Оценка гармоничности физического развития ребенка

Оценка гармоничности физического развития ребенка thumbnail

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Источник

Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда овпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, орректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за .инамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей – зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, арактеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все “антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:
– Гармоничным, и соответствующим возрасту – если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 – 75 центиля.
– Гармоничным, опережающим возраст – если полученные результаты соответствуют 90 – 97 центилю.
– Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов – если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят онегармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).

Метод Поля Брока

Кроме центильного способа оценки физического развития, разработанного лишь для детей и молодежи до 17 лет, существуют и другие. Самым приблизительным и старым является расчет идеального веса по формуле, предложенной 100 лет назад французским антропологом Полем Броком:

Идеальный вес (кг) = рост (см) – 100

Эту формула в настоящее время преобразована следующим образом:

Для мужчинИдеальный вес (кг) = 0,9 (рост (см) – 100)

Для женщинИдеальный вес (кг) = 0,85 (рост (см) – 100)

Формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин; что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты и т.д.

По мнению многих диетологов, расчеты веса по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свой вес нормальным, хотя на самом деле они страдают избыточным, и наоборот, некоторые низкорослые, чей вес в норме, считать его избыточным.

Индекс Кетле

Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:

Индекс Кетле = Вес (кг)
Рост2 (м)

Пример: вес обследуемого 67 кг, а его рост 1,74 м. Проведя несложное вычисление, получим результат 22,01. Для его оценки необходимо знать следующее. Индекс Кетле для женщин в норме должен быть равен 19-24, а для мужчин -20-25. Если значения индекса равно 26, или превышает этот показатель, то речь идет о вредном для организма избытке веса. Об ожирении I ст говорят, если индекс Кетле равен 26-30; II ст – если 30-40; III ст – если более 40. Если индекс Кетле ниже указанных нормативов, то это указывает на дефицит веса.

Вес тела и тип телосложения

Несомненно, что между весом тела и типом телосложения имеется связь, при этом одна и та же величина массы тела у хрупкого и плотного человека, при одинаковом росте, характеризует их физическое развитие по разному. Идеальный вес взрослого человека в зависимости от типа телосложения можно узнать из таблиц и номограмм, предлагаемых в дидактическом материале на практическом занятии. Воспользовавшись которыми, оценивают процент отклонения веса тела от идеальной величины. Это делают ниже представленным способом расчета отклонений от идеального веса.

Отклонение от массы тела

Воспользовавшись, одним из предложенных способов (центильным, методом Поля Брока, номограммами) узнают, каким должен быть идеальный вес тела в зависимости от возраста, пола, роста, или других антропометрических показателей. Но не всегда реальный вес соответствует идеальному. Для того, чтобы выяснить имеется ли недостаток или избыток веса тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

Дефицит (избыток) веса тела = Идеальный вес – Реальный вес

Если полученное число положительное, то это указывает на дефицит массы тела. А если при вычислении получается отрицательный результат, то это говорит об избыточной массе тела.

В таких случаях бывает необходимо оценить отклонение реального веса от идеального. Делается это следующим образом:

Отклонение от идеального веса тела (%) = (Идеальный вес – Реальный вес) · 100%
идеальный вес

Идеальный вес

Если реальный вес отличается от идеального в пределах 10 % в обе стороны это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы веса на 15-25% соответствует ожирению 1 степени; на 25-50% – 2 степени; на 50-100% – 3 степени; более чем на 100% – 4 степени. Снижение веса ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит составляет 10 до 20% – это гипотрофия 1 степени; от 20 до 30% – 2 степени; более 30% – 3 степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Под физическим развитием большинство из нас привыкло понимать те или иные двигательные навыки, физические возможности ребенка: умение прыгать, подтягиваться, отжиматься, и т.д. Однако для врачей гораздо более содержательными являются другие аспекты, изменения которых отслеживаются с установленной периодичностью. Когда и как происходит оценка физического развития ребенка? Что она дает?

Что входит в это понятие?

Физическое развитие в педиатрии понимается как процесс непрерывного роста в совокупности с биологическим созреванием в конкретный момент. Какие показатели физического развития детей используют специалисты? Основными из них являются:

  • рост;
  • масса тела (вес);
  • обхват груди;
  • обхват головы;
  • объем легких;
  • сила рук, а также некоторые другие.

Для оценки физического состояния новорожденного крохи и малыша до 3 лет важны первые 4 показателя. Ведь именно в этом возрасте наиболее активно идет рост и набор веса ребенка. Далее, чем старше становится ребенок, тем более эти процессы замедляются, ребенок растет и набирает массу все медленнее. К тому же пропорции его тела изменяются неравномерно: более всего удлиняются конечности, менее всего увеличивается объем головы.

Поэтому периодичность таких оценок с возрастом становится меньше. Если до года оценку проводят ежемесячно, с года до двух – каждые 3 месяца, то после 2 лет – каждые полгода, а после 3 и до 17 лет включительно – ежегодно.

Комплексная оценка физического развития детей в более старшем возрасте включает такие аспекты, как определение:

  • биологического возраста;
  • соматотипа;
  • гармоничности развития.

Для педиатра все эти показатели весьма красноречивы. Ведь физическое развитие тесно и напрямую взаимосвязано со здоровьем ребенка, непосредственно влияет на него. Рост и созревание организма – важнейшие показатели соматического здоровья подрастающего человека.

Как проводится оценка?

Для ее проведения чаще других способов пользуются специальными центильными таблицами, в которых указаны средние нормы для каждой характеристики, а также отклонения в меньшую и большую стороны. В табличной форме в них занесены очень низкие, низкие, ниже среднего, средние, выше средних и очень высокие показатели.

Если разность между двумя-тремя любыми показателями не выше 1, говорят, что развитие ребенка гармонично, если она равна 2 – что оно негармонично, 3 – дисгармонично. Это уже прямое свидетельство того или иного неблагополучия в здоровье ребенка. Для более точной диагностики доктору важно ознакомиться с картой обследуемого, посмотреть на предыдущее развитие, заболевания, которые он перенес.

Чтобы определить соматотип, суммируют «коридоры» (колонки) с ростом, массой тела и окружностью груди обследуемого.

Если сумма коридоров менее 10, говорят о микросоматическом типе развития (ниже среднего), при 11-15 – уже о мезосоматическом (среднем), выше 16 – речь идет о макросоматическом типе (выше среднего).

Биологический возраст определяется более сложными методами. Для его определения используют разные показатели.

Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста это:

  • развитие постоянных зубов;
  • длина тела (рост);
  • вес обследуемого;
  • окружность его грудной клетки.

С началом полового созревания более информативными становятся другие характеристики, говорящие, прежде всего, об уровне полового созревания. Для мальчиков важны:

  • пубертатная ломка голоса (в норме с 11 – 12 лет);
  • лобковое оволосение (с 12 – 13 лет);
  • состояние щитовидного хряща — рост «кадыка» (с 14 лет);
  • подмышечное оволосение (14 лет);
  • оволосение лица (14 – 15 лет).

Для девочек важно учитывать:

  • развитие молочных желез — набухание, рост (примерно с 10 – 11 лет);
  • оволосение лобка (с 11 – 12 лет);
  • оволосение подмышек (12 – 13 лет);
  • начало менструации (13 лет).

Используя эти показатели, а также данные центильных таблиц, врачи с помощью специальных формул делают общее заключение о соответствии или отклонении в развитии ребенка.

Что дает такая оценка?

Подобная диагностика позволяет врачам своевременно заподозрить начало заболеваний или пограничное состояние здоровья детей. Поскольку каждый из этих показателей проявляет себя в определенном возрасте, специалист легко может определить степень отставания или опережения развития, что как раз свидетельствует о возможных нарушениях.

Так, определенные физические навыки развиваются в зависимости от возраста, роста, веса детей: умение держать голову, садиться, ходить, и т.д. Вторичные половые признаки развиваются в определенном возрасте и в установленной последовательности. А при ее нарушении можно говорить о тех или иных отклонениях.

Ускоренное или замедленное развитие зубов также говорит о возможных отклонениях в здоровье ребенка.

