Оценка физического развития ребенка с использованием центильных таблиц

Оценка физического развития ребенка с использованием центильных таблиц thumbnail

 Центильные таблицы ( приложение 2), внедренные в педиатрическую практику в нашей стране И.М.Воронцовым, Е.В.Гублером и соавторами, являются наиболее простыми в  использовании по сравнению со стандартами параметрического типа в условиях массовых обследований, более корректным в математико-статистическом аспекте.. Особым преимуществом их является то, что никаких расчетов в процессе оценки физического развития не производится. При этом за средние (условно нормальные) величины принимаются значения признака, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста (интервал от 25 до 75 центиля). Каждый показатель физического развития в этих таблицах представлен 6 (или 7*) колонками (от 3 до 97 центиля), характеризующими количественные границы признака у определенной доли (процента) детей данного возраста и пола.

Пространство между колонками (интервалы, зоны, коридоры), ограниченное двумя цифрами (их всего 7 или 8*), отражает разнообразие величин признака, которое свойственно или 3 % детей изучаемой возрастно-половой группы (области от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) или 15 % детей групп (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля) или 50 % всех здоровых детей группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый оцениваемый признак должен быть, прежде всего, помещен в “свой” интервал соответствующей таблицы. В зависимости от того, где расположен этот интервал, можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

 При этом возможны следующие варианты:

Коридор № 1

      (до 3 центиля)       – область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще 3 % случаев. Такой ребенок должен проходить специальное консультирование и по показаниям – обследование.

 Коридор № 2

(от 3 до 10 центиля) – область низких величин, встречающихся у 7 % здоровых        детей.   Показано консультирование; обследование – при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

Коридор № 3

(от 10 до 25 центиля)      – область величин «ниже среднего», свойственная 15 % здоровых детей.

Коридор № 4,5*

(от 25 до 75 центиля)      – область «средних величин», свойственная 50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерная для данной возрастно-половой группы.

Коридор № 6

(от 75 до 90 центиля)      – область величин «выше среднего», свойственная 15 % здоровых детей.

Коридор №  7

(от 90 до 97 центиля)      – область «высоких величин», свойственная 7 % здоровых детей. Врачебное решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Коридор №8

(свыше 97 центиля)         – область «очень высоких величин», свойственная не более, чем 3 % здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

* В ряде центильных таблиц не представлен 50 центиль.

Алгоритм оценки

ü найти в соответствующей таблице номер центильного интервала для каждого показателя (длина, масса, окружность грудной клетки);

ü оценить уровень и гармоничность.

Уровень физического развития
(определяется но номеру центильного интервала, в котором располагается величина длины тела)
* среднее – длина тела находится в 4-5 центильном интервале (при отсутствии 50 центиля, при наличии такового – только
4 центильный интервал)
*  ниже среднего – 3
* низкое  – 2 – 1
* выше среднего  – 6 (или 5-6 при наличии в таблице 50 центиля)
* высокое – 7-8.
 
Гармоничность физического развития
( определяется по максимальной  разнице
между номерами центильных интервалов, в которых располагаются три величины – длина, масса, окружность грудной клетки).
* гармоничное –      0 – 1
 * дисгармоничное –    2
 * резкодисгармоничное – 3 и более.

Пример.

Мальчик 7 лет имеет длину тела 116 см, массу – 30,5 кг, окружность груди – 66,0 см.

 По центильной шкале определяем:

§ длина тела  соответствует 3-му центильному интервалу.

§ масса тела соответствует 6-му центильному интервалу,

§ показатель окружности грудной клетки находится в 4 центильном интервале.

 Разность максимального и минимального значения номеров центильных интервалов составила 3.

Заключение. 7-летний мальчик имеет физическое развитие ниже среднего, резко дисгармоничное за счет избытка массы

Особенности проведения антропометрического скрининга при массовых профилактических осмотрах детей

 Основной задачей массовых профилактических осмотров является выделение детей с отклонениями в антропометрических показателях, детей с « пограничными» показателями и детей, не требующих специального врачебного внимания по антропометрическим данным. При такой дифференцировке процедура антропометрического исследования может быть упрощена:

ü Исключается измерение окружности грудной клетки

ü Измерение окружности головы осуществляется только у детей до года

ü Оценка массы производится только по таблице соответствия длине тела (т.е. гармоничность развития по массе)

ü Граница «средних» величин при оценках по центильным таблицам расширяется. К ним могут быть отнесены зоны 3, 4 и 5 , т.е. интервал от 10 до 90 центиля.

