Оценка физического развития ребенка с дцп
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Актуальность исследования: Детский церебральный паралич относится к числу довольно распространённых заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей. ДЦП занимает в настоящее время одно из ведущих мест в структуре детской инвалидности. России насчитывается более 70 тысяч детей в возрасте до 14 лет, больных детским церебральным параличом, и с каждым годом это количество увеличивается [1].
Детский церебральный паралич является проблемой одной из главных актуальных тем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы так велика, что абсолютно объяснимый увеличивающийся рост интереса.
Тяжесть инвалидности у 20-35% больных, в самом деле, настолько значительно, что они не обслуживают себя, не передвигаются, по сути, не обучаемы. Значение этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной ролью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидность.
Рост заболеваемости детским церебральным параличом – одна из особенностей значимых заболеваний психоневрологического профиля. Это говорит о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять огромное внимание. Для такого заболевания типичны: спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса, понижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стояния и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. Многократно при этом заболевании нарушается психика, возникают расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слуха), бульбарные расстройства.
На поздней стадии, когда происходит восстановление той или иной функции, преимущественно за счет компенсаторно – приспособительных процессов, встречаются вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на начальной стадии тонические рефлексы, контрактуры, неверные установки конечностей, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции. Поэтому, из важнейших методов лечения ДЦП является – физическая реабилитация, которая у детей школьного возраста должна быть направлена на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовке ребенка к жизни в коллективе. Для успеха данной цели необходимо внедрение новых оздоровительных технологий с использованием методов физической культуры и спорта, направленных на компенсацию у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.
B.C. Дмитриев, 2004 считает, что в настоящее время используемые формы реабилитации могут быть усовершенствованы за счет внедрения знаний о резервных возможностях человека.
По мнению Л.О. Бадалян, 2003 совершенствование индивидуальных режимов общего физического развития и двигательной активности является определяющим фактором физической реабилитации, социальной адаптации и полноценной интеграции инвалидов в обществе. Для здоровья и большей мощности организма, его устойчивости нужны не «щадящие» упражнения, а ежедневные тренировки разной интенсивности и различного объема.
С точки зрения Н.Н. Ефименко, 2001 детский церебральный паралич сопровождается ограничением двигательной активности. Эта гипокинезия приводит к ухудшению функций всех систем организма, и не только двигательного аппарата. Физические упражнения уменьшают пагубное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических расстройств.
Установлено, что у детей с ДЦП двигательные нарушения успешно лечатся движением, в связи с этим осуществляют занятия адаптивным физическим воспитанием, лечебной физкультурой, а также адаптивным спортом, в том числе легкой атлетикой. Несомненно, с индивидуальным подбором нагрузки, которая, однако, по мнению А.С. Кахидзе, 2009 часто подбирается без учета выраженности двигательных и социальных ограничений, психоэмоционального настроя детей с ДЦП, что значительно увеличивает сроки реабилитации. Стоит отметить, что если физическая реабилитация недостаточна, то это приводит к усугублению двигательных возможностей, возникновению контрактур и деформаций.
А.М. Пузиков, 2006 считает, что без нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речи. Весьма нередко ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития.
Однако, главная проблема состоит в том, что такие дети ограничены в двигательной активности, хотя дети проходят курс реабилитации 3 раза в год, но этого явно не достаточно.
Так, адаптивный спорт является средством рекреации и реабилитации детей с ДЦП, он способствует самореализации в новых условиях с использованием природных факторов (здоровый образ жизни, спорт, закаливание, рациональное питание). А это требует максимальных усилий и полного отвлечения от своих проблем и болезней.
Такие дети могут заниматься в секциях по разным видам спорта, в ГБУДО «ОСДЮСШОР» по плаванию в городе Кемерово.
Отметим, что в этом учреждении есть секция по легкой атлетике для детей с ДЦП, которую ведет тренер-преподаватель Попова Светлана Моисеевна.
Известно, что в городе Кемерово имеется достаточно большое количество детей с данным заболеванием, но финансирование специализированных учреждений не производится в должной мере. В связи с этим дети из малообеспеченных и многодетных семей не могут заниматься в платных секциях. Именно поэтому многие остаются без помощи квалифицированных специалистов.
В связи с вышеизложенным можно считать, что данная тема «оценка физического и нервно – психического состояния детей 9 – 11 лет с ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкая атлетика» курсовой работы является актуальной.
Цель исследования: изучение научно – методической литературы по теме оценка физического и нервно – психического состояния детей 9 – 11 лет с ДЦП(СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкая атлетика.
Объект исследования: дети в возрасте от 9 до 11 лет, страдающие ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающиеся в секции по легкой атлетике в губернском центре спорта «КУЗБАСС» города Кемерово.
Предмет исследования: средства и методические приемы оценки физического и нервно – психического состояния детей 9 – 11 лет с ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкая атлетика.
Нами было проведено исследование развития физической, нервно-психической подготовленности у детей с ДЦП (спастическая диплегия)
Результаты исследования представлены в таблице 1, 2.
