Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для

Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для thumbnail

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

216. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре с участием специалистов диагностировано: хронический тонзиллит, декомпенсированная форма. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 4 острые фолликулярные ангины, грипп, паратонзиллярный абсцесс

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

217. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре с участием специалистов диагностировано: плоскостопие. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1 – я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

218. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре с участием специалистов диагностировано: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

219. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре с участием специалистов диагностировано: бронхиальная астма в стадии клинической и лабораторной ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

220. Акселерация включает

а) ускорение роста и развития

б) увеличение продолжительности жизни

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода

г) увеличение дефинитивных размеров тела

д) изменение структуры заболеваемости

221. Местные или региональные стандарты физического развития устанавливаются

а) ежегодно в ходе медицинских профилактических осмотров

б) ежегодно индивидуализирующим методом

в) генерализирующим методом раз в 5-10 лет

г) генерализирующим методом ежегодно

д) генерализирующим методом в случае резкого изменения социальных условий

224. Гетерохронность развития отдельных органов, тканей и систем объяснена необходимостью обеспечения выживания организма

а) СМ. Громбахом

б)

в)

г)

223. Для измерения длинников не используется

а) ростомер

б) антропометр

в) толстотный циркуль

г) скользящий циркуль

д) калипер

224. Для измерения диаметров не используется

а) ростомер

б) антропометр

в) толстотный циркуль

г) скользящий циркуль

д) калипер

225. В целом наибольшее влияние на состояние здоровья детей и подростков оказывает

а) загрязнение окружающей среды

б) природно-климатические условия

в) деятельность органов здравоохранения

г) образ жизни и социально-гигиенические факторы

Укажите все правильные ответы

226. Значение знания закономерностей роста и развития для врача по гигиене детей и подростков в том, что они

а) являются теоретической основой гигиенического нормирования
факторов окружающей среды для детей и подростков

б) позволяют понять деятельность органов и систем,

их взаимосвязь в организме ребенка и его единство с внешней средой

в) позволяют правильно интерпретировать информацию о здоровье
и развитии подрастающего поколения

г) являются одним из ведущих признаков здоровья,
от них зависят другие показатели здоровья

227. К закономерностям роста и развития организма детей относятся

а) неравномерность роста и развития

б) увеличение удельных энерготрат организма с возрастом

в) гетерохронность роста и развития

г) половой диморфизм

д) обусловленность роста и развития наследственными
и средовыми факторами

228. Биологическая надежность функциональных систем и организма
в целом базируется

а) на избыточности элементов управления

б) на дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции

в) на совершенном и быстром возврате к состоянию
относительного постоянства

г) наследственных признаках

д) на динамичности взаимодействия звеньев системы

229. Секулярный тренд включает

а) ускорение роста и развития

б) увеличение продолжительности жизни

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода

г) изменение структуры заболеваемости

230. Возрастная периодизация

а) необходима для организации образовательно-воспитательной
деятельности детей разного возраста

б) необходима для определения возраста поступления ребенка
в детское учреждение, начала трудовой деятельности

в) необходима для гигиенического нормирования факторов
окружающей среды

г) базируется на неравномерности роста и развития

д) базируется на теории биологической надежности функциональных
систем и организма в целом

231. К физиометрическим показателям, характеризующим функциональное состояние организма, относится все, кроме

а) массы тела

б) ЖЕЛ

в) мышечной силы рук

г) становой силы мышц спины

д) длины тела

232. Биологический возраст можно установить по следующим данным

а) длине тела и ее годовой прибавке

Читайте также:  Психофизическое развитие ребенка с нарушением интеллекта

б) массе тела и ее соответствии средним возрастным показателям

в) развитию вторичных половых признаков

г) наличию точек окостенения

д) числу постоянных зубов

233. В практике санитарного врача как показатель биологического уровня развития ребенка используется

а) длина тела ребенка

б) погодовые прибавки длины тела

в) количество постоянных зубов у ребенка

г) развитие вторичных половых признаков

д) наличие точек окостенения

234. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет

а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития

б) учесть своевременность физического развития

в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела

г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития

235. Проявлениями полового диморфизма являются

а) более раннее начало полового созревания у девочек

б) более раннее начало полового созревания у мальчиков

в) более раннее завершение процессов роста у девочек

г) более раннее завершение процессов роста у мальчиков

д) двойной перекрест ростовых кривых

236. При невозможности проанализировать все показатели физического развития для выявления влияния загрязнения атмосферного воздуха на физическое развитие детского коллектива выберите 3 наиболее информативных показателя

