Оценка физического развития ребенка по номограммам

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга
физического воспитания и отслеживания влияния
его технологий на здоровье детей необходимо
иметь представление о динамике физического
развития, развития физических качеств и
физической подготовленности, качества развития
двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детейважный
показатель состояния здоровья, который
характеризуется совокупностью морфологических
и функциональных параметров, обусловленных
наследственными факторами и условиями
окружающей среды.

При оценке физического развития детей
учитываются:

— длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность
головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость
легких, коэффициент выносливости, мышечная сила
кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя,
тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный
тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.

На физическом развитии детей особенно
заметно отражается влияние внешней среды:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
недостаток воздуха, недосыпание,
неудовлетворительное питание, особенности
климата, неправильный режим дня, ограничения
двигательной активности. В связи с этим уровень
физического развития принято считать ярким
показателем их здоровья, условий жизни и
воспитания. На темпы физического развития
оказывают влияние наследственные факторы, тип
конституции, индивидуальные особенности
центральной нервной системы, интенсивность
обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно
меняется в течение жизни. Показатели массы и
длины тела нарастают неравномерно не только в
разные возрастные периоды, но и в разные сезоны.
Более интенсивное нарастание массы тела у детей
наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей
степени — весной и в начале лета. Это объясняется
улучшением обмена веществ из-за увеличения
времени пребывания детей на свежем воздухе,
большей двигательной активностью, разнообразным
питанием с включением достаточного количества
свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины
тела более выражены весной и в начале лета, когда
усиленная ультрафиолетовая радиация повышает
фосфорно-кальциевый обмен и способствует
интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического
развития проводится путем сопоставления
антропометрических показателей ребенка с
региональными стандартами. Это позволяет
выявлять отклонения в физическом развитии и
принимать необходимые меры к их оздоровлению.
Использование нормативов дает возможность
провести групповую оценку физического развития
коллектива детей в дошкольном учреждении и
проследить динамику показателей, а также
провести сравнительные исследования детей,
посещающих и не посещающих дошкольные
учреждения. Кроме того, метод групповой оценки
позволяет определить степень эффективности
различных физкультурно-оздоровительных
технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей
акселерации стандарты физического развития
периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может
производиться различными методами:

методом сигмальных отклонений,
когда индивидуальные показатели ребенка
сопоставляют со средней арифметической каждого
признака, представленной в специальных таблицах;

регрессионным методом с
помощью шкал регрессии, составленным по
возрастно-половым группам;

центильным методом, сущность
которого заключается в том, что упорядоченный
вариационный ряд, охватывающий весь диапазон
колебаний признака, делят на 100 интервалов,
попадания в которые имеют равные вероятности.
Этот метод современной медицинской практикой
считается наиболее точным;

методом номограмм, когда
физическое развитие оценивается по двум ведущим
морфологическим показателям — длине и массе
тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и
массы тела, а также их соотношения обеспечивают
совершенное функционирование
опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма. С равными соотношениями длины и массы
тела связана разная скорость возрастного
созревания ребенка. Номограммы чаще всего
применяются в массовых скрининг-обследованиях
детей.

Практикуется и метод определения
биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить
медицинские работники не менее двух раз в год.
Результаты обследования обсуждаются на
медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные
здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами
физического развития, в которых показатели
соотносятся с ростом детей. Люди не все
одинаковы: есть большие, средние, маленькие.
Существуют формулы, с помощью которых
определяется будущий рост человека, даже если он
еще находится в утробе матери. Зная будущий рост
ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую
сторону), можно с большой степенью точности
отнести его к определенной группе детей: большим,
средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например,
может оказаться, что показатели физического
развития соответствуют среднему, а по данным
своего будущего роста ребенок должен иметь
показатели, соответствующие графе «большой».
Возможно, имеется задержка физического развития.
Но в любом случае подобное заключение может
сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина
его тела — 98,5 см, масса — 12,8 кг. Его рост во
взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий.
Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей
физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и
расчетные формулы в качестве приложения к курсу
будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что
физическое развитие ребенка задерживается. Ведь,
по данным своего будущего роста, он относится к
типу «большой», а показатели длины тела и массы
соответствуют типу «маленький». Следовательно,
необходимо выяснить причины такого отставания
физического развития.

