Оценка физического развития ребенка по номограммам
СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Для осуществления мониторинга
физического воспитания и отслеживания влияния
его технологий на здоровье детей необходимо
иметь представление о динамике физического
развития, развития физических качеств и
физической подготовленности, качества развития
двигательных навыков, заболеваемости.
Оценка физического развития детей
Физическое развитие детей — важный
показатель состояния здоровья, который
характеризуется совокупностью морфологических
и функциональных параметров, обусловленных
наследственными факторами и условиями
окружающей среды.
При оценке физического развития детей
учитываются:
— длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность
головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость
легких, коэффициент выносливости, мышечная сила
кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя,
тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный
тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.
На физическом развитии детей особенно
заметно отражается влияние внешней среды:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
недостаток воздуха, недосыпание,
неудовлетворительное питание, особенности
климата, неправильный режим дня, ограничения
двигательной активности. В связи с этим уровень
физического развития принято считать ярким
показателем их здоровья, условий жизни и
воспитания. На темпы физического развития
оказывают влияние наследственные факторы, тип
конституции, индивидуальные особенности
центральной нервной системы, интенсивность
обмена веществ и др.
Физическое развитие детей закономерно
меняется в течение жизни. Показатели массы и
длины тела нарастают неравномерно не только в
разные возрастные периоды, но и в разные сезоны.
Более интенсивное нарастание массы тела у детей
наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей
степени — весной и в начале лета. Это объясняется
улучшением обмена веществ из-за увеличения
времени пребывания детей на свежем воздухе,
большей двигательной активностью, разнообразным
питанием с включением достаточного количества
свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины
тела более выражены весной и в начале лета, когда
усиленная ультрафиолетовая радиация повышает
фосфорно-кальциевый обмен и способствует
интенсивному росту костей.
Индивидуальная оценка физического
развития проводится путем сопоставления
антропометрических показателей ребенка с
региональными стандартами. Это позволяет
выявлять отклонения в физическом развитии и
принимать необходимые меры к их оздоровлению.
Использование нормативов дает возможность
провести групповую оценку физического развития
коллектива детей в дошкольном учреждении и
проследить динамику показателей, а также
провести сравнительные исследования детей,
посещающих и не посещающих дошкольные
учреждения. Кроме того, метод групповой оценки
позволяет определить степень эффективности
различных физкультурно-оздоровительных
технологий.
Вследствие наблюдаемой у детей
акселерации стандарты физического развития
периодически пересматриваются.
Оценка физического развития может
производиться различными методами:
— методом сигмальных отклонений,
когда индивидуальные показатели ребенка
сопоставляют со средней арифметической каждого
признака, представленной в специальных таблицах;
— регрессионным методом с
помощью шкал регрессии, составленным по
возрастно-половым группам;
— центильным методом, сущность
которого заключается в том, что упорядоченный
вариационный ряд, охватывающий весь диапазон
колебаний признака, делят на 100 интервалов,
попадания в которые имеют равные вероятности.
Этот метод современной медицинской практикой
считается наиболее точным;
— методом номограмм, когда
физическое развитие оценивается по двум ведущим
морфологическим показателям — длине и массе
тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и
массы тела, а также их соотношения обеспечивают
совершенное функционирование
опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма. С равными соотношениями длины и массы
тела связана разная скорость возрастного
созревания ребенка. Номограммы чаще всего
применяются в массовых скрининг-обследованиях
детей.
Практикуется и метод определения
биологического возраста детей.
Обследование детей должны проводить
медицинские работники не менее двух раз в год.
Результаты обследования обсуждаются на
медико-педагогическом совете.
Практики, всерьез обеспокоенные
здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами
физического развития, в которых показатели
соотносятся с ростом детей. Люди не все
одинаковы: есть большие, средние, маленькие.
Существуют формулы, с помощью которых
определяется будущий рост человека, даже если он
еще находится в утробе матери. Зная будущий рост
ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую
сторону), можно с большой степенью точности
отнести его к определенной группе детей: большим,
средним, маленьким.