а) число детей с отставанием биологического возраста от паспортного

б) число детей с опережением биологического возраста от паспортного

в) число детей с дисгармоничностью морфо-функционального состояния за счет дефицита массы тела

г) среднеарифметическая ЖЕЛ

д) число детей с ЖЕЛ ниже 25-го процентиля

237. Для сравнения физического развития коллективов детей и подростков целесообразно использовать

а) среднеарифметические показатели длины тела

б) среднеарифметические показатели массы тела

в) среднеарифметические величины функциональных показателей

г) число детей с биологическим возрастом, соответствующим паспорту

д) число детей с гармоничным морфо-функциональным состоянием

238. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение

а) для назначения индивидуальных рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний

б) для индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки

в) для оценки состояния здоровья коллектива и его динамики

г) для выделения группы риска развития заболевания

д) для оценки состояния здоровья индивидуума и его динамики

239. Для измерения толщины жировой складки тела используется

а) ростомер

б) антропометр

в) толстотный циркуль

г) скользящий циркуль

д) калипер

240. При разработке региональных стандартов физического развития для мальчиков 7 лет г. Москвы следует исключить карты следующих детей

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст

Нацио­нальность

Учреждение

Состояние здоровья

1

Егоров Дима

6л 7м Зд

русский

школа № 72 г. Москвы

миопия слабой степени

2

Жевнов Миша

7л 4м Зд

белорус

школа-интернат № 34 г. Москвы

аденоиды 1-й степени

3

Зайцев Вова

7л Зм 5д

русский

школа № 31 г. Москвы

хр. тонзиллит в стадии субком­пенсации

4

Иванов Коля

7л 6м Зл

русский

школа № 43 г. Москвы

логоневроз

5

Петров Ваня

7л 4м 9д

якут

школа № 43 г. Москвы

миопия слабой степени

а) №1

б) №2

в) №3

г) №4
д) №5

241. Отметьте основные условия, необходимые для проведения антропометрических исследований

а) использование унифицированной антропометрической методики

б) наличие стандартизированного антропометрического инструментария

в) проведения измерений на обнаженном теле, в положении по стойке смирно или другом положении в соответствии с методикой измерений

Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Источник

Метод позволяет определить уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма, а также учесть ге­те­ро­морф­ность и ге­те­ро­хрон­ность раз­ви­тия, свое­вре­мен­ность фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, про­из­во­дить взаи­мо­свя­зан­ную оцен­ку дли­ны и мас­сы те­ла

Оценка комплексным методом состоит из3 этапов:

1этап – оценка по шкалам регрессии.

При оценке данным методом необходимо ответить на два вопроса:

1. Какое физическое развитие? Оценивается по таблице и по показателю роста.

2. Гармонично ли оно? Ели показатели ВСО лежит в пределах еденицы – гармоничные, если 1, 1- 2 –дисгорманичные, 2,1- >3- резко дисгармоничные

2 этап – оценка физиологических показателей

– индивидуальные данные (частота, пульс, АД)

– табличные данные

– резюме

3 этап – оценка биологического возраста

· индивидуальные данные (рост, годовая прибавка, вторичные половые признаки, число постоянных зубов)

· табличные данные

· резюме

Вывод: – резюме 1,2,3 этап

. Оценка физического развития комплексным методом

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет .

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте – длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии – для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы – для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение ) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение )

Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних – показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего – выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

106.Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально – гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.

Причины:

1. Физико- химические

· Гелеогенная (влияние солнечного света)

· Радиоволновая (магнитная)

· Влияние космической радиации

· Увеличение содержания углекислого газа

2. Влияние отдельных факторов и событий жизни.

· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения

· Внутритипная

· Высокая информация

3. Венетическая теория

· Циклических, биологических изменений

· Гетерозиса

4. Теория комплекса факторов условий жизни

· Урбаническая – факторы урбанизации воздействуют на ЦНС; активируют её соматотропную функцию

· Комплекс социально – биологических факторов

Децелерация – прекращение акселерации роста и развития подрастающего поколения – замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков

Стагнация – отставание в развитии (делаю неподвижным)

Социально – гигиеническое значение изменения темпов.

Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития:

Подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Состояние здоровья детей хуже при ускоренном и замедленном темпах развития и лучше при среднем. При ускоренном темпе развития наблюдается сниженная физическая работоспособность, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин. Во многом это обусловлено понижением глюкокортикоидной функции надпочечников, обеспечивающих адаптацию организма к факторам окружающей среды.

Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

1. Детям необходимо в школу с 7 лет!

2. Изменение детской заболеваемости

3. Пересмотр норм питания, мебели

4. Усиление половой активности

Источник

Будучи реализованной в процессе углубленных медицинских осмотров, данная методика устраняет недостатки изолирован­ной оценки физического развития детского населения только по морфофункциональному состоянию.

С помощью этой методики оценка физического развития осуществляется в несколько этапов.

На первом устанавливают уро­вень биологического развития (его соответствие календарному возрасту) по показателям роста стоя, погодовой прибавки длины тела, количеству постоянных зубов, степени развития вторичных половых признаков (приложение №1).

На втором этапе оценивают морфофункциональное состояние организма (по шкалам рег­рессии, приложение №3).

Третий этап комплексной оценки заключается в оценке функциональных показателей (приложение №7).

На четвертом этапе делается общее заключение о соответствии физического развития возрасту и степени его гармоничности.

Схема оценки физического развития приводится ниже (таблица 4).

Таблица 4 – Схема комплексной оценки физического развития

Уровень
биологического развития
(ДТ и погодовая прибавка, кол-во постоянных зубов, степень полового развития)

Морфофункциональное состояние

Масса тела,
окружность грудной клетки

ЖЕЛ, ДМ

Гармоничное

 
Соответствует возрасту M­±sR и более (за счет развития мускулатуры) Выше Р25 

Дисгармоничное

 
Опережает возраст От M­–1,1sR до M­–2,0sR
От M­+1,1sR до M­+2,0sR
(за счет повышенного жироотложения)
Ниже Р25 

Резко дисгармоничное

 
Отстает от возраста От M­–2,1sR и ниже
От M­+2,1sR и выше (за счет повышенного жироотложения)
Ниже Р25 

Таким образом, при комплексной схеме оценки заключение о физическом развитии включает вывод о соответствии биологического возраста календарному и о гармоничности морфо-функционального состояния. В случае нормального физического развития, дефицита I и II степени, избытка массы тела и ожирения также указывается оценка длины тела – “средняя”, “ниже средней”, “выше средней”.

Варианты возможных заключений:

Гармоничное физическое развитие – биологический возраст соответствует паспортному возрасту или опережает его, масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных величин не более чем на одну сигму регрессии (σR), функциональные показатели соответствуют возрастной норме или превышают её.

Дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (меньше или больше должных величин на 1,1–2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).

Резко дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (выше или ниже должных величин более чем на 2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).

Пример оценки. Мальчик 6 лет 11 месяцев, длина тела 125 см, масса тела 27,0 кг, окружность грудной клетки 61,0 см, число постоянных зубов 9, за последний год длина тела увеличилась на 5 см; функциональные показатели: ЖЕЛ – 1400 мл, мышечная сила правой кисти 12,5 кг, мышечная сила левой кисти 11,5 кг. Оценить физическое развитие с помощью комплексной методики.

1 этап: Пользуясь приложением №1, определяем биологический возраст ребенка: длина тела – 125,0 см (123,0±5,5 см) – соответствует; погодовая прибавка длины тела – 5 см (4,0-6,0 см) – соответствует; число постоянных зубов – 9 (5‑10) – соответствует.

Заключение: биологический возраст обследуемого ребенка соответствует паспортному возрасту.

2 этап: оценка морфологического статуса ребенка по шкалам регрессии (приложение №3): рост ребенка (125,0 см) –  физическое развитие среднее.

Масса тела мальчика больше должной на 1,7 кг (27,0 – 25,3 = +1,7 кг). Разницу делим на сигму регрессии массы тела (3,6) и получаем сигмальное отклонение: 1,7 : 3,6 = 0,47σR. Масса тела находится в пределах М±1σ.

Окружность грудной клетки мальчика меньше должной на 0,7 см (61,0 – 61,7 = –0,7 см), далее разницу делим на сигму регрессии окружности грудной клетки: –0,7 : 3,3 = –0,21σR. Окружность грудной клетки также находится в пределах М±1σ.

Заключение: физическое развитие обследуемого ребенка среднее гармоничное.

3 этап: оценка функциональных показателей по возрастным стандартам: по приложению №7 определяем, что функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила правой и левой кистей) находятся в пределах средних центильных величин P25–P75.

Заключение: функциональные показатели организма соответствуют возрастным нормативам.

4 этап: Общее заключение: физическое развитие обследуемого ребенка соответствует возрасту, гармоничное.

Источник

Читайте также:  Как психологу заполнить карту развития ребенка