Оценка физического развития ребенка по эмпирическим формулам

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул.

Таблица

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)

Определяемый признак Способ расчета
Длина тела Длина тела 6-тимесячного ребенка равна 66 см
На каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см
Масса тела Масса тела в 6 месяцев равна 8000 г
На каждый месяц до 6 вычитается по 800 г
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г
Окружность груди Окружность груди в 6 месяцев составляет 45 см
На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см
Окружность головы Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см
На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)

Определяемый признак Способ расчета
Длина тела
(от 1 до 6 лет)
Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см
На каждый недостающий год вычитается по 8 см
На каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см
Длина тела
(свыше 6 лет)
Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см
На каждый недостающий год вычитается по 7 см
На каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см
Масса тела
(от 1 до 12 лет)
Масса тела в 5 лет равна 19 кг
На каждый год до 5 вычитается по 2 кг
На каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг
Масса тела
(свыше 12 лет)
Определяется по формуле 5 х n – 20 кг,
где n – возраст в годах
Окружность груди Окружность груди у ребёнка в 10 лет равна 63 см
На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см
На каждый год свыше 10 лет прибавляется по 3 см
Окружность головы Окружность головы в 5 лет равна 50 см
На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см
На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см

Необходимо отметить, что допустимые колебания для любого количественного показателя могут быть в пределах одного возрастного интервала. Обязательным условием для использования данного метода оценки физического развития является изначальная оценка уровня роста. При любых нарушениях роста ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди, окружности головы проводят на соответствующий длине тела возраст.

Пример оценки физического развития по формулам Воронцова И.М.:

Иванов С., 3 года

Рост – 97 см, масса тела – 16 кг, окружность груди – 52 см, окружность головы – 48,5 см.

Фактический рост ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.), 110-16=94 см. разность между фактическим ростом и долженствующим 97-94=3 см., что входит в границы 1 возрастного интервала (8 см) для данного возраста – значит показатель роста средний.

Фактическая масса ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг. Разность между фактической массой и долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит в границы 1 возрастного интервала (2 кг) для данного возраста – значит показатель массы средний.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность груди в 10 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см. Разность между фактической окружностью груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1,5 см) для данного возраста – значит показатель груди средний.

Окружность головы ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность головы в 5 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см. Разность между фактической окружностью головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1 см) для данного возраста – значит показатель окружности головы – средний.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное, пропорциональное.

Существуют формулы для расчета долженствующих показателей массы тела детей относительно роста.

Таблица

Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела
(по росту)

Определяемый признак Способ расчета
Масса тела по длине тела плода 25-42 недели гестации Плод с длиной тела 40 см имеет массу 1300 г
На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 100 г
На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 200 г
Масса тела по длине тела ребёнка первого года жизни При длине тела 66 см масса составляет 8200 г
На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 300 г
На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 250 г
Масса тела по длине тела ребёнка старше года При длине тела 125 см масса составляет 25 кг
На каждые недостающие до 125 см 7 см вычитается 2 кг, на каждые дополнительные 5 см прибавляется по 3 кг, а в пубертатный период – по 3,5 кг

После определения долженствующей массы тела для данного роста необходимо рассчитать процент дефицита массы тела, в соответствии с которым можно определить степень гипотрофии у ребёнка.

Источник

(эмпирический метод)

В практической работе педиатра достаточно часто возникает необходимость в быстрой приблизительной оценке антропометрических показателей. С этой целью используется метод эмпирических формул. Несмотря на относительную условность и неточность оценки, метод до сих пор не потерял своего значения благодаря простоте использования. К его недостаткам относятся большая погрешность, возрастающая при выраженных отклонениях показателей, а также отсутствие учета пола ребенка. Антропометрические показатели ребенка сопоставляются со средневозрастными величинами, вычисленными по следующим ориентировочным формулам.

Эмпирические формулы для детей старше 1-го года

Эмпирические формулы для расчета и оценки

Антропометрических показателей у детей старше 1-го года

(n – возраст в годах)

Рост старше 1-го года, см:

Рост ребенка в 8 лет составляет 130 см.

На каждый недостающий год до 8 вычитают по 7 см, то есть 130-7×(8-n);

(таким образом, до 8 лет ежегодный прирост составляет в среднем 7 см).

На каждый год свыше 8 прибавляют по 5 см, то есть 130+5×(n-8);

(таким образом, после 8 лет ежегодный прирост составляет в среднем 5 см)

Масса тела, кг:

от 1 года до 11 лет

Масса тела в 5 лет составляет 19 кг.