При обследовании ребенка, например,
может оказаться, что показатели физического
развития соответствуют среднему, а по данным
своего будущего роста ребенок должен иметь
показатели, соответствующие графе «большой».
Возможно, имеется задержка физического развития.
Но в любом случае подобное заключение может
сделать только педиатр.
Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина
его тела — 98,5 см, масса — 12,8 кг. Его рост во
взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий.
Значит, мы должны отнести его к типу «большой».
Заглянем в таблицу показателей
физического развития (приводится фрагмент).
Примечание: Таблицы и
расчетные формулы в качестве приложения к курсу
будут даны в лекции № 8.
Каковы выводы? А выводы таковы, что
физическое развитие ребенка задерживается. Ведь,
по данным своего будущего роста, он относится к
типу «большой», а показатели длины тела и массы
соответствуют типу «маленький». Следовательно,
необходимо выяснить причины такого отставания
физического развития.
Стандартные усредненные показатели
роста можно вычислить по следующим формулам:
Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.
Данные физического развития позволяют
определить количество гармонично развивающихся
детей, а также детей, у которых есть проблемы:
например, избыточная масса тела, низкие ростовые
показатели, непропорциональность развития,
значительно превышающая допустимые пределы, и
т.д.
Эти данные позволяют разработать для
подобных детей специальные оздоровительные
программы. Например, для детей с низкими
ростовыми показателями в комплекс физических
упражнений должны быть включены плавание,
прыжки, висы, а в их меню следует включать много
молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет
избыточную массу тела и при этом хронической
патологии у него не обнаружено, то есть смысл
организовать ему специальное диетическое
питание с введением постепенно наращивающихся
физических нагрузок. Когда он несколько сбросит
вес, то можно включать в комплекс и силовые
упражнения, укрепляющие мышечную массу.
Разумеется, все это должно проводиться в
соответствии с рекомендациями и под контролем
врача.
Пропорциональность физического
развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).
ИП = Рост(см) — [Масса(кг) + Окр. гр.
кл.(см)]
Полученные данные сверяются с
показателями, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Стандартные показатели индекса Пинье
у детей дошкольного возраста
Примечание: Чем меньше
показатели индекса Пинье у детей по сравнению со
стандартными, тем крепче их телосложение.
Используя показатели индекса Пинье, мы
сможем сделать определенные педагогические
выводы о качестве физкультурно-оздоровительной
работы и смело утверждать, что наши дети окрепли
или, напротив, качество физического воспитания
оставляет желать лучшего.
О состоянии сердечно-сосудистой
системы можно судить по функциональным пробам и
показателям физической работоспособности.
При проведении функциональных проб у
детей 4—7 лет нормальными показателями являются:
1. Учащение пульса после 20 приседаний в
течение 20 секунд на 25—40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5—6 единиц.
По этим показателям мы также можем
судить о степени эффективности физического
воспитания в отношении здоровья детей.
Например, в начале года пульс детей
учащался при подобной нагрузке на 45%, что в
принципе соответствует норме. Но прошло три
месяца, а показатели функциональных проб все те
же. Вывод: целенаправленной деятельности по
физическому воспитанию в данном дошкольном
учреждении или данной возрастной группе детей не
ведется.
Положительное влияние физкультуры на
развитие физической работоспособности может
быть проверено с помощью степ-теста. Детям
предлагаются две нагрузки возрастающей
мощности:
1) подъем на ступеньку с частотой
восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30
раз в минуту.
Длительность каждой нагрузки — 2
минуты, отдых между ними — 3 минуты.
Объем работы, выполняемой ребенком,
рассчитывают по формуле:
W = P х n х h,
— где Р — масса ребенка, n —
число подъемов на ступеньку в минуту, h —
высота ступеньки в метрах. Нормой считается
увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и
на 45—60% при второй по отношению к исходному
уровню. Снижение этих показателей говорит нам об
оздоровительном эффекте
физкультурно-оздоровительной работы и ее
правильной организации.