Таблица 1
Результаты исследования нервно – психического состояния детей с ДЦП (спастическая диплегия).
Спортсмен | Тест на тревожность Спилбергера – Ханина | Теппинг – тест | ||
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | Левая рука | Правая рука | |
В. Алексей, 11 лет | 1,3 | 1,9 | Средне – слабый | Средне – сильный |
С. Артем, 9 лет | 1,5 | 2,5 | Средний | Средне – слабый |
М. Эвелина, 11 лет | 1,65 | 2,1 | Слабый | Стабильный |
По тесту на Тревожность можно сказать следующее – в основном все дети задачу выполнили на удовлетворительном уровне. Никаких вопросов не вызвало у детей сомнений при заполнении в бланк ответов. Так мы видим из таблицы, что у детей в основном преобладает низкий уровень над высоким уровнем тревожность личности. Из полученных значений мы видим, что у Алексея (Ситуативная тревожность и Личностная тревожность), Артема (Ситуативная тревожность) и Эвелины (Ситуативная тревожность) по данным тестам – низкий уровень тревожности. Для низко – тревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач. И высокий уровень тревожности, по тесту выявлен у Эвелины (Личностная тревожность) и у Артема (Личностная тревожность). Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
По Теппинг – тесту можно сказать следующее – все дети справились с эти заданием на среднем уровне. Из полученных значений мы видим, что у Алексея – средне – слабый тип левой руки, следовательно, темп работы снижается после первых 10-15 с. (этот тип считается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне – слабая нервная система) и средне – сильный тип правой руки, первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня (вследствие способности к краткой мобилизации, такие тестируемые относятся к группе лиц со средне – сильной нервной системой); у Артема – средний тип левой руки, значит нервная система тестируемого средней силы (максимальный темп сохраняется некоторое время на одном уровне, а затем постепенно снижается.) и средне – слабый тип правой руки, видно, что темп работы снижается после первых 10-15 с. (этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне – слабая нервная система); у Эвелины – слабый тип левой руки, следовательно, максимальный темп снижается уже со второго 5 – секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы (этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого) и стабильный тип правой руки, следовательно, максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы (этот тип свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы).
Таблица 2
Результаты исследования физического состояния детей с ДЦП (спастическая диплегия).
Спортсмен | СФП (специальная физическая подготовка) | ||||
Прыжок в длину с места (см) | Подъем в сед из положения, лежа за 30 секунд (количество раз) | Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (количество раз) | Наклон вперед из положения сидя (см) | Челночный бег 3х10м. (сек) | |
В. Алексей, 11 лет | 87 | 11 | 3 | 3 | 10,10 |
С. Артём, 9 лет | 48 | 10 | 1 | 17,08 | |
М. Эвелина, 11 лет | 35 | 10 | 5 | 2 | 16,68 |
Исходя из теста СФП,мы определили исходный уровень двигательных возможностей детей с ДЦП, что позволило выделить их двигательные возможности, способных ходить, умеющих совершать локомоторные действия, но не координированных в движениях. На начальных этапах физической подготовки с детьми младшего школьного возраста, а также в случае тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективным следует признать индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку именно в этих ситуациях он наиболее беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых.
Практическая оценка исходных возможностей детей с диагнозом ДЦП показала, что их индивидуальные уровни реализации значительно отличаются и определяются степенью нарушения функций верхних и нижних конечностей, общей, двигательной активностью, состоянием психомоторной сферы и т.д. Исходя из этого, предложенная педагогом, работающим с этими детьми методика, позволяющая ребенку с диагнозом ДЦП самостоятельно осуществлять физические упражнения на минимальном, частичном и оптимальном уровнях предложенной нагрузки, дает возможность максимально использовать различные методические приемы и специальные упражнения для повышения физической подготовленности, определяемых двигательными возможностями детей с ДЦП.
Исходя из результатов теста на СФП, можно выделить следующие рекомендации по выполнению упражнений, которые влияют на величину нагрузки (увеличивая или уменьшая ее):
Исходные положения лежа, сидя – облегчают нагрузку, стоя – увеличивают.
Включение небольших мышечных групп (стопы, кисти) – уменьшает нагрузку, упражнения для крупных мышц – увеличивает.
-
Увеличение числа повторений увеличивает нагрузку.
Темп упражнений должен быть адекватен функциональному состоянию ребенка с ДЦП.
Ритмическое выполнение упражнения облегчает нагрузку.
Исходя из результатов теста на СФП, можно заключить, что результаты, полученные в ходе исследования можно сравнить по следующим показателям:
Прыжок в длину с места: Алексей превосходит сверстников в показателях в 1,5 раза, что свидетельствует о лучшей подготовленности ребенка в данном виде, Артем соответственно прыгнул дальше Эвелины, но это может зависеть также от различия их гендерных признаков.
Подъем в сед из положения, лежа за 30 секунд: все дети находятся приблизительно в одних кондициях, разброс в 1 раз не имеет большого значения.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа: Эвелина показала результат значительно лучше, чем мальчики, что связано с тем, что у нее лучше развит верхний плечевой пояс. Низкий результат Артема может свидетельствовать о том, что у него форма ДЦП сложнее, чем у остальных детей.
Наклон вперед из положения сидя: Эвелина и Алексей показали примерно одинаковые результаты, в отличие от Артема, чей показатель может также свидетельствовать о более сложной форме ДЦП.
Челночный бег 3х10м: в данном виде программы Алексей показал значительно лучший результат относительно сверстников, Эвелина и Артем показали примерно одинаковое время, ведь Артем младше, а Эвелина – девочка.
Итак, в исследованиях мы выявили, что практически все результаты оценки физического и нервно – психического состояния детей 9 – 11 лет с ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкой атлетики находятся на удовлетворительном уровне.
Стоит отметить, что половых различий в тестировании нами обнаружено не было. Такая ситуация с выполнением тестов безусловно связана с основным диагнозом детей – ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Таким образом, необходимо в процессе обучения и воспитания таких детей использовать все доступные средства, методы и методические приемы, в том числе и адаптивный спорт.
В ходе исследования были получены результаты выполнения детьми с ДЦП контрольных упражнений, направленных на оценку физических качеств. Были выявлены основные проблемы и слабые места каждого участника эксперимента. Изучив диагнозы и проанализировав результаты контрольных упражнений, было сделано заключение о том, что у некоторых детей поражение в большей степени приходится на ноги, у других больше поражены руки. Предполагается, что разработка индивидуальных программ в использовании методов и средств адаптивной легкой атлетике позволит положительным образом повлиять на развитие слабых сторон детей. Рассмотрена возможность индивидуального подхода с разработкой индивидуальных упражнений в зависимости от характера повреждений, основанных на технике адаптивной легкой атлетике. В дальнейшем предполагается возможность применения средств адаптивной легкой атлетике для возможной коррекции патологических двигательных действий детей страдающих церебральным параличом.
Список литературы
Дмитриев, B.C. Особенности обеспечения физической подготовленности лиц с нарушениями функций движения и сенсорики // Научно-информационные основы физкультурного образования. Малаховка: МГАФК, 2004. – С. 82-88.
Бадалян, Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровье, 2003. – 326 с.
Ефименко, Н.Н., Сермеев, Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М.: Советский спорт, 2001. – 55 с.
Кахидзе, А.С. Социальные потребности в методиках с использованием тренажёров для восстановления при ДЦП, парезах, после инсультов, сложных травм // Открытый мир: науч.-практ. семинар по адаптивной двигательной активности. М., 2009. С. 42-44.
Пузиков, А.М. Способ лечения спастической диплегии // ЛФК и массаж. 2006. № 7 (31). С. 51.
Источник
1.3 Особенности физического развития детей с ДЦП
В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.
Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.
При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.
Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.
У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.
У детей при удержании карандаша, руки наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность.
Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций.
Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.
У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.
1.4 Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, учителями, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.
Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.
Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.
Как указывает К.А. Семенова, в своей работе, задачей ЛФК при лечении больного ДЦП является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбе в новых условиях.
Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходилку, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.
При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах, специализированных ДОУ. Решению этой задачи способствуют различные формы организации занятий физическими упражнениями.
С помощью разнообразных средств физического воспитания у детей формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в игровые и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения и игры систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.
О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).
Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).
Приведем некоторый набор упражнений:
Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.
Положение “сидя”. Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой – активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.
Положение “сидя”. Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.
Авторами приводится еще ряд упражнений.
Для обучения письму большое значение имеет сгибание кисти и пальцев. Укладка в положении сидя, плечо свободно свисает вдоль туловища, предплечье согнуто под углом 90°, кисть фиксирована в сгибательной позиции, пальцы сжаты в кулак. После 2-3 минут укладки производят одновременное сгибание кисти и пальцев до первых признаков повышения мышечного тонуса.
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 109082
Количество таблиц: 13
Количество изображений: 11
… благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Глава 2. Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии Логопедическая работа при стертой форме дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции[3]. Для быстрейшего …
… случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы и наблюдать за ними. 2.4 Методические рекомендации для воспитателя, для формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Наблюдение и беседа с детьми Приступая к разработке комплекса мероприятий на занятиях в ДОУ и …
… – 3 классах
школы № 20 города
Иркутска для
детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата.
Глава
I.
Коррекция
двигательных
нарушений у
младших школьников,
страдающих
церебральным
параличом на
уроках физической
культуры
(обзор
литературы) Медицинский аспект изучения ДЦП
ДЦП (детский
церебральный
паралич) –
заболевание,
возникающее
в результате
поражения
мозга, перенесенного
в перинатальный …
… изобразительной деятельности у детей- дошкольников с ДЦП обусловлены нарушением моторики, зрительно-моторной ориентации и нарушением сенсорной сферы. Глава III. Методические рекомендации к организации и содержанию занятий по формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП. Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем …
Источник