Стандартные усредненные показатели
роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют
определить количество гармонично развивающихся
детей, а также детей, у которых есть проблемы:
например, избыточная масса тела, низкие ростовые
показатели, непропорциональность развития,
значительно превышающая допустимые пределы, и
т.д.

Эти данные позволяют разработать для
подобных детей специальные оздоровительные
программы. Например, для детей с низкими
ростовыми показателями в комплекс физических
упражнений должны быть включены плавание,
прыжки, висы, а в их меню следует включать много
молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет
избыточную массу тела и при этом хронической
патологии у него не обнаружено, то есть смысл
организовать ему специальное диетическое
питание с введением постепенно наращивающихся
физических нагрузок. Когда он несколько сбросит
вес, то можно включать в комплекс и силовые
упражнения, укрепляющие мышечную массу.
Разумеется, все это должно проводиться в
соответствии с рекомендациями и под контролем
врача.

Пропорциональность физического
развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) — [Масса(кг) + Окр. гр.
кл.(см)]

Полученные данные сверяются с
показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье
у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше
показатели индекса Пинье у детей по сравнению со
стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы
сможем сделать определенные педагогические
выводы о качестве физкультурно-оздоровительной
работы и смело утверждать, что наши дети окрепли
или, напротив, качество физического воспитания
оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой
системы можно судить по функциональным пробам и
показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у
детей 4—7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в
течение 20 секунд на 25—40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5—6 единиц.

Читайте также:  Значение хореографии в развитии ребенка

По этим показателям мы также можем
судить о степени эффективности физического
воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей
учащался при подобной нагрузке на 45%, что в
принципе соответствует норме. Но прошло три
месяца, а показатели функциональных проб все те
же. Вывод: целенаправленной деятельности по
физическому воспитанию в данном дошкольном
учреждении или данной возрастной группе детей не
ведется.

Положительное влияние физкультуры на
развитие физической работоспособности может
быть проверено с помощью степ-теста. Детям
предлагаются две нагрузки возрастающей
мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой
восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30
раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки — 2
минуты, отдых между ними — 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком,
рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

— где Р — масса ребенка, n
число подъемов на ступеньку в минуту, h
высота ступеньки в метрах. Нормой считается
увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и
на 45—60% при второй по отношению к исходному
уровню. Снижение этих показателей говорит нам об
оздоровительном эффекте
физкультурно-оздоровительной работы и ее
правильной организации.

Важным показателем состояния
сердечно-сосудистой системы является вычисление
коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со
стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется
по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

— где П — пульс, ПД — пульсовое
давление (пульсовое давление определяется
разностью между максимальным и минимальным
артериальным давлением).

По мере развития выносливости
числовые значения КВ снижаются. В табл. 2
приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента
выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры
можно проследить с помощью пневмотонометра. Он
представляет собой U-образную стеклянную трубку,
до половины наполненную ртутью и снабженную
шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с
мундштуком. Для проведения измерений сначала
делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут
мундштук в рот и производят максимальное
вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в
трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2
секунды. Сила вдоха по мере тренированности
детей будет увеличиваться. Необходимо отметить,
что детям очень нравится работать с различными
приборами и они радуются, когда убеждаются, как
повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим
функциональные возможности системы дыхания,
является жизненная емкость легких. Она
измеряется с помощью прибора спирометра.
Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в
кубических сантиметрах. Полученные показатели
сравниваются с должной (по возрасту и полу)
ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по
уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.
Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу
тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ)
ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких,
в мл; Р — масса тела, в кг.