Важным показателем состояния
сердечно-сосудистой системы является вычисление
коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со
стандартными показателями.
Коэффициент выносливости вычисляется
по формуле:
КВ = П х 10/ПД,
— где П — пульс, ПД — пульсовое
давление (пульсовое давление определяется
разностью между максимальным и минимальным
артериальным давлением).
По мере развития выносливости
числовые значения КВ снижаются. В табл. 2
приведены его стандартные показатели.
Таблица 2
Показатели коэффициента
выносливости у детей
Развитие дыхательной мускулатуры
можно проследить с помощью пневмотонометра. Он
представляет собой U-образную стеклянную трубку,
до половины наполненную ртутью и снабженную
шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с
мундштуком. Для проведения измерений сначала
делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут
мундштук в рот и производят максимальное
вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в
трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2
секунды. Сила вдоха по мере тренированности
детей будет увеличиваться. Необходимо отметить,
что детям очень нравится работать с различными
приборами и они радуются, когда убеждаются, как
повышаются возможности их организма.
Важным показателем, отражающим
функциональные возможности системы дыхания,
является жизненная емкость легких. Она
измеряется с помощью прибора спирометра.
Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в
кубических сантиметрах. Полученные показатели
сравниваются с должной (по возрасту и полу)
ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по
уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.
Таблица 3
Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.
Синякову)
Зная жизненную емкость легких и массу
тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ)
ребенка. Он определяется по формуле:
ЖИ = ЖЕЛ/Р,
— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких,
в мл; Р — масса тела, в кг.
На эффективность
физкультурно-оздоровительной работы будет
указывать возрастание показателей жизненного
индекса от 5 до 15 мл/кг.
Наличие исходных данных физического
развития в каждом возрасте еще не является
мониторингом физического развития. Снятие
показателей дважды в год, как это принято в
дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль
результатов. Мониторинг предполагает
прослеживание динамики физического развития и
соотнесения его показателей с другими
параметрами, например, физической
подготовленностью или функциональным
состоянием организма. Поэтому показатели
физического развития следует снимать
ежеквартально. Это позволяет видеть результаты
педагогических воздействий на каждого ребенка и
группу детей в целом и соответственно
корректировать процесс физического развития
детей.
Оценка физических качеств детей
Развитие физических качеств
оценивается по динамике показателей силы,
выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.
Следует заметить, что степень развития
физических качеств говорит и об уровне
психического развития, а также о наличии у
ребенка определенных задатков. Например,
ловкость указывает на развивающиеся способности
быстро обучаться.
Быстрота оценивается по
скоростному бегу на дистанцию 100 м.
Сила кистей рук оценивается с
помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса
— по показателям метания вдаль набивного мяча
весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила
нижних конечностей — по прыжкам в длину с
места.
Ловкость оценивается по разнице
времени пробегания дистанции в 10 м прямым и
челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и
бежать назад).
Можно измерять ловкость по времени
работы на полосе препятствий. Ребенку следует
пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м,
прокатить мяч между шестью предметами (кегли,
кубы, другие предметы), расположенными друг от
друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу
высотой 40 см.
Читать продолжение
Источник
Babyzzz От 0 до 1 года Как с помощью центильных таблиц определить, соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту
Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы). Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела. Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок?
Центильные таблицы физического развития — это…
Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).
Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:
- роста (или длины тела);
- веса (или массы);
- окружности (или обхвата) головы;
- окружности (или обхвата) грудной клетки.
Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.
На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.
После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.
Баллы — центильный коридор (интервал), который охватывает показатели антропометрических замеров вашего ребёнка.
Видео: какой рост (вес) должен быть у ребёнка — доктор Комаровский
Что такое центили (процентили)
Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.
К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.
