Оценка физического развития ребенка в медицинской карте в садик

После полутора-двухлетнего возраста малыша родители все чаще задумываются о вопросе поступления ребенка в детский сад. Кроме наличия места в детском саду, для того, чтобы ребенка взяли в садик, он должен быть здоров и у него должна быть правильно и полностью заполнена специальная карта, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.07.2000 г. № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

В некоторых странах бывшего Союза малыша могут не принять в садик, если он полностью не привит, в России на основании «закона об иммунопрофилактике», пока что, отсутствие части или даже всех прививок не является основанием для отказа в принятии в детский садик. Вам могут временно отказать, если малыш не привит от какой-то инфекции, только если есть реальная опасность его заражения этой болезнью именно в саду – так называемые эпидемические показания.

Когда нельзя?

Конечно, к садику надо готовить малыша задолго до поступления. Если вы четко определились, когда малыш пойдет в садик, нужно будет знать, при каких заболеваниях или состояниях вам могут отказать. Прежде всего это все острые заболевания – как инфекционные, так и не инфекционные, заразные болезни глаз, кожи, волос, до того момента как ребенок полностью не выздоровеет и не окрепнет после болезни.

Не возьмут ребенка и при обострении у него имеющихся хронических болезней, если он недавно перенес карантинную инфекцию (корь, коклюш, свинку, ветрянку), пока не закончатся регламентированные сроки его карантина и изоляции.

Откажут в приеме в детский садик, если посевы кала, с носа или глотки выявляют носительство опасных возбудителей кишечных или респираторных инфекций (сальмонеллеза, дифтерии, стрептококка, патогенных стафиллококков и других).

Не возьмут малыша и в случае, если у него имеется злокачественное опухолевое заболевание крови или других органов, недостаточность кровообращения, туберкулез легких или другие его формы, есть эпилепсия с частыми припадками, имеются психические расстройства, тяжелые неврозы, и если есть эндокринные болезни, требующие особой диеты или терапии (например, диабет).

Медицинская карта ребенка для детского сада (форма 026/у)

Все малыши перед приемом в детский сад, не ранее чем за 2-3 месяца, проходят врачебную комиссию, которая состоит из участкового педиатра (или семейного доктора) и врачей-специалистов, после обхода которых у вас на руках будет Медицинская карта ребенка для детского сада. Анализы же должны быть свежими, срок годности справок — один месяц!

Если вы проходили врачей ранее, например, в прошлом году, но в садик не попали (не было мест или заболели, были другие причины), потребуется повторная консультация специалистов, так как здоровье ребенка очень хрупко, и изменения могут происходить очень быстро – буквально за пару месяцев.

После осмотра педиатром, необходима консультация:

1. Ортопеда. Этот доктор исследует скелет и связки ребенка, исключит нарушения осанки и плоскостопие, даст рекомендации, в случае отклонений, как не допустить в садике прогрессирования, например, сколиоза.

2. Хирурга. Доктор исключит грыжи, проблемы с яичками у мальчиков, болезни, при которых может требоваться операция.
3. ЛОР-врача. Доктор исключит очаги хронической инфекции на миндалинах (тонзиллит) и аденоидные разрастания, аллергический насморк и другие проблемы ушей, носа и глотки.

4. Окулиста – врач проверит остроту зрения, исключит проблемы с мышцами глаз (косоглазие).

5. Невролога. Врач проверит рефлексы, тонус мышц и работу нервной системы, оценит речевое и нервно-психическое развитие, исключит основные проблемы – неврозы, нарушения сна и адаптации.

6. Дерматолога – доктор, прежде всего, исключит заразные болезни кожи, ногтей и волос, исключит аллергию.

7. С трех лет требуется еще и логопед, он оценивает развитие и правильность речи.

8. Психолога, который выявит проблемы адаптации, трудности в общении и другие проблемы.

По решению вашего лечащего врача, возможно, список будет расширен – если у ребенка проблемы с почками, нужен будет еще уролог или нефролог, если есть проблемы с пищеварением – гастроэнтеролог, если есть антитела к каким-либо инфекциям – инфекционист. Также могут потребоваться кардиолог, эндокринолог и стоматолог.

Кроме того, ребенку обязательно дадут направление как минимум на четыре анализа:
1. Клинический анализ крови
2. Общий анализ мочи,
3. Кал на яйца гельминтов
4. Перианальный соскоб на них (анализ на энтеробиоз),
5. Кал на кишечную группу.
Специалисты на осмотре могут дополнить этот список необходимыми анализами и исследованиями, если посчитают, что есть проблемы – могут назначить УЗИ, рентген, какие-то специальные анализы.