На каждый недостающий год до 5 вычитают по 2 кг, то есть 19-2×(5-n);

(таким образом, до 5 лет ежегодная прибавка составляетв среднем 2 кг)

На каждый год свыше 5 прибавляют по 3 кг, то есть 19+3×(n-5);

(таким образом, после 5 лет ежегодная прибавка составляет в среднем 3 кг).

от 12 до 16 лет

Масса тела определяется по формуле: 5×n-20 (после 11 лет ежегодная прибавка массы тела составляет в среднем 4-5 кг).

Окружность головы, см

Окружность головы в 5 лет составляет 50 см.

На каждый год недостающий до 5 вычитают 1 см, то есть 50-1×(5-n);

(таким образом, до 5 лет ежегодный прирост составляет в среднем 1 см).

На каждый год свыше 5 прибавляют по 0,6 см, то есть 50+0,6×(n-5);

(таким образом, после 5 лет ежегодный прирост составляет в среднем 0,6 см).

Окружность груди, см

Окружность груди в 10 лет составляет 63 см.

На каждый недостающий год до 10 вычитают по 1,5 см, то есть 63-1,5×(10-n);

(таким образом, до 10 лет ежегодный прирост составляет в среднем 1,5 см).

На каждый год свыше 10 прибавляют по 3 см, то есть 63+3×(n-10);

(таким образом, после 10 лет ежегодный прирост составляет в среднем 3 см).

Оценка показателей

Каждый измеренный у ребенка показатель сравнивается со средневозрастным, рассчитанным по формулам. Далее определяется отклонение от расчетной величины. Для его оценки пользуются правилом возрастных интервалов.

Условно принято считать, что допустимое отклонение находится в пределах 1-го возрастного интервала(величина прироста (в см) или прибавки (в кг) за 1 год, за 6 месяцев или за 3 месяца соответственно интервалу возрастных групп). Такой показатель считается средним. Если отклонение находится в пределах от 1 до 2-х возрастных интервалов, показатель оценивается как «выше среднего» или «ниже среднего».

Если отклонение составляет от 2-х до 3-х возрастных интервалов, показатель оценивается как «высокий» или «низкий», в этой группе могут оказаться показатели как пограничные с нормой, так и патологические. Вследствие этого объективно оценить такой показатель методом эмпирических формул не представляется возможным. Для уточнения следует воспользоваться другими методами оценки (центильным или сигмальным).

Если отклонение выходит за пределы 3-х возрастных интервалов, показатель считается патологическими тем более требует уточнения оценки.

Таким образом, при оценке антропометрических показателей методом эмпирических формул, также, как и при центильной оценке, выделяют 7 градаций оценок (показатель средний; выше, ниже среднего; высокий, низкий; патологический высокий, низкий).

Форма записи и оценка результатов антропометрических измерений

по эмпирическим формулам

Показатель Результат
измерений
Расчет по формуле Отклонение от расчетной величины Оценка отклонения Оценка показателя
Рост, см          
Масса тела, кг          
Окружн. головы, см          
Окружн. груди, см          

По результатам оценки антропометрических показателей формулируется итоговое заключение. Основу итоговой оценки определяет рост (средний, выше, ниже среднего и т.д.). Далее определяется гармоничность физического развития (соответствие массы росту). Если рост и масса находятся в одной или соседних оценочных категориях, это свидетельствует о гармоничности развития; если в разных – о дисгармоничности. Отмечаются, если имеются, отклонения показателей окружности головы и груди.

Следует помнить, что при любых нарушениях роста (низкий, высокий) ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди (зависимые признаки) проводят на соответствующий длине тела возраст. Кроме того, масса по эмпирическим формулам рассчитывается на возраст, а не на рост. Поэтому окончательное заключение о гармоничности развития можно сделать только после оценки массы по росту.

По результатам интегральной оценки выделяют 3 оценочные группы, определяющие врачебную тактику.

1. Основная группаваринт нормы (отклонение показателей от средневозрастных в пределах 1 или 2-х возрастных интервалов).

2. Пограничная группа (отклонение находится в зоне от 2-х до 3-х возрастных интервалов). Оценка требует уточнения другими методами.

3. Патологическая (отклонение показателей превышает 3 возрастных интервала). Оценка требует уточнения другими методами, после чего принимается решение о врачебной тактике.

Примеры:

1. Возрастная группа 10 лет.

