Оценка индивидуального физического развития ребенка
В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индивидуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.
Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:
Метод сигмальных отклонений.
При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое отклонение делят на сигму (а) – среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:
Сигмальное отклонение | Развитие признака |
От -1а до +1а | В пределах средних величин |
От -1о~ до -2а | Ниже среднего |
Меньше -2а | Низкое |
От +1а до +2а | Выше среднего |
Больше +2а | Высокое |
Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, отклоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей средним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.
Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности развития ребенка.
Оценкафизического развития пошкалам регрессии.
Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других показателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показателей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.
Комплексный метод оценки.
При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному (см. следующий вопрос). После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физическое состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а – резко дисгармоничным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии имеют место и низкие функциональные показатели.
Определение группы здоровья ребенка.
По степени здоровья все дети разделяются на 5 фупп :
1) Здоровые. Не имеют хронических заболеваний игармонично развиты (в настоящее время это доли процента)
2) Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, сутулость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близорукостью.
3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремиссии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тонзиллит). ‘
4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации
5) Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение акселерации.
Для организма детей и подростков характерны рост и развитие.
Рост– это количественное изменение массы, величины клеток, органов и всего организма.
Развитие– это качественное изменение морфологической дифференци-ровки тканей, их функциональное совершенствование.
Рост и диффереицировка идут неравномерно (то рост опережает диффе-ренцировку, то диффереицировка идет быстрее роста).
В растущем организме преобладают процессы ассимиляции. Причем чем меньше возраст, тем активнее процессы ассимиляции.
Развитие детей и подростков принято делить на несколько этапов, характеризующихся своими особенностями (деление дается согласно лекционному материалу) :
1) Предцошкольный (от рождения до 3 лет)
2) Дошкольный (3-7 лет)
3) Школьный
а) младший (7-10 лет)
б) средний (11-14 лет)
в) старший (15-18 лет)
Преддошкольный период(до 3 лет) характеризуется очень быстрым ростом и развитием. Рост, масса, окружность головы, конечностей очень быстро меняются до 1 года. К 1 году масса утраивается, достигая в среднем 11 кг. Рост в среднем увеличивается на 15 см (например с 53 см до 78 см). В период от 1 года до 3 лет темп роста и развития уменьшается. Изменение массы составляет примерно 4-6 кг в год, а увеличение роста примерно 8-10 см в год.
В дошкольном периоде(3-7 лет) размеры тела увеличиваются равномерно. Увеличение массы составляет в среднем 2 кг в год, а роста – 5-8 см в год.
Для младшего школьноговозраста (7-10 лет) характерно среднее увеличение массы на 2-3 кг в год, а изменение роста составляет 4-5 см в год.
В среднем школьномвозрасте – в период с 11до 14 лет (подростковый возраст)наблюдается резкий эндокринный скачок, связанный с половым созреванием, в результате чего наблюдается быстрый рост, происходит четкая диффереицировка тканей. В этот период увеличение роста составляет 4-8 см в год, массы тела – 3-5 кг в год.
В 15-18 лет (старший школьный возраст)происходит завершение полового созревания. Наблюдается очень незначительная годовая прибавка в весе и росте.
Биологический и паспортный возраст.
Среди детей одного возраста особенно в 11-14 лет могут наблюдаться существенные различия в развитии организма. Таким образом, просто возраст ребенка не может объективно отражать степень его развития, поэтому кроме понятия паспортного возраста было введено понятие биологического возраста.
Паспортный (календарный) возраст– это возраст по дате рождения и текущей дате.
Биологический возраст– это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития).
Биологический возраст может не соответствовать паспортному.
Критерии установления биологического возраста :
1) Время окостенения скелета
2) Время прорезывания и смены зубов
3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)
4) Вторичные половые признаки
Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет.
Считается, что биологический возраст соответствует паспортному если
1) Длина тела не меньше средней стандартной величины
2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см
3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет – 4-5.
4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.
Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не соответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основными признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте – вторичные половые признаки и годовая прибавка в росте.
Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опережение не превышает 2 года, это нормально.
Акселерация.
Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:
1) Ранняя смена зубов
2) Раннее половое созревание
3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому
же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.
Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это – тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.
Акселерация – часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.
Причины акселерации:
Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.
1) Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнечной радиации.
2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселерация наблюдалась и раньше.
3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а следовательно ускорение роста.
4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших городах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздражают нервную’систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.
5) Генетическая теория.
Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.
Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.
ОГЛАВЛЕНИЕ
3. Понятие школьной зрелости, критерии определения. Группы риска неготовности к школьному
обучению.
Школьная зрелость.
В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.
Школьная зрелость– это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.
В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят
1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед
Критерии установления школьной зрелости:
1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
2) Установление биологического возраста
3) Проверка развития речи (пересказ)
4) Проведение дозированной работы ( 2 мин)
5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека.С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий
1. Нарисовать человека.
2. Скопировать письменно короткую фразу.
3. Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.
Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал – 1, низший – 5. Дети, набравшие 3-5 баллов – зрелые
5-9 баллов– средне зрелые больше 10 – незрелые. Первых и вторых берут в школу.
Группы риска неготовности к школьному обучению :
1) Отставание биологического возраста от паспортного
2) Дети с функциональными расстройствами
а) близорукость
б) логоневрозы (заикание)
в) дистопия
г) хронические заболевания
ОГЛАВЛЕНИЕ
4. Задачи и содержание работы школьного врача.
До 14 лет дети получают медицинскую помощь в детских поликлиниках, а старше 15 лет – во взрослых поликлиниках, где есть подростковый врач. Углубленное обследование проводится в школах 1 раз в год.
В школах за медицинскую помощь отвечает школьный врач.Это педиатр, ориентированный в вопросах гашены и педагогики.
Функции школьного врача:
1) Лечебно-профилактические
а) медицинский осмотр
б) диспансеризация
в) амбулаторный прием
г) определение группы занятий физкультурой
2) Противоэпидемические
а) проведение прививок
б) предупреждение заноса инфекций в школу (изоляция больных де
тей)
3) Санитарно-гигиенические –
а) участие в составлении расписания
б) посещение уроков труда, физкультуры
в) контроль за микроклиматом
4) Санитарно-просветительские (гигиеническое просвещение де
тей, родителей, педагогов)
ОГЛАВЛЕНИЕ
5. Температурно-влажностный и световой режим в школьных помещениях.
Температурно-влажностный режим в школьных помещениях.
Температура воздуха в школьных помещениях должна составлять
• В классах – 18-20 °С
• В спортивном зале – около 15-16°С
• В учебных’мастерских – 14-17°С Отопление – центральное. Влажность – 40-65 %.
Скорость движения воздуха – 0.16-0.25 м/с
Источник
Физическое развитие ребенка – это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Успех работы врача – педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).
Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?
Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.
Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?
На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.
Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.
В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.
Как формируются нормы физического развития ребенка?
В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал – это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.
На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.
Так, собственно, и сформировались нормативы:
- держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
- переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
- ползать – к 6 месяцам;
- самостоятельно ходить – к 12 месяцам.
И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.
Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.
Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности
Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.
Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:
повороты со спины на живот – к 4 месяцам;
ползание – к 7;
ходьба – к 12-13 месяцам.
Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.
В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:
- перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
- ползание – с 6 до 9;
- ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.
Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе – там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.
Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).
Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.
Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?
Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?
Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» – все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца.
Выходит, все здоровы – надо только ждать.
Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.
И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- гипертонус и другие.
но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? – не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.
А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».
Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.
Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».
В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»
На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?
Начинается тернистый путь по врачам….
Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.
Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам – неучи, рвачи, бездари, “поколение с купленными дипломами”….
Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране – это большая удача!
Мое мнение – надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.
В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.
Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП, другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.
Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.
Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).
Например:
ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».
Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?
Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.
Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.
Источник