Каждый врач в специальной графе карты делает заключение о состоянии ребенка «здоров» или если болен, указывает диагноз(ы), если есть какие-то отклонения, дает рекомендации по лечению и профилактике.

Читайте также:  Влияние сказки на развитие воображение ребенка

Если вы делаете ребенку прививки, врач проверит наличие всех необходимых, а если каких-то не хватает, вакцинацию следует завершить минимум за 2-3 месяца (особенно если это капли от полиомиелита) до поступления в садик. Если по срокам вы не успеваете – тогда вакцинацию лучше отложить, прививки доделать уже после того, как ребенок адаптируется в садике. Никто не имеет права отказать вам в детском садике (если это РФ), если малыш не привит или привит не полностью!!! Но предъявить медотвод, или причину отказа, скорей всего будет нужно.

После сдачи всех анализов и прохождения всех врачей вы с малышом вновь возвращаетесь к педиатру, который полностью оформляет карту для сада, подклеивает анализы, анализирует все рекомендации и делает заключение о состоянии здоровья ребенка. Он дает прогноз по адаптации малыша, выставляет группу здоровья ребенка, отмечает рекомендации для медработника детского садика, как наблюдать малыша.

Группы здоровья

Очень часто в карте ребенка встречаются записи – группа здоровья I (IIа или б, III, IV, V). Родителей интересует: что это?

Это шкала оценки здоровья и развития ребенка с учетом всех факторов риска, которые на него влияли ранее, влияют сейчас и прогнозируются на будущее.

Группу здоровья определяет участковый врач или медработник сада (школы) на основании шести четко установленных критериев. Первым оценивают наследственность ребенка – не было ли в роду передающихся из поколения в поколение болезней, предрасположенность малыша к ним. Врач подробно расспросит родителей о болезнях всех родственников, которых они помнят. На основании рассказа он составит генеалогическое древо, и на нем проследит – не наследуются ли какие-то болезни, и не рискует ли ребенок.

Важным для оценки будет то, как протекали беременность и роды, а затем и первый месяц жизни. Врач расспросит и запишет, от какой беременности малыш, болела ли мама, будучи беременной. Были ли осложнения, как протекали роды, как и чем ребенок болел в период новорожденности и после – все это важно для оценки.

Второй критерий оценки – это физическое развитие ребенка — то есть его рост, вес, окружность головы, груди и иногда еще некоторые параметры. Доктор взвесит, измерит малыша, сравнит его данные со специальными таблицами и оценит, соответствует ли его развитие возрасту, нет ли существенных отклонений.

Наряду с этим оценивается и третий критерий – нервно-психическое развитие, то есть что ребенок умеет делать, как развивается речь и общение. Есть специальные таблицы по месяцам и годам, отражающие основные навыки. Но небольшие отклонения в ту или иную сторону патологией однозначно считать нельзя, нужно оценивать весь комплекс навыков и срок отставания.

Затем оценивается поведение ребенка, как важный показатель его физического и психического развития (пятый критерий оценки). Тут учитывают – как ребенок спит, как ест, как общается с взрослыми и детьми, его темперамент, эмоциональность, наличие или отсутствие вредных привычек.

Последним критерием для оценки является наличие у ребенка хронических болезней или пороков развития, которые могут мешать его жизни и влиять на здоровье.

На основании оценки всех этих факторов врач устанавливает группу:

К первой группе относятся абсолютно здоровые дети, которых, к сожалению, сейчас встречаются единицы. В своей практике таких детей я видела всего несколько.

Ко второй группе относят здоровых детей, но с некоторыми оговорками:
– группа А, это здоровые малыши, но у которых отмечаются факторы риска по первой и второй группе, то есть имеется неблагоприятная наследственность или беременность, роды.

– группа Б – это дети, у которых имеется риск хронических болезней, они часто болеют, имеют некоторые функциональные отклонения.

Остальные группы – это больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации (III), субкомпенсации (IV) и декомпенсации (V). Таких детей педиатры ставят на диспансерный учет, разрабатывают для них меры оздоровления и наблюдают их более активно. В зависимости от конкретного заболевания и его тяжести, детям с III и IV группой здоровья могут рекомендовать снижение учебных нагрузок или домашнее обучение.

