Оценка физического развития ребенка презентация

Оценка физического развития ребенка презентация thumbnail

1. Физическое развитие ребёнка

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Пропедевтика детских болезней
Касатикова Н.В.

2. План лекции

1. Оценка физического развития ребёнка
2. Биологическая акселерация
3. Вариабельность физического развития

3. Физическое развитие

это динамический процесс роста и биологического
созревания ребенка в том или ином периоде
детства

4. Критерии физического развития

масса тела;
длина тела (рост);
окружность головы;
окружность грудной клетки;
пропорциональность этих показателей.

5. Физические показатели новорождённого

• При рождении доношенного ребенка масса тела в
среднем составляет у мальчиков 3500 г, у девочек
3300 г. Допустимые нормативные колебания массы
тела от 2500 г до 4000 г. Если масса тела при
рождении превышает 4000 г, ребенок считается
крупным.
• Длина тела у новорожденного в среднем равна 50
см. Допустимые колебания 46-56 см.
• Окружность головы у ребенка при рождении равна
34-36 см, окружность грудной клетки 32-34 см.

6. Физиологическая потеря (убыль) массы тела

В первые дни жизни ребенка вес тела несколько
уменьшается, что называется физиологическая
потеря (убыль) массы тела. Максимально
допустимое уменьшение веса на 6-8% от массы тела
при рождении. Этот процесс продолжается до
третьего дня жизни, а до 7-8 дня вес
новорожденного восстанавливается.

7. Динамика массы тела

В 1 месяц она увеличивается на 600 г, во 2 и 3
увеличивается на 800 г. А в каждый последующий
месяц ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в
предыдущий (т.е. в 4 месяца – 750 г, в 5 месяцев – 700
и т.д.). К 4,5 месяцам масса удваивается, а к 1 году
утраивается.
1 полугодие: М = М р + 800 х n , где n – число месяцев;
М р – масса ребенка при рождении.
2 полугодие: М = М р + (800 х 6) + 400 (n-6), где n –
возраст старше 6 месяцев.

8. Длина тела

1 квартал – по 3 см (9 см); 2 квартал – по 2,5 см (7,5 см);
3 квартал – по 1,5 см (4,5 см); 4 квартал – по 1 см (3 см).
Примерно 24-25 см за 1 год жизни.
Окружность головы и грудной клетки
Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц, а
окружность грудной клетки на 1,3 см в месяц.

9. Динамика физических показателей после первого года жизни

Масса тела в 1 год составляет 10 кг. От 1 года до 5 лет:
m = 10+n , где n – число лет ребенка. От 5 лет до 10
лет: m= 20 + 3х(n-5), где n – число лет ребенка.
Длина тела в 1 год составляет 75 см. От 1 года до 5 лет
= 75+5n , где n – число лет ребенка. В 5 лет длина тела
составляет 110 см. От 5 до 10 лет = 110+6х(n-5).
Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в
год. В 5 лет = 50 см, потом по 0,5 см в год.
Окружность груди от 1 года до 10 лет увеличивается
на 1,5 см в год, в 10 лет = 63 см, после 10 лет
увеличивается на 3 см в год.

10. Изменение пропорций тела

11. Варианты оценки физического развития по центильным таблицам

Рост и вес ребёнка соответствуют возрасту,
физическое развитие среднее, гармоничное.
Рост и (или) вес ребёнка не соответствуют возрасту,
физическое развитие ниже (или выше) среднего,
дисгармоничное (или резко дисгармоничное).

12. Биологическая акселерация

ускоренный рост и созревание детей по сравнению с
прежними временами.
Со стороны физического развития это проявляется
в первую очередь более быстрым увеличением
длины тела ребенка и впоследствии большим
ростом взрослых лиц.
Кроме рассмотренного ускоренного роста,
развития костной ткани, у детей отмечается
раннее умственное, эндокринное, половое,
эмоциональное созревание.

13. Основные причины

значительная миграция (территориальное передвижение)
населения планеты и бракосочетания лиц разных рас
более рациональное питание
часто перекармливание ребенка, особенно белками и
жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
экологические факторы:
– влияние космической радиации;
– действие магнитного поля;
– повышенный радиационный фон;
– химические вещества (лекарственные средства,
консерванты, пестициды, углекислый газ и т.п.)
влияние повышенной солнечной радиации, а также прием
витамина Д) с целью профилактики и лечения рахита
(особенно его передозировка) это ускоряет процесс
окостенения.

14. Гипостатура

это одинаковое отставание роста и массы тела у детей
первого года жизни по сравнению со средними
нормативными показателями соответствующего
возраста.
При этом фактическая масса тела хоть и меньше
средних показателей, однако отвечает росту ребенка.
Проявлений гипотрофии здесь нет. По центильным
таблицам физическое развитие часто оценивается
как низкое гармоничное.

Читайте также:  Центр развития ребенка парк победы

15. Причины гипостатуры

недостаточное количество белка и витаминов,
начиная с внутриутробного периода и на первом
году жизни.
Чаще всего задержка роста развивается в случае:
– продолжительной гипотрофии (больше 6 месяцев);
– продолжительных заболеваний.

16. Паратрофия

результат хронического нарушения вскармливания
детей первого года жизни, которое характеризуется
увеличением массы тела по сравнению с
нормативными данными на 10% и больше.
I степень — 11-20%
II степень — 21-30%
III степень — 31% и больше

17. Причины паратрофии

нерациональное вскармливание ребенка, часто
искусственное
конституциональная склонность
нарушения метаболизма (быстрое всасывание и
усвоение жиров, углеводов в желудочно-кишечном
тракте, повышенная гидролабильность тканей).
В ядрах гипоталамуса происходят функциональные
нарушения, ведущие к дискоррекции между
чувствами аппетита и сытости, может быть
повышение инсулина, соматотропного гормона
гипофиза, задержка в организме лишнего
количества воды и др.

18. Липоматозный тип

у ребенка здоровый вид: кожа и
слизистые оболочки естественного
цвета, тургор тканей, сила мышц
удовлетворительные и т.д.
анализы крови нормальные
Ребёнок болеет редко, а течение
заболевания нетяжелое и поддается
лечению.

19. Липоматозно-пастозный тип

• бледность и пастозность кожи, бледность слизистых
оболочек, анемия. У ребенка увеличена масса тела,
однако кожа при этом дряблая, снижен тургор тканей,
малыш вялый, малоподвижный.
• На первом году жизни часто аллергический диатез,
рахит, снижение иммунологического статуса.
• Дети склонны к разным патологиям желудочнокишечного тракта, при которых быстро теряют
значительную массу тела (однако она восстанавливается
за короткое время).
• Часто патология органов дыхания, которая
сопровождается обструктивным синдромом. В будущем
это нередко переходит в астматический бронхит, а затем
в бронхиальную астму.

20. Нанизм (карликовость)

нарушение физического развития, выражающееся
отставанием в росте по сравнению со средней нормой
для возраста, пола, популяции, расы.
У взрослых лиц белой расы принято считать
карликовым рост ниже 130 см у мужчин, ниже 120 см
у женщин.
Классификация:
карликовость с пропорциональным телосложением
карликовость с непропорциональным
телосложением

21. Этиология нанизма

генетические нарушения роста организма при
эндокринных и неэндокринных заболеваниях.
В патогенезе нанизма лежат нарушения функции
гипофиза, щитовидной железы, обмена веществ.

22. Симптомы карликовости

Основной симптом – задержка роста
Частые признаки нанизма:
кожа сухая, морщинистая, бледная с
желтоватым оттенком (вид старого
человека)
детские, мелкие черты лица
недостаточное развитие мышц
избыточное отложение жира на
груди – «ложные» молочные железы
низкое артериальное давление
бесплодие

23. Гигантизм

это клинический синдром, в
основе которого лежит
гиперпродукция
соматотропного гормона, что
приводит к чрезмерному
увеличению роста.
Чаще всего возникает при
заболеваниях гипофиза.

24. Симптомы гигантизма

Развивается гигантизм на протяжении нескольких
лет. Увеличение роста проявляется в препубертатном
и пубертатном периодах.
Дети при этом жалуются на ухудшение общего
состояния, головную боль, слабость, быструю
утомляемость, боль в конечностях. Постепенно
уменьшается сила мышц.
Физическое развитие ребенка при гигантизме
диспропорциональное: центильные коридоры
показателей роста преобладают над массой.

25. Спасибо за внимание!

Источник

Источник

1

Первый слайд презентации: Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выполнила: студентка специальности сестринское дело 623 группы Кольцова Снежана Вячеславовна
Проверил: Преподаватель дисциплины «гигиена и экология человека» елисеева. Г.в.

Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

Изображение слайда

ВВЕдение.
Физическое развитие – это…

СОДЕРЖАНИЕ

Изображение слайда

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребЁнка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии ребёнка, тем больше вероятность наличия заболевания.
физическое развитие зависит от множества факторов:
наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима.
В настоящее время показатели физического развития детей и подростков анализируются для эколого-гигиенической оценки состояния территории, анализа влияния социальных факторов, условий воспитания, обучения, организации досуга и отдыха, трудовой деятельности детей и подростков.
Наблюдение за физическим развитием детей и подростков – неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения.

введение

Изображение слайда

4

Слайд 4: Физическое развитие – это…

Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.

Физическое развитие – это…

Изображение слайда

Физическое развитие – это…

Изображение для работы со слайдом

Физическое развитие – это…

Изображение для работы со слайдом

5

Слайд 5: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.);
соматоскопия (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития );
физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.)
Необходимо рассмотреть критерии биологического развития: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Изображение слайда

СОМАТОМЕ́ТРИ́Я (от греч. σῶμ α, род. п. σῶμ ατος – те­ло и … мет­рия) – раз­дел ан­тро­по­мет­рии, со­во­куп­ность уни­фи­ци­ро­ван­ных ме­то­дов из­ме­ре­ния и опи­са­ния те­ла че­ло­ве­ка и от­дель­ных его час­тей (за ис­клю­че­ни­ем го­ло­вы).

соматомЕтрия

Изображение слайда

соматомЕтрия

Изображение для работы со слайдом

Соматоскопия – это определение показателей физического развития, которое проводится для оценки выносливости, работоспособности организма

соматоскопия

Изображение слайда

соматоскопия

Изображение для работы со слайдом

Физиометрия  – определение функциональных показателей.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИЗМЕРЯЮТ: ЖЕЛ (ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ) СПИРОМЕТРИЯ,   МЫШЕЧНУЮ СИЛУ РУК, СТАНОВУЮ СИЛУ (ДИНАМОМЕТРИЯ)

Читайте также:  Срок развития ребенка в неделях

физиометрия

Изображение слайда

физиометрия

Изображение для работы со слайдом

физиометрия

Изображение для работы со слайдом

физиометрия

Изображение для работы со слайдом

9

Слайд 9: Биологическое развитие

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем), биохимическими (состав крови, костей, мышц) и физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Биологическое развитие

Изображение слайда

Биологическое развитие

Изображение для работы со слайдом

10

Слайд 10: Уровни физического развития учащихся

В эксперименте, по определению физического развития, принимало участие 25 человек.
Как оказалось:
Высоким уровнем развития обладают – 11 человек
Средним – 13 человек
Низким – 1 человек
Исходя из этого мы составили диаграмму:

Уровни физического развития учащихся

Изображение слайда

11

Слайд 11: методы оценки физического развития детей и подростков

метод индексов;
метод сигмальных отклонений;
регрессионный метод (оценка по шкалам регрессии );
центильный метод.

методы оценки физического развития детей и подростков

Изображение слайда

12

Слайд 12: Комплексная оценка физического развития

Биологический уровень
Морфофункциональное состояние
Рост
Масса, окр. груди
Функциональные показатели
«соответствует возрасту»
Гармоничное
Любой средний, выше среднего, ниже среднего
Любой средний, выше среднего, ниже среднего
М± σ R и более за счеь развитой мускулауры
М+2,1 σ R и выше
«опережает возраст»
Дисгармоничное
От m ±1,1 σ R
До М±2 σ R за счет повыш. Или пониж. жироотложения
От м-2,1 σ R
До
«отстает от возраста
Резко дисгармоничное
От М -2,1 σ R и ниже
До М+ 2,1 σ R и выше за счет избыточного жироотложения
От М-2,1 σ R и ниже
Общая задержка физического развития
Рост низкий
м-2,1 σ R
и ниже
При любых Мт, О гр

Комплексная оценка физического развития

Изображение слайда

13

Слайд 13: Метод индексов

Индексы физического развития – это показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических показателей выраженных в априорных математических формулах.
При составлении индексов физического развития исходили из того, что размеры тела человека изменяются пропорционально, что не соответствует данным современной возрастной физиологии и морфологии. Поскольку результаты этого метода дают лишь приблизительное значение, его использование может носить очень ограниченный характер.

Метод индексов

Изображение слайда

14

Слайд 14: метод сигмальных отклонений

Метод антропометрических стандартов (или метод сигмальных отклонений) основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастнополовой группы стандартных оценочных таблиц.

метод сигмальных отклонений

Изображение слайда

метод сигмальных отклонений

Изображение для работы со слайдом

15

Слайд 15: регрессионный метод

Метод оценки физического развития по шкале регрессии более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки.
УФС
ШКАЛА РЕГРЕССИИ
МУЖЧИНЫ
ЖЕНЩИНЫ
НИЗКИЙ
0,225 – 0,375
0,157 – 0,260
НИЖЕ СРЕДНЕГО
0,376 – 0,525
0,261 – 0,365
СРЕДНИЙ
0,526 – 0,675
0,366 – 0,475
ВЫШЕ СРЕДНЕГО
0,676 – 0,825
0,476 – 0,575
ВЫСОКИЙ
0,826 И БОЛЕЕ
0,576 И БОЛЕЕ

регрессионный метод

Изображение слайда

16

Слайд 16: ЦЕНТИЛЬНЫЙ МЕТОД

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

ЦЕНТИЛЬНЫЙ МЕТОД

Изображение слайда

ЦЕНТИЛЬНЫЙ МЕТОД

Изображение для работы со слайдом

ИЗ ДАННОЙ РАБОТЫ МЫ СМОГЛИ УЗНАТЬ КАКИЕ ЖЕ СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ТАК ЖЕ, МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВИЛЬНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ ИМЕЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СТАНОВЛЕНИИ ИХ ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТЬ, ВЕДЬ С РАЗЛИЧНОГО РОДА ОТКЛОНЕНИЯМИ ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ КУДА ТЯЖЕЛЕЕ.

Вывод

Изображение слайда

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_% D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5
https:// www.ismu.baikal.ru/src/downloads/e12d3a7d_up_fizicheskoe_razvitie.pdf
https:// nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/05/23/uroven-fizicheskogo-razvitiya-za-2018-2020-uch-god
https://studfile.net/preview/3832707 /
https:// bigenc.ru/ethnology/text/3636686
https:// diagnostinfo.ru/skopiya/vidy/somatoskopiya.html

источники

Изображение слайда

19

Последний слайд презентации: Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Изображение слайда

Источник