Оценка физического развития ребенка по ивбдв
История вопроса
Ежедневно миллионы родителей обращаются в больницы, центры здравоохранения, аптеки, к врачам и народным целителям за медицинской помощью для своих больных детей. Результаты обзоров свидетельствуют о том, что эти поставщики медико-санитарных услуг не оценивают надлежащим образом состояние многих больных детей, не предоставляют им надлежащего лечения и не дают их родителям правильных советов. В медицинских учреждениях первого уровня в странах с низким уровнем дохода диагностическая поддержка, такая как радиологические и лабораторные услуги, является минимальной или отсутствует вообще, а лекарства и оборудование часто имеются в крайне незначительном количестве. Ограниченное количество средств, материалов и оборудования в сочетании с нерегулярным потоком пациентов оставляет врачам на этом уровне немного возможностей для проведения сложных клинических процедур. Вместо этого они часто полагаются на историю, признаки и симптомы болезни для определения хода ведения пациента, что позволяет наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.
Эти факторы способствуют тому, что предоставление качественной помощи больным детям становится серьезной проблемой. Для ее решения ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали стратегию под названием Интегрированное ведение болезней детского возраста (ИВБДВ).
Что такое ИВБДВ?
ИВБДВ является комплексным подходом к охране здоровья детей, в центре которого находится здоровье ребенка в целом. Целями ИВБДВ являются сокращение числа случаев смерти, болезней и инвалидности и содействие улучшенному росту и развитию детей в возрасте до пяти лет. ИВБДВ включает как профилактические, так и лечебные элементы, осуществляемые как семьями и общинами, так и медицинскими учреждениями.
Стратегия включает три основных компонента:
- Улучшение навыков работников здравоохранения в области ведения пациентов
- Улучшение общих систем здравоохранения
- Улучшение практики здравоохранения на уровне семей и общин.
В медицинских учреждениях стратегия ИВБДВ способствует точному определению детских болезней в поликлиниках, обеспечивает надлежащее комбинированное лечение всех основных болезней, улучшает консультирование лиц, осуществляющих уход за детьми, и ускоряет направление тяжело больных детей к надлежащим специалистам. В домашних условиях она стимулирует обращение за надлежащей помощью, способствует улучшенному питанию и профилактике, а также правильному выполнению врачебных предписаний.
Почему ИВБДВ лучше подходов к лечению отдельных болезней?
В развивающихся странах нуждающиеся в лечении дети, поступающие в медицинские учреждения, часто страдают более чем от одной болезни, что делает невозможным постановку какого-либо одного диагноза. ИВБДВ является комплексной стратегией, учитывающей разнообразные факторы, создающие серьезные опасности для детей. Она обеспечивает комбинированное лечение основных детских болезней и придает особое значение профилактике болезней путем иммунизации и улучшенного питания.
Как проводится ИВБДВ?
Введение и осуществление стратегии ИВБДВ в странах является поэтапным процессом, требующим высокого уровня координации между имеющимися программами и службами здравоохранения. Необходимо также тесное сотрудничество с местными правительствами и министерствами здравоохранения для планирования и адаптации подходов к местным условиям. Основными шагами являются:
- Принятие комплексного подхода к вопросам здоровья и развития детей в рамках национальной политики здравоохранения.
- Адаптация стандартных клинических руководящих принципов ИВБДВ к потребностям стран, имеющимся лекарствам, проводимой политике, а также к местным пищевым продуктам и языку, на котором говорит население.
- Улучшение качества помощи, оказываемой в местных клиниках, путем подготовки работников здравоохранения в области новых методов осмотра и лечения детей, а также эффективного консультирования родителей.
- Создание возможностей для оказания помощи улучшенного качества путем обеспечения достаточного количества надлежащих недорогих лекарственных средств и простого оборудования.
- Усиление медицинской помощи в больницах для таких больных детей, состояние которых слишком серьезно для лечения в клиниках для амбулаторных больных.
- Разработка механизмов поддержки в рамках общин для профилактики болезней, оказания помощи семьям в уходе за больными детьми и для отправки детей в клиники и больницы по мере необходимости.
ИВБДВ уже введено более чем в 75 странах мира.
Что сделано для оценки стратегии ИВБДВ?
Департамент по здоровью и развитию детей и подростков провел Оценку на уровне многих стран (ОМС) для измерения воздействия, стоимости и эффективности стратегии ИВБДВ. Результаты ОМС поддерживают планирование и выступление в защиту мероприятий в области охраны здоровья детей, проводимых министерствами здравоохранения в развивающихся странах, а также национальными и международными партнерами в сфере развития. На сегодняшний день ОМС проведена в Бангладеш, Бразилии, Объединенной Республике Танзании, Перу и Уганде.
Результаты ОМС указывают на то, что
- ИВБДВ способствует улучшению результатов деятельности работников здравоохранения и качества оказываемой ими помощи;
- при надлежащем проведении ИВБДВ может снизить смертность детей в возрасте до пяти лет и улучшить состояние, обусловленное питанием;
- в ИВБДВ стоит делать инвестиции, так как ее стоимость на одного ребенка при надлежащем проведении в шесть раз меньше, чем стоимость оказываемой в настоящее время помощи;
- в рамках проведения программ в области выживания детей необходимо уделять больше внимания деятельности, направленной на улучшение поведения семьи и общины;
- проведение мероприятий в области выживания детей необходимо сопровождать деятельностью по усилению системной поддержки;
- значительное снижение смертности детей в возрасте до пяти лет может быть достигнуто только при обеспечении широкомасштабного охвата мероприятиями.
Источник
1.
Обучающий курс по
техническим обновлениям
ИВБДВ:
оценка физического развития
22-27 декабря 2008,
Алматы
2. Стандарт веса и роста, параметры моторного развития детей в возрасте 0- 5 лет (Многофокусное исследование ВОЗ 1997-2003г на
8440 детей.)
Разные этнические группы детей:
представители 6 стран- Бразилия, Гана, Индия, Норвегия, Оман
и Соединенные Штаты
Критерии отбора детей:
–
окружающая среда, в которой росли дети, обеспечившая им
здоровый рост и развитие
– выборка детей на грудном вскармливании как биологическая
“норма” и стандарт для измерения его здорового роста и развития.
– здоровье и поведение матери : следили за своим здоровьем, не
курили в течение и после беременности и обеспечивали адекватных
уход за своими детьми.
3. Новые данные физического развития детей, предлагаемые ВОЗ дали возможность:
• Использовать в качестве международного
стандарта и ответить “как дети ДОЛЖНЫ
расти”
Утверждать, что все дети, независимо от
этнической принадлежности и социальноэкономического статуса страны проживания
имеют одинаковый потенциал достижения
оптимального роста и веса для своего
возраста при обеспечении оптимальных
условий для жизни.
4. Мониторинг веса и роста
Существуют 3 различных методик по которым
антропометрические данные ребенка или группы
детей могут быть сопоставлены со стандартом с
общепринятым диапазоном нормы:
–
Перцентили ( от 3 до 97 перцентиля)
Z скор или Стандартное Отклонение ( от
-2СО до +2СО) _
Процент от медианы ( 100% -90% – 80%)
5. Задачи обучающего курса: день 1
B: Измерение роста ребенка
• Как работать с модулями, формами
записи и наглядными пособиями,
используемыми на данном курсе
• Определять возраст ребенка на день
осмотра
• Определять клинические признаки
маразма и Квашиоркор.
• Технически правильно взвешивать и
измерять ребенка.
• Определять ИМТ (индекс массы тела),
используя таблицу или калькулятор.
6. Задачи обучающего курса : день 2
C: Интерпретация индикаторов роста
• Отмечать точки, соответствующие
индикаторам физического развития на
кривых веса и роста
• Интерпретировать индикаторы
физического развития и определять
норму или проблемы.
• Интерпретировать тенденции по данным
нескольких измерений на кривых
физического развития (проблема или риск
возникновения проблемы)
7. Задачи обучающего курса : день 3-4
D: Консультация по вопросам развития и
питания
– Информирование матери о результатах оценки
физического развития и консультирование по питанию
и развитию
– Выявление причин и консультирование матери ребенка
с недостаточностью питания (низкорослость, низкий
вес, истощение).
– Выявление причин и консультирование матери ребенка
избыточного весаожирения.
• Практические занятия по консультированию
матери
• Обсуждение адаптации материалов курса
ИВБДВ
8. Материалы обучающего курса
Карты записи и оценки физического развития для мальчиков и
девочек – это отдельные для мальчиков и девочек буклеты схем, содержащие все
кривые физического развития по возрастам до 5 лет и Памятку для Матери с
рекомендациями по питанию и уходу в целях развития.
Калькулятор возраста ребенка, разработанный ВОЗ – это крутящийся
Пособие для взвешивания и измерения ребенка – это пособие содержащее
Цифровая таблица – ИМТ для определения ИМТ ребенка без вычисления на
Исследование причин недостаточного питания и исследование
причин избыточного веса – это два пособия, представляющие собой
диск, являющийся инструментом для вычисления возраста ребенка в полных
неделях, месяцах или в годах и месяцах.
общую информацию о порядке действий при проведении взвешивания и измерения
длины или роста ребенка.
калькуляторе (ИМТ = Вес в кг Длину или Рост в см²) на последней странице
модуля В2 .
инструкцию по исследованию причин недостаточного питания (истощение,
низкорослость) с одной стороны буклета и исследование причин избыточного
весаожирения с обратной стороны. Пособия используются при приеме матери для
проведения консультирования по конкретным выявленным причинам.
Модули А, В, С, D
Источник
Интегрированное ведение болезней детского возраста
Ежедневно миллионы родителей обращаются в больницы, центры здравоохранения, аптеки, к врачам и народным целителям за медицинской помощью для своих больных детей. Результаты обзоров свидетельствуют о том, что эти поставщики медико-санитарных услуг не оценивают надлежащим образом состояние многих больных детей, не предоставляют им надлежащего лечения и не дают их родителям правильных советов. В медицинских учреждениях первого уровня в странах с низким уровнем дохода диагностическая поддержка, такая как лабораторные услуги, является минимальной или отсутствует вообще, а лекарства и оборудование часто имеются в крайне незначительном количестве. Ограниченное количество средств, материалов и оборудования в сочетании с нерегулярным потоком пациентов оставляет врачам на этом уровне немного возможностей для проведения сложных клинических процедур. Вместо этого они часто полагаются на историю, признаки и симптомы болезни для определения хода ведения пациента, что позволяет наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.
Эти факторы способствуют тому, что предоставление качественной помощи больным детям становится серьезной проблемой. Для ее решения ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали стратегию под названием Интегрированное ведение болезней детского возраста (ИВБДВ).
Что такое ИВБДВ?
ИВБДВ является комплексным подходом к охране здоровья детей, в центре которого находится здоровье ребенка в целом.
Целями ИВБДВ являются сокращение числа случаев смерти, болезней и инвалидности и содействие улучшенному росту и развитию детей в возрасте до пяти лет. ИВБДВ включает как профилактические, так и лечебные элементы, осуществляемые как семьями и общинами, так и медицинскими учреждениями.
Стратегия включает три основных компонента:
1) улучшение навыков ведения больных у медицинского персонала путем предоставления руководств по интегрированному ведению болезней детского возраста, адаптированных к местным условиям, и проведения мероприятий по пропаганде их использования;
2) общее улучшение системы здравоохранения, необходимое для эффективного ведения болезней детского возраста;
3) улучшение практики ведения больных в семье и обществе.
Принципы ИВБДВ следующие:
1. Все больные дети должны быть обследованы на наличие «общих признаков опасности», которые указывают на необходимость срочного направления или приема на стационарное лечение. Степень чувствительности и специфичности определяет диагностическую ценность клинического признака по сравнению с так называемым золотым стандартом, который по определению имеет 100% чувствительность и 100% специфичность.
2. Всех больных детей следует рутинно оценивать по основным симптомам (для детей в возрасте от 2 месяцев до 5 лет: кашель или затрудненное дыхание, диарея, лихорадка, проблемы с ухом; для младенцев в возрасте от 1 недели до 2 месяцев: бактериальная инфекция и диарея). Также необходимо других возможных проблем у детей.
3. Одним из основных компонентов руководств ИВБДВ является консультирование людей, ухаживающих за детьми, по вопросам ведения больных на дому, включая вопросы кормления, приема жидкостей, а также то, когда следует вернуться в медицинское учреждение.
Процедура проведения оценки для ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет включает несколько важных этапов, которые должны быть выполнены медицинским работником:
1) сбор анамнеза и общение с ухаживающим за ребенком по проблеме у ребенка;
2) проверка на наличие общих признаков опасности;
3) проверка на наличие основных симптомов;
4) проверка статуса питания;
5) оценка кормления ребенка;
6) проверка прививочного статуса;
7) оценка по другим проблемам.
Проверка на признаки опасности больного ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет:
1) судороги;
2) летаргия/без сознания;
3) не может пить/сосать грудь;
4) рвота.
Оценка основных симптомов:
1) кашель/затрудненное дыхание;
2) диарея;
3) лихорадка;
4) проблема с ушами.
Например, для оценки больного ребенка с кашлем или затрудненным дыханием используются следующие три клинических признака:
1) частота дыхания, которая позволяет отличить детей с пневмонией от детей, у которых нет пневмонии;
2) втяжение нижней стенки грудной клетки, которая указывает на тяжелую пневмонию;
3) стридор, который позволяет выявить больных с тяжелой пневмонией, нуждающихся в приеме на стационарное лечение.
Термин «втяжение нижней стенки грудной клетки» обозначает движение вовнутрь костной структуры стенки грудной клетки во время вдоха и является важным признаком тяжелой пневмонии. Этот признак более специфичен, чем «межреберное втяжение», который включает только втяжение мягких тканей между ребер без участия костной структуры стенки грудной клетки. У ребенка втяжение грудной клетки определяется только тогда, когда этот признак постоянно наблюдается в покое. Возбужденное состояние, заложенный нос или сосание груди, — все это может вызвать временное втяжение грудной клетки.
Стридор — это хрипящий звук при вдохе ребенка. Дети со стридором в покое подвержены повышенному риску обструкции и должны быть направлены в стационар. У некоторых детей с легким крупом стридор наблюдается только тогда, когда они плачут или возбуждены. Это не должно служить причиной для неоправданного направления таких детей в стационар. В некоторых случаях при выдохе ребенка (когда ребенок выдыхает) слышен астмоидный звук, это не стридор.
Основываясь на сочетании перечисленных выше признаков, детей с кашлем или затрудненным заболеванием можно классифицировать по трем следующим категориям:
1. Дети, нуждающиеся в направлении в стационар с возможной тяжелой пневмонией или очень тяжелым заболеванием. Эта группа включает детей с любым общим признаком опасности, или втяжением нижней стенки грудной клетки, или стридором в покое. Дети с тяжелой пневмонией или очень тяжелым заболеванием, вероятнее всего, инфицированы инвазивными бактериальными организмами и страдают заболеваниями, которые могут представлять опасность для жизни. Это оправдывает использование инъекционных антибактериальных препаратов.
2. Дети, нуждающиеся в амбулаторном лечении с помощью антибактериальных препаратов вследствие высокой вероятности наличия у них бактериальной пневмонии. Эта группа включает всех детей с учащенным для своего возраста дыханием. Признак учащенного дыхания, как считает ВОЗ, позволяет выявить около 80 % детей с пневмонией, которые нуждаются в лечении с помощью антибактериальных препаратов. Было доказано, что лечение, основанное на данной классификации, снижает смертность [6].
3. Дети, у которых просто кашель или простуда и которые не нуждаются в лечении с помощью антибактериальных препаратов. Такие дети могут нуждаться в лечении с помощью безопасного средства для того, чтобы облегчить кашель. Ребенок с кашлем или простудой обычно выздоравливает через одну или две недели. Однако ребенок с хроническим кашлем (более 30 дней) нуждается в дополнительной оценке (и если необходимо, в направлении в стационар) для того, чтобы исключить наличие туберкулеза, астмы или другой проблемы.
Пероральные лекарственные препараты. Всегда начинайте лечение с лекарственного препарата первого ряда. Эти препараты, обычно менее дорогостоящие, более доступные в данной стране, и их легче назначать больным. Используйте лекарственный препарат второго ряда (обычно более дорогостоящий и менее доступный) только в тех случаях, если лекарственный препарат первого ряда отсутствует или заболевание ребенка не реагирует на лечение с помощью препарата первого ряда. Медицинский работник должен также обучить мать или ухаживающего за ребенком, как давать оральные лекарственные препараты на дому.
Безопасное средство для лечения кашля и простуды. Не существует фактов, доказывающих, что коммерческие средства для лечения кашля и простуды являются более эффективными, чем простые домашние средства для облегчения кашля или смягчения воспаленного горла. Нежелательно пытаться подавить кашель, поскольку кашель — это физиологический рефлекс для выведения выделений из нижней части дыхательных путей. Грудное молоко само по себе является эффективным средством для смягчения горла.
Консультирование матери или ухаживающего за ребенком. Осмотренный в медицинском учреждении ребенок нуждается в продолжении лечения, кормления и приема жидкостей на дому. Очень важно наладить эффективное общение с матерью или лицом, ухаживающим за ребенком. Мать или ухаживающий за ребенком должны уметь определять, улучшается состояние ребенка или ухудшается. Успех проведения лечения на дому зависит от того, насколько хорошо мать или ухаживающий за ребенком умеют проводить лечение, понимают его важность и знают, когда следует вновь посетить медицинского работника. Некоторые советы очень простые; другие рекомендации включают обучение матери или ухаживающего за ребенком тому, как выполнять определенные действия. При обучении матери лечению ребенка используйте три основных этапа обучения: предоставьте информацию; покажите пример; предоставьте матери возможность попрактиковаться.
В заключение очень важно проверить, как мать или ухаживающий за ребенком поняли ваши объяснения. Содержание конкретных рекомендаций будет зависеть от состояния ребенка.
Ниже перечислены основные элементы, которые необходимо включить в процесс консультирования матери или ухаживающего за ребенком.
1. Дайте совет продолжать кормление и увеличить объем потребляемых жидкостей во время болезни.
2. Обучите, как давать оральные лекарственные препараты или как лечить местную инфекцию.
3. Консультируйте по проблемам кормления (если есть).
4. Дайте совет, когда следует вновь посетить медицинское учреждение.
В последние годы в республике, в связи с внедрением ИВБДВ, программ по борьбе с ОРИ/диареей, охране, поддержке и поощрению грудного вскармливания, постепенно уменьшаются младенческая и детская смертности.
Врач педиатр: Жуламанова Гуля Идрисовна
Источник