И напоследок повторим…

Не оставляйте заботы с прохождением медкомиссии на последние дни, тем более в августе!!!!)))) В это время и так в детских поликлиниках яблоку негде упасть, кто в сад готовится, кто в школу, кто болеет после югов и морей. А если окажется, что один из нужных врачей в отпуске — дело вообще затормозится. Тем более редко, когда все врачи работают в один день и в удобное для вас время. Как правило, при медкомиссии обязательно посещение участкового педиатра, который даст направление к другим специалистам: неврологу, отоларингологу, стоматологу, хирургу, окулисту, ортопеду.

Читайте также:  Если ребенок опережает развитие сверстников

Поэтому лучше всего заранее составить план прохождения медкомиссии. Но не спешите с анализами — ведь результаты некоторых из них действительны не больше месяца. Поэтому лучше всего анализы сдать не раньше чем за две недели до устройства в детский сад.

Успехов вам, и удачного устройства в детский садик и ясли!!!

Читайте также: юридические вопросы по оформлению ребенка в детский сад

Источник

В настоящее время для оценки физического развития используются центильные величины.

Каждый измеряемый признак помещается в свой «коридор».

«Коридор» №1
(до 3 центиля)
Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще 3%. Дети с такими показателями должны пройти специальное консультирование (чаще у эндокринолога).
 
«Коридор» №2
От 3-10 центиля
Область «низких величин» встречающаяся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений здоровья.
«Коридор» №3
От 10-25 центеля
Область «ниже среднего» свойственна 15% здоровых детей.
 
«Коридор» №4
От 25-75 центиля
Область «средних величин» свойственных 50% детей данного возраста и пола.
 
«Коридор» №5
От 75-90 центиля
Область величин «выше среднего» характерна для 15% здоровых детей.
 
«Коридор» №6
От 90-97 центиля
Область «высоких величин» характерна для 7% здоровых детей. Необходимость медицинского консультирования зависит от состояния других органов и систем.
 
«Коридор» №7
От 97 центиля
Область «очень высоких величин», свойственна не более чем 3% здоровых детей. Требуется консультирование, чаще эндокринолога.

Гармоничное физическое развитие, если рост и масса тела ребенка находятся в одном коридоре. Если масса тела и рост находятся в разных коридорах, это говорит о дисгармоничном физическом развитии. Наиболее часто отклоняющимся показателем является масса тела ребенка. Дефицит массы тела коррелирует со снижением количества функционально активных лимфоцитов, то есть характеризует снижение иммунитета. Также снижается и содержание высокоспециализированных белков крови-иммуноглобулинов, которые являются антителами к различным возбудителям. Таких детей часто выявляют в группе длительно часто болеющих, и без нормализации массы тела лечить их очень трудно.

Причины дефицита массы тела могут быть разными:

1) Если ребенок страдает внутриутробно, то он может родиться с внутриутробной задержкой развития, когда масса тела меньше нормы при данном сроке беременности. При нейродистрофической форме нейродистрофии у детей с рождения плохой аппетит и они мало прибавляют в массе тела. Также дети должны наблюдаться у невролога и для стимуляции аппетита им применяют горечи (настойка горькой полыни в дошкольном возрасте), ______________, а в отдельных случаях и анаболики. Необходимо лечить нервную систему ноотропами, средствами улучшающими мозговое кровообращение по рекомендации врача. При нейроэндокринной форме нейродистрофии ребенок рождается маловесным и малорослым, что не соответствует сроку беременности. Такие дети часто имеют гипофункцию щитовидной железы или гипофиза и должны наблюдаться у эндокринолога. Они часто отстают не только в физическом, но в нервно-психологическом развитии и должны получать заместительную терапию.

2) Вторая достаточно большая группа детей – это дети, не получающие достаточного питания по возрасту в силу низкого материальной обеспеченности семьи или недостаточной грамотности родителей в вопросах питания. Такие дети часто болеют, а при болезни аппетит у ребенка снижен, и получается замкнутый круг. Эти пациенты нуждаются в применении лекарств-иммунокорректоров, витаминов, адаптогенов после болезни и в усиленном питании между заболеваниями. В условиях ДОУ при любой возможности таким детям нужно давать добавку, вести просветительскую работу с родителями.

Врачи-педиатры считают дисгармоничным физическое развитие детей, если разница между ростом и массой тела составляет 2 и более коридора.

Мы же считаем, что дисгармоничным следует признать уже физическое развитие с разницей между ростом и массой тела в 1 коридор и это следует расценивать как донозологическое (предболезненное) состояние, которое должно насторожить родителей и уже проводить мероприятия по его коррекции.

Нами проведена оценка физического развития детей по группам ДОУ на начало мая 2008г. по количеству присутствовавших на день обследования. Оценивали рост и массу тела детей общепринятыми методиками и гармоничность развития по центильной системе, что отражено на рис №1-5.

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка по месяцам

Рис. №1. Физическое развитие детей ясельной группы (31 чел.).

Дисгармоничное
 
  Рост Масса тела
Высокий    
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий    
Очень низкий  
Всего – 20 чел.

Как видно из рис. №1 в ясельной группе преобладали дети с дисгармоничным развитием в сторону снижения показателей, в большей степени по массе тела. В подгруппе гармонично развитых детей преобладали дети со средним физическим развитием.

Рис. №2. Физическое развитие детей 2-й младшей группы (26 чел.)

Гармоничное
 
Высокое  
Выше среднего
Среднее  
Ниже среднего  
Низкий  
Очень низкий  
Всего – 15 чел.

Во 2-й младшей группе преобладали дети с гармоничным физическим развитием (рис. №2) всего 15 чел., однако средние показатели имели только 8 из них, у 4-х детей эти показатели были снижены, а у 3-х выше средних. Дисгармоничное развитие было у 11 человек, причем преобладали дети с низкими показателями, особенно по массе тела.

Рис. №3. Физическое развитие детей средней группы (33 чел.).

Дисгармоничное
 
  Рост Масса тела
Очень высокий    
Высокий    
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий  
Очень низкий    
Всего – 20 чел.

В средней группе (рис. №3) вновь преобладали дети с дисгармоничным физическим развитием – 20 чел. против 13 гармонично развитых. Среди гармонично развитых детей преобладали дети (10 чел.) со средними показателями как роста, так и массы тела. В подгруппе дисгармонично развитых детей по сравнению с более младшими детьми стало больше детей с показателями, превышающими средние по росту (8 чел.), но по-прежнему много (10) детей с дефицитом массы тела разной степени выраженности.

Рис. №4. Физическое развитие детей старшей группы (33 чел).

Гармоничное
 
Очень высокое  
Высокое  
Выше среднего  
Среднее  
Ниже среднего  
Всего – 13 чел.

В старшей группе, как видно из рис. №4 преобладали дисгармонично развитые дети (20 чел.) против 13 с гармоничным развитием. В подгруппе детей гармоничного развитых преобладали дети (9 чел.) со средними показателями роста и массы тела, и 4 чел. имели более высокие показатели. В подгруппе дисгармоничных детей преобладали дети со сниженной массой тела при увеличении количества детей с более высоким ростом (5 чел.)

Рис. №5. Физическое развитие детей подготовительной группы (29 чел.)

Гармоничное
 
Высокое
Выше среднего  
Среднее  
Ниже среднего  
Всего – 13 чел.

При оценке физического развития детей подготовительной группы (рис. №5) также обращает на себя внимание преобладание дисгармонично развитых детей с существенным дефицитом по массе тела. В подгруппе гармонично развитых детей преобладали (11 чел.) со средним физическим развитием.

В зависимости от возраста детей выделяют периоды округления (2-3 года) и вытягивания (4-7 лет), то есть нет одновременного одинакового увеличения роста и массы тела. По законам роста имеется неравномерность роста и в дошкольном возрасте быстрее идет рост ног. Дефицит массы тела, это дефицит белковой пищи в первую очередь, а это значит, что недостаток белка скажется на снижении скорости роста, и дети вырастут коротконогими и меньшего роста, чем могли бы при достаточном питании. Недостаток белка отразится на снижении синтеза иммуноглобулинов-высокоспециализированных белков организма, отвечающих за иммунитет. А нарушение (снижение) иммунитета – это склонность к частым заболеваниям. То есть дефицит массы тела это существенный фактор риска превращения ребенка в длительно часто болеющего, а потом и хронического больного.

Таким образом, по результатам работы можно сделать выводы:

1) Установлено, что большинство организованных детей в данном ДОУ имеют дисгармоничное физическое развитие с преобладанием дефицита массы тела.

2) Дефицит белкового питания ведет к замедлению роста, нарушению пропорциональности тела и способствует частым острым заболеваниям детей.

3) Поэтому считаем целесообразным как можно раньше выявлять нарушения физического развития, информировать об этом родителей и расценивать как существенный фактор риска здоровью ребенка, требующий коррекции.

В средней и старшей группах провели обследование и выявили большое количество детей с плоскостопием и уплощением свода стоп.

Так в средней группе у 3-х чел. уплощение свода стоп и у 22-х плоскостопие, а в старшей группе у 8 чел. – уплощение свода стоп и у 6 чел. – плоскостопие.

Таким образом, в ДОУ желательно создание группы лечебной физкультуры.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник