Оценка физического развития ребенка нужна для детского сада

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….…3

Диагностика физического развития…………………………………….5

Ориентировочные показатели физической подготовленности………6

Использование диагностических тестов……………………………….7

Диагностика психофизических качеств (тесты)………………..……..8

Тест по определению прироста показателей психофизических

качеств……………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………   14

Протокол обследования основных движений (приложение)……..…15

Диагностика физического развития дошкольников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Острота вопроса о качестве воспитания, развития детей дошкольного возраста  продолжает сохраняться . Эффективное  руководство, обеспечивающее качество , предусматривает  привлечение и рациональное использование различных  средств. Для  этого нужно уметь планировать  и оценивать свои действия , иметь в своем распоряжении достоверную и объективную информацию.

    Возникает проблема получения качественной  информации об уровне развития воспитанников в дошкольном образовательном учреждении по всем разделам программы и в частности по физическому развитию. Это обусловлено тем, что программы  нового поколения не предлагают  критерии  оценки качества образования, не дают тестов для определения уровня  развития дошкольника . Так обстоит дело и с комплексной образовательной программой «Детство» по которой работает наше  дошкольное учреждение.

    Программа по разделу «Растим детей здоровыми , крепкими, жизнерадостными»   дает характеристику возрастных особенностей воспитанников, уровни в освоении   содержания программных задач ( высокий, средний, низкий), предложены  минимальные результаты , но тестовых заданий нет, поэтому  возникла необходимость  систематизировать работу в этом направлении.

   Нами разработана программа физического обследования   дошкольников, которая состоит  из двух  частей, характеризующих:

  1. физическое развитие (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
  2. развитие       психофизических       качеств:
  • измерение     силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;
  • скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;
  • быстрота: бег на дистанции 10 метров  схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;
  • выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);
  • ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;
  • гибкости: наклон туловища вперед на скамейке.

Диагностика физического развития дошкольников

Обследование детей проводится как в помещении (физкультурный, музыкальный залы), так и на физкультурной площадке. На физкультурной площадке проводятся следующие тесты: метание мяча на дальность, бег на дистанции: 10, 30, 90, 120, 150, 300 м, «челночный бег» 3 х10 м.

Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики).  На открытом  воздухе заниматься детям лучше в костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная –  спортивные шорты, майка, спортивная обувь.

Измерение физической  подготовленности  проводится    воспитателем вместе с инструктором по физическому воспитанию. Все данные обследования заносятся в диагностическую карту по каждой возрастной группе отдельно

Диагностика физического развития дошкольников

 ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ.

Для проведения антропологических измерений необходимо предоставить  комнату, в которой поддерживалась бы температура зоны комфорта (22-24°С). Все измерения проводятся на правой стороне тела ребенка.  Для проведения измерений необходимо: ростомер – 1 шт., весы медицинские – 1 шт., сантиметровую ленту – 2 шт.

Измерение длины тела. Длина тела измеряется верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Необходимо следить за тем, чтобы антропометр не отклонялся от вертикальной линии. Точность измерения до 0,1см. Измерения проводятся в сантиметрах.

Измерение массы тела. Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви). При взвешивании ребенок стоит на середине площадки, спокойно. До измерения весы должны показывать нуль. Точность измерения – 50 г.

Измерение окружности грудной клетки. Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметровая лента, которую при обнаружении вытягивания заменяют на новую (рекомендуется заменять через 200-250 измерений).

При измерении у мальчиков лента накладывается сзади под нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек – по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимает руки, затем опускает их и стоит в спокойном состоянии, при котором проводится измерение. Затем фиксируются показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Показатели записываются в сантиметрах. (Данные тесты предложены Л.И. Абросимовой)

Диагностика физического развития дошкольников

Ориентировочные показатели

физической подготовленности детей 3-7 лет

(утверждено Постановлением Правительства Р.Ф. 29 декабря 2001г. №916)

Наименование показателя

Пол

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

1

Бросок набивного мяча

Мал

110-150

140-180

160-230

175-300

220-350

Дев

100-140

130-175

150-225

170-280

190-330

2

Прыжок в длину с места

Мал

60-85

75-95

85-130

100-140

130-155

Дев

55-80

70-90

85-125

90-140

125-150

3

Наклон туловища вперед из положения стоя (см)