ü Исключается определение точного возраста  (все дети подразделяются на две группы – дошкольники и школьники).

Читайте также:  Влияние дидактической игры на развитие ребенка

При массовых медицинских обследованиях детей и подростков применение находят диагностические скрининг-тесты (номограмма Матвеевой Н.А. и двумерные центильные таблицы Воронцова И.М – см. приложение 3).

Алгоритм оценки

ü определить (по номограммам или двумерным центильным таблицам) номер центильного интервала, где располагается точка пересечения показателей длины и массы обследуемого ребенка.

ü разделить детей на группы;

.

           Характеристика групп
· 1 группа  (“основная”) –  Дети без выраженных отклонений антропометрических признаков. В эту группу относят детей, у которых антропометрические признаки  располагаются в 3, 4, 5 центильных х интервалах.
· 2 группа – (“пограничная”) – антропометрические признаки во 2 и 6 6 центильных интервалах.
· 3 группа – дети с выраженными отклонениями, имеющие результаты измерения в 1 и 7 центильных интервалах.
 
      Врачебная тактика
Дети 3 группы требуют дополнительного углубленного обследования с привлечением узких специалистов или даже госпитализации для такого обследования.
Для детей 2 группы – вопрос о тактике врачебного наблюдения решается индивидуально. Они должны оставаться под специальным дополнительным наблюдением педиатра как дети «риска».
  

ü В практической деятельности дополнительно оценивают уровень физического развития. При наличии номограммы это сделать достаточно просто.

В номограмме показатели соматометрических признаков представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина тела (см), по горизонтали – масса тела (кг). Параллельно каждой оси координат нанесены возрастные одномерные центильные шкалы: справа – шкала по длине тела, сверху – по массе тела. В центре рисунка изображена номограмма для оценки соответствия массы тела его длине. Цифрами 1-8 на шкалах и номограммах обозначены центильные интервалы. Средние значения длины и массы тела, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами, заштрихованы, пунктиром отмечены медианы (50-е центили).

§ Для определения уровня физического развития на оси ординат

находим значение длины тела ребенка. Из этой точки восстанавливаем перпендикуляр до пересечения его с возрастной шкалой длины тела, расположенной справа. По величине центильного интервала оцениваем уровень физического развития (см. выше «центильный метод» ).

§ Аналогично оцениваем массу тела по шкалам, расположенным в верхнем поле таблицы.

Таким образом, получаем значение длины тела и массы в центильных вариантах возрастных шкал.

§ Определяем гармоничность физического развития по соотношению массы тела к его длине (т.е. определяем номер центильного интервала точки пересечения линий длины и массы тела)

o соотношение попадает на 4-й и 5-й интервалы номограммы – физическое развитие гармоничное;

o  в 3-й и 6-й интервалы  – дисгармоничное;

o  в 1-2, а также 7-8-й – резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела.

Источник

Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это – зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го – низкий, 10-25-го – ниже среднего, 25-75-го – средний, 75-90-го – выше среднего, 90-97 – высокий и последних трех ребят – очень высокий.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 6 вохтога

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина – 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса – 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди – 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы – 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка – умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это – зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го – низкий, 10-25-го – ниже среднего, 25-75-го – средний, 75-90-го – выше среднего, 90-97 – высокий и последних трех ребят – очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.

При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.
Читайте также:  Роль общего состояния ребенка в развитии кариесогенной ситуации

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Что такое графики физического развития?

График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:

  • зеленые – средние значения;
  • красные – показатели в пределах нормы;
  • черные – границы нормы.

Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.

Какая информация содержится в таблицах?

В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:

  • рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
  • вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • отношение веса к росту (индекс массы тела).

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

Область Количество центилейПримечания
1Слишком низких величиндо 3Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2Низких параметров3-10Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3Величин ниже среднего10-25Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4Средних значений25-75Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5Величин выше среднего75-90Гармоничное формирование с опережением нормы
6Высоких показателей90-97Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7Сверхвысоких значенийвыше 97Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Что делать при отклонениях от нормы?

В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.

Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.

Источник