. В самостоятельных играх обустраивает место для игры (подбирает необходимые атрибуты, при необходимости обозначает пространство игры)
10. Имеет простейшие представления о разных профессиях
11. Согласовывает тему игры, распределяет роли, действует в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми
12. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу, предлагает новые роли, действия, обогащает сюжет игры
13. Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет
14. Проявляет избирательность в общении
15. Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
16. Проявляет личное отношение к соблюдению/нарушению моральных норм
17. Подчиняется правилам, старается их соблюдать
18. Соблюдает элементарные правила поведения в быту
19. Соблюдает элементарные правила поведения на улице
20. Соблюдает элементарные правила поведения на дороге
21. Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения
22. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками. Используя речь, договариваясь о теме игры, распределении ролей, а также в ролевом диалоге, общении по поводу игры
III. Художественно-эстетическое развитие
1. Активно, эмоционально включается в музыкальную деятельность
2. Определяет контрастные настроения музыкальных произведений
3. Знаком с названиями жанров (марш, песня, танец)
4. Поет естественным звуком, без напряжения песни разного характера, старается четко произносить слова
5. Вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение
6. Читает наизусть любое стихотворение или считалку
7. Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию
8. С интересом рассматривает иллюстрированные издания
9. Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы
10. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи
11. Украшает элементами народного творчества силуэты игрушек и предметов по заданию взрослого
12. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов
13. Создает неплохой сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке
14. Создает образы предметов и игрушек, при лепке использует различные приемы, объединяет в композицию
15. Правильно держит ножницы, вырезает различные фигуры, умеет резать по диагонали, по прямой, умеет вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать и закруглять углы
16. Аккуратно наклеивает, составляя узор из растительных форм и геометрических фигур
IV. Познавательное развитие
1. Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств
2. Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога
3. Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения
4. Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым
5. Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
6. Считает до пяти и отвечает на вопрос «Сколько всего?»
7. Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар
8. Сравнивает два предмета по величине (большеменьше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения
9. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб
10. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе
11. Определяет части суток
12. Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи
13. Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение
14. Знает несколько семейных и государственных праздников
15. Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят
16. Называет времена года в правильной последовательности
17. Знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их
18. Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями
V. Речевое развитие
1. В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения свои разнообразных потребностей
2. Разговаривает на различные темы
3. Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества
4. Описывает предмет, картину (с помощью взрослого или самостоятельно) с помощью раздаточного дидактического материала
5. Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки
Источник