Фиксируются показатели:
- третьего (либо 5);
- десятого;
- двадцать пятого;
- пятидесятого;
- семьдесят пятого;
- девяностого;
- девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).
Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.
Как вариант представления центильных таблиц, можно использовать графики. Центр графика — средние величины (большинство), по краям низкие и высокие значения (малочисленные).
Современные стандарты ВОЗ
В 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997–2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста).
В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.
Обязательным условием для участия было соответствие ухода за детьми правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ.
На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире.
Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детей
Распределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиков
Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.
Длина тела — показатель системного процесса развития всего организма. Рост и гармоничное развитие детей — основной критерий состояния здоровья всего населения.
Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.
На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:
- на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
- до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
- после — рост постепенно замедляется.
Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.
Таблица: соответствие роста возрасту (мальчики)
Центили | ||||||
Возраст | 3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 |
0 мес. | 48,0 | 48,9 | 50,0 | 53,2 | 54,3 | 55,1 |
1 мес. | 50,5 | 51,5 | 52,8 | 56,3 | 57,5 | 58,7 |
2 мес. | 53,4 | 54,3 | 55,8 | 59,5 | 61,0 | 62,1 |
З мес. | 56,1 | 57,0 | 58,6 | 62,4 | 64,0 | 65,5 |
4 мес. | 58,6 | 59,5 | 61,3 | 65,6 | 67,0 | 68,7 |
5 мес. | 61,0 | 61,9 | 63,4 | 67,9 | 69,6 | 70,9 |
6 мес. | 63,0 | 64,0 | 65,6 | 69,9 | 71,3 | 72,5 |
7 мес. | 65,0 | 65,9 | 67,5 | 71,4 | 73,0 | 74,1 |
8 мес. | 66,5 | 67,6 | 68,9 | 73,0 | 74,5 | 75,7 |
9 мес. | 67,8 | 68,8 | 70,1 | 74,5 | 75,9 | 77,1 |
10 мес. | 68,8 | 69,9 | 71,3 | 76,1 | 77,4 | 78,8 |
11 мес. | 69,9 | 71,0 | 72,6 | 77,3 | 78,9 | 80,4 |
12 мес. | 71,0 | 72,0 | 73,8 | 78,5 | 80,3 | 81,7 |
15 мес. | 72,9 | 74,3 | 76,0 | 81,3 | 86,5 | 84,9 |
18 мес. | 75,0 | 76,5 | 78,4 | 84,4 | 83,4 | 88,2 |
21 мес. | 77,2 | 78,6 | 80,8 | 86,8 | 88,2 | 91,0 |
24 мес. | 79,4 | 81,0 | 83,0 | 88,4 | 92,0 | 93,8 |
27 мес. | 81,4 | 83,2 | 85,5 | 92,2 | 94,6 | 96,3 |
30 мес. | 83,7 | 85,2 | 87,5 | 94,8 | 97,2 | 99,0 |
33 мес. | 86,0 | 87,4 | 90,0 | 97,4 | 99,7 | 101,4 |
36 мес. | 88,0 | 89,6 | 92,1 | 99,7 | 102,2 | 103,9 |
3,5 года | 90,3 | 92,1 | 95,0 | 102,5 | 105,0 | 106,8 |
4 года | 93,2 | 95,4 | 98,3 | 105,5 | 108,0 | 110,0 |
4,5 года | 96,3 | 98,3 | 101,2 | 108,5 | 111,2 | 113,5 |
5 лет | 98,4 | 101,7 | 105,9 | 112,0 | 114,5 | 117,2 |
5,5 дет | 102,4 | 104,7 | 108,0 | 115,2 | 118,0 | 120,1 |
6 лет | 105,5 | 108,0 | 110,8 | 118,8 | 121,4 | 123,3 |
6,5 лет | 108,6 | 110,9 | 113,9 | 122,0 | 124,4 | 126,4 |
7 лет | 110,3 | 113,8 | 117,0 | 125,0 | 127,9 | 130,0 |
8 лет | 116,4 | 118,8 | 122,0 | 131,0 | 134,3 | 136,4 |
9 лет | 121,5 | 124,6 | 127,5 | 136,5 | 140,3 | 142,5 |
10 лет | 126,4 | 129,2 | 133,0 | 142,0 | 146,2 | 149,1 |
11 лет | 131,2 | 134,0 | 138,0 | 148,3 | 152,9 | 155,2 |
12 лет | 135,8 | 138,8 | 142,7 | 154,9 | 159,5 | 162,4 |
13 лет | 140,2 | 143,6 | 147,4 | 160,4 | 165,8 | 169,6 |
14 лет | 144,9 | 148,3 | 152,4 | 166,4 | 172,2 | 176,0 |
15 лет | 149,3 | 153,2 | 158,0 | 172,0 | 178,0 | 178,0 |
16 лет | 154,0 | 158,0 | 162,2 | 177,4 | 182,0 | 185,0 |
17 лет | 159,3 | 163,0 | 168,1 | 181,2 | 185,1 | 187,9 |
Масса тела у детей — самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет.
Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 | |
0 мес. | 2,4 | 2,7 | 3,0 | 3,7 | 4,0 | 4,4 |
1 мес. | 3,1 | 3,5 | 3,8 | 4,5 | 5,2 | 5,6 |
2 мес. | 3,9 | 4,3 | 4,6 | 5,5 | 6,2 | 6,6 |
З мес. | 4,5 | 4,9 | 5,4 | 6,4 | 7,0 | 7,5 |
4 мес. | 5,2 | 5,6 | 6,2 | 7,2 | 7,9 | 8,4 |
5 мес. | 5,8 | 6,2 | 6,8 | 7,9 | 8,6 | 9,1 |
6 мес. | 6,4 | 6,8 | 7,4 | 8,6 | 9,2 | 9,7 |
7 мес. | 6,9 | 7,4 | 7,9 | 9,1 | 9,8 | 10,3 |
8 мес. | 7,4 | 7,8 | 8,4 | 9,6 | 10,3 | 10,8 |
9 мес. | 7,8 | 8,3 | 8,9 | 10,1 | 10,9 | 11,3 |
10 мес. | 8,0 | 8,6 | 9,2 | 10,6 | 11,3 | 11,8 |
11 мес. | 8,3 | 8,9 | 9,5 | 11,0 | 11,8 | 12,3 |
12 мес. | 8,6 | 9,1 | 9,8 | 11,5 | 12,2 | 12,7 |
15 мес. | 9,2 | 9,6 | 10,5 | 12,2 | 12,9 | 13,5 |
18 мес. | 9,6 | 10,2 | 11,0 | 12,8 | 13,6 | 14,2 |
21 мес. | 10,1 | 10,6 | 11,5 | 13,5 | 14,3 | 14,9 |
24 мес. | 10,6 | 11,1 | 12,0 | 14,1 | 14,9 | 15,4 |
27 мес. | 11,1 | 11,6 | 12,4 | 14,6 | 15,4 | 15,9 |
30 мес. | 11,5 | 12,0 | 12,8 | 15,1 | 16,0 | 16,5 |
33 мес. | 11,9 | 12,4 | 13,2 | 15,6 | 16,5 | 17,0 |
36 мес. | 12,1 | 12,8 | 13,6 | 16,0 | 16,9 | 17,5 |
3,5 года | 12,7 | 13,4 | 14,2 | 17,0 | 18,0 | 18,7 |
4 года | 13,3 | 14,2 | 15,1 | 18,0 | 19,1 | 20,0 |
4,5 года | 14,0 | 14,9 | 15,9 | 19,0 | 20,6 | 21,7 |
5 дет | 14,8 | 15,7 | 16,8 | 20,1 | 22,0 | 23,2 |
5,5 лет | 15,5 | 16,6 | 17,8 | 21,4 | 23,4 | 25,1 |
6 лет | 16,3 | 17,6 | 18,9 | 22,6 | 24,9 | 27,0 |
6,5 лет | 17,2 | 18,4 | 20,0 | 24,0 | 26,4 | 29,0 |
7 лет | 18,2 | 19,6 | 21,3 | 25,5 | 28,0 | 31,1 |
8 лет | 20,0 | 21,5 | 23,4 | 28,4 | 31,7 | 35,1 |
9 лет | 22,0 | 23,4 | 25,6 | 31,4 | 35,4 | 39,2 |
10 лет | 24,0 | 25,6 | 28,0 | 35,1 | 39,5 | 45,0 |
11 лет | 26,0 | 28,0 | 31,0 | 39,2 | 44,5 | 50,5 |
12 лет | 28,3 | 30,4 | 34,4 | 43,8 | 50,0 | 57,0 |
13 лет | 31,0 | 33,4 | 39,8 | 49,0 | 56,2 | 63,6 |
14 лет | 34,0 | 35,2 | 42,2 | 54,6 | 62,2 | 70,6 |