На эффективность
физкультурно-оздоровительной работы будет
указывать возрастание показателей жизненного
индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического
развития в каждом возрасте еще не является
мониторингом физического развития. Снятие
показателей дважды в год, как это принято в
дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль
результатов. Мониторинг предполагает
прослеживание динамики физического развития и
соотнесения его показателей с другими
параметрами, например, физической
подготовленностью или функциональным
состоянием организма. Поэтому показатели
физического развития следует снимать
ежеквартально. Это позволяет видеть результаты
педагогических воздействий на каждого ребенка и
группу детей в целом и соответственно
корректировать процесс физического развития
детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств
оценивается по динамике показателей силы,
выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.
Следует заметить, что степень развития
физических качеств говорит и об уровне
психического развития, а также о наличии у
ребенка определенных задатков. Например,
ловкость указывает на развивающиеся способности
быстро обучаться.

Быстрота оценивается по
скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с
помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса
— по показателям метания вдаль набивного мяча
весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила
нижних конечностей —
по прыжкам в длину с
места.

Ловкость оценивается по разнице
времени пробегания дистанции в 10 м прямым и
челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и
бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени
работы на полосе препятствий. Ребенку следует
пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м,
прокатить мяч между шестью предметами (кегли,
кубы, другие предметы), расположенными друг от
друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу
высотой 40 см.

Читать продолжение

Источник

Babyzzz От 0 до 1 года Как с помощью центильных таблиц определить, соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту


Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы). Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела. Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок?

Центильные таблицы физического развития — это…

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:

  • роста (или длины тела);
  • веса (или массы);
  • окружности (или обхвата) головы;
  • окружности (или обхвата) грудной клетки.

Для составления центильных таблиц исследования проводятся по 4 параметрам: длине тела, массе, обхвату головы и длине окружности груди

Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.

На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.

После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.

Баллы — центильный коридор (интервал), который охватывает показатели антропометрических замеров вашего ребёнка.

Видео: какой рост (вес) должен быть у ребёнка — доктор Комаровский

Что такое центили (процентили)

Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.

Читайте также:  Книги для общего развития ребенка

К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.

В таблицы заносятся данные детей, согласно такой схемы

Фиксируются показатели:

  • третьего (либо 5);
  • десятого;
  • двадцать пятого;
  • пятидесятого;
  • семьдесят пятого;
  • девяностого;
  • девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).

Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.

Как вариант представления центильных таблиц, можно использовать графики. Центр графика — средние величины (большинство), по краям низкие и высокие значения (малочисленные).

Современные стандарты ВОЗ

В 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997–2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста).

В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.

Обязательным условием для участия было соответствие ухода за детьми правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ.

На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире.

Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детей

Распределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиков

Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.

Длина тела — показатель системного процесса развития всего организма. Рост и гармоничное развитие детей — основной критерий состояния здоровья всего населения.

Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.

На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:

  • на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
  • до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
  • после — рост постепенно замедляется.

Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.

Таблица: соответствие роста возрасту (мальчики)