Мал

1-3

2-5

3-6

4-7

5-8

Дев

2-6

5-8

6-9

7-10

8-12

4

Бег на дистанцию 10 метров схода

Мал

7,8-7,5

5,5-5,0

3,8-3,7

2,5-2,1

2,3-2,0

Дев

8,0-7,6

5,7-5,2

4,0-3,8

2,6-2,2

2,5-2,1

5

Бег на дистанцию 30 метров

Мал

8,5-10,0

8,2-7,0

7,0-6,3

6,2-5,7

Дев

8,8-10,5

8,5-7,4

7,5-6,6

6,5-5,9

6

Челночный бег 3×10 метров

Мал

9,5-11,0

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,8-11,5

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

7

Бег зигзагом

Мал

9,5-11,0

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,8-11,5

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

8

Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество)

Мал

6-8

9-11

10-12

12-14

Дев

4-6

7-9

8-10

9-12

9

Прыжки через скакалку

Мал

1-3

3-15

7-21

Дев

2-5

3-20

15-45

10

Бег на дистанцию 90,120,150 метров

Мал

31,6-34,6

31,9-35,0

31,5-35,2

Дев

32,0-35,0

32,0-36,0

32,5-37,0

11

Поднимание ног в положении лежа на спине

Мал

9-10

10-11

11-13

Дев

6-8

7-9

10-12

Диагностика физического развития дошкольников

Использование диагностических тестов.

Во время тестирования важно учитывать:

  • индивидуальные возможности ребёнка;
  • особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.

Перед выполнением контрольных двигательных заданий следует провести небольшую разминку (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, дыхательные упражнения).

Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.

Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных тестовых испытаний. Наблюдения показали, что большая часть (60%) постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей (10%) остаются пассивными и инертными.

Читайте также:  Ребенок в 9 месяцев развитие барагозик

Диагностика физической подготовленности должна проводится не менее двух раз в течение учебного года (сентябрь — май).

Дети, выполнившие все  тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) – к высокому уровню физической подготовленности. Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.

Диагностика физического развития дошкольников

ДИАГНОСТИКА  ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Тесты по определению скоростно – силовых качеств.

Бросок набивного мяча. (1 кг.) двумя руками из – за головы из исходного положения стоя.

Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Прыжок в длину с места

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время , а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1×2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.

Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние  и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Метание мягкого мяча на дальность

Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке . коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров и длиной 15 – 20 метров. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из И.п. стоя производит бросок мячом (200 гр.), одной рукой из – за головы , одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. Засчитывается лучший результат из трех попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Диагностика физического развития дошкольников

Тесты по определению быстроты.

Бег на дистанцию 10 метров схода

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Бег на дистанцию 30  метров

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, шири
на 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен
даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии
финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин)
проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.

Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Челночный бег 3X 10 метров

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.

Фиксируется общее время бега.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Тесты по определению ловкости.

Бег зигзагом

Тест проводится на спортивной площадке или в зале длиной не менее 15 м. Намечается линия старта, которая является одновременно и линией

Диагностика физического развития дошкольников

финиша. От линии «старта» на расстоянии 5 м кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 м еще 2 больших мяча параллельно первым и еще 2 мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция делится на 3 зоны. Расстояние между мячами 2 м. Необходимо указать направление движения стрелками.

По команде «На старт!» ребенок становится позади линии старта. По команда «Марш!»ребенок бежит зигзагом в направлении, указанном стрелкой между мячами и финиширует. Воспитатель выключает секундомер только после того, как ребенок пройдет всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/10с. Тест проводится одним ребенком 2 раза и фиксируется лучший результат. Если ребенок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводится заново.

Ребенку необходим показ.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Прыжки через скакалку

Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков.

Делаются две попытки, засчитывается лучший результат.

Внимание! Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то когда ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

Тест предназначен для детей от 5 до 7 лет.

Тесты по определению гибкости.

Наклон туловища вперед.

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Читайте также:  Педагогический маршрут для ребенка с нарушением развития

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тесты по определению выносливости.

Диагностика физического развития дошкольников

Бег на дистанцию 90,120, 150 метров.( в зависимости от возраста детей)

Тест проводится с небольшой подгруппой (5 — 7 человек), сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.

Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее — отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может проходить вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тест предназначен для детей: 5 лет – дистанция 90 м;

                                                   6 лет – дистанция 120 м;

                                                   7 лет – дистанция 150 м.

Тесты по определению силовой выносливости.

Подъем туловища в сед(за 30 секунд)

Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.

Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Поднимание ног в положении лежа на спине.

Ребенок лежит на спине в положении «руки за голову». По команде он поднимает прямые и сомкнутые ноги до вертикального положения и затем снова опускает их до пола. Плечи фиксируются другим ребенком. Засчитывается число правильно выполненных поднимании за 30 с.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

(Данные тесты предложены Н.Н.Кожуховой, Л.А.Рыжовой, М.М. Самодуровой)

Диагностика физического развития дошкольников

Тест по определению прироста показателей психофизических качеств

Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усачевым:

100(V1 – V2)

W = ½ (V1+V2)

где    W – прирост показателей темпов в %

V1 – исходный уровень

V2 – конечный уровень.

Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:

W=  100(46-42)  = 9%            

                   1/2(42+46)

Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.  

Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста (%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8-10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и естественной двигательной активности

10-15

Хорошо

За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Диагностика физического развития дошкольников

Таким   образом,   представленные   тесты   и   диагностические   методики

позволяют:

  1. оценить различные стороны психомоторного развития детей;
  2. видеть     динамику     физического     и     моторного    развития,     становления координационных механизмов и процессов их управления;
  3. широко    использовать    данные    задания    в    практической    деятельности дошкольных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». –   М.,2004

3. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С.П., 2003

4. Поляков С.Д., Хрущев С.В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006

5.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

6. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007

7. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.,2005

Источник

В настоящее время для оценки физического развития используются центильные величины.

Каждый измеряемый признак помещается в свой «коридор».

«Коридор» №1
(до 3 центиля)
Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще 3%. Дети с такими показателями должны пройти специальное консультирование (чаще у эндокринолога).
 
«Коридор» №2
От 3-10 центиля
Область «низких величин» встречающаяся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений здоровья.
«Коридор» №3
От 10-25 центеля
Область «ниже среднего» свойственна 15% здоровых детей.
 
«Коридор» №4
От 25-75 центиля
Область «средних величин» свойственных 50% детей данного возраста и пола.
 
«Коридор» №5
От 75-90 центиля
Область величин «выше среднего» характерна для 15% здоровых детей.
 
«Коридор» №6
От 90-97 центиля
Область «высоких величин» характерна для 7% здоровых детей. Необходимость медицинского консультирования зависит от состояния других органов и систем.
 
«Коридор» №7
От 97 центиля
Область «очень высоких величин», свойственна не более чем 3% здоровых детей. Требуется консультирование, чаще эндокринолога.

Гармоничное физическое развитие, если рост и масса тела ребенка находятся в одном коридоре. Если масса тела и рост находятся в разных коридорах, это говорит о дисгармоничном физическом развитии. Наиболее часто отклоняющимся показателем является масса тела ребенка. Дефицит массы тела коррелирует со снижением количества функционально активных лимфоцитов, то есть характеризует снижение иммунитета. Также снижается и содержание высокоспециализированных белков крови-иммуноглобулинов, которые являются антителами к различным возбудителям. Таких детей часто выявляют в группе длительно часто болеющих, и без нормализации массы тела лечить их очень трудно.

Причины дефицита массы тела могут быть разными:

Читайте также:  Психологическое развитие личности ребенка от 2 до 3 лет

1) Если ребенок страдает внутриутробно, то он может родиться с внутриутробной задержкой развития, когда масса тела меньше нормы при данном сроке беременности. При нейродистрофической форме нейродистрофии у детей с рождения плохой аппетит и они мало прибавляют в массе тела. Также дети должны наблюдаться у невролога и для стимуляции аппетита им применяют горечи (настойка горькой полыни в дошкольном возрасте), ______________, а в отдельных случаях и анаболики. Необходимо лечить нервную систему ноотропами, средствами улучшающими мозговое кровообращение по рекомендации врача. При нейроэндокринной форме нейродистрофии ребенок рождается маловесным и малорослым, что не соответствует сроку беременности. Такие дети часто имеют гипофункцию щитовидной железы или гипофиза и должны наблюдаться у эндокринолога. Они часто отстают не только в физическом, но в нервно-психологическом развитии и должны получать заместительную терапию.

2) Вторая достаточно большая группа детей – это дети, не получающие достаточного питания по возрасту в силу низкого материальной обеспеченности семьи или недостаточной грамотности родителей в вопросах питания. Такие дети часто болеют, а при болезни аппетит у ребенка снижен, и получается замкнутый круг. Эти пациенты нуждаются в применении лекарств-иммунокорректоров, витаминов, адаптогенов после болезни и в усиленном питании между заболеваниями. В условиях ДОУ при любой возможности таким детям нужно давать добавку, вести просветительскую работу с родителями.

Врачи-педиатры считают дисгармоничным физическое развитие детей, если разница между ростом и массой тела составляет 2 и более коридора.

Мы же считаем, что дисгармоничным следует признать уже физическое развитие с разницей между ростом и массой тела в 1 коридор и это следует расценивать как донозологическое (предболезненное) состояние, которое должно насторожить родителей и уже проводить мероприятия по его коррекции.