Показатель Результат измерения Расчет
по формуле
Откло-нение Оценка
отклонения
Оценка
показателя
Рост, см 130+5×(10-8) = 140 + 2 В пределах. 1-го возр. интервала Средний
Масса, кг 19+3×(10-5) = 34 – 4 От 1 до 2-х возр. интервалов Ниже среднего
Окр. головы, см 52,5 50+0,6×(10-5) = 53 – 0,5 В пределах 1-го возр. интервала Средний
Окр. груди, см 63+3×(10-10) = 63 – 1 В пределах 1-го возр. интервалов Средний

Заключение: физическое развитие среднее, т.к. рост средний; гармоничное, т.к. рост и масса находятся в соседних оценочных категориях. Оценочная группа – основная, вариант нормы.

2. Возрастная группа 4 года.

Показатель Результат измерения Расчет
по формуле
Откло-нение Оценка
отклонения
Оценка
показателя
Рост, см 130-7×(8-4) = 102 -10 От 2-х до 3-х возр. интервалов Низкий
Масса, кг 13,5 19-2×(5-4) = 17 -3,5 Свыше 3-х возр. интервалов Патологически низкий
Окр. головы, см 50-1×(5-4) = 49 Отклонение отсутствует Средний
Окр. груди, см 63-1,5(10-4) = 54 – 3 Свыше 3-х возр. интервалов Патологически низкий

Заключение: Физическое развитие низкое, т.к. рост низкий. Масса патологически низкая, поэтому оценка гармоничности требует уточнения другими методами, в том числе следует оценить массу по росту. Кроме того, отмечается патологически низкий показатель окружности груди. После уточнения оценок решить вопрос, в какую оценочную группу отнести ребенка и о тактике врачебных действий.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 5049 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя  бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные  формулы:

Приблизительная длина тела (см)

ü Грудной ребенок – 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)

ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек

ü От 8 до 12 лет – 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек

Примечание:

50 – условная длина тела новорожденного

м – число месяцев

75 – условная длина тела ребенка 1 года

п – число лет

Приблизительная масса тела (кг)

ü Доношенный грудной ребенок – 3 + 600 х м

ü В возрасте 2-11 лет – 10,5 + 2 х п

ü В возрасте 12-15 лет – 5 + п-20

            Примечание:

            3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка

            м – число месяцев

            10,5 – масса тела годовалого ребенка

            п – число лет

Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.

Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)  

возраст Длина тела (см) Масса тела (г или кг)
 1 – 6 месяцев 50 + 3В 3300(3500) + 800 х В
7 – 12 месяцев 64 + В 5800(6000) + 400 х В
2 – 5 лет  2В + 9
2 – 8 лет 74 + 7В
5 – 12 лет 3В + 4
8 –15 лет 90 + 5В
I2 –16 лет 5В – 20

*В – возраст

Оценка физического развития коллективов

При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как

Ø результаты индивидуальных оценок

·  например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.

·  разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и

Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.

Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента

 Алгоритм работы:
ü  получение фактического материала;
ü  статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m);
ü  расчет критерия t Стьюдента:
                                                       Х1 – Х2
                                                 t=—————
                                                     √ m1² – m2²
 
где Х1 – Х2 — среднеарифметические взвешенные;
 m1 и m2 — погрешности среднеарифметических значений.
 
             Оценка
Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: *
§ если t>3, то различия средних значений достоверны,
§  если t < 3 — различия их не достоверны.
*При более строгом подходе используют специальные таблицы.
 

Пример.

Условие:

 В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :

                                        2002            2007

Рост, см                    145,2±0,52     146,1 ±0,64

Масса, кг                    35,3±0,46      37,4+0,47

Окружность груди, см 69,0±0,45   69,6±0,51

Необходимо определить достоверность выявленных различий.

Решение:                    

   t роста =      146,1 – 145,2 =  0,9 = 1,01;

                                         √ 0,64² + 0,52² 0,82

                        t массы =   37,4 − 35,3 = 2,1  = 3,18;

                                     √ 0,47² + 0,46²   0,66

          T окружности груди =    69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88

                                             √0,51² + 0,45² 0,68

Таким образом, лишь t массы >3.

Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.

Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).

Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.

Структура и содержание занятия

Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.

 Практическая работа решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам

§ регрессионным методом

§ центильным методом

§ с использованием скрининг – тестов

§ комплексным методом

Контролирующие вопросы

1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.

2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение

3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

5. Анатомо-физиологические особенности подростков.

6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.

7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.

8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.

9. Возрастная периодизация.

10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение

11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.

 12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.

13. Методики оценки физического развития детского коллектива.

14. Биологический возраст – понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.

Приложения- вставить

 Приложение 1 –  регрессия (Поляков) – см. «Шкала регрессии»

Приложение 2 -центильные таблицы – см. «сканер»

 Приложение 3 – Скрининг – см. «сканер»

 Приложение 4 – показатели биологического развития – см. «шкалы регрессии» и сканер

Источник