Дети, чей биологический возраст не соответствует паспортному (особенно, если он ниже), плохо переносят физическую нагрузку, труднее усваивают программу, часто болеют, быстро утомляются. Постоянное напряжение сказывается на их общем состоянии. Наибольшую нагрузку испытывают нервная, сердечно-сосудистая система, а также опорно-двигательный аппарат. Такие дети требуют индивидуального подхода к обучению, снижения умственных и физических школьных нагрузок (возможен переход на домашнее обучение).

При обнаружении несоответствий детей направляют на консультации к эндокринологу, кардиологу, гинекологу, андрологу, другим специалистам.

Памятка для родителей

Не будучи специалистами в медицине, родители сами не смогут сделать подобное заключение о нормах или отставании в физическом развитии своих детей. Но при этом они вполне могут увидеть те или иные отклонения. Например, несоответствие роста или веса ребенка можно заметить, сравнивая данные своего ребенка со средними нормами соответствующих возрастных центильных таблиц. Если отклонения заметные, обратиться за консультацией к педиатру можно ранее установленного планового осмотра.

Кроме того, каждая мамочка знает, что существуют нормы навыков для детей разного возраста. Скажем, к 3 месяцам малыши должны уверенно держать головку, к 6–7 месяцам – сидеть, примерно к году они начинают ходить и произносить первые слова. Если малыш сильно отстает от возрастных норм из месяца в месяц – это повод для серьезного обследования. Ведь не каждое заболевание проявляет себя в самом раннем возрасте, и не всегда выражается открытой симптоматикой. Зачастую проблема назревает «тихо», без видимых проявлений. И единственный способ ее обнаружить – выявить несоответствие возрастным нормам развития.

Следует помнить, что отклонения в физическом состоянии могут быть следствием не только врожденных проблем, но и других, внешних факторов:

  • неправильный, несбалансированный рацион;
  • дефицит витаминов, минералов, микроэлементов;
  • плохая экологическая обстановка в местности проживания;
  • пониженная физическая активность детей.

Поэтому появляться они могут в разном возрасте, что и обусловливает постоянный мониторинг детского здоровья.

Что можно и нужно делать дома?

Кстати, абсолютно неправильно сваливать всю вину за возникновение проблем со здоровьем детей на дошкольные и школьные образовательные учреждения (на сильные нагрузки, плохое меню, нервную атмосферу, и т.д.). Основы здоровья закладывают и поддерживают родители. Для этого необходимо, во-первых, закаливать детей всеми возможными методами:

  • обтирание;
  • контрастный душ;
  • проветривание;
  • обливание холодной водой;
  • длительные прогулки на свежем воздухе.

Ограничьте время, которое ваш ребенок просиживает за просмотром телевизора или играми в компьютере. Это снижает их общую активность и негативно сказывается на состоянии нервной системы.

Немаловажное значение имеют правильные привычки питания, которые также прививают родители своим примером. Необходимо употреблять больше свежих овощей, фруктов, крупяных каш, соков, отварного или запеченного мяса, а также исключить из рациона (или свести к минимуму) употребление:

  • мучных и сдобных изделий;
  • газированных напитков;
  • продуктов фаст-фуда;
  • снеков;
  • жевательных резинок;
  • консервированных и маринованных продуктов;
  • фабричных полуфабрикатов.

С раннего детства важно обеспечить растущему организму полноценную физическую нагрузку. Игры на детской площадке со сверстниками (на горках, качелях, лесенках, батутах, с мячами, скакалками), посещение спортивных секций, привычка к утренней зарядке и активной гимнастике, катание на велосипеде, роликах, скейтах, санках, лыжах, коньках – эти и другие виды активности должны занимать достаточное время в распорядке дня растущего человечка. Такие нагрузки помогают укреплять все мышцы, связки, суставы, скелет, развивают вестибулярный аппарат, улучшают кровообращение. Все вместе эти факторы укрепляют здоровье ребенка.

Итак, здоровье неразрывно связано с физическим развитием детей. Именно поэтому так важно постоянно наблюдать за физическими показателями растущего организма, отслеживать их динамику. Это позволяет заподозрить и обнаружить множество заболеваний на самых ранних стадиях, задолго до того, как ребенок начнет жаловаться на те или иные недомогания. Но укреплять здоровье – значит во многом способствовать сохранению и укреплению здоровья. А здесь самое главное – систематический подход и постоянный пример родителей.

Источник