Центили
Возраст31025759097
0 мес.48,048,950,053,254,355,1
1 мес.50,551,552,856,357,558,7
2 мес.53,454,355,859,561,062,1
З мес.56,157,058,662,464,065,5
4 мес.58,659,561,365,667,068,7
5 мес.61,061,963,467,969,670,9
6 мес.63,064,065,669,971,372,5
7 мес.65,065,967,571,473,074,1
8 мес.66,567,668,973,074,575,7
9 мес.67,868,870,174,575,977,1
10 мес.68,869,971,376,177,478,8
11 мес.69,971,072,677,378,980,4
12 мес.71,072,073,878,580,381,7
15 мес.72,974,376,081,386,584,9
18 мес.75,076,578,484,483,488,2
21 мес.77,278,680,886,888,291,0
24 мес.79,481,083,088,492,093,8
27 мес. 81,483,285,592,294,696,3
30 мес.83,785,287,594,897,299,0
33 мес.86,087,490,097,499,7101,4
36 мес.88,089,692,199,7102,2103,9
3,5 года90,392,195,0102,5105,0106,8
4 года93,295,498,3105,5108,0110,0
4,5 года96,398,3101,2108,5111,2113,5
5 лет98,4101,7105,9112,0114,5117,2
5,5 дет102,4104,7108,0115,2118,0120,1
6 лет105,5108,0110,8118,8121,4123,3
6,5 лет108,6110,9113,9122,0124,4126,4
7 лет110,3113,8117,0125,0127,9130,0
8 лет116,4118,8122,0131,0134,3136,4
9 лет121,5124,6127,5136,5140,3142,5
10 лет126,4129,2133,0142,0146,2149,1
11 лет131,2134,0138,0148,3152,9155,2
12 лет135,8138,8142,7154,9159,5162,4
13 лет140,2143,6147,4160,4165,8169,6
14 лет144,9148,3152,4166,4172,2176,0
15 лет149,3153,2158,0172,0178,0178,0
16 лет154,0158,0162,2177,4182,0185,0
17 лет159,3163,0168,1181,2185,1187,9

График: процентили роста к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Масса тела у детей — самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет.

Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)

ВозрастЦентили
31025759097
0 мес.2,42,73,03,74,04,4
1 мес.3,13,53,84,55,25,6
2 мес.3,94,34,65,56,26,6
З мес.4,54,95,46,47,07,5
4 мес.5,25,66,27,27,98,4
5 мес.5,86,26,87,98,69,1
6 мес.6,46,87,48,69,29,7
7 мес.6,97,47,99,19,810,3
8 мес.7,47,88,49,610,310,8
9 мес.7,88,38,910,110,911,3
10 мес.8,08,69,210,611,311,8
11 мес.8,38,99,511,011,812,3
12 мес.8,69,19,811,512,212,7
15 мес.9,29,610,512,212,913,5
18 мес.9,610,211,012,813,614,2
21 мес.10,110,611,513,514,314,9
24 мес.10,611,112,014,114,915,4
27 мес.11,111,612,414,615,415,9
30 мес.11,512,012,815,116,016,5
33 мес.11,912,413,215,616,517,0
36 мес.12,112,813,616,016,917,5
3,5 года12,713,414,217,018,018,7
4 года13,314,215,118,019,120,0
4,5 года14,014,915,919,020,621,7
5 дет14,815,716,820,122,023,2
5,5 лет15,516,617,821,423,425,1
6 лет16,317,618,922,624,927,0
6,5 лет17,218,420,024,026,429,0
7 лет18,219,621,325,528,031,1
8 лет20,021,523,428,431,735,1
9 лет22,023,425,631,435,439,2
10 лет24,025,628,035,139,545,0
11 лет26,028,031,039,244,550,5
12 лет28,330,434,443,850,057,0
13 лет31,033,439,849,056,263,6
14 лет34,035,242,254,662,270,6
15 лет37,840,846,960,265,176,5
16 лет41,245,451,865,973,082,5
17 лет46,450,556,870,678,086,2

Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)

ВозрастЦентили
31025759097
0 мес.32,533,234,035,536,537,7
1 мес.34,835,336,037,939,039,8
2 мес.36,937,338,040,340,941,8
З мес.38,438,839,541,642,543,3
4 мес.39,640,240,842,943,844,5
5 мес.40,641,242,044,045,045,9
6 мес.41,542,042,745,346,046,7
7 мес.42,242,843,746,147,047,7
8 мес.42,843,644,246,847,748,4
9 мес.43,544,044,847,448,349,0
10 мес.44,044,645,448,048,849,6
11 мес.44,345,045,948,649,350,0
12 мес.44,645,346,249,149,850,7
15 мес.45,346,046,749,550,351,3
18 мес.46,046,647,349,950,751,6
21 мес.46,547,247,750,351,052,0
24 мес.47,047,648,150,551,352,3
27 мес.47,347,948,550,851,752,7
30 мес.47,548,248,851,152,053,0
33 мес.47,848,449,251,352,353,3
36 мес.48,048,649,551,552,653,5
3,5 года48,649,249,952,053,054,0
4 года49,049,650,252,453,454,3
4,5 года49,349,850,452,753,854,6
5 лет49,650,150,753,154,255,0
5,5 лет49,850,451,053,554,555,5
6 лет50,050,651,254,054,855,7
6,5 лет50,250,851,454,355,055,8
7 лет50,451,051,654,555,356,0
8 лет50,551,452,055,055,856,6
9 лет50,851,752,555,556,357,2
10 лет51,252,052,856,056,757,7
11 лет51,552,353,256,357,258,2
12 лет51,752,653,556,757,758,8
13 лет51,952,853,757,358,159,2
14 лет52,153,054,057,558,559,6
15 лет52,353,254,357,858,860,0
16 лет52,453,454,457,959,060,1
17 лет52,553,554,658,059,160,2

График: процентили окружности головы к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)

ВозрастЦентили
31025759097
0 мес.31,732,333,536,036,837,3
1 мес.33,334,135,438,038,939,4
2 мес.35,035,737,040,040,841,6
3 мес.36,537,338,442,143,143,8
4 мес.38,138,839,843,544,545,7
5 мес.39,340,141,145,046,247,7
6 мес.40,641,442.446,347,649,0
7 мес.41,742,543,447,548,950,1
8 мес.42,743,544,448,549,951,1
9 мес.43,644,345,249,350,752,0
10 мес.44,345,046,050,051,552,8
11 мес.44,845,646,650,852,253,6
12 мес.45,346,147,051,252,854,3
15 мес.46,046,847,951,953,755,0
18 мес.46,547,448,652,454,355,6
21 мес.47,047,949,152,954,756,0
24 мес.47,648,449,553,255,156,4
27 мес.47,848,749,953,555,656,8
30 мес.48,249,150,353,955,857,3
33 мес.48,449,250,554,256,157,7
36 мес.48,649,750,854,656,458,2
3,5 года49,250,351,555,057,159,0
4 года50,051,252,455,858,059,9
4,5 года50,852,053,356,959,061,2
5 лет51,352,854,058,060,062,6
5,5 лет52,253,555,059,161,363,8
6 лет53,054,456,060,262,565,1
6,5 лет53,855,257,061,363,866,4
7 лет54,656,257,962,365,167,9
8 лет56,158,060,064,867,970,8
9 лет57,759,661,967,170,673,8
10 лет59,361,463,969,873,676,8
11 лет61,163,066,072,176,279,8
12 лет62,665,068,074,979,082,8
13 лет64,766,970,278,282,287,0
14 лет67,068,673,181,886,291,0
15 лет70,072,676,385,790,194,2
16 лет73,376,180,089,993,697,0
17 лет77,080,182,992,295,598,4

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Распределение длины тела, веса, обхватов груди и головы по возрасту у девочек

В силу физиологических особенностей и влияния на развитие девочек женских половых гормонов, цифры в таблицах для девочек заметно отличаются от тех, что указаны в составленных для мальчиков центильных таблицах. Разница прослеживается с самого рождения. Это нормально и закономерно.

Таблица: центильная для девочек (рост)

ВозрастЦентили
31025759097
0 мес.47,048,049,252,153,354,5
1 мес.49,750,752,455,356,957,7
2 мес.52,253,355,058,659,960,8
З мес.55,156,157,961,563,063,9
4 мес.57,458,660,564,165,666,4
5 мес.59,961,062,866,467,868,8
6 мес.62,163,064,368,269,870,8
7 мес.63,764,266,470,071,672,7
8 мес.65,266,167,771,673,175,2
9 мес.66,567,569,372,874,575,8
10 мес.67,768,870,574,275,977,1
11 мес.69,070,371,775,777,178,3
12 мес.70,371,472,876,378,379,3
15 мес.72,273,675,278,881,282,4
18 мес.74,075,877,582,184,486,0
21 ме