Нами проведена оценка физического развития детей по группам ДОУ на начало мая 2008г. по количеству присутствовавших на день обследования. Оценивали рост и массу тела детей общепринятыми методиками и гармоничность развития по центильной системе, что отражено на рис №1-5.

Рис. №1. Физическое развитие детей ясельной группы (31 чел.).

Дисгармоничное
 
  Рост Масса тела
Высокий    
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий    
Очень низкий  
Всего – 20 чел.

Как видно из рис. №1 в ясельной группе преобладали дети с дисгармоничным развитием в сторону снижения показателей, в большей степени по массе тела. В подгруппе гармонично развитых детей преобладали дети со средним физическим развитием.

Рис. №2. Физическое развитие детей 2-й младшей группы (26 чел.)

Гармоничное
 
Высокое  
Выше среднего
Среднее  
Ниже среднего  
Низкий  
Очень низкий  
Всего – 15 чел.

Во 2-й младшей группе преобладали дети с гармоничным физическим развитием (рис. №2) всего 15 чел., однако средние показатели имели только 8 из них, у 4-х детей эти показатели были снижены, а у 3-х выше средних. Дисгармоничное развитие было у 11 человек, причем преобладали дети с низкими показателями, особенно по массе тела.

Рис. №3. Физическое развитие детей средней группы (33 чел.).

Дисгармоничное
 
  Рост Масса тела
Очень высокий    
Высокий    
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий  
Очень низкий    
Всего – 20 чел.

В средней группе (рис. №3) вновь преобладали дети с дисгармоничным физическим развитием – 20 чел. против 13 гармонично развитых. Среди гармонично развитых детей преобладали дети (10 чел.) со средними показателями как роста, так и массы тела. В подгруппе дисгармонично развитых детей по сравнению с более младшими детьми стало больше детей с показателями, превышающими средние по росту (8 чел.), но по-прежнему много (10) детей с дефицитом массы тела разной степени выраженности.

Рис. №4. Физическое развитие детей старшей группы (33 чел).

Гармоничное
 
Очень высокое  
Высокое  
Выше среднего  
Среднее  
Ниже среднего  
Всего – 13 чел.

В старшей группе, как видно из рис. №4 преобладали дисгармонично развитые дети (20 чел.) против 13 с гармоничным развитием. В подгруппе детей гармоничного развитых преобладали дети (9 чел.) со средними показателями роста и массы тела, и 4 чел. имели более высокие показатели. В подгруппе дисгармоничных детей преобладали дети со сниженной массой тела при увеличении количества детей с более высоким ростом (5 чел.)

Рис. №5. Физическое развитие детей подготовительной группы (29 чел.)

Гармоничное
 
Высокое
Выше среднего  
Среднее  
Ниже среднего  
Всего – 13 чел.

При оценке физического развития детей подготовительной группы (рис. №5) также обращает на себя внимание преобладание дисгармонично развитых детей с существенным дефицитом по массе тела. В подгруппе гармонично развитых детей преобладали (11 чел.) со средним физическим развитием.

В зависимости от возраста детей выделяют периоды округления (2-3 года) и вытягивания (4-7 лет), то есть нет одновременного одинакового увеличения роста и массы тела. По законам роста имеется неравномерность роста и в дошкольном возрасте быстрее идет рост ног. Дефицит массы тела, это дефицит белковой пищи в первую очередь, а это значит, что недостаток белка скажется на снижении скорости роста, и дети вырастут коротконогими и меньшего роста, чем могли бы при достаточном питании. Недостаток белка отразится на снижении синтеза иммуноглобулинов-высокоспециализированных белков организма, отвечающих за иммунитет. А нарушение (снижение) иммунитета – это склонность к частым заболеваниям. То есть дефицит массы тела это существенный фактор риска превращения ребенка в длительно часто болеющего, а потом и хронического больного.

Таким образом, по результатам работы можно сделать выводы:

1) Установлено, что большинство организованных детей в данном ДОУ имеют дисгармоничное физическое развитие с преобладанием дефицита массы тела.

2) Дефицит белкового питания ведет к замедлению роста, нарушению пропорциональности тела и способствует частым острым заболеваниям детей.

3) Поэтому считаем целесообразным как можно раньше выявлять нарушения физического развития, информировать об этом родителей и расценивать как существенный фактор риска здоровью ребенка, требующий коррекции.

В средней и старшей группах провели обследование и выявили большое количество детей с плоскостопием и уплощением свода стоп.

Так в средней группе у 3-х чел. уплощение свода стоп и у 22-х плоскостопие, а в старшей группе у 8 чел. – уплощение свода стоп и у 6 чел. – плоскостопие.

Таким образом, в ДОУ желательно создание группы лечебной физкультуры.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник