Оценка индивидуального развития ребенка дошкольника
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
1) Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
2) Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п.4.2.) Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации.
3) При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). (ФГОС ДО, раздел 3, п )
4) Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3, п )
5) Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития
6) Методы педагогической диагностики Наблюдение (основной) Педагогическая свободная беседа Анализ продуктов детской деятельности Проблемная ситуация Дидактическое задание (педагогический тест)
7) При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3, п ). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
8) Методы психологической диагностики:
Тест
Наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Анализ продуктов детской деятельности
Проективный метод
Эксперимент
9) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке. Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т.п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.
10) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т.е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию. Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т.е. педагогическая диагностика направлена на развитие.
11) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами. Цель психологической диагностики – количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики исключительно качественный анализ, т.е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.
12) Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. В связи с этим возникают вопросы: – если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? – как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
13) Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
14) Ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение. Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер
15) Как это сделать? По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.
16) Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно. Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п ) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров
17) Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО. В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно – ценностной сферы. У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т.п.), в потребности фантазирования и творчества (инициативность), которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности
18) Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений. У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности – неправильности». Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников – как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.
19) Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией – это развитие у ребёнка способности сотрудничать. В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам – тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества
20) Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки – это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.
21) Ключевой принцип Стандарта: поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО, раздел 1, п.1.2) Таким образом, в свете идей ФГОС ДО, главное назначение и смысл педагогической диагностики: в переходе от диагностики отбора к диагностике развития; в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности
Источник
Организация оценки индивидуального развития детей
В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной с учётом Примерной ООП дошкольного образования (одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), а также с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Использую различные методы для оценки индивидуального развития детей:
Метод | Описание метода |
Наблюдение | Использую данный метод как основной для сбора данных. На начальном этапе ставлю цель наблюдения, определяю объект, создаю ситуации, в которых заданный параметр проявляется наиболее ярко, подготавливаю карты наблюдений для фиксации результатов |
Беседа, интервью | Заранее разрабатываю план беседы, затем организую предметную среду для мотивации детей, разрабатываю открытые вопросы проблемного характера (по теме беседы). Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей, ответы заношу в протокол беседы. После проведения ряда бесед анализирую полученные результаты. С помощью интервью получаю актуальные сведения о представлениях ребенка. |
Анализ продуктов деятельности. | Анализирую продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, пересказы и пр. сравнивая работы ребенка с его работами на более ранних этапах. Провожу анализ не только продукта, но и процесса его создания: заинтересованность, доведения до конца, степень соответствия первоначальному замыслу |
Диагностические ситуации | Использую при исследовании активности старших дошкольников в различных видах деятельности: «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, «Что мне интересно» О.В. Афанасьевой, «Перевертыши» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой и др. |
Полученные результаты вношу в карты наблюдения, итоговые таблицы, разработанные мной на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Затем заполняю электронные таблицы, созданные на каждого воспитанника. Анализирую полученные данные:
– определяю наличие представлений у детей по пяти образовательным областям, учитывая их возрастные возможности и содержание ООП;
– прослеживаю динамику развития, основываясь на результатах прошлой педагогической диагностики, сопоставляю с новыми данными;
Учитывая анализ, корректирую образовательную деятельность:
– планирую индивидуальную работу. Особое внимание уделяю тем детям, у которых отсутствует или замедлена динамика в развитии и освоении образовательной программы: обращаюсь за консультацией к другим специалистам (педагогу-психологу, инструктору по физ. воспитанию, учителю-логопеду) и на основе полученных рекомендаций составляю индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, учитывая его потребности, склонности и интересы.
– подбираю эффективные формы и методы работы: деятельность по подгруппам организую таким образом, что более подготовленные дети оказывают помощь детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий. В результате, они видят особенности выполнения деятельности других детей и стремятся за ними. При организации деятельности учитываю индивидуальные особенности детей, разный уровень их подготовки и предлагаю материал разного уровня сложности.
Таким образом, используемые мной методы оценки индивидуального развития детей разнообразны, применяются обоснованно, мной проводится анализ полученных данных и дается адекватная оценка индивидуального развития детей, на основе которой проводится корректировка образовательной деятельности.
Источник
Белишко Оксана Александровна
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС до)
1. Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО).
2. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга, а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п. 4.2.) Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации.
3. При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). (ФГОС ДО, раздел 3, п)
4. Результаты педагогической диагностикииспользуются исключительно для решения следующих образовательных задач:
-индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
-оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3, п)
5. Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития
Методы педагогической диагностики:
-Наблюдение
-Беседа
-Анализ продуктов детской деятельности
-Проблемная ситуация
-Дидактическое задание
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты детского сада (педагог-психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Методы психологической диагностики:
Тест
Наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Анализ продуктов детской деятельности
Проективный метод
Эксперимент
Отличия педагогической диагностики от психодиагностики.
Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке. Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т. п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.
Отличия педагогической диагностики от психодиагностики.
Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т. е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию.
Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т. е. педагогическая диагностика направлена на развитие.
Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами. Цель психологической диагностики – количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики исключительно качественный анализ, т. е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.
Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития.В связи с этим возникают вопросы: – если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? – как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения образовательной программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение. Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер
Как это сделать? По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.
Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно. Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров
Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах детского сада. В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно – ценностной сферы. У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т. п., в потребности фантазирования и творчества (инициативность, которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности. Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений. У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности – неправильности».
Поэтому Стандарт дошкольного образования призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников – как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.
Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией – это развитие у ребёнка способности сотрудничать.
В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам – тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества
Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки – это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.
Ключевой принцип Стандарта: поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО, раздел 1, п. 1.2).
Таким образом, в свете идей Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, главное назначение и смысл педагогической диагностики:
-в переходе от диагностики отбора к диагностике развития;
– в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности
Источник