15 лет | 37,8 | 40,8 | 46,9 | 60,2 | 65,1 | 76,5 |
16 лет | 41,2 | 45,4 | 51,8 | 65,9 | 73,0 | 82,5 |
17 лет | 46,4 | 50,5 | 56,8 | 70,6 | 78,0 | 86,2 |
Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 | |
0 мес. | 32,5 | 33,2 | 34,0 | 35,5 | 36,5 | 37,7 |
1 мес. | 34,8 | 35,3 | 36,0 | 37,9 | 39,0 | 39,8 |
2 мес. | 36,9 | 37,3 | 38,0 | 40,3 | 40,9 | 41,8 |
З мес. | 38,4 | 38,8 | 39,5 | 41,6 | 42,5 | 43,3 |
4 мес. | 39,6 | 40,2 | 40,8 | 42,9 | 43,8 | 44,5 |
5 мес. | 40,6 | 41,2 | 42,0 | 44,0 | 45,0 | 45,9 |
6 мес. | 41,5 | 42,0 | 42,7 | 45,3 | 46,0 | 46,7 |
7 мес. | 42,2 | 42,8 | 43,7 | 46,1 | 47,0 | 47,7 |
8 мес. | 42,8 | 43,6 | 44,2 | 46,8 | 47,7 | 48,4 |
9 мес. | 43,5 | 44,0 | 44,8 | 47,4 | 48,3 | 49,0 |
10 мес. | 44,0 | 44,6 | 45,4 | 48,0 | 48,8 | 49,6 |
11 мес. | 44,3 | 45,0 | 45,9 | 48,6 | 49,3 | 50,0 |
12 мес. | 44,6 | 45,3 | 46,2 | 49,1 | 49,8 | 50,7 |
15 мес. | 45,3 | 46,0 | 46,7 | 49,5 | 50,3 | 51,3 |
18 мес. | 46,0 | 46,6 | 47,3 | 49,9 | 50,7 | 51,6 |
21 мес. | 46,5 | 47,2 | 47,7 | 50,3 | 51,0 | 52,0 |
24 мес. | 47,0 | 47,6 | 48,1 | 50,5 | 51,3 | 52,3 |
27 мес. | 47,3 | 47,9 | 48,5 | 50,8 | 51,7 | 52,7 |
30 мес. | 47,5 | 48,2 | 48,8 | 51,1 | 52,0 | 53,0 |
33 мес. | 47,8 | 48,4 | 49,2 | 51,3 | 52,3 | 53,3 |
36 мес. | 48,0 | 48,6 | 49,5 | 51,5 | 52,6 | 53,5 |
3,5 года | 48,6 | 49,2 | 49,9 | 52,0 | 53,0 | 54,0 |
4 года | 49,0 | 49,6 | 50,2 | 52,4 | 53,4 | 54,3 |
4,5 года | 49,3 | 49,8 | 50,4 | 52,7 | 53,8 | 54,6 |
5 лет | 49,6 | 50,1 | 50,7 | 53,1 | 54,2 | 55,0 |
5,5 лет | 49,8 | 50,4 | 51,0 | 53,5 | 54,5 | 55,5 |
6 лет | 50,0 | 50,6 | 51,2 | 54,0 | 54,8 | 55,7 |
6,5 лет | 50,2 | 50,8 | 51,4 | 54,3 | 55,0 | 55,8 |
7 лет | 50,4 | 51,0 | 51,6 | 54,5 | 55,3 | 56,0 |
8 лет | 50,5 | 51,4 | 52,0 | 55,0 | 55,8 | 56,6 |
9 лет | 50,8 | 51,7 | 52,5 | 55,5 | 56,3 | 57,2 |
10 лет | 51,2 | 52,0 | 52,8 | 56,0 | 56,7 | 57,7 |
11 лет | 51,5 | 52,3 | 53,2 | 56,3 | 57,2 | 58,2 |
12 лет | 51,7 | 52,6 | 53,5 | 56,7 | 57,7 | 58,8 |
13 лет | 51,9 | 52,8 | 53,7 | 57,3 | 58,1 | 59,2 |
14 лет | 52,1 | 53,0 | 54,0 | 57,5 | 58,5 | 59,6 |
15 лет | 52,3 | 53,2 | 54,3 | 57,8 | 58,8 | 60,0 |
16 лет | 52,4 | 53,4 | 54,4 | 57,9 | 59,0 | 60,1 |
17 лет | 52,5 | 53,5 | 54,6 | 58,0 | 59,1 | 60,2 |
Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 | |
0 мес. | 31,7 | 32,3 | 33,5 | 36,0 | 36,8 | 37,3 |
1 мес. | 33,3 | 34,1 | 35,4 | 38,0 | 38,9 | 39,4 |
2 мес. | 35,0 | 35,7 | 37,0 | 40,0 | 40,8 | 41,6 |
3 мес. | 36,5 | 37,3 | 38,4 | 42,1 | 43,1 | 43,8 |
4 мес. | 38,1 | 38,8 | 39,8 | 43,5 | 44,5 | 45,7 |
5 мес. | 39,3 | 40,1 | 41,1 | 45,0 | 46,2 | 47,7 |
6 мес. | 40,6 | 41,4 | 42.4 | 46,3 | 47,6 | 49,0 |
7 мес. | 41,7 | 42,5 | 43,4 | 47,5 | 48,9 | 50,1 |
8 мес. | 42,7 | 43,5 | 44,4 | 48,5 | 49,9 | 51,1 |
9 мес. | 43,6 | 44,3 | 45,2 | 49,3 | 50,7 | 52,0 |
10 мес. | 44,3 | 45,0 | 46,0 | 50,0 | 51,5 | 52,8 |
11 мес. | 44,8 | 45,6 | 46,6 | 50,8 | 52,2 | 53,6 |
12 мес. | 45,3 | 46,1 | 47,0 | 51,2 | 52,8 | 54,3 |
15 мес. | 46,0 | 46,8 | 47,9 | 51,9 | 53,7 | 55,0 |
18 мес. | 46,5 | 47,4 | 48,6 | 52,4 | 54,3 | 55,6 |
21 мес. | 47,0 | 47,9 | 49,1 | 52,9 | 54,7 | 56,0 |
24 мес. | 47,6 | 48,4 | 49,5 | 53,2 | 55,1 | 56,4 |
27 мес. | 47,8 | 48,7 | 49,9 | 53,5 | 55,6 | 56,8 |
30 мес. | 48,2 | 49,1 | 50,3 | 53,9 | 55,8 | 57,3 |
33 мес. | 48,4 | 49,2 | 50,5 | 54,2 | 56,1 | 57,7 |
36 мес. | 48,6 | 49,7 | 50,8 | 54,6 | 56,4 | 58,2 |
3,5 года | 49,2 | 50,3 | 51,5 | 55,0 | 57,1 | 59,0 |
4 года | 50,0 | 51,2 | 52,4 | 55,8 | 58,0 | 59,9 |
4,5 года | 50,8 | 52,0 | 53,3 | 56,9 | 59,0 | 61,2 |
5 лет | 51,3 | 52,8 | 54,0 | 58,0 | 60,0 | 62,6 |
5,5 лет | 52,2 | 53,5 | 55,0 | 59,1 | 61,3 | 63,8 |
6 лет | 53,0 | 54,4 | 56,0 | 60,2 | 62,5 | 65,1 |
6,5 лет | 53,8 | 55,2 | 57,0 | 61,3 | 63,8 | 66,4 |
7 лет | 54,6 | 56,2 | 57,9 | 62,3 | 65,1 | 67,9 |
8 лет | 56,1 | 58,0 | 60,0 | 64,8 | 67,9 | 70,8 |
9 лет | 57,7 | 59,6 | 61,9 | 67,1 | 70,6 | 73,8 |
10 лет | 59,3 | 61,4 | 63,9 | 69,8 | 73,6 | 76,8 |
11 лет | 61,1 | 63,0 | 66,0 | 72,1 | 76,2 | 79,8 |
12 лет | 62,6 | 65,0 | 68,0 | 74,9 | 79,0 | 82,8 |
13 лет | 64,7 | 66,9 | 70,2 | 78,2 | 82,2 | 87,0 |
14 лет | 67,0 | 68,6 | 73,1 | 81,8 | 86,2 | 91,0 |
15 лет | 70,0 | 72,6 | 76,3 | 85,7 | 90,1 | 94,2 |
16 лет | 73,3 | 76,1 | 80,0 | 89,9 | 93,6 | 97,0 |
17 лет | 77,0 | 80,1 | 82,9 | 92,2 | 95,5 | 98,4 |
Распределение длины тела, веса, обхватов груди и головы по возрасту у девочек
В силу физиологических особенностей и влияния на развитие девочек женских половых гормонов, цифры в таблицах для девочек заметно отличаются от тех, что указаны в составленных для мальчиков центильных таблицах. Разница прослеживается с самого рождения. Это нормально и закономерно.
Таблица: центильная для девочек (рост)
Возраст | Центили | |||||
3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 | |
0 мес. | 47,0 | 48,0 | 49,2 | 52,1 | 53,3 | 54,5 |
1 мес. | 49,7 | 50,7 | 52,4 | 55,3 | 56,9 | 57,7 |
2 мес. | 52,2 | 53,3 | 55,0 | 58,6 | 59,9 | 60,8 |
З мес. | 55,1 | 56,1 | 57,9 | 61,5 | 63,0 | 63,9 |
4 мес. | 57,4 | 58,6 | 60,5 | 64,1 | 65,6 | 66,4 |
5 мес. | 59,9 | 61,0 | 62,8 | 66,4 | 67,8 | 68,8 |
6 мес. | 62,1 | 63,0 | 64,3 | 68,2 | 69,8 | 70,8 |
7 мес. | 63,7 | 64,2 | 66,4 | 70,0 | 71,6 | 72,7 |
8 мес. | 65,2 | 66,1 | 67,7 | 71,6 | 73,1 | 75,2 |
9 мес. | 66,5 | 67,5 | 69,3 | 72,8 | 74,5 | 75,8 |
10 мес. | 67,7 | 68,8 | 70,5 | 74,2 | 75,9 | 77,1 |
11 мес. | 69,0 | 70,3 | 71,7 | 75,7 | 77,1 | 78,3 |
12 мес. | 70,3 | 71,4 | 72,8 | 76,3 | 78,3 | 79,3 |
15 мес. | 72,2 | 73,6 | 75,2 | 78,8 | 81,2 | 82,4 |
18 мес. | 74,0 | 75,8 | 77,5 | 82,1 | 84,4 | 86,0 |
21 ме |